Доклад по теме: Роль мелкой моторики в развитии детей (выступление на МО

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на МО учителей начальной школы

Доклад по теме:

«РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»


В настоящее время многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном на чтение и счет. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обосновании детей на готовность к школе. Общеизвестно, какое важное значение в процессе роста ребенка имеет развитие мелкой моторики его рук. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности. Проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов. Многие ученые рассматривали проблему развития мелкой моторики. Рядом исследователей: М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-Фоминой доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на всестороннем развитии детей. Исследования показали, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и физическое, и психическое, и речевое развитие находятся в пределах нормы. Все ученые, изучающие деятельность головного мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее влияние функций речи. На основе научных данных была определена прямая зависимость нервной деятельности ребенка от степени подвижности пальцев рук [7]. Английский психолог Д. Сели также придавал очень большое значение «созидательной» работе рук для развития мышления. Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов ( например, захват игрушки) до очень сложных движений ( например¸ писать и рисовать. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Мелкая моторика развивается уже с новорождённости. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учиться ими управлять. Сначала он берёт предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребёнка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Развитие движений рук


Название реакции

Ориентировочный возраст появления реакции

Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный «пинцетный захват»

1 год

Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет

1 год

Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.)

1 год 1 мес.

Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.)

1 год 1 мес.

Пытается рисовать каракули

1 год 2 мес.

Ставит кубик на кубик

1 год 4 мес.

Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения

1 год 4 мес.

Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения

1 год 4 мес.

Разворачивает завернутый в бумагу предмет

1 год 6 мес.

Ставит 3 кубика друг на друга

1 год 8 мес.

Переворачивает страницы книги по одной

1 год 8 мес.

Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие

1 год 9 мес.

Схватывает движущийся предмет (например, мяч)

2 года

Разрывает бумагу

2 года

Пытается остановить катящийся к нему мяч

2 года

Нанизывает на шнур большие (2 см) «бусины» с отверстием 0,5 - 0,6 см

2 года

Ставит 4 - 6 кубиков друг на друга

2 года

Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков. В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки - хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их. В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2 - 3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания - сжимает и разжимает их. В покое сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении. Начиная с трех месяцев появляются условно - рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля. У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по вроде в ванной. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные. В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету. В 6 - 7 мес. ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом. В 8 - 9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки. После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность. В возрасте 10 -11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой. Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого. В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты. В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом - чаще круги. Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом. С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков. Совершенствуются действия рук - кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно - моторной координации. В возрасте 1 - 2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку. В возрасте 2 - 3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5 - 6 летнего возраста. Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка.








© 2010-2022