- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по курсу: Родиноведение
Программа по курсу: Родиноведение
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филева Н.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Самарский край»
(краеведение)
Часть 1. Родиноведение
Возраст обучающихся: 7 - 8 лет (1 - 2 класс).
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов: 72 часа в год.
Разработчик:
Филева Наталья Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ школа № 100
Самара, 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Прогнозируемый результат обучения по программе
4. Обеспечение программы
5. Учебно-тематическое планирование
6. Содержание тем
7. Литература для педагога и учащихся
8. Приложения
Введение
Об актуальности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления последних десятилетий нашей современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Сегодня в обществе есть необходимость усиления работы педагогов в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной практики школьников. Проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития детей и подростков относятся к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Задача патриотического воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, с формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Актуальность изучения основ краеведения связана, по крайней мере, с тремя важными положениями: - во-первых, наше общество нуждается в патриотах, знающих отечественную историю и историю своего родного края, готовых защищать свою Родину; - во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности школьника, юному гражданину необходима также социальная практика, возможность на деле применить полученные знания и проявить свои качества «человека и гражданина» в реализации конкретных историко-краеведческих проектов; - в-третьих, вооружение школьника нравственными знаниями и социальным опытом, в том числе, в гражданско-патриотической сфере, важно потому, что они дают представления о последствиях нарушения общепризнанных норм поведения для окружающих людей, общества в целом и будущего целой страны. Начинать воспитание патриотов надо с самого юного возраста. Задачами духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников являются:
-
формирование у детей духовных ценностей, прежде всего, чувства патриотизма;
-
осознание детьми своей принадлежности к родному народу, стране, государству, формирование интереса и чувства сопричастности к истории и культуре России, к современным историко-культурным процессам и событиям;
-
формирование уважительного отношения к семье, малой Родине, обществу, к своей великой стране, её истории, к разнообразным национальным, культурным и религиозным традициям России;
-
воспитание способности к духовному самообогащению, самообразованию, самооценке и самоконтролю поведения.
Пояснительная записка
В соответствии с этими задачами в 2015 году авторская программа Филевой Н. В. «Самарский край» была адаптирована для работы с учащимися младших классов. Данная программа представляет собой ознакомительный одногодичный курс обучения краеведению объёмом 72 часа (2 часа в неделю) под названием «Родиноведение». Программа «Родиноведение» рассчитана на 1 год для детей 7 - 8 лет, учащихся 1 - 2 класса.
Построение отдельных тем и разделов данного ознакомительного курса позволяет предусмотреть поэтапное обобщение и изучение основ краеведения. Содержание программы отражает единство трех временных измерений: прошлое - настоящее - будущее.
Актуальность программы Программа направлена на формирование у школьников духовно-нравственных ценностей, патриотизма, бережного отношения к истории и традициям русского народа, к культурному наследию Родины. Духовно-нравственное и патриотическое развитие младших школьников предполагает становление ответственного отношения ребёнка к Родине, обществу, коллективу, к труду, к своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие таких качеств, как патриотизм, социальная активность, глубокое уважение к людям. Частью духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной, патриотически-настроенной личности на основе приобщения младших школьников к историческому и культурному наследию нашей Родины.
Задачи:
-
Формировать чувство любви к Родине, к её истории и культуре;
-
Способствовать осознанию детьми своих культурных и родовых корней;
-
Развивать гражданское самосознание учащихся;
-
Поднять уровень исторической и экологической культуры детей;
-
Приобщить младших школьников к краеведческой, музейной и поисково-исследовательской работе;
-
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Формы работы
- Поиск информации.
-
Работа с краеведческим материалом.
- Изучение документальных источников.
- Выход на объекты (экскурсии, походы, экспедиционно-полевой поиск).
- Встречи с участниками, или очевидцами тех или иных событий.
- Обработка собранных сведений и материалов. (создание уголков, комнат, залов, музеев).
- Пропаганда собранных материалов (беседы, лекции, выставки, сообщения).
- Закрепление и проверка полученных знаний (проведение викторин, конкурсов; участие в районных и областных слетах).
В целом работа ТО проводится по нескольким направлениям: познавательному, развивающему, научному.
Обеспечение программы
Для организации работы объединения «Краевед» необходимо иметь следующие учебно-методические материалы:
-
учебно-методические пособия для педагогов (рекомендации, методические руководства);
-
библиотечка краеведческой литературы;
-
учебные пособия для детей по освоению программ;
-
раздаточные материалы;
-
аудио-видео средства;
-
сборники образовательных задач, заданий и т.п.;
-
аннотированные указатели, справочники, словари и т.д.;
-
аналитический материал с графиками, схемами, диаграммы;
-
компьютерные средства.
Материально-техническое обеспечение (наличие кабинета, учебная мебель, специальное освещение, приспособления, материалы, инструменты, технические средства обучения).
Контрольно-измерительные материалы:
- Вопросы, задания, тесты по темам;
- сообщения, доклады.
Прогнозируемые результаты
Работа по данной программе позволит сформировать следующие ключевые компетенции: - коммуникативные: работа в группе, исполнение различных социальных ролей, умение жить вместе, сопереживать и помогать друг другу; - информационные: сбор и обработка информации, использование различных носителей; - жизнь в многокультурном обществе: знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему, проявление толерантности; - личностные и социальные: активность, инициативность, самостоятельность, умение брать на себя ответственность и принимать участие в совместном решении.
Программа даёт возможность сформировать у обучающихся патриотическое и гражданское сознание и самосознание, повысить уровень знаний в области отечественной истории и культуры, обеспечить развитие духовно-нравственных, творческих, коммуникативных и других способностей младших школьников.
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
-
Смысл понятий: имя, семья, народ, общество, родина, история, культура, духовность, нравственность и др., их ценность, значимость;
-
Основные народные и семейные традиции, их роль и значение в жизни общества;
-
Основные жанры и виды народного творчества;
-
Отдельные произведения выдающихся российских деятелей культуры и искусства.
К концу курса обучения учащиеся должны уметь:
-
Пользоваться различными источниками знаний по истории и культуре России;
-
Сравнивать произведения народного творчества различных видов и жанров, узнавать отдельные произведения;
-
Использовать музейные, художественные, литературные и др. материалы, создавать творческую работу на основе собственного замысла;
-
Выражать своё отношение к окружающему миру через слово, рисунок, поделку, песню, танец;
-
Работать в коллективе, понимать родителей и товарищей, поддерживать их, проявлять заботу в делах.
Тематический план курса «РОДИНОВЕДЕНИЕ».
Первый год обучения, 72 часа (36 занятий по 2 часа в неделю).
№ п/п
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие.
2
2
-
Раздел 1. Учись любить Родину.
28
12
16
Моя Родина.
4
2
2
Моя семья и я.
8
4
4
Быт, нравы, традиции Руси.
16
6
10
Раздел 2. Русский народный фольклор.
42
6
36
Русский народный фольклор - неотъемлемая часть национальной культуры.
2
1
1
Русское поле в народном фольклоре. Хлеб всему голова.
4
1
3
Русские народные пословицы, поговорки и загадки о знаниях, об учении, о труде и лени, об орудиях труда.
4
2
2
Былины. Русские народные богатыри. Образ защитника Родины. Герои России.
4
2
2
Русские народные игры. Русский хоровод.
2
1
1
Напевы родной земли. Жанры фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые.
4
2
2
Это русское чудо - частушка.
2
1
1
Русские народные сказки.
4
2
2
Русские обряды.
4
2
2
Русские народные праздники.
2
1
1
Город мастеров.
2
1
1
Русские народные художественные промыслы.
4
2
2
Языческие традиции в фольклоре русского народа.
2
1
1
Обобщение и повторение пройденного
2
1
1
ВСЕГО
72
20
52
Содержание тем курса «Родиноведение» (1 год обучения):
Раздел 1. Учись любить Родину (14 занятий, 28 часов).
Тема и № занятия
Форма занятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Универсальные учебные действия
Результат работы
1. Введение
Беседа
-
Формирование мотивации успеха и достижений школьников.
Знакомство с курсом
2-3. Моя Родина.
С родной земли - умри, не сходи. Своя земля и в горсти мила.
Беседа
Знать прежнее название своей страны, своего села, названия улиц, достопримечательностей.
Уметь мотивировать, чем дороги для тебя твоя Родина, твоё село.
Развитие композиционного мышления и воображения.
Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего села.
Устный рассказ «Моё родное село». Составление фотоальбома.
3-4. Моя семья и я. Семейный лад.
Мир дому твоему.
Занятие - открытие
Знать традиции семьи, свои обязанности в семье.
Уметь объяснять, почему для тебя дорога семья, высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. Знать семейные праздники, варианты благодарения родителей.
Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу.
Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека.
Тематический рисунок «Моя семья в сборе».
Устный рассказ «На кого я хочу быть похожим»
5. Доброе слово о родителях - основе жизни.
Кто родителей почитает - вовек не погибает.
Интегрированное занятие. Практикум совместно с родителями
Знать профессии родителей. Знать таланты и творческие увлечения родителей.
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела.
Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности
Коллективное составление панно из природных материалов «Семья». Сочинение «Благодарю родителей»
6. Семейное воспитание русского народа.
Игра-обсуждение.
Знать историческое прошлое своей страны, семейные традиции русского народа.
Уметь анализировать справочную литературу.
Умение использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общении.
Альбом с загадка-ми, потешка-ми и песнями.
7. Быт, нравы, традиции Руси.
Занятие-открытие
Знать историческое прошлое своей страны, традиции народа.
Уметь использовать
Источники.
Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности.
Рисунок «Быт крестьянской семьи».
8-10. Традиции русского гостеприимства. Культура общения.
Ролевая игра
Знать формы приветствия и прощания.
Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания, произнесенные с разной интонацией. Уметь правильно обращаться к старшим, беседовать.
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Умение вступать в общение, участвовать в диалоге.
Умение учитывать позиции других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Игра «Идём в гости». Печенье к празд-нику «Жаворонки». Ролевая игра «Благословление». 11-12. Русская крестьянская изба как элемент культуры народа
Занятие -исследование
Знать понятия, связанные с темой «русская изба».
Уметь применять основные средства художественной выразительности.
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Макет русской избы.
12-13. Красота в устройстве и декоре крестьянского быта. Цветы и птицы на предметах
быта.
Час познания. Проблемное занятие.
Знать понятия фасад,
декор, орнамент, утварь.
Уметь использовать художественные материалы, анализировать декоративные свойства рассматриваемых зданий и предметов реальных форм.
Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.
Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Жостовский поднос. Городецкая игрушка.
Хохломская ложка. Картина «Семейный праздник»
14. Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
Конференция. Круглый стол.
Знать о важности Родины, дома, семьи, традиций в жизни человека.
Уметь высказывать свои мысли и чувства.
Умение участвовать в защите проекта, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
Защита проектов учащихся
Раздел 2. Русский народный фольклор, 21 занятие ( 42 часа)
15.Русский народный фольклор - неотъемлемая часть национальной культуры.
Беседа.
Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа. Знать жанры фольклора. Уметь воспроизводить основные.
Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека.
Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель.
Исполнение песни «Земелюшка».
16. Русское поле в народном фольклоре. Хлеб всему голова.
Занятие-исследование.
Викторина.
Знать народные песни, попевки о русском поле. Уметь извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров. Знать профессии людей, которые трудятся в поле. Уметь распознавать зерна злаковых культур.
Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Игра - викторина «Стихи, загадки, попевки о цветах и травах луговых». Книжка-малышка «Хлеб всему голова»
17-18. Русские народные пословицы, поговорки и загадки о знаниях, об учении, о труде и лени, об орудиях труда.
Игра-соревнование. Викторина
Уметь отгадывать загадки. Уметь объяснять роль пословицы в жизни человека, рассуждать по теме «Учение и труд в жизни человека». Знать профессии людей, которые трудятся в поле и на огороде.
Научиться уважительно относиться к людям труда. Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Рисунки по теме занятия. Игра «Собирай урожай». Викторина «Пословицы и поговорки»
19-21. Былины. Русские народные богатыри. Образ защитника Родины. Герои России.
Литературное знакомство. Исследование
Знать особенности жанра былины.
Уметь отличать былину от сказки. Знать известные имена защитников и героев России.
Уметь пользоваться материалами музея, использовать необходимую информацию для составления рассказов.
Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.
Устный рассказ «Образ богатыря в былинах». Плакат «Защитники Родины»
22. Русские народные игры. Русский хоровод.
Игра. Хоровод песен.
Знать правила поведения в коллективных играх. Уметь создавать ритм в хороводе при помощи хлопков.
Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела.
Построение логической цепи рассуждения.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение вступать в общение, участвовать в диалоге.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Игры «Бой петухов», «Охота», «Капкан», «Вместе за руки возьмёмся». Хороводы «Кара-вай», «Русская берёзка»
23-24. Напевы родной земли. Жанры фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые.
Занятие - представление «Музыкальное знакомство»
Знать жанры фольклорных песен, названия русских народных инструментов, характерные особенности попевки.
Уметь эмоционально, выразительно исполнять попевки, использовать доступные народные инструменты (шумовые).
Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего села.
Песни о родной стороне. Исполнение песни «Метелица»
25. Это русское чудо - частушка.
Представление
Знать особенности жанра «частушка».
Уметь использовать импровизацию в тексте частушки.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Организация совместной продуктивной деятельности.
Ролевая игра «Народные посиделки»
26-27. Русские народные сказки.
Викторина
Знать различия между авторской и народной сказками.
Уметь анализировать высказывания сказочных персонажей, оценивать смысл сказки.
Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге, в инсценировке.
Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Викторина «Из какой сказки герой?». Сценка из сказки «Репка».
28-29. Русские обряды. Обрядовые песни. Святочные гадания.
Игра. Театрализация. Представление.
Знать основные календарные праздники русского народа.
Знать отличительные особенности русских обрядовых песен. Уметь использовать народные музыкальные инструменты, участвовать в хороводах, выполнять основные движения народных плясок, обыгрывать сюжет песни.
Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой и предметно - преобразующей деятельности человека.
Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности.
Исполнение русских народных обрядовых песен «Ой, вставала я ранёшенько», «Дударь». Обряд «колядование».
30. Русские народные праздники - неотъемлемая часть национальной культуры.
Беседа
Уметь определять народный праздник по приметам
Знать календарные праздники, виды и историю зарождения праздников.
Уметь анализировать справочную литературу.
Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.
Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека.
Работа над проектом «Русские народные праздники». Игровая программа «Народ-ные забавы».
31. Город мастеров.
Игра
Знать пословицы, поговорки о ремеслах и мастерах-тружениках.
Уметь соотносить поговорку со смысловым значением.
Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития.
Игровая программа «Город мастеров»
32-33. Русские народные художественные промыслы. Жизнь - радуга.
Жизнь дана на добрые дела.
Заочное путешествие. Творческая мастерская
Знать виды русского народного промысла. Знать о средствах эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь использовать художественные материалы, анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им.
Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.
Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Умение управлять поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий.
Рисунок «Моя жизнь - радуга». Альбом «Народные промыслы». Защита проекта «Русские народные игрушки».
34. Языческие традиции в фольклоре русского народа. Обряды и ритуалы как форма культурно-досуговой деятельности.
Беседа. Викторина.
Знать особенности обрядов при рождении младенца, именинах, свадьбах, венчании.
Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.
Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно - продуктивной деятельности.
Рисунок «Свадьба». Викторина по народным сказкам. Викторина по русским былинам.
35. Обобщение и повторение пройден-ного
Круглый стол. Интегрированное занятие
Знать о важности традиций в жизни православного человека.
Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим.
Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.
Защита проектов учащихся
План воспитательной работы в детском творческом объединении «Краевед» В течение учебного года предусматриваются клубные часы с привлечением родителей, близких для ребенка людей. Тематика мероприятий самая разнообразная. 1. Посвящение в краеведы
Сентябрь 2. Осенний праздник краеведов
Октябрь 3. Здравствуй музей. Экскурсия для детей и их родителей
Ноябрь 4. Однодневная экскурсия по городу Самары (учащиеся и родители)
Декабрь 5. Новогодняя елка краеведов (с привлечением родителей)
Январь 6. Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества (викторина, экскурсия по музею, игры) с участием родителей
Февраль 7. Фольклорный праздник «Широкая масленица»
Март 8. Выступление с творческими работами перед учащимися, родителями
Апрель 9. Краеведческий праздник. Подведение итогов, награждение
Май
Список литературных и других источников
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. М., 2014.
- Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»»
- Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
Литература для педагогов и обучающихся по программе
-
Барашков В.Ф. «Самарская топонимика», Самарский университет, Самара, 1996.
-
Беловинский Л.В. «История русской материальной культуры: учебное пособие - в. 2ч. М., 1995,1996.
-
Буровик К.А. Родословная вещей. М., 1991.
-
Васильев И.В. У истоков самарского Поволжья. Куйбышев, 1996.
-
Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область. Самара, 1996.
-
Ключевский В.О. «История русского быта». М., 1995.
-
Курчина В. Воспитание эффективно, если оно системно: сельские школы // Народное образование. 2003. - №10.
-
Моргун А.Г. «От крепости Самара до города Куйбышева», Куйбышев, 1986.
-
Научно-методическая работа в музее. М., 1999.
-
Панкратова Т.Н., Чумакова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. М., Гуманитарный издательский центр, 2001.
-
Плахова Т.В. Эхо великой войны в сердце моей семьи. Самара, 2005.
-
Работа со школьниками в краеведческом музее. Под ред. Ланковой Н.М. М., Гуманитарный издательский центр, 2001.
-
Сейненский А.Е., «Родной край», М., 1994.
-
Туристско-краеведческие кружки в школе. Под ред. Титова В.В. М., Просвещение, 1998.
-
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край самарский. Куйбышев, 1988.
-
Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. Куйбышев, 1989.