Конспект урока по литературе А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению 2 класс 22.01.2016г.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами главных героев сказки. Тип урока: ОНЗ Цель: формирование умения создавать образ главных героев сказки. Задачи урока:

-развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;

-развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;

-воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование:
11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;
экран, компьютер. Формирование УУД: Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Познавательные: Уметь находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока 1.Мотивация к учебной деятельности. 1-2 мин. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.


Золотая рыбка, золотая рыбка Там, где волны бьются, там, где плеск весла. Как поймать мне рыбку, как поймать мне рыбку, Чтобы моя рыбка счастье принесла? - Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла золотая рыбка. И мы вместе с ней отправимся в путешествие по сказке. - Как вы думаете по какой? («Сказка о рыбаке и рыбке») - А кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин) - И так, отправляемся в путешествие! 2. Актуализация знаний. 4-5 мин. - И первая остановка с стране выученных уроков. Как вы думаете, какие испытание ждет нас в этой стране? ( Проверка домашнего задания)

- Вы дома работали со сказкой. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ - забирают рыбку. У кого улов будет больше?
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха-царица? (Выгнала).
- Молодцы. Первое испытание прошли успешно. Можно отправляться дальше. Внимание на экран. Слайд 3 «дед» - Кто изображен на экране? Слайд 4 «Бабка» Слайд 5 «рыбка» - Кем они являются в сказке? (Это главные герои сказки.) 3. Постановка цели. 4-5 мин . - Как вы думаете что это за послание и какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с ними.) - Попробуйте определить тему урока. ( Работа над образами главных героев сказки) - Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику каждому главному герою сказки) - Составим алгоритм нашей работы. - Что сделаем первым? (Вспомним, то что уже знаем о сказке) - Что будем делать, после? (найдем и прочитаем в сказке фрагменты о героях) - Когда найдем и прочитаем все, что пишет о героях автор, что сделаем сами? (выделим главное и создадим конкретный образ героев) - И в заключении? (Выразим собственное мнение о поступках героев) План записываю на доску при помощи напечатанных заготовок. - Перед выполнением самого большого задания, рыбка предлагает размяться. Прошу всех встать. ФИЗМИНУТКА 1-2мин (на экране) 4. Основной этап урока - Итак, приступим. - Кто будет нашим главным помощником? (Учебник) - Откроем учебник на стр.6. - Следуя алгоритму, вспомним, почему произведение А.С. Пушкина можно по праву назвать сказкой? (Есть зачин, концовка, Волшебство, Повторение сюжета, Магическое число, Добро побеждает зло)
- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
- В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания).

- Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. - Найдите и зачитайте 1 приход старика к рыбке.стр.6 - Найдите и зачитайте 2 приход старика к рыбке.стр.8 - Найдите и зачитайте 3 приход старика к рыбке.стр.9 - Найдите и зачитайте 4 приход старика к рыбке.стр.11 - Найдите и зачитайте 5 приход старика к рыбке.стр.13

- Найдите и зачитайте 6 приход старика к рыбке.стр.15
- Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).
- Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря).

-Как вы думаете, почему менялось море?
- Как просит старуха? (Все больше и больше)
- А меняется ли манера поведения старика возле моря? (Нет, он всегда с поклоном)
- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (Рассуждения учеников).

Работа парами и в группах.
- Давайте выясним, какой же характер у каждого героя. - У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста. 1 ряд - бабка, 2 ряд - старик, 3 - ряд рыбка.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая. - составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом героя выставляются слова).

- Сделаем вывод. Образ бабки - ….., образ старика - …, образ рыбки- …
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
- Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными? (Добро побеждает зло)
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
- А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка из сказки. Инсценировка 5. Итог урока. -Как мы заканчиваем наш урок? ( посмотрим, все ли выполнили) -Какова была цель сегодняшнего урока? ( Дать характеристику главным героям) -Достигли ли цели? Докажите. (Да) - Какой урок извлекли вы из сказки? Рефлексия. - А теперь оцените свою работу на уроке: если у вас не было сложностей, прикрепите на цветок желтый лепесток, если все таки были трудности - зелёный. Если урок показался вам очень трудным и весь урок молчали - красный. - Посмотрим какой цветок у нас получился. - Многие оценили свою работу жёлтым лепестком и это замечательно! Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания. Домашнее задание. - Перечитать сказку еще рази подумать, кто еще является в сказке действующим лицом? - Благодарю всех за активное участие на уроке. Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку!


© 2010-2022