Конспект урока по ОРКСЭ Справедливость 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Разработала урок учительница МОБУ СОШ с. Кош-Елга Борисова Любовь Иосифовна
Тема: Справедливость и милосердие Цель: Формировать представления о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям. Задачи: Развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию из дополнительных источников, умение работать в группах, в парах. Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков. Воспитывать моральные, нравственные качества по отношению друг к другу.
Оборудование: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва) 4 класс, карточки для групповой работы и работы в парах, иллюстрированные карточки, видеопритча «Однажды проявив милосердие …»
Ход урока

I. Оргмомент. Улыбнитесь друг другу и мне, если вы настроены на хорошую совместную работу. Я рада работать с вами!

1. Проверка домашнего задания. Дети рассказывают, как продвигается работа над проектом по теме «Поиски счастья» 2. Определение темы урока - Ребята, есть такая пословица «Труд кормит, лень портит». Справедлива ли эта мысль? Почему? - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми понятиями «справедливость», «милосердие», поучитесь распознавать справедливые и несправедливые поступки, научитесь быть милосердными к другим людям. - Откройте учебник на с. 34. - Итак, какова тема нашего урока? ( «Справедливость и милосердие» .) II. Работа над новым материалом.

  1. Определяем проблему урока
- Справедливость и милосердие свойственны всем людям? - Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Чтение по ролям текста (с. 34) - Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его поведением.) - В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по справедливости?) - Какое понятие в этом случае будет уместно? (Несправедливость по отношению к другим ребятам.) - Почему Рустам не согласился с Антошкой? (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил - значит наябедничать.) - В чём запутались ребята? (Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?) - Как можно это сформулировать в виде вопроса? Учащиеся высказывают свои предположения. - Посмотрите на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы? Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?
  1. Решаем проблему, открываем новые знания.
Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара? Работа с текстом «Золотое правило». - Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым? Организуется комментированное чтение текста. - Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? - Каким единственным словом он обозначил своё учение? (Взаимность.) - А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34? - Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Моделирование различных ситуаций детьми. - Что бы вы посоветовали Антошке, воспользуясь «золотым правилом нравственности»? Что он должен сделать?
3. Работа с иллюстрацией на с. 35. - Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.) Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку.
  1. Сценка «Дружок»
Участвуют одна девочка и один мальчик (мама и сын) Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты накормил Дружка? Сын ей отвечает: - Накорми ты сама, а то мне надо учить уроки. - Но ведь ты обещал, когда умолял купить собаку, что будешь её кормить, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: - Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения.
- Оцените поступок мальчика.
  1. Послушайте рассказ В. А. Сухомлинского «Именинный обед»
У Нины большая семья: мать, отец, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая, ей девять лет. Бабушка самая старшая, ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? - рука её дрожит ещё сильнее. Несёт ложку бабушка - ложка дрожит, капельки на стол капают. Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на её именины будет обед. Она с бабушкой испечёт большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг. Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала:»И бабушка за стол сядет, а у неё рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе». Нина сказала тихонько маме: - Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится. - Почему? - удивилась мама. - У неё рука дрожит … Капает на стол… Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф. Мама долго сидела молча, потом сказала: - У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днём рождения. Моё тебе пожелание: будь настоящим человеком.
Беседа по рассказу Что пожелала мама своей дочери? Как вы понимаете эти слова, что они значат? Поймёт ли девочка пожелание? Чего бы вы пожелали Нине? Как бы вы поступили на месте Нины? Как мама хотела отметить день рождения дочери? Почему она убрала скатерть? Сразу ли она приняла решение? Почему мама побледнела после слов Нины, долго молчала? Как вы думаете, справедливо ли, что мама отменила именинный обед?
  1. Работа в группах. Анализ ситуаций
Каждой группе обсудить, справедливо ли поступили родители. Мама не разрешила сыну идти играть в хоккей, потому что сын не выполнил уроки. Старший брат подрался с младшим братом, а родители наказали старшего.

  1. Работа в парах:
Справедливо или несправедливо? • Делить всё поровну. • Захватывать себе всё лучшее. • Требовать к себе особого внимания. • Объективно оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей. • Уважать чужие мнения и чужие привычки. • Оговаривать товарищей. • Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением. • Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний, обязанностей. • Не соблюдать очередь. • Защищать товарища, если он прав.
- Согласитесь, что в жизни встречаются разные ситуации, но люди часто теряются и ситуации остаются неразрешёнными. - А что написано об этом в тексте учебника?
  1. Работа с текстом «Ценные качества человеческой души»
- Посмотрите на рисунок на с. 36. - Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением? - Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание.) - К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек? - Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок? Организуется комментированное чтение текста. Беседа по тексту. - Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»? (Справедливый - соответствующий правде, настоящий, истинный.) - А как правильно оценивать человека или его поступки? А хороший человек может совершить плохой поступок? Какое важное слово есть в тексте? ( Милосердие .) - Предположите, что это значит. Проверим, читая дальше. - Прочитайте в тексте, что такое милосердие . («Милосердие - способность прощать того, кто поступил с нами плохо».) - Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь? - Исходя из того, что мы прочитали о милосердии , какой совет можем мы дать Антошке и классу в ситуации, если бы Илюша не признал своей вины и обиделся?. (Высказывания детей.)
  1. Просмотр видеопритчи «Однажды проявив милосердие …» с последующим обсуждением.

- Какой вывод можем сделать по просмотренной притче? - Добро возвращается добром.
  1. Работа по группам: (1 группа - выбрать примеры милосердных дел,
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет. Вспомните, пожалуйста, кто из вас когда-либо проявил милосердие по отношению к другим.
2 группа получает иллюстрированные раздаточные карточки. Задание - распределить поступки детей на плохие и хорошие. Конспект урока по ОРКСЭ Справедливость 4 классКонспект урока по ОРКСЭ Справедливость 4 класс 9. Предлагается учащимся выполнить задания по теме урока (с. 38-39). 1. Объясни своими словами смысл пословиц. Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. Каков привет, таков ответ. Как аукнется, так и откликнется.
2. Прочитай стихотворение Я. Полонского. Попробуй описать чувства, которые ты испытал. Повлияло ли это на твой духовный мир? 3. Объясни своими словами смысл этих изречений о справедливости. Обсуди с товарищем - он так же их понимает? Попытайтесь договориться.
III. Итог урока. С какими нравственными понятиями вы познакомились на уроке? (Справедливость, милосердие) Какого человека считают справедливым? Как бы вам хотелось, чтобы окружающие относились к вам: справедливо или несправедливо? (Справедливо.) А что для этого надо делать? (Самим поступить по справедливости.) Что делает нашу жизнь добрей? (Милосердие. ) Можно ли требовать благодарности за оказанную помощь? Домашнее задание: 1. Выбрать тему для проекта и начать по ней работу (темы на с. 39). 2. Вспомнить или прочитать индийскую сказку «Хитрый шакал».





Использованная литература:
  1. Кострюкова Е.А. Нравственное образование в начальной школе: Уроки азбуки нравственности - М.: Чистые пруды, 2010, -(Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». Вып. 34)
  2. В.И Гайсарова., В.А Карева, Уроки человечности: Методическеское пособие / Башк. Ин-т повыш-я раб-в обр-я, -Уфа, 1994.
  3. Видеопритча «Однажды проявив милосердие, ты можешь изменить свою жизнь …» youtube.com/watch?v=Fvs9_joBlY0

© 2010-2022