Методические рекомендации для работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации для работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Предупреждение и исправление орфографических ошибок является важным условием для формирования орфографических навыков. Когда основной опорой изучения написаний являются зрительные и рукодвигательные образы (например, непроверяемые написания), учителю необходимо применять приемы, обеспечивающие легкость и прочность зрительного восприятия. Таким приемом является вынесение на доску слов на неизученное правило или трудных для написания с указанием в них орфографической трудности, подбором однокоренных слов. Орфограммы можно обозначать разными способами - выделять цветом, размером шрифта (пАльто), расположением. Составление списков однокоренных слов должно сопровождаться разбором значения каждого отдельного слова, выделением орфограммы и морфемы, в которой она находится. Кроме указанных приемов, для предупреждения орфографических ошибок используются выборочное комментирование (учащиеся объясняют прежде всего написание слов, в которых испытывают затруднение), проговаривание трудных для написания слов (хоровое, индивидуальное), а также различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный и др.) и разборов (фонетический, морфемный, орфографический). Предупреждению ошибок может служить овладение учащимися общим способом решения орфографической задачи, т. е. выполнение в определенной последовательности умственных действий, необходимых для правильного написания слов. Общий способ решения орфографической задачи представляется в следующем виде: произношение слова - распознавание орфограммы − определение места орфограммы в слове - определение способа проверки - проверка - запись слова - контроль. IIредупреждение ошибок следует рассматривать как планомерную работу учителя, обеспечивающую правильное применение школьниками орфографических правил в специальных упражнениях и самостоятельных творческих работах. Работа по предупреждению орфографических ошибок связана с работой по их исправлению. Процесс предупреждения и исправления орфографических ошибок включает последовательное выполнение определенных действий, необходимых для решения орфографической задачи. Работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок должна проводиться с учетом этой взаимосвязи Предупреждение ошибок возможно лишь в том случае если учитель будет знать пробелы в знаниях класса в целом и отдельных учеников. Знать - это значить предвидеть возможность тех или иных ошибок. Способы предупредительной работы:

  • на основе диагностики допущенных ошибок выделение «опасных» правил, слов, их сочетания, типов орфограмм;
  • соответствующие акценты в процессе изучения курса: усиление внимания к тем темам, вопросам, которые труднее усваиваются;
  • отчетливое выделение перечня трудных слов для каждого класса, включение их в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и пр.;
  • поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;
  • одобрение каждого, даже малого, успеха ученика, стремление придать уверенности тем детям, которых преследуют ошибки;
  • воспитание орфографического оптимизма, создание повышенной мотивации;
  • воспитание уверенности учащихся в возможности достижения высокого уровня грамотности письма.
В целях предупреждения ошибок существуют следующие приемы:
  1. Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя четко каждое слово.
  2. Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее усвоению материала. Элементы комментарием включается в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
  3. Письмо с обоснованием. Ученики пишут слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Они сначала должны записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть обосновать орфограмму.
  4. Диктант «Проверяй себя». Дети пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляется сомнение, пропускают. Потом спрашивают учителя, как нужно правильно написать слово. При этом только доброжелательная обстановка на уроке даст желанный результат.
  5. Письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором.
В целях повторения пройденных орфографических правил особенно результативны выборочные диктанты, выборочное списывание, подбор учащимися слов на определенное орфографическое правило. Эти упражнения составляют так называемые орфографические пятиминутки и проводятся в любой части урока с разной целевой установкой: предупредить написание слов, которые встретятся в самостоятельной работе, сопоставить правила, закрепить способы проверки слов, в которых были допущены ошибки, проверить домашнюю работу и т. п. На уроках русского языка большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован. Для учителя очень важно сформулировать и подать задания так, чтобы ребенок, отвечая на вопросы, и вспомнил уже изученное раннее, и самостоятельно сделал новые выводы.


Используемая литература

  1. Ахмадуллина Ф. Грамотность учащихся. //Магариф. - 1998, №3. - с. 48-50.
  2. Бельдина Е. В. Развитие орфографической зоркости //Начальная школа. - 2004. - №3. - 35-39.
  3. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника. -//Начальная школа 2003, - №4. с.47-50.


© 2010-2022