Организация контроля и оценивания в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация контроля и оценивания в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Организация контроля и оценивания в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Организация контроля и оценивания в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Организация контроля и оценивания в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Организация контроля и оценивания в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Организация контроля и оценивания в младших классах в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Т.А.Филатова,

учитель начальных классов

МБОУ «Важская основная школа»



Организация контроля и оценивания в младших классах

в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых стандартах ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Зачем нужна новая система оценивания?

Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой, снять тревожность, снизить невротизацию детей, повысить учебную мотивацию, отследить динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.

Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в РФ» (см. Приложение 1 )

- ФГОС НОО;

- Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», содержательный «Программа формирования УУД;

- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации

обучающихся уровня начального общего образования.

Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители.

Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.

Система оценивания выполняет следующие функции:

-нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утверждённым ФГОС;

- информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных

возможностях школьника;

-корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;

- воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных

качеств;

- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;

-диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;

-Стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.

- оценивать можно только то, чему учат.

- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;

- объективность оценки;

- открытость процедуры и результатов оценки;

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- оценка динамики образовательных достижений младших школьников;

Что же такое оценивание?

1.Оценивание - это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеником, более активно включиться в своё учение.

2. Оценивание - это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.

3. Оценивание - это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при проведении итогов результатов образования учащегося за определённый период времени;

4. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную задачу.

5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.

Как же организовать контроль и оценивание таким образом, чтобы реализовать данные требования ФГОС НОО и заложить основы для формирования у учащихся ключевых компетенций?

В данной статье делюсь методиками оценивания, ориентированные на развитие учащихся и на конечный результат.

1 класс 1.Методика «Светофор»

Учитель видит как справляется ученик с заданием:

«Красный» - задание, упражнение, элемент буквы и т.д. не усвоен.

«Синий» - есть не точности, затруднения.

«Зелёный» - задание выполнено.


«Путь закрыт» «Внимание» «Вперёд»

2. Методика «Линеечка» (Г.А.Цукерман) (см. Приложение 5)

Эта методика оценки и самооценки, разработанная применительно к психоанализу, была адаптирована для оценивания младших школьников Г.А Цукерман. Инструментом оценивания выступает линеечка - вертикальная линия, на которой ученик отмечает свой уровень (знаний, умений) знаком крестик. Эту самооценку можно и нужно сравнивать затем с оценками, данными ученику его одноклассниками и, конечно, учителем. Педагог отмечает на линеечке свою оценку, которая может быть выше ученической, ниже её или совпадать с ней (тогда она обводится кружком), как показано на рисунке. Результаты ученической самооценки позволяют выделить группу школьников с заниженной или завышенной самооценкой и корректировать в дальнейшем их самостоятельную оценочную деятельность.

2 класс Методика «Лесенка достижений» (см. Приложение 2)

Данная методика предложена О.М.. Корчемлюк. В соответствии с ней в начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Её результаты отмечают на лесенке достижений, когда фигура, символизирующая исходный уровень владения данным навыком, помещается на ту или иную ступеньку. В процессе дальнейшего обучения фигура перемещается по лесенке и наглядно показывает успехи каждого учащегося.

25 декабря

12 декабря

3 класс Методика работы по таблицам. (см. Приложение 6)

Таблицы, листы учёта знаний, в которых указаны основные виды деятельности учеников на уроке и отметки, разрабатывает сам учитель, опираясь на методику В. Ф. Шаталова. Лист учёта знаний может быть использован не только на этапе выработки знаний и умений, но и в ходе проведения текущего контроля, устранения ошибок, допущенных в самостоятельной деятельности.

В листе учёта знаний может быть две, три, а то и пять отметок, полученных учащимся в течение урока при работе в группе или индивидуально. Отметка, выставляемая за урок, - это чаще всего средний арифметический балл полученных отметок.

«Критерии оценивания работы в паре»

Всегда (+)

Иногда( )

Никогда(-)

Работа

Мы всегда работаем по очереди

Иногда не соблюдали очередь

Каждый работал сам

Слушание

Мы внимательно выслушивали друг друга

Мы не всегда внимательно слушали друг друга

Мы не слушали друг друга

Помощь

Мы помогали друг другу, когда это было необходимо

Мы всегда помогали друг другу

Мы друг другу не помогали

Вежливость

Мы были вежливы

Мы были вежливы, но иногда проявляли несдержанность

Мы не проявляли вежливость

Правильность

Мы всё сделали без ошибок

Мы допустили 1-2 ошибки

Мы ошиблись более 2-х раз

Лист оценивания коллективной работы.

Критерии

Никогда

Иногда

Всегда

1.Наша группа работает как единая команда

2.Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе

3.Мы обсуждали решения и принимали решения вместе

4. Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу

5.В нашей группе уважается мнение каждого

4класс Поурочный лист учёта знаний.

Повторение

орфограмм

Работа в группе

Работа в паре

Тест

Итог

Самооценивание

Методика «Закончи предложение»

На уроке мне было интересно …..

Я научился (лась)…..

Я встретил(а) затруднение в….

Сегодня я смог\смогла…

Могу похвалить себя за…

Могу похвалить своих товарищей за….

Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить

их свободе решений и ответственности за свой выбор.

Развитие самооценки требует от учителя дополнительных усилий, но вскоре мы увидим, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!»

Литература:

  1. Закон «Об образовании в РФ»

  2. Корчемлюк О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников. URL:http ://pedsovet.org .

  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2ч.М., 2009.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

  5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М.;Рига,1999.

  6. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.,1979.

© 2010-2022