Разработка урока ОРКСЭ на тему Христианская семья

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Христианская семья»

ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Цель: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

Довести до сознания детей, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Задачи:

Познавательные: формировать понятия: «семья», «члены семьи», «старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья», «культура общения семьи». Познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся. Познакомить с таинством венчания; познакомить с покровителями христианского брака - святыми Петром и Февронией.

Регулятивные: способствовать развитию речи, внимания, мышления, памяти, формировать уважительное отношение к родителям, членам семьи, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье. Познакомить с праздником «День семьи, любви и верности», его историческим происхождением; развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Личностные: содействовать воспитанию любви и уважению к своей семье. Формировать у учащихся стремление помогать семье во всем. Воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование и раздаточный материал: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, набор для работы в паре (составить пословицу о семье), задания для работы по вариантам, тетради, цветные карандаши; А. Кураев, «Основы православной культуры», учебник для 4-5 классов общеобразовательной школы с иллюстрациями, М.; Просвещение, 2013г. Участники: учащиеся 4-ого класса Подготовительная работа: детям - подготовить родословную своей семьи, учителю - подготовить презентацию для сопровождения теоретического материала.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой

«На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить» - Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.


  1. Актуализация знаний.
- Отгадайте ребус ( семья) - Дома вы выполняли опережающее задание - проект «Моя семья». (Слайд 2) С каким настроением вы это делали? Что для вас было главным в творческой работе? Что вы узнали о своей семье? Кто включил в свой проект родителей? А кто включил бабушек и дедушек?(ответы детей) - А сейчас подумайте над таким вопросом - за что вас любят в семье? (Отвечают дети) + Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…
  1. Сообщение темы урока:

- Спасибо за ваши ответы. Сегодня вы расширите представления о понятии «семья», что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья».

Семья - это счастье, любовь и удача…

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

- Что такое семья в Христианском смысле? (чтение 1 абзаца уч. с.86, запись в тетрадях)
Работа с пословицей. - У вас только первая часть народной мудрости, а вторую вы сейчас постараетесь дополнить. (Дополняют самостоятельно, после выполнения учитель просит 1-2 учащихся зачитать свои варианты.) На слайде: «Семья без детей, что…» - В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». (Плакат Виктории о многодетной семье) К какой же мысли привела нас русская пословица? + Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть. - Правильно. Вы - дочери и сыновья, вы - внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. ( «Семья», «Радость».) (Просмотр фрагмента фильма о Мише и Алёне) Анализ библейской легенды. - Вы, наверняка, слышали библейскую легенду о Блудном сыне. - Почему она так называется? - Почему сын боялся возвращаться домой? - Кто был недоволен его возвращением? Почему? - Как успокоил его отец?

  1. Слушание, чтение и анализ текстов (рассказ К.Д. Ушинского):
- Ребята, а что может лишить семью корней? Вы затруднились при ответе, ничего страшного. Сейчас мы все узнаем. Я предлагаю вам послушать поучительный рассказ К.Д. Ушинского «Дедушка» - Интересный рассказ, не правда ли? А теперь скажите, о чем забыли сын и дочь (невестка)? + О заботе о ближнем: старый человек требует большего внимания и заботы. + Забыли, что отец - представитель старшего поколения; умудренный опытом человеком заслуживает внимания. + А возможно, сын и невестка живут в его доме. - Молодцы! В притче родственные связи (родство) между сыном и отцом есть. Но назвать их семьей - трудно, так как отсутствует родственное внимание. Разрешается ли бросать заболевшего и постаревшего представителя семьи? Нет! ( «Родственные связи», «Родственное внимание») - Вас ждёт второе задание, но уже по вариантам. Прочитайте самостоятельно рассказы и подготовьте ответ на вопрос (устно). 1 вариант Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились. Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена - золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся - и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают. Если крутятся колеса у телеги - это дело, Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело, Э-ге-гей, не ленись, Э-ге-гей, улыбнись! Если крутятся колеса, то не стоит горевать, Если трудная работа, нужно дружно напевать, Э-ге-гей, не ленись, Э-ге-гей, улыбнись! Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье? + В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. ( «Труд каждого»; «Общее дело».)
2 вариант Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего - по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря: - Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб. Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря: - Один я на земле, куда бы ни забрел - легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть этот хлеб достанется ему. Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях. Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата? + Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. ( «Братская любовь», «Нравственный долг».) - Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень ёмкими словами. Прочитаем их вслух.
  1. Работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение):
- Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой. А если вы прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих. + Общие события и праздники. - На какие праздники обращают внимание авторы учебного пособия? Почему? + Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу. + Семейные традиции. - Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.) + То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). - Прочитаем вслух предпоследнюю микротему («по цепочке»). - О каком понятии узнали мы из содержания? (Тактичность)

Притча «Хлебец с маслом»

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец - она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе

- Чему учит притча? (согласию, тактичности)
- Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, ёмко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка. (Просмотр презентации Алины) - Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «семья»? + Любовь. Учитель: - Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание - одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. - Материалы нашего учебного пособия расскажут нам о венцах (страница 86).

  1. Физминутка « Семья »
Раз, два, три, четыре Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу пересчитать; Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я - Вот и вся наша семья! (показывают пантомимой членов семьи)
  1. Знакомство с историческим материалом.
Демонстрация мультфильма «Сказание о Петре и Февронии» - Важно в семье соблюдать заповеди, а иначе семья может разрушиться. Вы посмотрите мультфильм о святых Петре и Февронии и скажите, о каких заповедях шла речь. О жизни Петра и Февронии Муромских известно из летописей древнерусской литературы XVI века. Составил жизнеописание Ермолай Прегрешный. (Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не лги. Не завидуй.)
- В России отмечается праздник - День семьи, любви и верности. Такой праздник был учрежден в марте 2008 года депутатами государственной думы, а идея праздника принадлежит жителям города Мурома, где покоятся мощи святых Петра и Февронии, покровителей христианского брака (слайд 21). Праздник установлен в день их памяти - 8 июля. Князь Муромский Петр и его супруга княгиня Февронья прославились своим благочестием и милосердием, их жизнь является примером христианской любви и верности. День семьи, любви и верности является и народным праздником, и православным (слайд 22). Символом праздника стала ромашка - это идея принадлежит Светлане Медведевой.
  1. Работа в парах с пословицами.
- Соберём пословицу
  • На что и клад, когда в семье лад.
  • В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  • Где любовь, там горя нет.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Добрая семья прибавит разума-ума.
  • В родной семье и каша гуще.
  1. Рефлексия
Так давайте беречь свою семью и сохранять ее традиции!

Составление синквейна со словом «семья».

- Составьте синквейн на тему « Христианская семья»

Синквейн

Название темы______________(одно существительное)
Описание__________________(два прилагательных)
Действия __________________(три глагола)
Моё отношение_____________(фраза)

(Христианская семья.
Дружная. Большая.
Радуется. Прощают. Любят.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Это семь «я».)


Х. Итог урока Пусть в вашем доме всегда царит любовь, забота, терпение, взаимопонимание и тактичность. теплота, уют и взаимопонимание. Свято храните честь своей семьи. Умейте прощать и не помните зла. Ведь только сообща, в кругу семьи можно все преодолеть! Я благодарю вас за активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир и покой.







© 2010-2022