- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок. «Хлеб - главное богатство России»
Урок. «Хлеб - главное богатство России»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антонова Л.А. |
Дата | 19.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа
села Барановка Аткарского района Саратовской области
Антонова Любовь Александровна
Педагогический стаж: 18 лет
Вторая квалификационная категория
Класс - комплект:2,4
Тема урока по окружающему миру во 2 классе: «Хлеб - главное богатство России»
УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: урок обобщения знаний с элементами проектной и исследовательской деятельности.
Перечень оборудования: гербарии хлебных злаков, образцы зерна: овёс, рожь, ячмень, пшеница. образцы круп и различных сортов муки, компьютерная презентация, листы экспертизы, изделия из соленого теста, выставка хлебобулочных изделий, буклеты, выставка рисунков, выставка книг.
Цели и задачи для каждого этапа урока.
1.Организационный момент.
Цель: организовать класс, настроить на активную работу.
2.Актуализация темы.
Цель: подготовить детей к решению проблемной задачи.
3. Работа в парах.
Цель: обобщить знания учащихся о культурных растениях, развивать навыки исследовательской работы, представлять результат исследования в виде таблицы, развивать чувство коллективизма.
4. Словарная работа.
Цель: обогащение словарного запаса учащихся, обобщение знаний о важности труда земледельцев. 5. Работа с новым материалом. Цель: познакомить с оборудованием для производства хлеба, развивать навыки сравнительной деятельности. 6. Защита проекта «История возникновения хлеба».
Цель: развивать умение представлять результаты своей работы, выступать с докладами.
7.Физминутка.
Цель: сохранение здоровья детей.
8. Защита проекта «Хлебное изобилие».
Цель: развивать умение представлять результаты своей работы в виде буклетов, рисунков, изделий из солёного теста; развивать творческие способности учащихся.
9. Итог урока.
Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, обобщить знания учащихся о значении хлеба.
10.Рефлексия.
Цель: выявление степени усвоения знаний за урок, определение уровня заинтересованности учащихся, психологического климата на уроке, развитие навыка взаимооценки у учащихся. Цели урока. 1. Обобщить знания учащихся о культурных растениях, значении хлеба, важности труда земледельцев; познакомить с оборудованием для производства хлеба. 2. Развивать умение формулировать проблему, находить пути ее решения; потребность в самовыражении через различные виды работы (проектная и исследовательская деятельность) с учетом индивидуальных способностей учащихся; обогащать словарный запас. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство коллективизма.
Ход урока. 1.Организационный момент. - Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парту тихо сели, На меня все посмотрели. Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока. 2. Актуализация темы. Слайд1. Звучит песня «Русское поле», сл.И.Гофф, муз.Я.Френкеля. - Какое впечатление произвела на вас музыка? (ответы учащихся) Учитель читает стихотворение на фоне 1 слайда: Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, В нем - чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло! -О чем это стихотворение? (о хлебе) -О чем же будем сегодня говорить на уроке? Кто определит тему урока? Слайд 2. - Прочтите тему урока. Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь». -Что нарисовано на картине? -Какие чувства испытывал художник в момент написания картины? -Что вы видите? Что растет на поле? (пшеница, рожь, овес, ячмень) слайды 3,4,5,6 -Как назвать одним словом? (злаковые растения) 3. Работа в парах. -Сегодня вы будете работать в качестве научных экспертов-исследователей. У вас лежат листы экспертизы, вид злакового растения, гербарий, образцы круп и муки. Исследуйте растение и заполните лист экспертизы.
Лист экспертизы. Название злакового растения_____________________________________ Описание зёрен: Цвет_________________________________________________________ Размер_______________________________________________________ Форма_______________________________________________________ Что получают из зерна_________________________________________ Что можно приготовить________________________________________
Отчет о проведенном исследовании. 4. Словарная работа. Слайды 7,8,9. -Люди каких профессий трудятся на полях? Чем они занимаются?(Дети заранее работали с толковым словарём) Агроном - Тракторист - Комбайнер - - Как можно назвать одним словом всех этих людей? (хлеборобы) Слайд 10. 5. Физминутка. «Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями) -Представьте, что вы зёрнышки… Посадили мы зерно. Что же выйдет из него? Дождик землю поливает, Солнце нежно пригревает. Подрастает зёрнышко - Потянулось к солнышку. С ветерком оно играет, Ветерок его качает, К земле низко прижимает - Вот как весело играет! Потянулся наш росток, Превратился в колосок.
6. Работа с новым материалом - путешествие по прошлому и настоящему. - Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе. Есть пословица в народе - «Хлеб - на стол, и стол расцвёл!» Ну, а всё же, как приходит Этот хлеб на стол? Слайд 11,12,13,14. - Что изменилось в производстве хлеба? 7. Защита проекта «История возникновения хлеба». Сообщения учащихся об истории возникновения хлеба. (Приложение 1 - доклады учащихся) Показ каравая и торжественное вручение гостям - присутствующим педагогам и родителям. Слайд 15. Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим. То гостей таких встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником! Ученик подносит гостям каравай на блюде с рушником С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук!
Учитель: Но не всегда было так. В годы Великой Отечественной войны хлеб ценился на вес золота. Слайд 16, 17. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжкого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. В музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневкой паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек, весом в 125 грамм, спас многих ленинградцев от смерти. Значит хлеб - это жизнь! 8. Физминутка под музыку песни «Каравай». Слайд 18. 9. Защита проекта «Хлебное изобилие». Слайд 19. Результаты нашей плодотворной работы представлены на выставке хлебной выпечки, которую вы приготовили дома с мамами, а также ваши буклеты, рисунки, изделия из солёного теста. Расскажите о своей работе! - Посмотрите, сколько книг о хлебе мы с вами собрали! Вы можете их почитать, только не забудьте спросить книгу у ее владельца. 10. Итог урока. - Почему один хлеб белый, другой чёрный? ( ответы детей) -А что такое отрубной хлеб? - Мельничные жернова перетирают зерно в муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы - оболочка зерна. Это отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных ( показ разреза отрубного хлеба). -А знаете ли вы, что из одного зёрнышка получается всего двадцать миллиграмм муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола десяти тысяч зёрен. - А сколько нужно хлеба для вашей семьи? (ответы детей) - Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (ответы детей) - Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100 грамм хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будьте же в числе таких людей! - Какие правила бережного обращения с хлебом мы должны запомнить? Правила. Брать хлеба столько, сколько съешь. Не играй с хлебом. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным. Черствый хлеб не выбрасывать, из него можно приготовить различные блюда. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этомй других. - С детских лет мы учимся ценить и беречь каждый кусочек хлеба как самое большое богатство на земле. Хлеб - величайшая святыня для каждого народа. Для России хлеб - главное достояние. Мы любим свою родную землю и не мыслим свою жизнь без душистого ломтика хлеба. Хлеб для нас - символ величия труда, потому что добывается очень тяжело. Есть в мире слова, которые всегда ценны. Это слова «хлеб», «мир», «дружба». Слайд 20. 11. Рефлексия. Определение эмоционального состояния детей. -Поднимите колосок, кому на уроке было интересно. Сорняк - кому не было интересно. Взаимооценка. - Кто на уроке работал, на ваш взгляд, наиболее успешно? -Я согласна. За урок получили отметку «5» … Спасибо за работу! 12. Домашнее задание (по выбору). Выучить стихотворение о хлебе наизусть или подготовить краткий пересказ произведения о хлебе.
Литература.
-
Бакалдин ВВ. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное издательство, 1975.
-
Газета "Комсомольская правда" от15. 09. 1982. В. Щанкин "Пламя над полем".
-
Извекова Л. Н. Что всего дороже? Для детей младшего школьного возраста. Изд.: Алтайское книжное, Барнаул, 1984.
-
Журнал " Веселые картинки"№8. 08. 1985.
-
Крупин В. Н. Нынешний хлеб. Для дошкольного возраста. Издательство "Малыш", М. ;1988.
-
Кузьмин Заветное дело. Быль. Для младшего школьного возраста. Издательство "Малыш" Мм.;1986.
-
Сенченко И. "Хлеб святой".
-
Стихи Яковлева Ю. , Приходько В. , Погореловского С.
Аннотация. Урок по окружающему миру по теме «Хлеб - главное богатство России» проводится во 2 классе, как итог краткосрочного проекта «Хлеб - главное богатство». Главные этапы проекта: - подбор материала для изготовления буклетов (стихи, песни, загадки, интересные факты о хлебе, рецепты изготовления хлеба), подбор книг для книжной выставки; - сбор информации о злаковых культурах с использованием энциклопедической и художественной литературы, Интернет-ресурсов; - просмотр фильма о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; - чтение и обсуждение произведений разных жанров о хлебе; - исследовательская работа «Злаки». Главной ценностью проекта стала совместная плодотворная деятельность семьи и учителя.