Рабочая программа внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


Целинская средняя общеобразовательная школа № 1



Утверждаю Рассмотрено

Директор школы: на заседании МО учителей __________Н.Ф.Кадушкина начальных классов

Приказ № 157 от 29.08.2015г. Протокол №1 от 28.08.2015г.

Рабочая программа


по внеурочной деятельности

духовно-нравственное

направление


для 1 класса

на 2015 - 2016 учебный год


Учитель: Свидетелева Г.А.

п. Целина


2015 -2016 уч.год



Раздел 1. «Пояснительная записка».


Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 1 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы «Город мастеров» Т.М. Рагозиной. Программа относится к духовно-нравственному направлению. Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 - ФЗ)».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
  1. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
  2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
  4. Учебный план МБОУ Целинская СОШ № 1 на 2015-2016 учебный год.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Цели программы:
  • Развитие и реализация творческого потенциала учащихся начальной школы;
  • Формирование универсальных учебных действий младших школьников;
  • Создание условий для овладения учащимися различными видами художественной деятельности;
  • Развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • Развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.


Раздел 2. «Общая характеристика учебного предмета». Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских, цель - максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить кругозор. Такими мастерскими в первом и втором классах являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. В третьем классе добавляется мастерская дизайна и мастерская кукольного театра. В четвертом классе ребята познакомятся с работой в мастерской мягкой игрушки, волшебной паутинки, бумагопластики. Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения - взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн) Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение. Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления. Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии. Формой организации внеурочной деятельности является кружок. Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные. Работа в творческих мастерских представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
  • Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • Формирование информационной грамотности современного школьника;
  • Развитие коммуникативной компетентности;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Раздел 3. «Место предмета в учебном плане». Программа рассчитана на 1 час в неделю, 1 класс - 33 часа.

Раздел 4. «Содержание курса «Город мастеров»».


  1. Основы культуры труда и самообслуживания.

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.

Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).

Анализ объекта и его назначения.

Данный раздел раскрывается при организации творчества во всех мастерских 1,2,3,4 класса.

  1. Технология ручной обработки материалов.

Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала. Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с природными материалами. Практические работы: 1 класс: композиции из листьев; 2 класс: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек; 3 класс: работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой. Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений. Практические работы: 1 класс: лепка фигурок животных, композиции из пластилина; 2 класс: лепка героев сказок, фигурок домашних животных, составление коллективных композиций; 3 класс: лепка посуды; 4 класс: лепка из соленого теста. Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги. Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой. Практические работы: 1 класс: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами; 2 класс: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами; 3 класс: куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона; 4 класс: игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала. Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами. Практические работы: 1 класс: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение; 3 класс: куклы из драпа, изонить; 4 класс: мягкие игрушки, вышивка, футляры из драпа, макраме.
  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.

Практические работы:

1 класс: кораблик, самолет;

2 класс: вертушка, парашют, конструирование мебели;

3 класс: игрушки из поролона.

  1. Дизайн.

Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна ( дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практические работы:

3 класс: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы;

4 класс: декупаж вазы, плетение из бисера, украшение шкатулки.


Раздел 5. «Тематическое планирование».

Название раздела

1класс Мастерская игротеки 2 Мастерская лепки 5 Мастерская флористики 4

Мастерская Деда Мороза 6 Мастерская коллекции идей 8 Мастерская оригами 4 Мастерская конструирования и моделирования 4 Мастерская кукольного театра
Мастерская дизайна
Мастерская изонити
Мастерская мягкой игрушки
Мастерская волшебной паутинки
Мастерская бумагопластики
ИТОГО 33







Раздел 6. «Календарно-тематическое планирование».

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

Дата

1

Мастерская игротеки

Домино

Счетный материал для уроков математики

Групповая

2

3.09

10.09

2

Мастерская лепки

Фигурки животных и композиции из пластилина

1.Лиса

2.Заяц

3.Медведь

4.Еж

5.Композиция

« На лесной полянке»

Индивидуальная

Групповая

1

1

1

1

1

17.09

24.09

1.10

8.10

15.10

3

Мастерская флористики

Картинки из засушенных листьев

1.Пейзаж

2.Букет

3.Под водой

4.Творческая работа

Индивидуальная

Групповая

1

1

1

1

22.10

29.10

12.11

19.11

4

Мастерская Деда Мороза

Новогодние игрушки из цветной бумаги

1.Игрушки из полосок бумаги

2.Фонарики

3.Клоун

4.Объемные игрушки (лиса, заяц)

5.Гирлянда из флажков

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

Групповая

Коллективная

1

1

1

2

1

26.11

3.12

10.12

17.12

24.12

14.01

5

Мастерская коллекции идей

Поделки из бумаги, ткани, ниток

Поделки из бумаги:

1.Мышка

2.Клоун

3.Лошадь

4.Объемные цветы (композиция)

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Коллективная

1

1

1

1

21.01

28.01

4.02

11.02

Поделки из ткани и пуговиц: 1-2. Подставка под горячее

Индивидуальная

2

25.02

3.03

Поделки из ниток:

1.Закладка плетеная

2.Аппликация «Бабочка»

Индивидуальная

Индивидуальная

1

1

10.03

17.03

6

Мастерская оригами

Фигурки животных, композиции

1.Модули оригами

2. Собачка, поросенок, корова, кот

3. Композиция «А у нас во дворе»

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

2

1

1

24.03

7.04

14.04

21.04

7

Мастерская конструирования и моделирования

Плавающие и летающие модели и игрушки

1-2. Кораблик

3-4. Самолет

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

28.04

5.05

12.05

19.05

Итого

33 часа





Раздел 7. «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса».


  1. Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
  2. Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
  3. Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002
  4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA -PRESS, 1997
  5. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003
  6. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
  7. Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002
  8. Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2010
  9. Энциклопедия поделок . М.,


Раздел 8. «Результаты освоения учебного курса «Город мастеров». Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы:

  • Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
  • Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • Выраженной познавательной мотивации;
  • Устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится:
  • Планировать свои действия;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
  • Проявлять познавательную инициативу;
  • Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:
  • Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться, приходить к общему решению;
  • Соблюдать корректность в высказываниях;
Учащийся получит возможность научиться:
  • Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • Владеть монологической и диалогической формой речи;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится:
  • Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
  • Анализировать объекты, выделять главное;
  • Осуществлять синтез ;
  • Проводить сравнение и классификацию;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Строить рассуждения об объекте.
Учащийся получит возможность научиться:
  • Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • Осознанно строить сообщения в различных формах;
  • Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
  • Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать навыки работы с информацией.







© 2010-2022