- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Особенности учебных вопросов при изучении литературных произведений различных жанров»
Статья «Особенности учебных вопросов при изучении литературных произведений различных жанров»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Улахович С.Г. |
Дата | 27.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Улахович Светлана Григорьевна
учитель высшей категории
гимназии № 11
г Новосибирск Особенности учебных вопросов при изучении литературных произведений различных жанров
Давайте учить детей
задавать умные вопросы,
чтобы хотелось
на них отвечать Учитель начальных классов - это маленький кудесник большой детской души, которую он формирует через читательскую деятельность, учит видеть в давно знакомом и привычном непознанное, необычное, яркое, точное, выразительное. Для этого надо научить ребенка любить мыслительную деятельность, находить новый смысл в уже знакомом произведении литературы и искусства вообще, радоваться открытию нового, пусть маленького личного наблюдения. Ребенок должен научиться сопоставлять, сравнивать знакомые и незнакомые события. Такая мыслительная работа развивает логическое и образное мышление, любознательность, наблюдательность, что рождает интерес к поэтической форме мысли, к заучиванию и выразительному декламированию стихов и поэтическому сочинительству, запоминанию загадок и сочинению своих собственных. Речь ребенка становится образной, яркой, выразительной, неповторимо-индивидуальной. Как же научить ребенка не бояться чтения, не « избегать» трудных и длинных слов, не перелистывать страницы в поисках только картинок? Как воспитать потребность в чтении? Ответ в самом ребенке. Учим задавать вопросы и отвечать на них. Поверьте это нелегкий труд для ученика начальной школы, А вопросы они задают всегда. От вопросов зависит восприятие произведений литературы , развитие обоснованных суждений и воспитание творческой личности, как читателя. Творческое чтение - это исследовательская деятельность, которая выражает и развивает индивидуальные личностные духовные особенности ребенка. Воспитывает его склонности, регулирует оценочные позиции, встраивает отношения, формирует сферу интеллекта и руководит самосознанием. Задача учителя - помогать юному читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, формировать свое суждение о герое, о произведении. Ребенок прочитал художественное произведение и сразу же начинается работа над осознанием сюжетных линий того жизненного и личностного смысла, который заложен в произведение автором. Чтобы понять и прочувствовать жизнь героев произведения, их горе и радость, проникнуться их переживаниями, увидеть за всеми событиями автора, его отношения к событиям, к жизни и личности каждого героя, а через них - к самой реальной жизни учитель учит задавать вопросы. Анализ любого художественного произведения предполагает различные виды вопросов. Все вопросы можно разделить на блоки;
- по теме и проблеме:
- по сюжету;
- об образах:
- о композиции;
- о языке произведения;
- о жанре;
- об авторской идее;
Вопросы могут носить продуктивный характер, активизирующие аналитическую работу; А так же могут быть: - эмоциональные;
- проблемные;
- конкретные;
Очень важно помочь ребенку увидеть ситуацию, включиться в нее, направить свои переживания в русло нравственной атмосферы произведения. Необходимо, чтобы вопросы переключали ребенка из книжного сюжета на его жизненные впечатления, побуждали его к оценке. В практике учителя есть определенный « дежурный набор» вопросов, которые можно задать ребенку для «подталкивания» к нужной мысли. Я решила эту проблему возложить на учеников и предложила им составить копилку вопросов, которые возникают у . Вопросы можно распределить по направлениям.
Прозаический блок вопросов Какие эпизоды в рассказе ( отрывке...) тебе больше всего понравились? Что тебя привлекло в них?
- Как автор произведения относится к герою (героям)?
- Как он оценивает их поведение?
- Кокове отношение автора к окружающим людям?
- Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, обстоятельства,
события свидетельствуют о таком отношении автора , о такой оценке
событий и героев произведения? - Как ты думаешь, зачем автор написал это произведение?
- Почему автор решил рассказать читателю об этих событиях именно так?
- Что побудило автора представить героя произведения именно таким?
- Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям?
- Чем он хотел поделиться с нами?
- Какие мысли, чувства , убеждения он хотел передать своим читателям?
- Какой совет дает автор тебе лично в этом произведении?
- Какое настроение тебе передалось, какое желание возникло?
- Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели?
- Как ты можешь подтвердить свое мнение?
- Что ты чувствуешь, читая эти строки?
- Что возникает перед твоими глазами при чтении этих строк?
- Какую музыку ты слышишь, когда читаешь эти стихи?
- Какие это стихи по нпстроению: грустные, веселые, задорные, бравурные или стихи-
размышления, раздумья? - С каким настроением автор написал эти стихи?
- Какое состояние природы, душевности описывает автор?
Как он относится к изображаемому? - Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передает состояние
смятения чувств, волнения, покоя, безмятежности, дремоты, восторга... - Какие выражения особенно помогают представить написанное?
- На какую тему больше всего слов в тексте? - В каком предложении
заключена главная мысль? - Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое
поэтом состояние природы? - Каким человеческим чувствам оно соответствует?
- Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки?
- Знакомо ли тебе это состояние природы?
- Сталкивался ли ты с ним в жизни?
Зачем это нужно знать? Где могут пригодиться полученные знания?
- Можно ли использовать эти факты где-либо?
- Что можно доказать, зная такие факты или имея такую информацию?
Как ты сам относишься к описываемым фактам?
« Как отвечать на вопросы по тексту?» Перед чтением текста прочитай вопросы на которые надо найти ответы.(Цель: чтение будет целенаправленным, внимательным, осмысленным) Перечитай текст, выделяя ( подчеркивая) те части, которые требуют особого внимания. Еще раз перечитай текст, и найди ответы на вопросы, пометив их цифрой или специальным знаком в тексте. Проконтролируй себя - закрой книгу и ответь на все вопросы. « Как составить план к тексту ?» Прочитай текст целиком, Обрати внимание на его построение: о чем говорится в начале, какие события развиваются в процессе чтения, чем заканчивается текст Раздели текст на смысловые части.( Помни! Каждая смысловая часть отличается от другой новым содержательным смыслом, хотя тема сохраняется) Определи главное в каждой части. Отметь основные предложения и словосочетания Перечитай каждую выделенную часть и вырази своими словами: что является главным в этой части Подбери свой заголовок и озаглавь каждую часть Проверь себя: не повторяются ли заглавия, не пропущено ли что-то важное,отражена ли главная мысль каждой части. Перескажи или запиши получившийся текст. «Как кратко пересказать прочитанное» Перечитай текст, выдели в нем основное содержание и запомни его последовательность Выдели основные смысловые части. Составь план ( Помни, что каждый заголовок отражает основное содержание части), запиши его. Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить можно было одним- двумя предложениями. И еще один прием научить детей интересоваться литературой через вопросы. Этот прием я назвала « Загадай мне вопрос»- есть ни что иное как совместное творчество: придумывание новых загадок в форме вопроса. Для этого можно просто гулять по парку, в школьном дворе, выезжать на экскурсию и играть в вопросы. Обращаем внимание на уже знакомое и выделяем что-то особенное; думаем и подбираем подходящие ассоциации. Например: « Какую нитку никогда не смотать в клубок?» Дорогу «Кто слышит, говорит, все знает, а на глаза не показывается?» Эхо Вопросы можно составлять по знакомым сказкам или к своим сказкам-обработкам
« Кто этот старик - Он к шуткам не привык, И еще бессмертен он, И для Яги он герой» Кащей
Кто он этот друг Яги И Кащея тоже Любит он пулять огни Во всех, во всех прохожих? Змей-Горыныч Кто эта мастерица Добра и весела, Похожа на царицу Но очень молода? Василиса-Прекрасная Кто же этот умный парень: И силен и смелый он, И прохожим он поможет, И царем будет награжден? Иван Я поделилась своими мыслями, наработками, успехами с целью получить ответ на вопрос « Как вы, учителя начальных классов, участвуете в привитии любви к чтению?» Если мой вопрос корректен, то, может быть, кто-то поделится своим опытом. Это интересно, полезно и способствует общению, рождению творческих союзов, спору, в процессе которого возможно рождение истины. Улахович С.Г.