- Преподавателю
- Начальные классы
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Минина А.В. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Понимание здорового образа жизни человека несёт в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь - здоровье. И всё больше нас, учителей начальных классов, волнует состояние здоровья детей. Сложность младшего возрастного периода связана с тем, что в это время растёт умственное напряжение учащихся, существенно возросшее за последние годы в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ. Проблема оздоровления детей стоит сейчас достаточно остро. Её пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и общеобразовательных учреждений. Школьные программы стремятся дать максимум для развития интеллекта ребёнка, а цель сохранения здоровья ребёнка отходит на второй план. Проведя микроисследования в школе, мы выявили следующие статистические данные: 27 детей школы начального звена имеют заболевания желудочно-кишечного тракта. Перед учителями нашей школы встала проблема по поиску наиболее эффективных методов и форм «оздоровления» учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Как сохранить и укрепить здоровье детей в период интенсивного роста, серьезной перестройки функциональных систем организма, в условиях интенсивного обучения? Как помочь заболевшим детям справиться с недугом? Известно, что нарушения питания в этом возрасте могут привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма: к расстройствам функции органов пищеварения (о которых мы уже упоминали), сердечно-сосудистой системы, нервной деятельности. Поэтому вооружение школьников, родителей информацией о правильном питании является одним из ведущих условий гармоничного развития. Доказано, что дети, получающие правильное питание, реже болеют, а в случае возникновения заболеваний переносят их сравнительного легко. Воспитание у детей культуры питания - задача сложная. Поэтому, когда в нашей области появилась возможность участия в реализации программы "Разговор о правильном питании", учителя, дети и родители с удовольствием стали работать по ней, так как она
- позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью,
- осваивать навыки правильного питания,
- формировать представления о правилах этикета,
- пробуждать интерес к народным традициям.
Мы поняли, что работу по культуре питания надо начинать со взрослых. Ни одна, даже самая лучшая, здоровьесберегающая технология не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьей. Семья для ребёнка - это источник общественного опыта, о чём сказано в законе «Об образовании»: «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Объединить стремления педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о культуре здорового питания и потребности в здоровом образе жизни помогает программа «Разговор о правильном питании», которая реализуется в нашем образовательном учреждении более 10 лет. Цель нашей работы по данной программе такова: формирование у детей культуры питания, как составляющей здорового образа жизни. Исходя из поставленной цели, мы сформулировали следующие задачи: Образовательные:
- формирование и развитие представления детей, подростков и их родителей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование и развитие у школьников, их родителей знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания.
- информирование детей, подростков и их родителей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и традициях других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
- активизировать познавательную активность учащихся, родителей в вопросах здоровья;
- создать условия для развития творческой активности учащихся;
- вовлекать родителей в педагогический процесс для приобретения ими навыков сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами.
Взаимодействие с семьей строится на следующих принципах: 1) принцип партнерства, взаимопонимания и доверия - понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни; 2) принцип «активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства; 3) принцип согласованности действий - правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой; 4. принцип самовоспитания и самообучения - педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться; 5) принцип ненавязчивости; 6) принцип жизненного опыта - делитесь своим опытом и выслушивайте опыт родителей; 7) принцип безусловного принятия ребенка - это гарантия уважения педагога со стороны родителей. Работа с родителями строится по трем направлениям:
- просветительское (просвещение родителей в вопросах здорового питания; развитие понимания необходимости организации рационального питания детей);
- консультативное (знакомство с методами эффективного воздействия на ребёнка);
- коммуникативное (возможность обмена опытом по формированию культуры здорового питания; получение информации о народных традициях, связанных с питанием; формирование чувства уважения к культуре своего народа и традициям других народов).
Условия для успешной работы с родителями:
- Целенаправленность, системность, и плановость.
- Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи.
- Возрастной характер работы с родителями.
- Доброжелательность. Открытость.
- Разнообразие питания
- Гигиена питания
- Режим питания
- Рацион питания
- Культура питания
- Разнообразие питания
- Гигиена питания и приготовления пищи
- Этикет
- Рацион питания
- Традиции и культура питания
Нами используются разнообразные формы взаимодействия с семьей:
- формы познавательной деятельности:
- формы досуга:
Об эффективности проводимой работы говорят итоги анкетирования, проведенного как среди детей, так и среди родителей; заинтересованность, активное участие родителей в различных конкурсах и их высокие результаты:
- 2008 г. - учитель Минина А.В. - 1 место в городском и региональном конкурсе методик реализации программы «Две недели в лагере здоровья» (через использование кукольных спектаклей (часть которых сочинили родители), рассказывающих о традициях питания на нашем архангельском севере);
- 2009 г. - семья Страшинских (учитель Шевердина М.А.) - 2 место в муниципальном этапе конкурса семейной фотографии;
- 2009 г. - 4 «Б» класс (учитель Минина А.В.) - 1 место в городском конкурсе детского творчества «Игротека программы» «Разговор о правильном питании» на тему «Наш «Арбузник»;
- 2010 г. - 2 «В» класс (учитель Жадан С.Т.) - 2 место в муниципальном этапе конкурса «Веселый фильм о том, что вкусно и полезно»; 1 «Б» класс (учитель Минина А.В.) - 1 место в муниципальном и 1 место в региональном этапе конкурса «Веселый фильм о том, что вкусно и полезно» (фильм «Вове и не снилось» о пользе витаминов);
- 2012 г. - семья Калининых (учитель Шевердина М.А.) - 1 место в региональном конкурсе семейной фотографии «Кулинарное путешествие»; Кушнарев Михаил (учитель Жадан С.Т.) - победитель муниципального и лауреат регионального конкурса детского творчества «Кулинарное путешествие».
Формирование полезных привычек - длительный и сложный процесс, охватывающий все стороны жизни ребенка. Так, воспитание культуры питания не может быть ограничено отдельными беседами или занятиями с ребенком. Родители являются главным образцом поведения для младших школьников. Даже самые эффективные обучающие методики не дадут положительного результата, если в семье родители не будут соблюдать правил здорового питания, заботиться о своем здоровье. Реализация программы «Разговор о правильном питании» дает толчок к новым находкам, объединяет и сплачивает родителей, учителей в заботе о сохранении и укрепления здоровья детей. Методическое пособие каждого УМК заканчивается словами авторов программы: «С надеждой на плодотворное сотрудничество». И такое сотрудничество нами осуществляется.