Классный час в 1 классе на тему: Культура мира. Человек среди людей

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 1 классе на тему: "Культура мира. Человек среди людей"

Цели:

ознакомить учащихся с понятием "культура мира" и раскрыть его составляющие;

показать значимость формирования у учеников положительной "Я"- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;

продолжить развитие коммуникативных качеств у учащихся.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а )плакат с темой занятия;

б) на доске изображён круг, с одной стороны круг поделён на 3 сектора, на которых написаны слова "Я", "Люди", "Природа"; внизу «МИР».

в) горошины по числу учащихся в классе;

г) глобус

д) слайды с изображением природы, презентация.

Ход проведения


  1. Организационный момент

Презентация.(играет спокойная музыка)

- Послушайте эту мелодию и протяните ко мне одну ладонь. ( учитель кладёт каждому на ладонь 1 горошину)

- Рассмотрите внимательно эту горошину и подумайте, на что она похожа.

(учащиеся предлагают свои варианты ответов)

- А мне эта горошина напоминает нашу Землю. Из космоса она видится такой же маленькой, как и эта горошина:

--А теперь давайте поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля. Закрыли глаза и пофантазировали.

(Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.)

-Что представили? (ответы детей.)

--Да, действительно, нашу планету постоянно окружает море различных звуков и оттенков цвета. Она бывает то устрашающе грозной, то прекрасной…

--А сейчас рассмотрите глобус. Что вы видите на нём? (материки, океаны)

--А где же здесь люди? (Их не видно).

--Каждый из жителей планеты Земля может сказать на себя «Я». (Открываю сектор Я)

- А кто знает, сколько таких Я, то есть всех людей живёт на Земле? (Дети говорят).

----На нашей планете около 6 000 000 000 жителей. Много это или мало? (число на доске - 6 000 000 000)

- Да, ребята, если наша планета из космоса кажется такой маленькой, то мы с вами кажемся даже меньше горошины.

- А хотите стать более заметными? Может даже какой-нибудь инопланетянин вас заметит:

- Тогда активно помогайте мне, высказывайте свои мысли.

--Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о культуре мира, о том, каким должен быть человек, об его отношении к людям и окружающей природе.


  1. Мы жители огромного государства. Как оно называется? (Россия)

-- Попробуйте на глобусе найти Россию. (Показывают).

- Когда-то я услышала такие слова:

Ты, я, он, она -

Вместе целая страна.

Ты, я, он, она -

Вместе дружная семья.

И задумалась: А сколько же людей проживает в нашей стране? Может, вы знаете? 143 000 000

- Каждый человек, в какой бы он не жил стране, - это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей. Есть люди хорошие и плохие. Но каждый человек должен всегда стараться стать лучше.


  1. -- А давайте прямо сейчас постараемся это сделать и поработаем добрыми волшебниками!

Ученик: Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово!

---В этом стихотворении речь как раз о том волшебнике, каким может быть каждый из нас. Главное - захотеть. А ещё постараться научить своё сердце быть чутким, а руки умелыми и щедрыми. Ведь хорошо, когда ты - домашний волшебник и можешь помочь своим близким словом и делом.

---Итак, давайте попробуем себя в роли волшебников. Пусть каждый из вас возьмёт волшебную палочку, в которую превратится ваша ручка, и совершится… чудо!

---Какое?

---А пусть каждый из вас вспомнит, что хорошего он совершил вчера, и запишет это на волшебном цветке.

---Итак, волшебство началось! (Дети работают по группам). Музыка.

Через время я собираю цветки, зачитываю «чудеса».

---Видите, ребята, как вы поработали волшебниками, сколько хороших и добрых дел совершили. Верно говорит пословица: «Доброта, что солнце». А в чём же заключалось ваше волшебство?

Дети: Уметь вовремя помочь другому человеку, сказать ему ласковое слово, улыбнуться…

Учитель: ---Значит, главный волшебник - это доброта человеческого слова, взгляда, дела рук, верно?

ИГРА ----А сейчас…

---Поиграем в «Ручеёк» и подарим друг другу добрые слова. Встаньте парами. Нужно пройти через Ручеёк, выбрать себе пару и сказать тому, кого выбрал приятные слова или комплименты. (Я иду первой!)

---Давайте сохраним этот климат доброжелательности в классе. Говорите друг другу больше хороших слов. От этого вы сами будете становиться добрее.

--Пусть нам волшебный цветок поможет ещё раз в этом убедиться. Кто хочет быть лепестком волшебного Цветика-Семицветика? (Дети срывают лепестки с доски, становятся в форме цветка, мальчики приседают).

Я беру по очереди за руку, кружа, каждого , и со словами: «Лети, лети, лепесток, через запад, на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели» ----Вели …. произнести добрые слова.

«Лепесток», оказавшись около ученика, говорит ему что-то ласковое, доброе, хвалит за что-то, извиняется за какой-то свой поступок.

- Да, ребята, идеальных людей не бывает, все мы когда-либо в своей жизни совершаем ошибки.

Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Нужно учиться видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих нас людях.

СЦЕНКИ

---А теперь садитесь поудобнее и закройте глаза. По моему хлопку их откроете.

(Завязываю себе платок, надеваю передник. По хлопку дети открывают глаза).

-- Ребята, кто я теперь?

--Бабушка.

--А кто будет мне внучкой? (выбираю)

1. Сейчас мы посмотрим, может ли моя внучка понять и исполнить желание другого.

(На стол выкладываются клубок ниток, спицы, газета).

Я ищу что-то. Потом спрашиваю: «Ты, внучка, не видела ли мои очки?»

Если внучка догадывается, то я рада: «Ой, спасибо тебе, вдвоём- то искать веселее!»

А если не помогает, горько вздыхаю: «Полдня ищу! Ни вязать, ни газету почитать!»

Обсуждение:

--Ребята, как вёла себя внучка по отношению к бабушке? Помогала искать очки?

Какая она? Что вы о ней можете сказать? Как бы вы поступили на её месте? Почему?

2. - Продолжим играть. ---Кто будет моим внучком?

(На столе появляются кастрюля, тарелка, ложка).

--- Иди, внучек, кушай! (Сама бабушка расстроена, всхлипывает, вытирает платком глаза).

-- Я тут тебе супчику сварила, иди, милый, покушай! (Опять вытирает глаза)

---Не обожгись,-- горячий супчик! Ешь, мой хороший.

Если внук ни о чём не спрашивает, то игра заканчивается. Если спросил, то бабушка объясняет: «Соседка наша заболела сильно, в больницу отправили, переживаю я за неё. А тебе, внучек, спасибо за заботу».

Обсуждение:

---Что случилось с бабушкой? По чему это было заметно? Как поступить в такой ситуации? А с вами было подобное? Что вы чувствовали?

--- Ну вот, окончена игра, и с бабушкой прощаться нам пора.


  1. --Ребята, скажите, а может ли человек прожить совершенно один? Кого мы видим на планете рядом с собой?.. (других людей)

Открываю сектор "Люди".

--- Человек постоянно нуждается в общении. Всем людям хватает места на Земле, солнца, воздуха, воды и пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему? (Ответы детей).

--Просто существуют два мира:

Мир искусства, любви, добра.

Мир зла, глупости, жестокости.

---Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

--А теперь попробуйте продолжить фразу:

- Мне не нравится, когда человек:

(Называют отрицательные качества личности)

--- Ребята, от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. В Библии есть такая строчка: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».

--Да, человек доброжелательный, желающий другим блага и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Он всегда приветлив, улыбается, проявляет внимание и заботу. Как ребята из нашего класса.

Стих-е «Настоящие друзья» С.Михалков

Мальчик Миша мается -

Миша заикается.

Как другие просто, ясно

Он не может говорить,

И просить его напрасно

То, что скажет повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву «К»,

Но ребята не смеются-

Дружба мальчиков крепка:

--Ты, Мишутка, не теряйся,

Ты с других пример бери,

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Миша выговорит слово,

А второго не видать,

Но товарищи готовы,

Если надо, подождать!

--- Какое прекрасное слово - дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто секретничать. Друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

Русский народ придумал много пословиц о дружбе и об отношениях между людьми.

И сейчас вам предстоит их собрать из отдельных кусочков и громко прочитать нам. ( по на каждую из 5 групп)

  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.

  • Верный друг лучше сотни слуг.

--- Молодцы. Объясните смысл пословиц.

А сейчас споём нашу любимую песню, которая так и называется «Настоящий друг».

Песня «Настоящий друг»

Хочется крикнуть людям: будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден - мало похож на сказку.

В мире без ласки, знайте, - слезы, дожди, морозы.

Взрослым и детям, знайте, - ласка нужна не угрозы.

Чтец 2.

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря.

--- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. Добрый человек любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие.

  1. --- Готовясь к этому классному часу, вы должны были ответить на вопрос «Без чего жизнь людей была бы невозможна?»

--- Свои ответы вы показали в рисунках. Но пока они у вас серые, мрачные. Вам даётся немного времени, чтобы сделать их яркими, красочными.

--- А сейчас каждая группа представьте свои рисунки и расскажите, без чего же не может прожить человек.

Учитель: --- Всё, о чём вы сейчас рассказали, называют одним словом «природа».

(Открываю 3 сектор" Природа").

--- Вашему вниманию я предлагаю небольшой клип на тему «Природа и люди»

(Фильм «Жестокость».)

-- Давайте поразмышляем о поступках людей, плохо они поступают или хорошо?

--- Да, в этом клипе люди поступили плохо, но вспомните, что хорошего для животных, растений может сделать человек? (Кормушки, скворечники для птиц, подкормка животных в лесах, на водоёмах, посадка зелёных насаждений, охрана лесов, уборка мусора с загрязнённых территорий. Люди спасают животных, которые попадают в загрязнённые от нефти моря).

Микроитог

- Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

"Ты береги нас, береги!"

- В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

"Ты береги нас, береги!"

- Смотрю на глобус- шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: "Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!"

- Сберечь Землю очень важно, но сделать это может только человек знающий и образованный, добрый и внимательный:

- А вы совершали добрые поступки не только для себя, для своих близких, но и для нашей планеты Земля?... -Какие?

7. Итак, всё, о чём мы сегодня с вами говорили, можно назвать одним словом «мир» (открываю, читают дети). В это понятие включён и человек, и вся окружающая нас природа.

Я - ЛЮДИ - ПРИРОДА - МИР

- Посмотрите ещё раз на ту горошину, которую я дала вам в начале занятия.

--Сумели ли вы её сохранить?

- Горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить и мир, в котором мы живём. Для этого нужно быть внимательным и бережливым. И тогда наша и без того красивая планета Земля станет ещё прекрасней!

ЦВЕТОТЕРАПИЯ (идёт клип)

8. Рефлексия.

- Итак, какими же положительными качествами должен обладать человек, чтобы жить в дружбе с другими, любить и беречь этот мир?

----Быть добрым, отзывчивым, бескорыстным, честным, справедливым, порядочным.

9. Итог.

- Встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки, давайте, соединим наш круг.

- Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, уметь дружить по-настоящему, видеть красоту природы, беречь её - это значит владеть "культурой мира".

- Я хочу, чтобы вы научились беречь мир внутри себя, научились дорожить настоящей дружбой. А если вам будет одиноко, грустно, возьмите простую горошину, посмотрите на неё, вспомните наш разговор, и вам непременно станет радостнее и спокойнее. Я желаю вам мира, добра и счастья!

Не забывайте, что только в дружбе и согласии можно сберечь наш хрупкий МИР, только в дружбе и согласии можно сберечь жизнь на планете Земля!

(играет мелодия)


© 2010-2022