Буквы: «Х» «х», обозначение согласными звуками [х] и [х’]

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Живое слово


Тема: Буквы: «Х» «х», обозначение согласными звуками [х] и [х'].
Цель: знакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Задачи:

  • учить давать характеристику звукам, производить звукобуквенный анализ;
  • развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;
  • воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к хлебу;
  • повторить сигналы светофора.

Оборудование: проектор, экран, конспект урока.


Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1) Мы за парты сядем дружно А сейчас учиться нужно. II. Постановка цели. (слайд 2) Прочитайте сначала буквы, которые написаны красным цветом, а потом синим, и вы узнаете, какой сейчас урок. Огбруачмеонтиее ( слайд 3) -Чему мы учимся на уроках обучения грамоте? -Сегодня на уроке мы отправимся в одно небольшое путешествие, для того чтобы познакомиться с новыми звуками и буквами. III. Повторение пройденного. -Догадайтесь, на чём мы будем путешествовать. Что там мчится и шипит И колёсами стучит: -Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я по рельсам лечу. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Сто вагонов я тащу. (слайд 4) -Кому из вас уже приходилось ездить на поезде? -Из окошек вагонов интересно наблюдать за окружающим миром? - А кто в вагонах? - Вместе с нами в путешествие пожелали отправиться буквы, с которыми мы уже познакомились. Вот только им нужно помочь занять место в нужном вагоне. Давайте рассадим по местам всех пассажиров. Для этого отделите буквы, которые обозначают гласные звуки, от согласных. Игра «Составь поезд» (К двум паровозикам с названием «Гласные» и «Согласные» цепляем вагончики с нужными буквами.) -Чем отличаются гласные звуки от согласных? -Прочитайте хором с ленты букв гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков. -Мягкость согласных? -Какие из гласных «хитрые»? Почему? -А что вы запомнили о согласных звуках? (звонкие, глухие, парные, непарные) -Есть ли среди согласных особенные? В чём их особенность?
IV. Работа над новым материалом. (слайд 5) - Наши поезда уже готовы в путь. Но что-то их задерживает? ( На светофоре красный свет) (слайд 6) - Прочитайте текст: Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться опасно. Свет зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!» Жёлтый свет - предупрежденье- Жди сигнала для движенья.
- Вы соблюдаете правила дорожного движения? Переходим когда дорогу? - Зажечь зелёный свет светофора нам поможет регулировщик. А вы знаете кто такой «Регулировщик». Чтобы выполнить его задание нужно составить поговорку из слов и объясните её значение. (слайды 7-8) На доске: смешишь - людей поспешишь (Поспешишь - людей насмешишь.) Регулировщик нам зажигает зелёный огонёк, и мы наконец-то отправляемся в путь. (слайд 9) - Догадайтесь, как зовут нашего регулировщика? Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (Хомяк)
- Какой первый звук в отгадке? -Этот звук гласный или согласный? - Как смеются мальчики в вагоне? (Ха-ха-ха) -А как хихикают девочки? (Хи-хи-хи) Вот и первая станция, прочитайте её название: (слайд 10) Станция «Хвастунов» А живёт на этой станции хомяк-хвастун. Послушайте о нём сказку и запомните слова со звуком [х].
В. Волина « Учимся, играя» стр. 205 -Какие слова вы запомнили? - А что не так было в сказке? - Наш поезд отправляется дальше в путь.

Физ. минутка.


Имитация движения поезда. Зарядка «Хомка» Мы приближаемся ко второй станции, прочтите её название. (слайд 11) - Рассмотрите новую букву. (слайд 12) - На что она похожа? (слайд13) Х - забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка- Ветру вольному подружка.
(слайд 14) На ходулях скороход Отправляется в поход (слайд 15) Не рогаты мы, не злы. Козлы мы, а не козлы. Держим мы в руках бревно, Чтоб не выпало оно. - Прочитайте слоги с буквой «х». (слайд 16) ХА ХО ХУ ХЕ ХИ АХ ОХ УХ ЕХ ИХ - Найдите их в Азбуке. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 162. - Что изображено в центре иллюстрации? - Кого обычно в России встречают хлебом-солью? - Каким изображено солнышко? - Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
А мы уже возле следующей станции, которая называется « Хлебная» (слайд 17) -Рассмотрите иллюстрацию рядом на стр.163. Что вы видите на иллюстрации? - Где выращивают хлеб? - Это наше время? Как вы догадались? - Как убирали хлеб 100 лет назад? (слайд 18 «Серп») - Как называется маленькая вязанка скошенных колосьев? (слайд 19 «Сноп») Как теперь убирают хлеб? (слайд 20) - Как нужно относиться к хлебу? Почему? - Прочитайте стихотворение: (слайд 21) Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. - Что значит «лелеют»?
Прочитайте текст на стр.163. Учащиеся сначала читают текст «по цепочке», а потом хором. - Какие слова с новой буквой нам встретились? (Учитель демонстрирует каравай)
Вот он хлебушек душистый С русской корочкой витой. Весь он тёплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, за каждый стол Он пожаловал, пришёл. В нём здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле. - Скажите, долгий путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол? А мы продолжаем путешествие, но на нашем пути преграда. Поезд может остановиться, а чтобы нам доехать благополучно до следующей станции необходимо выполнить следующее задание. (На карточках). (Предлагаются разноуровневые задания для чтения) - Мы приближаемся к следующей станции. Прочитайте её название. (слайд 22) -Как вы думаете, почему она так называется? Да, здесь живут очень рассеянные люди. Они случайно растеряли буквы из слов. Помогите им отыскать пропажу. ( …олод, му…а, …лопушка) (слайды 23-30) Нам уже пора возвращаться обратно. И пока мы в пути, сыграем в игру «Шифровщики» (слайд 31) -Найдите слова, которые спрятались в слове ХЛЕБОЗАВОД (хлеб, хлев, холод, лев, лоза, еда, беда, обед, обоз, овод, завод, вода и т.д.)
V. Итог. Вот мы и дома. Расскажите, с какой буквой мы сегодня познакомились? Что запомнилось из путешествия? Что понравилось? В чём испытывали трудность? (слайд 32)



5


© 2010-2022