Статья «Особенности учебных вопросов при изучении литературных произведений различных жанров»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Улахович Светлана Григорьевна

учитель высшей категории

гимназии № 11

г Новосибирск Особенности учебных вопросов при изучении литературных произведений различных жанров

Давайте учить детей

задавать умные вопросы,

чтобы хотелось

на них отвечать Учитель начальных классов - это маленький кудесник большой детской души, которую он формирует через читательскую деятельность, учит видеть в давно знакомом и привычном непознанное, необычное, яркое, точное, выразительное. Для этого надо научить ребенка любить мыслительную деятельность, находить новый смысл в уже знакомом произведении литературы и искусства вообще, радоваться открытию нового, пусть маленького личного наблюдения. Ребенок должен научиться сопоставлять, сравнивать знакомые и незнакомые события. Такая мыслительная работа развивает логическое и образное мышление, любознательность, наблюдательность, что рождает интерес к поэтической форме мысли, к заучиванию и выразительному декламированию стихов и поэтическому сочинительству, запоминанию загадок и сочинению своих собственных. Речь ребенка становится образной, яркой, выразительной, неповторимо-индивидуальной. Как же научить ребенка не бояться чтения, не « избегать» трудных и длинных слов, не перелистывать страницы в поисках только картинок? Как воспитать потребность в чтении? Ответ в самом ребенке. Учим задавать вопросы и отвечать на них. Поверьте это нелегкий труд для ученика начальной школы, А вопросы они задают всегда. От вопросов зависит восприятие произведений литературы , развитие обоснованных суждений и воспитание творческой личности, как читателя. Творческое чтение - это исследовательская деятельность, которая выражает и развивает индивидуальные личностные духовные особенности ребенка. Воспитывает его склонности, регулирует оценочные позиции, встраивает отношения, формирует сферу интеллекта и руководит самосознанием. Задача учителя - помогать юному читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, формировать свое суждение о герое, о произведении. Ребенок прочитал художественное произведение и сразу же начинается работа над осознанием сюжетных линий того жизненного и личностного смысла, который заложен в произведение автором. Чтобы понять и прочувствовать жизнь героев произведения, их горе и радость, проникнуться их переживаниями, увидеть за всеми событиями автора, его отношения к событиям, к жизни и личности каждого героя, а через них - к самой реальной жизни учитель учит задавать вопросы. Анализ любого художественного произведения предполагает различные виды вопросов. Все вопросы можно разделить на блоки;

  • по теме и проблеме:
  • по сюжету;
  • об образах:
  • о композиции;
  • о языке произведения;
  • о жанре;
  • об авторской идее;
- о личном отношении к произведению в целом или по блокам.
Вопросы могут носить продуктивный характер, активизирующие аналитическую работу; А так же могут быть: - эмоциональные;
  • проблемные;
  • конкретные;
перспективные
Очень важно помочь ребенку увидеть ситуацию, включиться в нее, направить свои переживания в русло нравственной атмосферы произведения. Необходимо, чтобы вопросы переключали ребенка из книжного сюжета на его жизненные впечатления, побуждали его к оценке. В практике учителя есть определенный « дежурный набор» вопросов, которые можно задать ребенку для «подталкивания» к нужной мысли. Я решила эту проблему возложить на учеников и предложила им составить копилку вопросов, которые возникают у . Вопросы можно распределить по направлениям.

Прозаический блок вопросов Какие эпизоды в рассказе ( отрывке...) тебе больше всего понравились? Что тебя привлекло в них?

  • Как автор произведения относится к герою (героям)?
  • Как он оценивает их поведение?
  • Кокове отношение автора к окружающим людям?
Что в произведении доказывает такую авторскую позицию?
  • Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, обстоятельства,
    события свидетельствуют о таком отношении автора , о такой оценке
    событий и героев произведения?
  • Как ты думаешь, зачем автор написал это произведение?
  • Почему автор решил рассказать читателю об этих событиях именно так?
  • Что побудило автора представить героя произведения именно таким?
  • Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям?
  • Чем он хотел поделиться с нами?
  • Какие мысли, чувства , убеждения он хотел передать своим читателям?
  • Какой совет дает автор тебе лично в этом произведении?
  • Какое настроение тебе передалось, какое желание возникло?
  • Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели?
  • Как ты можешь подтвердить свое мнение?
Вопросы такого типа нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать « присутствие» писателя в произведении, улавливать его интонацию. Это развивает художественное чутье, вкус, культуру чтения и самое главное - узнать « чувство автора» Поэтический блок вопросов несколько отличается от вопросов к прозаическому произведению. Задача поэтического произведения - помочь ребенку увидеть, прочувствовать и запомнить картину, созданную поэтом, состояние природы, Услышать мелодию , музыку стиха, его настроение, собственное настроение при чтении, проникнуться авторским видением описываемого, обратить внимание на язык, ритм. Беседу по стихотворению можно строить по следующим вопросам:
  • Что ты чувствуешь, читая эти строки?
  • Что возникает перед твоими глазами при чтении этих строк?
  • Какую музыку ты слышишь, когда читаешь эти стихи?
Какие словосочетания больше всего тебе нравятся в этом стихотворении?
  • Какие это стихи по нпстроению: грустные, веселые, задорные, бравурные или стихи-
    размышления, раздумья?
  • С каким настроением автор написал эти стихи?
  • Какое состояние природы, душевности описывает автор?
    Как он относится к изображаемому?
  • Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передает состояние
    смятения чувств, волнения, покоя, безмятежности, дремоты, восторга...
  • Какие выражения особенно помогают представить написанное?
  • На какую тему больше всего слов в тексте? - В каком предложении
    заключена главная мысль?
  • Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое
    поэтом состояние природы?
  • Каким человеческим чувствам оно соответствует?
  • Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки?
В каком настроении он пребывал, когда писал это стихотворение? - О чем он думал или мечтал в тот момент? Какие мысли, чувства, возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи вновь? Какие слова затрудняют понимание текста?
  • Знакомо ли тебе это состояние природы?
  • Сталкивался ли ты с ним в жизни?
Если да, то когда, при каких обстоятельствах? Когда бы тебе хотелось перечитать эти стихи? В каком случае? В какой обстановке? В какой ситуации? В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз в чтении взрослых или друзей? Это не перечень вопросов, которые я слышала на уроках или в беседах. Это попытка выяснить, определить направление мысли, ее интонацию, установить содержательные и эмоциональные акценты для предстоящей беседы. Чтение научно - популярных текстов предполагает целостное, глобальное и аналитическое восприятие и понимание. Чтение такого вида текста происходит в два этапа. Первичное чтение предполагает определение учеником темы, умение выделить запомнившиеся факты, интересные события, хотя задача - « запомнить детали» не ставится. Вторичное чтение ставит цель: углубленная работа по осмыслению текста. Это последовательные и причинные связи, поиск ключевых слов, словосочетаний, предложений, помогающих проследить описание событий, фактов, действий, выстроить смысловой ряд. Такая работа помогает решать вопросы: - Что нового узнали,прочитав статью?
Зачем это нужно знать? Где могут пригодиться полученные знания?
  • Можно ли использовать эти факты где-либо?
  • Что можно доказать, зная такие факты или имея такую информацию?
    Как ты сам относишься к описываемым фактам?
Хочу предложить некоторые наработки, которые сформировались в процессе моей практики при работе с различными литературными произведениями. Я их оформила как « Папку - помощницу» для каждого учащегося.

« Как отвечать на вопросы по тексту?» Перед чтением текста прочитай вопросы на которые надо найти ответы.(Цель: чтение будет целенаправленным, внимательным, осмысленным) Перечитай текст, выделяя ( подчеркивая) те части, которые требуют особого внимания. Еще раз перечитай текст, и найди ответы на вопросы, пометив их цифрой или специальным знаком в тексте. Проконтролируй себя - закрой книгу и ответь на все вопросы. « Как составить план к тексту ?» Прочитай текст целиком, Обрати внимание на его построение: о чем говорится в начале, какие события развиваются в процессе чтения, чем заканчивается текст Раздели текст на смысловые части.( Помни! Каждая смысловая часть отличается от другой новым содержательным смыслом, хотя тема сохраняется) Определи главное в каждой части. Отметь основные предложения и словосочетания Перечитай каждую выделенную часть и вырази своими словами: что является главным в этой части Подбери свой заголовок и озаглавь каждую часть Проверь себя: не повторяются ли заглавия, не пропущено ли что-то важное,отражена ли главная мысль каждой части. Перескажи или запиши получившийся текст. «Как кратко пересказать прочитанное» Перечитай текст, выдели в нем основное содержание и запомни его последовательность Выдели основные смысловые части. Составь план ( Помни, что каждый заголовок отражает основное содержание части), запиши его. Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить можно было одним- двумя предложениями. И еще один прием научить детей интересоваться литературой через вопросы. Этот прием я назвала « Загадай мне вопрос»- есть ни что иное как совместное творчество: придумывание новых загадок в форме вопроса. Для этого можно просто гулять по парку, в школьном дворе, выезжать на экскурсию и играть в вопросы. Обращаем внимание на уже знакомое и выделяем что-то особенное; думаем и подбираем подходящие ассоциации. Например: « Какую нитку никогда не смотать в клубок?» Дорогу «Кто слышит, говорит, все знает, а на глаза не показывается?» Эхо Вопросы можно составлять по знакомым сказкам или к своим сказкам-обработкам
« Кто этот старик - Он к шуткам не привык, И еще бессмертен он, И для Яги он герой» Кащей
Кто он этот друг Яги И Кащея тоже Любит он пулять огни Во всех, во всех прохожих? Змей-Горыныч Кто эта мастерица Добра и весела, Похожа на царицу Но очень молода? Василиса-Прекрасная Кто же этот умный парень: И силен и смелый он, И прохожим он поможет, И царем будет награжден? Иван Я поделилась своими мыслями, наработками, успехами с целью получить ответ на вопрос « Как вы, учителя начальных классов, участвуете в привитии любви к чтению?» Если мой вопрос корректен, то, может быть, кто-то поделится своим опытом. Это интересно, полезно и способствует общению, рождению творческих союзов, спору, в процессе которого возможно рождение истины. Улахович С.Г.


© 2010-2022