Урок по курсу Мир русской культуры. Встреча весны на Руси

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по курсу «Мир русской культуры»

«Встреча весны на Руси».
Учитель Гончарова И.А. Цели: - дать учащимся представление о том, как на Руси встречали приход весны; - развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребёнка; - способствовать пробуждению интереса к истории народа, его куль- туре, традициям, обычаям; - воспитывать любовь к природе. Методические приёмы: беседа, выступления учащихся. Словарная работа: плющатся. Оборудование: русские национальные костюмы, печёные жаворонки, электронное иллюстрированное приложение.


Ход урока.


I. Организационный момент. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. II. Сообщение темы урока. Учитель. Сегодня мы снова отправимся в путешествие по русской старине и узнаем, что нам расскажут страницы книги «Живая Русь». (Открывается макет книги; на её странице «капля воды».) На странице «капелька воды». Как вы думаете, почему? Отчего она здесь? (Предположения учащихся.) Что же нам капелька хочет сообщить? Тут загадка. Давайте скорее прочитаем её и может тогда узнаем, о чём речь. (Слайд 1.) Пришла, улыбнулась - Утихли метели. Позванивать стал Колокольчик капели. Река пробудилась, Растаяли льды, Наряд белоснежный Надели сады. Взревев, за работу Взялись трактора. А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» Конечно же - это Пришла к нам …(весна.) Верно, это - весна. Какие слова загадки помогли нам понять, что это весна? (Ответы детей.) Но это ещё не всё. Сколько месяцев длится весна? (Ответы учащихся.) Как они называются? (Ответы учащихся.) Нужно расположить названия весенних месяцев в правильном порядке и мы узнаем, как они назывались в народном календаре. (Слайд 2.) март зимобор (протальник) апрель снегогон май травень
Как вы думаете, почему народ придумал месяцам такое название? (Ответы учащихся.) Учитель. В народе говорили, что у весны есть три долга, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть. С этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель её из ручьёв живой водой отпаивает. Третий - тёплую землю в зелень убрать. Это делает май. Он лес наряжает, лето в гости ожидает. Так по названиям месяцев мы и рассказали о весне. Кто из вас, знает, как в старину весну встречали, какие подарки ей готовили? (Ответы учащихся.) Тогда садитесь поудобнее и слушайте… На Руси очень серьёзно готовились к встрече весны. С наступлением весны деревня как будто пробуждается ото сна. Всю зиму простояли в хлеву коровы и овечки, а теперь они греются на солнышке. Закопошились во дворе куры под надзором петуха. Закрякали утки. Все рады весне! Только сошёл снег - закипела работа на огороде, в поле. Вот уже и пастух затрубил, собирая стадо. А по лужам бегают мальчишки, прикрепляя домики для скворцов. Ожила деревня! Чтобы весна пришла с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем, её нужно было пригласить трижды. III. Работа по теме урока. 1) Рассказ учителя с элементами беседы, театрализации. 14 марта по народному календарю называется днём Евдокии-плющихи. (Слайд 3.) Она и открывала весну. Снеговые сугробы начинали подтаивать, т.е. «плющиться», а в народе говорили: «Евдокия-плющиха снег плющит!» Талантливый русский художник И.И.Левитан, посвятивший все свои картины русской природе, написал замечательную картину, которая называется «Март». Она пронизана трепетным дыханием жизни, чувством взволнованного ожидания весны. Здесь как раз хорошо видно, как Евдокия-плющиха начинает снег плющить. ( Слайд 4.) 17 марта наступал день Герасима-грачевника. (Слайд 5.) Про него говорили «Герасим-грачевник грачей пригнал». Грач - первая весенняя птица. «Увидел грача - весну встречай». Художник А.К.Саврасов в картине «Грачи прилетели» изобразил приход весны. На полотне только серые и тёмные краски. Этим автор подчёркивает, что весна ещё ранняя, нет ни зелени, ни цветов, ни яркого солнца, но есть надежда на тёплую весну, которую приносят с собой грачи. (Слайд 6.) (Входят девочка и мальчик в народных костюмах.) Евдокия-плющиха. Здравствуйте, я - Евдокия-плющиха. Доброго здоровья! (Кланяется.) Рада всем гостям, что пришли сегодня весну встречать! Я - весне первая помощница, где пройду, снег тает, ручьи бегут. Герасим-грачевник. А меня величают Герасим-грачевник. Я - парень весёлый, да сноровистый. Как засвищу, так грачи с юга летят, весну - красну на крыльях несут. (Звучит музыка, вбегает девочка, исполняющая роль зимы.) Зима. Я - Зима злая-злая, По полям, лесам летаю, Всё снегом заметаю! Бурчу, свищу, Берегись! Наскочу! Я Зима злая-злая, Вас снегом забросаю, И порошей замету, И в сосульку превращу! Ага! Испугались! Вот я вас… Кто тут хозяйничать собирается? Хотите снега мои топить, да весну приваживать? Я Зима - госпожа. Хочу весь год здесь жить, царствовать в ваших краях. Евдокия-плющиха. Да полно, Зимушка куражиться! Пришла пора уходить тебе со двора! Герасим-грачевник. Уходи, Зима! Лошадки идут, они солнышко ждут. Коровки мычат - на волю хотят. Свинки визжат - корешков хотят. Овечки кричат - они травки хотят, шелковой травы, ключевой воды. Зима. Ишь чего захотели! Не уйду! Евдокия-плющиха. Что же делать будем, люди добрые? Герасим-грачевник. Ну, народ, выручай! Всем миром победим Зимушку, глядишь, и Весна объявится. Вызываем тебя, Зима, на бой! Учитель. Так на Евдокию и Герасима на Руси начинали гнать зиму. Из-под лавок и печей выметали её из избы мётлами, стучали палками по заборам, сжигали старые веники, лапти, вещи, приговаривая: «Вон, зима, из избы, а лето в избу!» А чтобы весна скорей пришла, молодёжь играла в игру, которая называется «Золотые ворота». Считалось, что через такие ворота непременно должна весна прийти. Давайте и мы поиграем в такую игру. Но, сначала послушайте правила игры. (Учитель знакомит учащихся с правилами игры.) Игра «Золотые ворота». (Слайд 7.) Одна пара играющих берётся за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают: Идёт матушка - Весна, Отворяй-ка ворота. Первый март пришёл - И всех нас провёл. А за ним и апрель - Отворил окно и дверь. А уж как пришёл май - Сколько хошь теперь гуляй! Затем «ворота» предлагают стать всем парами, взяться за руки и стать в ряд за «воротами». (Разберитесь все по парам, становитесь все за нами!) один из игроков, не имеющий пары, входит в «ворота», и ему поют: Ходит матушка - Весна По полям, лесам одна. Первый раз прощается, Другой раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! «Ворота» закрываются. Игрок разъединяет ребром ладони руки стоявших пар. Образовавшиеся команды меряются силой, перетягивая жгут. Одна команда - Весна, другая - Зима. (Названия командам даёт игрок, став к ним спиной.) Мерялись до тех пор, пока победит Весна. Учитель. Чтобы зима скорее ушла, пели ей прощальные песни. Давайте и мы споём. (Дети, взявшись за руки, цепочкой идут по классу и поют песню «Вот уж зимушка проходит».) Вот уж зимушка проходит, Белоснежная проходит, Люли, люли проходит! /2 раза
Снег и холод прочь уводит, Весну красную приводит! Люли, люли, приводит /2 раза
Прощай, зимушка - старушка, Ты, седая холодушка, Люли, люли, холодушка! /2 раза (Слайд 8.) (На последней строчке - машут руками и садятся на место.) Учитель. Вот мы и в игру играли, и прощальную песенку зиме спели, а весна всё не приходит. Оказывается, весну надо ещё позвать, как её звали, окликали в старину. Девушки и дети выходили за околицу, на пригорки и громко окликали весну такими словами: (Слайд 9.) Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С великою милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными!
Учитель. Ещё люди верили, что весну издалека приносят на крыльях птицы. И вот наступал день равноденствия, когда день с ночью равняются - 22 марта. В этот день сутки делятся ровно пополам: 12 часов дню положено, а 12 - на ночь отведено. День равен ночи, поэтому он так и называется - день весеннего равноденствия. В этот день весну второй раз встречали. (Слайд 10.) Считается, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разномастных, разнопёрых, разноголовых и разноклювых птиц, и во главе всех - жаворонок. (Слайд 11.) Поэтому этот день на Руси называли Жаворонки. В домах пекли из теста 40 жаворонков с распростёртыми крылышками и хохолками; они как будто летели. (Слайд 12.) Печёных птичек раздавали детям, а те, собравшись вместе, с радостью и звонким смехом, кричали что есть силы, обращаясь к жаворонкам. (Слайд 13.) Давайте и мы, как в старину, покличем жаворонков. Для того, чтобы жаворонки прилетели, нам надо вставить в заклички пропущенные слова. (Слайды 14, 15, 16.)
Жаворонушки, Жаворонки, прилетите, Полетовушки! Студёну зиму унесите, Прилетите к нам, Тёплу весну принесите, Весну ясную, Зима нам надоела, Весну красную Весь хлеб у нас съела! Принесите нам! Уж ты пташечка, Ты залётная! Ты слетай за сине море, Ты возьми ключи весенние, Замкни зиму, отомкни лето! Учитель. Набегавшись, накричавшись, дети сажали печёных птичек на деревья, на плетни. Кто порезвее, оставлял своих жаворонков на крышах домов, чтоб дом хлебом был полон. У некоторых булочек срывали головки и кормили ими животных, чтоб плодились и не болели. А кое-кто с булочками домой бежал и головки маме возвращал, да не просто так, а с приговором: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка головка, так чтобы и лён твой головастый был». А в некоторых семьях делали так. Пекли столько птичек, сколько человек в семье, а в одну из них запекали монетку. Тот, кому доставалась птичка с монеткой, считался самым счастливым на этот год. Давайте угостим наших гостей жаворонками, пусть они помогут нам кликать весну. (Ребята угощают печёными жаворонками гостей.) Учитель. Глядите, услышала Весна - красна нас и пожаловала в наши края. (Входит «Весна» и 3 мальчика - в народных костюмах. На голове у них - таблички с надписями: март, апрель, май. У мальчика, с надписью на табличке - март, в руках - ветки, у апреля - веник с колокольчиками, у мая - кнут.) Учитель. Пришла матушка - Весна, отворяй ворота! Март. Первым март пришёл, белый снег сошёл! Апрель. А за ним и апрель - отворил окно и дверь! Май. А как пришёл май - солнце в дом приглашай! Весна. Здравствуйте, люди добрые! Спасибо за весёлую встречу! Учитель. Здравствуй, долгожданная Весна-красна. Ты с чем пришла? Весна. Со звонким ручейком, с золотым венком, с травушкой, со муравушкой. Учитель. Весна-красна, что ты нам принесла? Весна. Принесла вам ветки. Март. Ветки символизируют пробуждение природы после долгой и холодной зимы. Учитель. Что ещё принесла? Весна. Принесла вам веник с колокольчиками. Апрель. Мои колокольчики - это весенняя гроза. А веник, совсем не простой - его прутики - это молнии. Там где гроза, там и молния. Учитель. С чем ты ещё пришла? Весна. Принесла я вам кнут. Май. Кнут на Руси означал кормильца - частый дождик. Весна. А ещё вам красно солнышко под оконышко! Ты, мати-сыра земля! Укроти ветры полуношные! Сдержи морозы-холода, Да не придёт к люду беда! Ты возвейся, жавороночек во синее небо! Ты взойди, солнце красное, Люду на пораду! (Слайд 17.) Учитель. Так 7 апреля, на Благовещенье, в народе разыгрывали третью встречу Весны. (Слайд 18.) Этот день непременно надо было начать с каравая. Каждый отламывал себе кусочек хлеба, который делили на три части: одна часть отдаётся Земле - плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедал сам. (Слайд 19.) Учитель. И, конечно же, пели весне песни, которые назывались веснянки. Давайте и мы споём веснянку, которая называется «Ой бежит ручьём вода!» (Дети стоят парами и поют.)
Ой, бежит ручьём вода - Нету снега, нету льда. Ой, вода! Ой, вода! Нету снега, нету льда! Прилетели журавли И соловушки малы. Журавли, журавли И соловушки малы. Мы весняночку поём, Весну красную зовём. Ой, поём, ой, поём! Весну красную зовём. IV. Итог урока. Вывод. Вот мы и узнали, как на Руси дружно Весну встречали. Сколько раз на Руси было принято весну встречать? Что вам больше всего понравилось? V. Домашнее задание. Придумайте дома заклички жаворонкам или весне; разыграйте с друзьями игру «Золотые ворота».



Литература.


1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.метод.пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

3. Пушкина С.И. Мы играем и поём: Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов для детей младшего и среднего возраста. - М.: Школьная Пресса, 2001.

6

© 2010-2022