Урок русского языка Способы обозначение мягкости согласных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Способы обозначения

мягкости согласных на письме».

Автор: Камалетдинова Роза Мухаметдиновна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением предметов» города Набережные Челны Республики Татарстан


УМК : «Школа 2100»

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О. В. Пронина«Русский язык».

Класс: 2

Тип урока: урок-закрепление


Цели: 1) способствовать углублению знаний учащихся об обозначении мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. 2) совершенствовать развитие орфографической зоркости.

3) воспитание интереса к русскому языку и к чтению.

4) развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся

Оборудование: 1) Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Учебник для 2-го класса

2) портрет М. М. Пришвина

3) выставка книг М. М. Пришвина

4) мультимедийное оборудование и компьютерная презентация

5) карточки со словами:

лисичкин доктор

этажи солнца

лесной леса

кладовая хлеб

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

а) Пп Расскажите об этой букве. (Буква п обозначает глухой согласный звук, звонкая пара б, произносится твёрдо и мягко).

б) Пришвин Михаил Михайлович


М. М. Пришвин родился в Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, окончил Лейпцигский университет. Получил образование агронома. Работал агрономом, учителем, библиотекарем. Много путешествовал с экспедициями ученых - языковедов. Бывал он и в Заполярье, и в Казахстане, и на Дальнем Востоке, и на Кавказских горах. Мы с вами уже прочитали несколько рассказов Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца». Специально для детей издан цикл «Золотой луг», куда включены рассказы «Этажи леса », «Лесной доктор», «Зверь бурундук» Знакомство с выставкой книг М. М. Пришвина.

3. Словарная работа.


Сегодня мы с вами поработаем над словами из словаря для 2-х классов. Фамилия, хорошо, человек, ягода, язык. Подберите однокоренные слова и запишите по одному слову. (На доске пишут ученики.) - В нашей орфографической тетради не было объяснения слова ягода. Дайте определение этого слова. - Ягода образовалось от слова «яг» - щёчки с помощью суффикса - од. Ягоды названы так потому, что похожи на щёчки: по цвету (яркие, румяные) и по форме (круглые).

4. Мотивация.

а) Беседа.

- На какие две группы делятся звуки?

- Какие могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные.)

- А согласные звуки? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие.)

- Какие буквы не обозначают звуков? (ь и ъ.)

- Какую роль выполняют буквы ь и ъ в словах? б) - Рассмотрите новый кадр «фотопленки» из нашего учебника. Прочитайте название нашего раздела. Какие стулья соответствуют каким стульям? (слайд 1)
в) - А о чем мы поговорим сегодня на уроке отгадайте при помощи фонетической загадки « Одень слово». (слайд 2) - Перед вами слова в звуковом костюмчике. Выберите для каждого слова буквенную одежду. Докажите свой выбор. - Что общего заметили в каждом выбранном вами слове? - Значение каких слов вам не понятно? (слайд 3)


г) - От чего зависят мягкость и твердость согласных? Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? Тема нашего урока: «Способы обозначения мягкости согласных на письме». (слайд 4)

5. Повторение изученного в 1 - м классе.

а) Упр. 185, стр. 112 - Прочитайте слова и запишите их в тетрадь. - Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные. - Какими буквами обозначена мягкость согласных? Далее по заданиям учебника.
Вывод: Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я и буква ь. (слайд 4) - А кто помнит, есть ли мягкие согласные на татарском языке? Какими бывают гласные в татарском языке? (В татарском языке нет мягких согласных. Гласные делятся на твердые и мягкие.)

Физкультминутка.


б) Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. (слайд 5) На экране слова: люстра, песня, вишня, пальто, морковь, крепость. - Какое слово выписали дважды? Почему? - Подчеркните мягкие согласные и гласные, которые обозначают их мягкость. (проверка по слайду)


в) Сделайте фонетический разбор слов, в которых букв больше чем звуков? (работа по вариантам, 2 ученика работают у доски.) г) Выбери из 2-го столбика слова, которые подходят к словам 1-го столбика. Вы можете найти названия рассказов М.М.Пришвина. На доске слова:

лисичкин доктор

этажи солнца

лесной леса

кладовая хлеб - А сейчас напишем их под диктовку. Какие орфограммы заметили? Как пишутся названия рассказов? (в кавычках) Письмо под диктовку. Самопроверка. - Подчеркните мягкие согласные и гласные буквы, которые обозначают их мягкость. - Подчеркнули ли вы сочетание жи? Почему?
6. Итог урока.
- Как обозначается мягкость согласных на письме? Приведите примеры.
7. Задание на дом.
а) Упр. 186, стр. 113. б) составить и записать 3 предложения с любыми из этих слов.

Использованная литература:

1) Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова, М. А. Яковлева. Методические рекомендации для учителя. Русский язык, 1 - 2 классы. Москва, «Баласс», 2007 год.

2) Л. Ю. Комисарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс. Москва, «Баласс», 2007 год.

3) «Русский язык», 1 - 4 классы. Работа со словарными словами.

Выпуск 2. Автор - составитель Т. М. Анохина. Волгоград, 2007 год.

4) Г. А. Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», 1, 2 класс. Москва, «Владос», 2003 год.

5) О. Н. Тишурина. «Писатели в начальной школе». Москва, «Дрофа»,

2007 год.


© 2010-2022