- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Способы обозначение мягкости согласных
Урок русского языка Способы обозначение мягкости согласных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Овсянникова О.Г. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Способы обозначения
мягкости согласных на письме».
Автор: Камалетдинова Роза Мухаметдиновна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением предметов» города Набережные Челны Республики Татарстан
УМК : «Школа 2100»
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О. В. Пронина«Русский язык».
Класс: 2
Тип урока: урок-закрепление
Цели: 1) способствовать углублению знаний учащихся об обозначении мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь. 2) совершенствовать развитие орфографической зоркости.
3) воспитание интереса к русскому языку и к чтению.
4) развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся
Оборудование: 1) Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Учебник для 2-го класса
2) портрет М. М. Пришвина
3) выставка книг М. М. Пришвина
4) мультимедийное оборудование и компьютерная презентация
5) карточки со словами:
лисичкин доктор
этажи солнца
лесной леса
кладовая хлеб
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
а) Пп Расскажите об этой букве. (Буква п обозначает глухой согласный звук, звонкая пара б, произносится твёрдо и мягко).
б) Пришвин Михаил Михайлович
М. М. Пришвин родился в Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, окончил Лейпцигский университет. Получил образование агронома. Работал агрономом, учителем, библиотекарем. Много путешествовал с экспедициями ученых - языковедов. Бывал он и в Заполярье, и в Казахстане, и на Дальнем Востоке, и на Кавказских горах. Мы с вами уже прочитали несколько рассказов Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца». Специально для детей издан цикл «Золотой луг», куда включены рассказы «Этажи леса », «Лесной доктор», «Зверь бурундук» Знакомство с выставкой книг М. М. Пришвина.
3. Словарная работа.
Сегодня мы с вами поработаем над словами из словаря для 2-х классов. Фамилия, хорошо, человек, ягода, язык. Подберите однокоренные слова и запишите по одному слову. (На доске пишут ученики.) - В нашей орфографической тетради не было объяснения слова ягода. Дайте определение этого слова. - Ягода образовалось от слова «яг» - щёчки с помощью суффикса - од. Ягоды названы так потому, что похожи на щёчки: по цвету (яркие, румяные) и по форме (круглые).
4. Мотивация.
а) Беседа.
- На какие две группы делятся звуки?
- Какие могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные.)
- А согласные звуки? (Звонкие и глухие, твердые и мягкие.)
- Какие буквы не обозначают звуков? (ь и ъ.)
- Какую роль выполняют буквы ь и ъ в словах? б) - Рассмотрите новый кадр «фотопленки» из нашего учебника. Прочитайте название нашего раздела. Какие стулья соответствуют каким стульям? (слайд 1)
в) - А о чем мы поговорим сегодня на уроке отгадайте при помощи фонетической загадки « Одень слово». (слайд 2) - Перед вами слова в звуковом костюмчике. Выберите для каждого слова буквенную одежду. Докажите свой выбор. - Что общего заметили в каждом выбранном вами слове? - Значение каких слов вам не понятно? (слайд 3)
г) - От чего зависят мягкость и твердость согласных? Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? Тема нашего урока: «Способы обозначения мягкости согласных на письме». (слайд 4)
5. Повторение изученного в 1 - м классе.
а) Упр. 185, стр. 112 - Прочитайте слова и запишите их в тетрадь. - Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные. - Какими буквами обозначена мягкость согласных? Далее по заданиям учебника.
Вывод: Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я и буква ь. (слайд 4) - А кто помнит, есть ли мягкие согласные на татарском языке? Какими бывают гласные в татарском языке? (В татарском языке нет мягких согласных. Гласные делятся на твердые и мягкие.)
Физкультминутка.
б) Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. (слайд 5) На экране слова: люстра, песня, вишня, пальто, морковь, крепость. - Какое слово выписали дважды? Почему? - Подчеркните мягкие согласные и гласные, которые обозначают их мягкость. (проверка по слайду)
в) Сделайте фонетический разбор слов, в которых букв больше чем звуков? (работа по вариантам, 2 ученика работают у доски.) г) Выбери из 2-го столбика слова, которые подходят к словам 1-го столбика. Вы можете найти названия рассказов М.М.Пришвина. На доске слова:
лисичкин доктор
этажи солнца
лесной леса
кладовая хлеб - А сейчас напишем их под диктовку. Какие орфограммы заметили? Как пишутся названия рассказов? (в кавычках) Письмо под диктовку. Самопроверка. - Подчеркните мягкие согласные и гласные буквы, которые обозначают их мягкость. - Подчеркнули ли вы сочетание жи? Почему?
6. Итог урока.
- Как обозначается мягкость согласных на письме? Приведите примеры.
7. Задание на дом.
а) Упр. 186, стр. 113. б) составить и записать 3 предложения с любыми из этих слов.
Использованная литература:
1) Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комисарова, М. А. Яковлева. Методические рекомендации для учителя. Русский язык, 1 - 2 классы. Москва, «Баласс», 2007 год.
2) Л. Ю. Комисарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс. Москва, «Баласс», 2007 год.
3) «Русский язык», 1 - 4 классы. Работа со словарными словами.
Выпуск 2. Автор - составитель Т. М. Анохина. Волгоград, 2007 год.
4) Г. А. Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», 1, 2 класс. Москва, «Владос», 2003 год.
5) О. Н. Тишурина. «Писатели в начальной школе». Москва, «Дрофа»,
2007 год.