Урок литературного чтения для 3 класса «Геннадий Цыферов «Тайна запечного сверчка»»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения 3 класс Тема: «Геннадий Цыферов «Тайна запечного сверчка»»
Цели: - познакомить с произведением Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка»; - познакомить с жизнью и творчеством великого композитора В. Моцарта; - учить правильному, беглому чтению; - продолжить работу по развитию умения работать с толковым словарем; - учить ролевому чтению; - обучить умению отвечать на вопросы по прочитанному тексту, уметь работать с текстом; - воспитать чувство любви к музыке, искусству, прививать любовь к симфонической музыке;

- разбудить чувство прекрасного, дать задуматься над своими талантами;

Оборудование:

  1. Портреты В.Моцарта и Л.Моцарта

  2. Толковый словарь

  3. Диск с записью симфонии В.Моцарта

  4. Смайлики (по 3 у каждого ученика)

  5. Жетоны за правильное чтение

Ход урока:

Организационный момент

Настрой на хорошую работу. Приветствие гостей.

Проверка домашнего задания.

Конкурс «Внимательный читатель».За правильный ответ получают жетон.

- Музыка какого композитора мы слушали на предыдущем уроке?

-Эдварда Грига.

- Найдите и прочитайте авторскими словами, о чем рассказывала его пьеса?

- Какие слова произнесла девушка, после услышанной музыкальной пьесы?

(Дети читают ответы из текста учебника.)

- Что помогло девушке полюбить жизнь?

-Ей помогла музыка.

- Мы продолжим сегодня разговор о музыке. Как называется раздел, который мы читаем?

-«Наполним музыкой сердца».

- Продолжим на нашем уроке наполнять свои сердца музыкой. Хочется вам

узнать, как рождалась музыка других композиторов? Сегодня мы перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем одну тайну… Написал эту тайну Геннадий Цыферов.

Предварительная работа.

Работа с иллюстрацией к тексту.

- Рассмотрите иллюстрацию. Прочтите заглавие.

-Тайна запечного сверчка.

- Видели ли вы сверчка? Слышали его пение? Где живут сверчки?

(Ответы детей).

-Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью называют запечными,

они живут и поют свою песенку за печкой. Кого вам напоминает сверчок на иллюстрации?

-Дирижёра, музыканта.

- Кто слушает сверчка?

-Маленький мальчик.

- Это наш современник?

-Нет, он в парике.

- Это времена XVIII века. Предположите, что за тайна у сверчка и мальчика?

О чём говорят герои?

(Дети высказывают предположения).

Чтение текста учителем

- Послушайте вступление к этому произведению.

(Учитель читает вступление, дети слушают.)

- О детстве какого композитора я прочитала?

- О детстве маленького Моцарта.

- Послушайте о жизни композитора, я прочту вам его биографию.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Австралии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVII веке город считался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт познакомился с музыкой в три года.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был одним из наиболее образованных и выдающихся педагогов своей эпохи и стал первым учителем сына. В возрасте четырёх лет мальчик уже отлично играет на фортепиано, начинает сочинять музыку. По свидетельству одной записи, он буквально за несколько дней освоил игру на скрипке

и вскоре поразил свою семью и друзей отца своей рукописью фортепианного концерта. В шесть лет он впервые выступил перед

широкой публикой. Мальчику всего было 10 лет, когда он поразил публику

оперой Аполлон и Гиацинт, а затем и ещё двумя операми «Мнимая простушка» и «Бастьен из Бастьена». Моцарт отправляется в 13 лет по Италии. Великие итальянские музыканты были покорены мальчиком! Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной

смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота вельможи.

Умер в одиночестве в 35 лет, в нищете и похоронен был как бедняк в общей могиле. Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарта

стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. На родине

Моцарта, в Зальцбурге, создана сеть моцартовских мемориальных памятников.

(Учитель показывает портреты В. Моцарта и отца Л. Моцарта.)

- Захотелось вам услышать музыку этого маленького гения?

Слушание музыки.

- Захотелось вам услышать музыку этого маленького гения ?

(Звучит 40-я симфония В.А. Моцарта.)

Словарная работа.

Работа с толковым словарём.

- Прежде, чем читать по абзацам вступление, давайте объясним сложные и непонятные слова, встретившиеся в тексте.

( Слова на доске)

Зальцбург - город, в котором родился В. Моцарт

Бутафорское оружие - ненастоящее оружие

Вольфганг Амадей Моцарт - полное имя композитора

Парик - волосы, одеваемые сверху на голову

Маэстрино - уважительное обращение к мальчику

Сюртук - (чтение по толковому словарю)

Маэстро - (чтение по толковому словарю)

Чтение по абзацу с комментированием.

Выборочное чтение.

(Дети читают по абзацам и отвечают на вопросы)

- Где жил маленький Моцарт?

- Как выглядел ночной город?

- Как описывает автор музыку?

- Как выглядел юный Моцарт?

Физминутка

- Встаньте, давайте отдохнем. (Расслабление под музыку)

Слушание музыки.

«Реквием» - последнее музыкальное произведение Моцарта, который

он не закончил. Давайте послушаем эту музыку.

Чтение, обсуждение прочитанного.

(Читает учитель и сильный в чтении ученик)

- С кем встретился Моцарт?

-Со сверчком.

- Вспомните свои предположения в начале урока по иллюстрации, так

о чем же разговаривали сверчок и мальчик?

- (Ответы детей).

- Как вы думаете, почему именно сверчок, по мнению Г. Цыферова,

научил мальчика музыке?

-(Дети предполагают).

- Послушайте, как сам автор пишет об этом. Цитата:

«Потому, что музыка Моцарта - это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как и мир вокруг…» писал Г. Цыферов.

- Почему сверчок называет Моцарта маэстрино?

-Это почтенное уважительное отношение к талантливому мальчику.

Ролевое чтение.

Оценивание чтения самими детьми.

- Сейчас прочитаем диалог героев по ролям.

-Возьмите простые карандаши в книге распишите роли: А - автор

С - сверчок

М - Моцарт

(Дети расписывают)

-Чтение по ролям 1 главы. Оценивание.

Подведение итогов урока.

Подсчёт жетонов. Выставление оценок.

- Закройте глаза, послушайте марш Моцарта.

- Какой вам показалась музыка? Понравились ли вам его произведения?

- (Ответы детей)

- Прислушайтесь к себе, дети. А есть ли в вас те таланты, что делают человека гениальным, талантливым и возвышенным? Может быть, вы в себе отыщите то прекрасное, что сделает вас известным художником, поэтом, композитором. Желаю вам открыть в себе гения.

Рефлексия (оценка урока детьми)-оценивание мордочками-смайликами)

Оцените урок смайликами. Если урок вам понравился- покажите улыбку.

Был обычный урок- поднимите рот-черту. Если вам было скучно - поднимите унылого смайлика.

Домашнее задание

- Дома читайте 1 главу по ролям.

- До свидания, всем спасибо.




© 2010-2022