Отчет по одному уроку из серии последовательных уроков по литературному чтению в 3классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рефлективный отчет по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков по литературному чтению в 3 классе Не мыслям надобно учить, а мыслить. Эммануил Кант Я считаю, что просто необходимо внедрять модуль Программы «Обучение критическому мышлению» в обучении школьников, так как именно в школе нужно закладывать основы критического мышления. Работая в школе я конечно же знала о технологии критического мышления, но в своей практике, на уроках в начальных классах, затруднялась применять данный модуль. Потому что в недостаточной мере владела всеми приёмами критического мышления. Пройдя первый этап обучения на курсах я углубилась в процесс обучения по критическому обучению прочитав «Руководство для учителя» (стр.154), использовала дополнительную литературу по критическому мышлению, все полученные мной знания отразила в своём среднесрочном и краткосрочном планировании серии последовательных уроков. В дальнейшей своей работе планирую продолжать внедрять этот модуль в учебный процесс. Стремясь развивать критическое мышление у учеников, прежде всего я должна сама уметь критически мыслить. Потому что данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как у учеников, так и у учителей. «Руководство для учителя» (стр.154). При использовании модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках литературного чтения я поняла, что ученик не должен получать истину от учителя, он должен её сам искать. Работая в школе по традиционной методике обучения преподавания, большую часть урока говорила я. Задавала детям простые вопросы такие как: Когда это было? Где? Сколько? Чаще всего использовала фронтальные вопросы для проверки их знаний и понимания текста. Я не обращала внимания на вопросы на которые, отвечая дети должны были рассуждать, доказывать. Не задумывалась над постановкой вопросов от лёгких к более сложным. Заставляла детей больше писать или показывала демонстрационный материал, а дети сидели спокойно и слушали, не общаясь друг с другом, не задавая вопросы, не исследуя, не добывая самостоятельно знания. Они получали знания в ходе моего объяснения. Некоторые ученики на уроке отвлекались, кто то не хотел выполнять задание, кто то не делал домашнего задания, объясняя это своей забывчивостью, не все дети хотели учиться. «Психология отражает общественную потребность к созданию необходимых условий для формирования личности как субъекта, не пассивно усваивающего опыт предшествующих поколений и культуру в целом, а преобразователя, который вносит своим существованием и деятельностью большой вклад в становление и гармонизацию общества. В связи с этим, изучение критического мышления, как характеристики субъекта, как качественно определённого способа саморегуляции личности (Б.В. Зейгарник, И.А. Кудрявцев и др.), а также выявление факторов, способствующих его развитию, приобретает в настоящее время особую актуальность» (Научная библиотека диссертаций и авторефератов [disserCat dissercat.com] Внедряя модуль «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков, я ставила перед собой следующую цель: внедрение семи модулей Программы третьего (базового) уровня курсов, направленное на лучшее усвоение учащимися учебного материала, развитие критического мышления и навыков самостоятельной работы. На уроке литературного чтения в третьем классе я предлагала детям высказывать свои мысли, приходить к единому мнению. Я старалась научить детей работать совместно, в группе, учила их работать с дополнительной информацией, извлекая от туда самое важное, учила применять полученную информацию в жизни, старалась повысить мотивацию к учению. Чтобы у меня всё получилось ,я должна была разработать интересный урок, применяя те методы и приёмы которым нас научили на курсах, таким образом привлечь внимание всех учащихся, создать в классе атмосферу сотрудничества и коллаборативную среду. Развивая мышление учеников, я пыталась повысить уровень усвоения материала детьми. Чтобы научить детей критически мыслить, прежде всего, должна была измениться я сама, надо было пересмотреть моё отношение к обучению школьников. Придя на практику в школу, я полностью пересмотрела свою методику работы, выбросила все старые стереотипы. Я понимала для того что бы научить детей критически мыслить я должна дать им возможность самостоятельно думать, искать правильные пути решения сложных заданий, а для этого я должна была создать благоприятные условия. Критическое мышление - это умение анализировать, делать выводы, оценивать. «Критическое мышление всегда обозначает определённую степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, причём в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения» (Д. Дьюи). Обучение критическому мышлению на уроке можно разделить на три стадии: стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии. На стадии вызова я старалась привлечь детей к работе, пробуждала интерес к теме урока, все ответы детей принимались. В начале урока я обязательно старалась провести психологический настрой в виде приёмов «Пожелание другу», «Круг радости» где дети говорили друг другу комплименты, проводила подвижные игры для создания коллаборативной среды на уроке и создавая этим атмосферу сотрудничества на уроке. Стараясь таким образом подвести детей к самостоятельному определению темы урока. На первом уроке, что бы дети определили тему,я задавала детям наводящие вопросы такие как: Любите ли вы сказки? Какие вы любите сказки? Кто из героев вам больше всего нравится и почему? Что такое сказки в вашем понимании? Как можно назвать это одним словом? Таким образом, дети сами пришли к названию темы. На другом уроке я использовала другой приём: на слайде в разброс написала слова из темы, а дети должны были правильно их составить и прочитать название темы. С этим заданием дети справились быстрее, чем на прошлом уроке. Собрав слова, дети прочитали тему «Братья Лю». На этом этапе очень важно показать, что ответ каждого ребёнка очень важен. И постараться вовлечь в работу всех, не оставляя без внимания ни одного ученика. На стадии вызова я призывала детей к работе, здесь же полученные ранее знания, выводились на уровень осознания. Я сделала вывод , что дети знают сказку ,умеют задавать вопросы ,отвечать на них(давать полные ответы. Через сказку происходит осознание жизненных ситуаций. Для чего нам сказки? Что еще хотите узнать о сказках? Любите ли вы сказки? Почему? Эти знания становились базой для получения новых знаний. Для осмысления нового материала я применяла работу в группе по защите своего постера группой, и защиту постера спикером группы. Дети на уроках выполняли разные задания, фиксируя их на постере. На первом уроке по дополнительному материалу они должны были показать главного героя сказки .Для этого я разделила класс на три группы по цветам конфет .Каждая группа подошла к этому заданию по своему оригинально. Первая группа изобразили своего героя бедняком в ветхой одежде, вторая группа нарисовала своего героя в национальной одежде, и третья группа просто без рисунка решили сами рассказать о своем герое. Именно на первом уроке я обратила внимание на наблюдаемую мной девочку Белоусову Диану. Она активно участвовала при составлении постера, в той группе, в которую попала, и после вместе с ребятами защищала его. Что меня удивило. эта девочка раньше вообще не хотела общаться с одним из одноклассников, а теперь в группе работая с этим мальчиком, произошла взаимопомощь в группе и они представили хорошую работу. На втором уроке при изучении сказки «Братья Лю» я использовала прием «Горячий стул», который то же очень хорошо развивает критическое мышление. На третьем уроке при изучении сказки «Чудесная яблоня», я использовала чтение с остановкой, учащиеся должны были продолжить сказку этим я развивала воображение. На четвёртом уроке дети опять работали с учебником и должны были выявить все сходства и различия сказок разных народов. На этом уроке дети хорошо справились с заданием потому что на протяжении всех четырёх уроках я старалась давать детям такие задания что бы они размышляли, выбирали самое главное, рассуждали, обсуждали в группе, задавали друг другу вопросы. Здесь я применила прием «6 шляп де Боно». И на третьем и четвёртом уроке я уже увидела положительный результат. Для ребят уже не было проблемой работа на постере, они свободно могли задавать вопросы другой группе при защите постера, и те дети, которые защищали, могли свободно отвечать при этом, не боясь уже что они не правильно что то скажут. Например, когда первая группа защищала, Терновых Вова из второй группы задал им вопрос «Почему вы изобразили Алдаркосе в национальной одежде?». Группа затруднилась сразу ответить, но немного подумав, с помощью дополнительных вопросов с моей стороны они дали ответ Вове. Проведение рефлексии на уроке ещё раз позволяет детям обратиться к теме урока, обменяться своим мнением, поразмышлять над своими достижениями на уроке. Проведение рефлексии способствует не только осмыслению, но и запоминанию на уроке. На уроке я проводила рефлексию в письменном и устном виде. Дети писали о том, что они узнали на уроке на стикерах, говорили в устной форме, выставляли оценки за урок себе и своим товарищам. Очень важно чтобы дети оценили не только работу своих одноклассников, но и чтобы оценка соответствовала критериям оценивания, которые они сами же разработали. Размышляя как надо отвечать на вопрос что бы получить пять, они сказали ,что ученик умеет составить правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Оценивая на уроке себя и своих одноклассников, они не только критически относятся к работе, но и критически оценивают свои знания полученные на уроке. Я предложила детям прикрепить к смайликам стикеры с именами учащихся, учащиеся дали оценку каждому из учащихся и по количеству голосов были выставлены оценки за урок. В качестве домашнего задания детям предлагались такие задания: инсценирование, составление вопросов. Например при приёме «Ладошки» я предложила детям выбрать ладошку и написать все ли было понято на уроке ,где были затруднения , понравился им сегодняшний урок чему научила их сказка .В сказке «Братья Лю» пять братьев ,поэтому я и связала свой урок с рефлексией «Ладошки». Этот приём хорошо развивает критическое мышление учащихся и увидеть как они усвоили тему. На третьем уроке использовала прием «Дерево желаний», который помог мне узнать больше о моих учениках. На четвертом уроке я применила метод «6 шляп мышления» Эдварда де Боно ,нужны ли сказки в нашей жизни? Лидеры группы ,надев шляпы выступают ,рассуждая над вопросом. Хотелось остановится на одном из лидеров группы Шеремет Саше ,мальчик начитанный ,интересуется литературой, поэтому ему не составила труда выступить над вопросом: «Для чего нужны нам сказки?, Какую роль в жизни человека играет сказка?» .Было интересно слушать его не только детям ,но и мне со мной .Он эмоционально выразил моменты сказки, которые ярко характеризовали героя сказки. Сначала при работе в группах не все дети включались в работу, потому что привыкли работать индивидуально. При обсуждении не могли правильно задать вопрос друг другу. На поставленный вопрос отвечали коротко, они не могли аргументировать свои ответы, не могли отстаивать свое мнение, доказывать, оценивать. Использование групповой работы на уроке позволяет детям работать самостоятельно, добывая нужную информацию, общаться в группе и развивать критическое мышление. Я заметила, что им понравилась работа в группе, понравилось общение друг с другом, обмен мыслями для получения знаний. И после уроков, когда я проводила с ними беседу, Даниил сказал «Когда работаешь в группе легче запоминать материал». После того как я начала внедрять модуль «Обучение критическому мышлению» я сама стала критически подходить к уроку. На уроке я старалась задавать детям вопросы от простых к более сложным. Стараюсь задавать им вопрос, который требует размышления. Такие как: Какой вы можете сделать вывод? Что является причиной роста кувшинного человечка…? Именно правильно поставленный вопрос вовлекает детей в работу и углубляет понимание. Работая в группах, дети учились обсуждению, учились критиковать другого, учились слышать, друг друга и приходить к общему грамотному мнению.В своей практике стала использовать различные приемы развития критического мышления. Такие как «Горячий стул», игра «Ты мне ,я тебе», чтение с остановкой . Применяя модуль « Обучение критического мышления» я заметила ,что в процессе обучения задействованы все дети. У них повысился интерес к предмету, повысилась эффективность к усвоению программного материала, им стало интересно получать знания самостоятельно. Дети стали вести себя по- другому на уроках, стали более дисциплинированными. Делая выводы по внедрению модуля «Критическое мышление» я поняла, что использование модуля помогло мне развить у детей самостоятельность на уроке, навыки аргументирования, критически подойти к учебному процессу. Изучая приём критическое мышление я научилась более критично подходить к учебному процессу и постепенно развивать свои педагогические навыки. Поэтому чтобы продолжить развивать критическое мышление у учащихся я планирую применять в своей практике на уроке различные приёмы такие как: схема «Фишбоун», кубик «Блума», ромашка «Блума», «Шесть шляп де Боно» ,прием «insert». Буду искать различные приёмы и дополнительную информацию по развитию критического мышления. Поделюсь своими знаниями и опытом, полученными на курсах, со своими коллегами в школе, для того что найти поддержку в их лице. И что бы далее продолжить работу сообща. Подводя итоги своей практики в школе я сделала вывод, что модуль критическое мышление очень важен так как взаимодействует со всеми модулями Программы. Помогает раскрыть в детях их творческий потенциал.

Используемая литература: 1.Руководство для учителя 2012 г. 2.[онлайн наdisserCat dissercat.com]

© 2010-2022