Воспитательные функции внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательные функции внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Константин Дмитриевич Ушинский:

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Школа определяет, в каком направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач .Убеждена, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. В настоящее время действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика («портрет ученика начальной школы»):


  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказать своё мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Качество формирования личности младшего школьника зависит от учителя начальных классов, который является ещё и классным руководителем , и руководителем кружка. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставить максимальные возможности для их развития.

Поэтому в основу воспитательной работы с классом была поставлена следующая цель:


  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности каждого ребёнка и раскрытия его творческих способностей.

Данная цель реализуется как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Вот уже третий год дети 3а класса посещают кружок «Эрудит». Программа кружка включает три самостоятельные модуля: - Модуль «Занимательная грамматика». - Модуль «Занимательная математика». - Модуль «Я - исследователь». Каждый модуль воспитывает и развивает определённые качества личности. Общая характеристика содержания модулей.

Модуль «Занимательная математика».

Данное планирование направлено на развитие логического мышления обучающихся, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблицы умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Большое внимание уделяется построению геометрических фигур, вычислению площади и периметра, внедрению занимательных геометрических заданий. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в конкурсах.

Модуль «Занимательная грамматика».

Данный модуль позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной грамматике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Модуль «Я - исследователь»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Основные формы работы. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся схемы и рисунки.


Продолжительность и общая характеристика составляющих занятия.

  1. Разминка (5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
  2. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления. Решение исследовательских задач. Проведение опытов, экспериментов. (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной и исследовательской деятельности.
  3. Весёлая переменка (3 минуты). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
  1. Решение творческо-поисковых и творческих задач (8 минут). Возможность решать нестандартные, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка. Это позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает стандартные задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение неучебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
  2. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
  3. Подведение итогов, рефлексия(2 минуты).

Оценивание производится в словесной форме. Используются также поощрительные жетоны, значки, медальки, грамоты. Рефлексия осуществляется с помощью трёх кружков разного цвета.

Остановлюсь подробнее на содержании заданий и дидактических материалов из моей практики, которые можно использовать как учителям начальной школы, так и учителям математики и русского языка на уроке и во внеурочной деятельности:

1)Реши задачу (на логическое мышление)

  • Лена живет на третьем этаже, а Витя на шестом. Костя живет между ними. На каком этаже живет Костя?

  • Леша, Саша и Тимур смастерили из бумаги кораблик, самолетик и голубя. Какую игрушку смастерил каждый мальчик, если Леша не делал кораблик и самолетик, а Саша не делал кораблик?

2)Расшифруй ребус;

3) Составь фигуру, используя танграм;

4) Замени словосочетание одним словом - синонимом:

  • Плод дуба - …,

  • очень тихий разговор - …,

  • водитель автомобиля - …,

5) Подбери антонимы к словам:

  • Мягкий - …,

  • толстый - …,

  • широкий - … .

6) Допиши пословицы:

  • Ученье - свет, а … .

  • Не спеши языком, а … .

  • Скучен день до вечера, … .

7) Переставь буквы так, чтобы получились новые слова:

  • Лоза,

  • куст,

  • лето,

  • рост,

  • сосна, и другие…

В результате исследовательской деятельности в данном классе

  • мы изучили свойства воды,

  • снега, льда, воздуха,

  • бумаги, тканей,

  • магнита,

  • плавучесть тел и другое.

Защитили исследовательские работы по следующим темам :

  • Как появляется мелодия?

Каратэ - это не только спорт.

  • Что такое деньги?

  • Как появляется бабочка на свет?

  • Почему с гуся вода скатывается?

  • Кто такой Илья Муромец?

  • Как вырастить лимон на подоконнике?

  • Как делают Борнуковскую игрушку?

  • Где живёт дед Мороз?

  • Что такое бумага?

  • Почему день сменяет ночь?

Распечатанные материалы:

  1. Весёлые задачи

  2. Пословицы, поговорки, загадки о семье, матери, отце.

  3. Фразеологизмы.

  4. Олимпиадные задания по математике и русскому языку.

Электронные материалы:

  1. Ребусы

  2. Логические задачи

  3. Презентации для использования построения геометрических фигур с помощью танграма.

  4. Электронное приложение к модулю «Исследовательская деятельность»

  5. Тренажёры для устного счёта во 2 классе.

  6. Тренажёры для запоминании таблицы умножения.

  7. Тренажёры для запоминания состава чисел.

  8. Тренажёр по развитию речи

  9. Презентация «Поиск девятого»

  10. Презентация «Весёлый эрудит» (найди синоним)

  11. Игра «Волшебницы осы»

  12. Электронные физминутки для глаз.

Методы диагностики результативности занятий

  • наблюдение;

  • использование апробированных диагностик интеллектуальных и творческих способностей учащихся (проводятся психологом);

  • беседа;

  • анкетирование;

  • защита материалов исследовательских работ на школьном фестивале, районном конкурсе, региональном конкурсе «Я - исследователь».

Мониторинг внеурочной деятельности обучающихся 3 а класса

по итогам 1 полугодия 2013-2014 г.

Вопросы анкеты

1 класс

3 класс

1.Нравится ли тебе посещать кружок «Эрудит»?

Да -100% Нет - 0%

Да -92% Нет - 8%

2.Что тебе больше всего нравится в работе кружка?

Опыты, сложные задачи, ребусы, презентации.

Опыты, сложные задачи, ребусы, презентации, кроссворды, олимпиадные задания по математике.

3.Устаёшь ли ты во время занятия?

Да - 46% Нет - 54%

Да - 3ч. 23%

Нет - 10ч. 77%

4.Хотел бы ты посещать кружок в следующем классе?

Да - 77% Нет - 23%

Да - 12ч. 92% Нет - 1ч. 8%

5.Чем ещё ты хотел бы заниматься на кружке «Эрудит»?

Разгадыванием головоломок, экскурсии в кабинеты химии, физики, музей.

Олимпиады по чтению, шахматы, шашки, настольные игры, лото, конкурсы, сложные примеры по математике, конкурсы по рисованию.


© 2010-2022