Урок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУрок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФУРОК-ИГРА

«Путешествие по природным зонам России»

Тип урока: нетрадиционный - обобщение изученного материала.

Форма урока: Урок-путешествие.

Цели урока:

-обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,

взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

-проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

-познавательный интерес;

-творческую активность;

-умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-умение работать с картой.

Воспитывать:

-бережное отношение к природе;

-взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;

-повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России»? листы контроля для каждого ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.

Планируемый результат:

Развитие интереса к изучению природы России.

Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Активное участие в беседе.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Интересная игра сегодня у нас

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за вас за всех.

(Презентация. Слайд 1)

2. Вхождение в тему урока, формулирование целей урока

- Ребята, с каким большим разделом в курсе окружающего мира мы знакомились с вами в течение месяца? (Природные зоны России)

- После изучения большого раздела следует всегда… (обобщающий урок)

оРоссии)

Учитель: - Сегодня у нас контрольно - обобщающий урок по теме "Природные зоны России". Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

(Презентация. Слайд 2)


-Какова же наша задача на этом уроке? (Наша задача - проверить и обобщить знания по этой теме Природные зоны Росси).

(Презентация. Слайд 3)


Над Россией солнце светит

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

- Почему в целом свете нет роднее совей страны? (Россия - наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить).

- Правильно, Россия - наша Родина! Итак, смелее в путь по природным зоны нашей страны!

(Презентация. Слайд 4 )


- Какие предметы должен имеет при себе путешественник, отправляясь в поход? Компас, карту, воду палатку и т.д.)

(Презентация. Слайд 5)

- Вспомним основные условия успеха каждого ученика

1.Быть внимательным, самостоятельным.

2.Не оставлять вопрос без ответа.

3.На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.

- Вспомним правила работы в парах и правила работы в группах.


- Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний. (Презентация. Слайд 6)

Урок-игра по окружающему миру: Природные зоны РФ

- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

3. Актуализация знаний.

Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.

«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране (За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)

(Фронтальная работа по вопросам учителя)

Вопросы учителя:

Предполагаемые ответы учащихся

1. Какими океанами омывается Россия

а) с запада?

б) с севера?

в) с востока?

Атлантический

Северный-Ледовитый

Тихий

2. На территории России располагаются равнины…

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.

3. Каменным поясом России называют

Уральские горы

4. Самое глубокое озеро России

Байкал

5. Река, несущая свои воды в Каспийское море

Волга

6. Сколько природных зон на территории России

6

7. Самая северная природная зона

Арктика

8. Самая большая природная зона по территории

Лесная

9. Самая жаркая природная зона

Пустынь и полупустынь

10. Зона субтропиков на территории России

Черноморское побережье Кавказа.

Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.





4. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

Работа в группах.

Учитель:

-Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 7)

- Наша цель: обобщить знания о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.

-Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, всего их 4. Ваша задача: определить зону по признакам, указанным на карточках. Но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Одна из них лишняя. Будьте внимательнее. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.

( Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)

Доска:

Черноморс.

Тундра

Арктика

Пустыня

Лесная

Степь

Природная зона

Положение зоны

климат

Занятие населения

Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».

(аналогично о других природных зонах).

Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.

(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)





- А в какой же природной зоне живем с вами мы? (В зоне смешанных лесов)

5.Физкультминутка.

- Мы с вами углубляемся в леса России, которые занимают большую часть нашей страны. Закроем глаза, вслушаемся в звуки леса.

download-sounds.ru/wp-content/uploads/2012/05/0063.mp3

По родному краю дружно мы шагаем.

(марш на месте)

Справа от нас - зелёный луг. (поворот)

Слева от нас находится лес (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)

Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»

(Презентация. Слайд 8)

6. Обобщение знаний о растениях природных зон.

Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.

Индивидуальный лист:

лишайник

дуб

ягель

лиственница

каштан

Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений.

  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.

  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластины, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.

  3. Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих хвойных сородичей полностью раздевается на зиму

  4. Высокое растение, достигает 35 метров в высоту. Долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу.

  5. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

(Презентация. Слайд 9)

Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.

(Презентация. Слайд 10)

Правильный ответ: 1-лишайник

2-дуб

3-лиственница

4-каштан

5-ягель.

Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».






Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием

7. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»


- Играем в игру «Рассели животных по природным зонам. Работаем в парах. (Презентация. 11 Слайд )

(Учащиеся, получившие карточки «Зоологическая игра». Учащиеся животных расселяют по соответствующим зонам.)

Проверка:

Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)

- Кто не согласен ? Объясните свой ответ.

Карточка у учащихся

Кит арктическая пустыня рысь

Богомол субтропики суслик

Косуля тундра дельфин

Лось степи корсар

Лемминг зона лесов глухарь

Кобылка пустыни ушастый ёж

Северный олень жук скарабей

Тупик тюлень

Ответы:

  1. Арктика - кит, тюлень, тупик

  2. Субтропики - богомол, косуля, дельфин

  3. Тундра - лемминг, северный олень

  4. Степи - кобылка, суслик

  5. Зона лесов - рысь, глухарь, лось

  6. Пустыни - корсар, ушастый ёж, корсар

Проверка: (Презентация. Слайд.)

Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)

- Кто не согласен? Объясните свой ответ.

Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку






Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»

8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.

(Презентация. Слайд 12)

Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.

Работаем в парах. Используя материал учебника, заполните таблицу.



«Заповедники и национальные парки России».

Название

Где находится

1.

Остров Врангеля

Зона Арктики

(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)

2.

Таймырский заповедник

Зона Тундры

(Таймырский полуостров)

3.

Приокско-террасный

Зона лесов

(На юге Московской области по берегу Оки)

4.

Дрофиный питомник

Зона степей

5.

Заповедник «Черные земли»

Зона пустынь

(республика Калмыкия)

6.

Сочинский национальный парк

Черноморское побережье

Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.

(Презентация. Слайд 13)

Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.





Учитель:

- Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?

Предполагаемый ответ учащегося : Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

9. Взаимосвязь с уроками литературного чтения.

(Презентация. Слайд 14)


- Мы прибываем на станцию «Поэтическая». Вспомните и назовите поэтов, писавших о природе России. (А.С. Пушкин, С.Есенин, А.Некрасов, А.Фет, А.Бунин, Ф.Тютчев).

-Закрасьте 1 клеточку если вам удалось вспомнить поэтов






10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Презентация. Слайд 15)

- Мы добрались с вами до станции Всезнаек!

Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка - 1 км)

Оцените свои достижения на дорожке знаний и запишите сколько километров вы прошли . (методика оценивания: 24-30 клеточек - «5»,

17-23 клеточки - «4»,

9-16 клеточек - «3»)

(Презентация. Слайд 16)


-Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?

-На какой из станций Вам особенно было интересно?

- Что удалось на уроке?

- Что не получилось, над чем нужно поработать?

Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке... Они получают эмблему «Юный знаток России»

10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 17)

Вам предоставляется задание по выбору:

А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б) « Знаток России» Выполнить задание в тетради на печатной основе стр.64

В) «Сам себе художник" Дополните дорожку своим рисунком по теме "Природные зоны России» .

8


© 2010-2022