- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочная деятельность клуб Узнаем сами
Внеурочная деятельность клуб Узнаем сами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мауль М.А. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Точилинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол № ____
От«___»______20г.
__________________
Согласовано:
Зам.директора поВР
ПерушкинаО.Н._____
«___»________20г.
Утверждено:
Директор СОШ
Юрьев В.И.
«___»________20г.
Программа
внеурочной деятельности
Клуб «Узнаем сами»
Направление: проектная деятельность
Сроки реалезации: класс 3 - 4
Составитель: Мауль М.А.
2014-2016 учебный год
С.Точильное 2014.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность в УМК «Перспективная начальная школа» является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различного направления. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- Формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- Развитие психических процессов;
- Развитие личности младшего школьника;
- Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Цель работы над проектами в начальной школе Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации - энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии - это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой - собранная и систематизированная картотека по теме.
Примеры проектов в рамках курса «Математика» Тема: математические развлечения Примеры подтем:
- Игры с числами.
- Невозможные рисунки.
- Логические задачи.
- Магические квадраты.
- Старинные задачи.
- Фокусы с числами.
- Логические игры.
- Развертки.
- Бумажный домик с мебелью.
- Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).
- Чемпионат класса по логической игре.
- Конкурс математических развлечений.
- Энциклопедия математических развлечений.
- Математический праздник.
- Шашки.
- Шахматы.
- Нарды.
- Уголки.
- Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).
- Морской бой.
- Логические игры в древней истории.
- Логические игры в книгах.
- Логические игры в фильмах.
- Забытые игры.
- Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
- Комплекты для игр.
- Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
- Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.
- Книга о логических играх.
- Числа в пословицах и поговорках.
- Нумерация вокруг нас.
- Измерения (что меряют, чем меряют).
- Единицы измерения в Древней Руси.
- Единицы измерения в других странах.
- Числа в спорте.
- Математика в раскрое одежды.
- Математика в торговле.
- Математика в строительстве.
- Математика в кулинарии.
- Математика в Древнем мире.
- Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
- Макеты зданий из простых геометрических тел.
- Конкурс на самый экономный раскрой.
- Книга о математике в Древнем мире.
- Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
- Постановка по книге о числах.
- Коллекция самодельных измерительных приборов.
Примеры проектов в рамках курсов
«Русский язык» и «Литературное чтение» Тема: шифры Примеры подтем:
- Способы шифрования текстов.
- Приспособления для шифрования.
- Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
- Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
- Передача тайного смысла в картинах.
- Передача тайного смысла в книгах.
- Акростихи.
- Передача тайных посланий с помощью СМИ.
- Знаки в шифровании.
- Игра «Поиск сокровищ».
- Конкурс дешифраторов.
- Создание приспособления для шифрования.
- Постановка по произведению о шифрах.
- Обзор способов шифрования.
- Создание сборника пословиц и поговорок.
- Создание сборника побасенок.
- Создание сборника загадок.
- Викторина.
- Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
- Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
- Герои сказок в лепке.
- Герои сказок в рисунках.
- Создание костюмов для сказочных персонажей.
- Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
- Создание собственных сказок.
- Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
- Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора Очей очарованье!».
- Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
- Создание сборника стихов русских поэтов IXI в.
- Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:
- Создание сборника произведений о войне.
- Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Подготовка сборника произведений о Родине.
- Создание коллажа «Моя Родина».
- Подготовка читательской конференции. Темы выступлений:
Тема: былины Проекты:
- Организация выставки книг.
- Создание сборника былин.
- Подготовка аудиоальбома.
- Подготовка к параду живых героев.
- Викторина по произведениям любимых писателей.
- Драматизация лучших фрагментов книг.
- Создание сборника любимых произведений.
- Проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;
- Проект «Что значат наши имена»;
- Проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).
- Проект «Улицы нашего города» (установление истории названия);
- Проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».
- Узоры в Древней Греции.
- Узоры в Древнем Риме.
- Узоры в Древнем Египте.
- Узоры в Древней Руси.
- Закономерности в узорах.
- Узоры на зданиях.
- Узоры на одежде.
- Узоры на посуде.
- Узоры на оружии.
- Узоры в оформлении книг.
- Магические узоры.
- Вышивка с узорами.
- Энциклопедия узоров.
- Украшение класса узорами.
- Демонстрация моделей одежды с узорами.
- Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
- Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
- Исследование: «Узоры в истории нашего края».
- Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
- Программа создания узоров на компьютере.
Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
- Во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
- Во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
- В-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Примерные направления проектной деятельности в курсе «Окружающий мир» Объект исследования: объекты и явления природы
- Сезонные явления природы
- Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
- Погода своего региона
- Минералы и горные породы своей местности
- Почвы своей местности
- Дикорастущие растения своего региона
- Культурные растения своего региона
- Грибы своей местности
- Местные виды насекомых
- Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)
- Местные виды птиц
- Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
- Домашние животные вокруг нас
- Поведение домашних животных (на конкретном примере)
- Экологические связи в природе
- Местная экосистема (луг или др.)
- Влияние факторов среды на рост и развитие растений
- Хозяйственная деятельность людей в своем регионе
- Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности
- Загрязнение местных экосистем
- Правила поведения в экосистеме
- Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
- Природоохранная деятельность человека в своем регионе
- Связь между состоянием природы и здоровьем человека
- Изменение частоты пульса в течение суток
- Изменение температуры тела в течение дня
- Режим дня младшего школьника
- Рациональное питание младшего школьника
- Источники шума вокруг нас
- Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
- Сезонные игры народов нашего края
- Сезонные игры народов разных регионов России и мира
- Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
- Моя родословная
- Наш семейный альбом
- Рецепты домашней кухни
- Имена родного края
- История в названиях рек, морей, океанов
- Прошлое в названиях городов России
- История в названиях городов мира
- Памятники города
- Памятники столицы России
- Памятники Читы
- Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
- Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
- Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.
- Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
- Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
- Пестование младенцев в культуре народов моего края.
- Традиционные детские игрушки народов моего края.
- Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
- Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
- «Старый и малый» в культуре народов моего края.
- Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
- Героический эпос народов моего края.
- Исторические песни и предания народов моего края.
- Мои земляки в истории России.
- Мои земляки в культуре России.
- Хозяйственные промыслы моего края и будущее России
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН*
Класс
Примерные направления деятельности
Количество часов
Теория
Практика 3 класс
Проект? Проект!
Забытые игры.
Чемпионат по играм
Мы - волшебники.
Зачем нужны цифры?
Зачем нужны буквы?
Прямые и кривые.
Осень на дворе.
Направления.
Как много интересного вокруг.
Как развиваются растения?
Буквы превращаются…
Чистый ли снег?
Зима пришла.
Что означают наши имена? Математические развлечения.
Математический праздник.
Уголки.
Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).
Морской бой.
Числа в пословицах и поговорках.
Нумерация вокруг нас.
Измерения (что меряют, чем меряют). Способы шифрования текстов. Приспособления для шифрования. Шифрование местонахождения.
Игра «Поиск сокровищ».
Создание сборника пословиц и поговорок.
Создание сборника побасенок.
Создание сборника загадок.
Викторина.
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
Создание собственных сказок.
Создание коллажа «Моя Родина».
Составление Толкового словарика
Сезонные явления природы
Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
Домашние животные вокруг нас
Поведение домашних животных (на конкретном примере)
Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
Рецепты домашней кухни
Пестование младенцев в культуре народов моего края.
Традиционные детские игрушки народов моего края.
Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
Погода своего региона
Минералы и горные породы своей местности
Почвы своей местности
Дикорастущие растения своего региона
Культурные растения своего региона
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Длительный**
Длительный
1,5
0,5
1,5
1,5
Длительный
1,5
Длительный
Длительный
1,5
0,5
1,5
Длительный
3,5
1,5
1,5
Длительный
Длительный
Длительный
1,5
Длительный
Длительный
Длительный
1,5
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
1,5
1,5
1,5
Длительный
4 класс
Логические игры в древней истории.
Логические игры в книгах.
Логические игры в фильмах.
Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
Единицы измерения в Древней Руси.
Единицы измерения в других странах.
Числа в спорте.
Математика в раскрое одежды.
Математика в торговле.
Математика в строительстве.
Математика в кулинарии.
Математика в Древнем мире.
Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
Конкурс дешифраторов. Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Создание собственных сказок.
Создание сборника произведений о войне.
Подготовка сборника произведений о Родине.
Викторина по произведениям любимых писателей.
Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина
«Улицы нашего села» (установление истории названия)
Составление Толкового словарика
Местные виды птиц
Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года
Грибы своей местности
Местные виды насекомых
Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
Наш семейный альбом
Имена родного края
Памятники села
Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
«Старый и малый» в культуре народов моего края.
Героический эпос народов моего края.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0.5
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
1,5
2,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
Длительный
Длительный
1,5
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
1,5
Длительный
1,5
Длительный
Длительный
1,5
2,5
Длительный
Длительный
1,5
2,5
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
2,5
2,5
2,5
Примечание:* Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, городского, краевого и Российского) **«Длительные» проекты во времени не ограничены. Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся. Проекты отличаются друг от друга:
- Результатом:
- Числом детей:
- Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
- Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- Набором и иерархией ролей;
- Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- Необходимостью привлечения взрослых.
Календарно - тематический план на 2014-2015 учебный год
ДАТА
ТЕМА
Количество часов
план
факт
Теория
Практика 3.09
4.09
10.09
11.09
17.09
18.09
24.09
25.09
1.10
2.10
8.10
9-15.10
16.10
22.10
23.10
29-30.10
12.11
13.11
19.11
20.11
26.11
27.11
3.12
4.12
10.12
11.12
17.12
18.12
24-25.12
14.01
15.01
21.01
22.01
28.01
29.01-4.02
5.02
11.02
12.02
18.02
19-25.02
26.02
4.03
5.03
11.03
12.03
18.03
19.03
1.04
2.04
8-9.04
15-16.04
22,23,29,30 апреля
6.05
7-8.05
13-14.05
20-21.05
27-28.05 3.09
4.09
10.09
11.09
17.09
Проект? Проект!
Мы - волшебники..
Забытые игры
Забытые игры
Чемпионат по играм
Зачем нужны цифры?
Зачем нужны буквы?
Зачем нужны буквы?
Прямые и кривые.
Осень на дворе.
Осень на дворе
Направления.
Как много интересного вокруг.
Как развиваются растения?
Как развиваются растения?
Буквы превращаются…
Чистый ли снег?
Зима пришла.
Что означают наши имена?
Что означают наши имена? Математические развлечения.
Математический праздник.
Уголки.
Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).
Морской бой.
Числа в пословицах и поговорках.
Числа в пословицах и поговорках
Нумерация вокруг нас.
Измерения (что меряют, чем меряют). Способы шифрования текстов. Способы шифрования текстов. Приспособления для шифрования. Шифрование местонахождения.
Игра «Поиск сокровищ».
Создание сборника пословиц и поговорок.
Создание сборника побасенок.
Создание сборника загадок.
Викторина.
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
Создание собственных сказок.
Создание коллажа «Моя Родина».
Составление Толкового словарика
Сезонные явления природы
Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)
Домашние животные вокруг нас
Поведение домашних животных (на конкретном примере)
Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
Рецепты домашней кухни
Пестование младенцев в культуре народов моего края.
Традиционные детские игрушки народов моего края.
Топонимика моего края и народные толкования топонимов.
Погода своего региона
Минералы и горные породы своей местности
Почвы своей местности
Дикорастущие растения своего региона
Культурные растения своего региона
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0.5
0.5
0,5
0,5
0,5
0,5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Длительный**
0,5
1,5
0,5
0,5
1,5
1,5
Длительный
0,5
0.5
Длительный
0,5
0,5
0,5
0,5
Длительный
1,5
0,5
0,5
Длительный
Длительный
Длительный
1,5
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
1,5
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
Длительный
0.5
1,5
1,5
Длительный
0.5
1.5
1.5
1.5
1.5
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
- Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. - М.:5 за знания, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.