«Светская этика» «Родительское благословение»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Юго - Восточное управление министерства образования и науки

Самарской области


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр»

города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области



Рассмотрено

на заседании МО

протокол №_____ «___»_____________г.


Утверждаю: Директор ГБОУ СОШ № 2

г.Нефтегорска ___________Поперечная Ю.В.

«___»_____________г.



Живое слово

русской классической и духовной литературы



Программа внеурочной деятельности

Направление: духовно-нравственное




Автор-составитель:

Владимирова Людмила Борисовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2

г. Нефтегорска





Нефтегорск, 2012

Содержание


Пояснительная записка………………………………………………………...3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Живое слово»…………………………………………………11

Тематический план программы «Живое слово»……………………………25

Содержание программы «Живое слово»……………………………………36

Список литературы для учителя……………………………………………...43


Список литературы для обучающихся…………………………………… .. 44

Мультимедийное обеспечение……………………………………………….45

Пояснительная записка Данная программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести», ст. 5; Конституцией РФ, ст. 28, 29, 44; Конвенцией о правах ребёнка, ст. 13-15; Семейным кодексом, ст. 54-56, 58-60; Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; с учетом требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение - это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. Сегодня назрела насущная необходимость введения ребенка в традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека, человека и общества, поэзии и человека основанную на христианских ценностях. В этом смысле программа «Живое слово русской классической и духовной литературы» должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге, жертвенной любви. «Живое слово» русской классической и духовной литературы поможет детям сохранить в сердце свет добра и любви, пробудить интерес к самому главному, что есть у нас - к нашей душе. [4] На это и нацелена данная программа, которая должна работать на:

  • приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;
  • развитие у детей мотивации к познанию окружающего мира и самого себя;
  • знакомство с произведениями русской классической и духовной литературы;
  • профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в детском коллективе;
  • создание условий для творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему отечественной культуры;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
Новизна программы в том, что она призвана выполнить «триединую задачу: познакомить детей с речевыми стилями родного языка на высочайших образцах русской классической и духовной литературы, развивать индивидуальные способности к речевому творчеству и самое главное, заложить основы христианского сознания и поведения, приобщить детей к истокам православной духовности» [4] Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1] Цель программы «Живое слово русской классической и духовной литературы»: Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, укоренённого в духовных (христианских) и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:
  1. Познакомить детей с речевыми стилями родного языка на высочайших образцах русской классической и духовной литературы. Развивать индивидуальные способности к речевому творчеству.
  2. Заложить основы христианского сознания и поведения, приобщить детей к истокам православной духовности.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе примеров житий святых и поэтического слова русской литературы.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадания к чужому горю.

Связь содержания программы с учебными предметами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, ОРКСЭ). Программа «Живое слово» полностью соответствует целям и задачам ФГОС и ООП НОО, реализуемым в образовательном учреждении.

Особенности реализации программы Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. Для этой цели в методическое обеспечение каждой темы в качестве «наглядного пособия» к занятиям включены выдержки из Библии, житий святых, стихи и фрагменты произведений отечественных поэтов и писателей, а также творческие работы самих обучающихся как результат системной работы. Таким образом, каждое занятие предполагает постановку и решение того или иного нравственного вопроса. Прохождение каждой новой темы осуществляется при постоянном повторении пройденных тем. Такие методические приемы, как «возвращение к пройденному» и «забегание вперед» придают объемность последовательному освоению материала в данной программе. Программа «Живое слово» составлена на основе курса Ивановой С.Ф. «Введение во храм слова», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся, педагогов дополнительного образования и духовных лиц прихода.

Режим проведения занятий, количество часов: Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество обучающихся в группе - класс или 10-15 человек.

Общее количество часов: 135 часов.
1-й год: 1 час в неделю по 30минут (всего 33 часа).
2-й год: 1 час в неделю по 40 минут (всего 34 часа).
3-й год: 1 час в неделю по 40 минут (всего 34 часа).
4-й год: 1 час в неделю по 40 минут (всего 34 часа). Формы занятий: По количеству детей - форма занятий коллективная. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей предполагаются такие формы занятий, как - литературные практикумы и конкурсы - ИЗО-практикумы - посещение православных храмов - музыкальные гостиные - литературные гостиные - деловые игры - вечера отдыха - утренники - праздники - экскурсии - игры - конкурсы - беседы со священником - поход По дидактической цели - комбинированные формы занятий, а также - вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия и занятие по обобщению знаний. Методическое обеспечение: аудиозапись, игра-викторина, компьютерная презентация, мультипликационный или художественный фильмы, рассказ, слайд-фильм, сообщение, творческие задачи, творческая мастерская, театральная постановка, учебно-исследовательская работа, художественно-прикладное творчество: поделка, раскраска, рисунок, чтение, экскурсия. Место проведения занятий: Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке, в храме (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендовать детям выучить стихотворение наизусть, найти объяснение смысла религиозных слов, за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках «Живого слова» важна активность обучающегося, его уча­стие в обсуждениях поэтических произведений, библейских преданий, притч, жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы сохранить в сердце детей свет любви и добра, пробудить интерес к самому главному, что есть у нас - к нашей душе. [7] Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов. Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания: [3] Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Материально-технические условия реализации программы «Живое слово» обеспечены наличием в начальной школе современных оборудованных кабинетов с интерактивными до­сками и автоматизированным рабочим местом учителя; оборудованных: спортивного, актового и столовых за­лов; библиотеки, компьютерного класса с разнообразными программными материалами и выходом в Интернет.
Материально-технические условия реализации отвечают характеристикам совре­менного образования, требованиям к оснащённости учебных и административных помещений, параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий каби­нетов. Кабинеты соответствуют возрастным особен­ностям и возможностям обучающихся, позволяют обеспечить реализацию современных образовательных и иных потребно­стей и возможностей обучающихся по жизнеобеспечению и безопасности, сохранению и укреплению здоровья, развитию профессионального, социального и творческого опыта обучаю­щихся.
Эффективность реализации программы обеспечивается системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, которые дают школе возможность входить в единую информа­ционную среду, фиксировать ход образовательного процесса, размещать материалы, иметь доступ к любым видам необходи­мой для достижения целей программы информации, ограничивать доступ к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития учащихся, обеспечивать необходимый электронный документооборот.






Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Живое слово» Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Живое слово» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

  • что такое Библия и Евангелие;
  • библейское повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, притчи;
  • библейское повествование о праведных Ное, Аврааме и Моисее;
  • некоторые заповеди и самую общую - о любви к ближним;
  • евангельское повествование о рождении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа;
  • знать создателей православной азбуки свв. Кирилла и Мефодия;
  • что такое православный храм, молитва и православная икона;
  • стихотворения русских поэтов золотого и серебряного века: А.Ахматовой, Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и др.
  • знать и понимать значения ключевых слов, раскрывающих курс (талантливый читатель, Библия, завет, Евангелие, притча, заповедь, благость, благодать, риторика, гармония, хаос и др.);
  • правила составления устного и письменного послания;
  • жития святых;
  • заповеди Божии и поучительные произведения в русской литературе и народном творчестве;
  • каким должен быть воспитанный человек;
  • краткое содержание прочитанных на занятии притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений;
  • правила вежливого отказа, несогласия.
понимать:
  • что человек наделен Богом свободой выбора;
  • что зло побеждается только добром;
  • что у каждого человека есть совесть - голос Божий, который, если к нему прислушиваться, помогает совершать добрые дела;
  • «золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;
  • что ближние - это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;
  • как важны дела милосердия в любой ситуации;
  • речевые стили родного языка;
  • что ближние - это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;
уметь:
  • раскрывать некоторые евангельские притчи и наставления Иисуса Христа;
  • понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи - как ее искажение;
  • видеть связь заповедей и евангельских притч с повседневной жизнью;
  • раскрывать содержание и смысл классической русской и духовной литературы, православных праздников;
  • проявлять способность к речевому творчеству;
  • постигать глубину предлагаемых текстов;
  • работать в группе, создавать проекты, организовывать конкурсы и викторины;
  • выражать мысли, используя различные риторические жанры, составлять послания;
  • составить приветственное, поздравительное слово (послания), сочинение-рассуждение, инструктивный (обучающий чему-либо) текст;
  • передать в творческой работе не только настроение, но и собственное отношение к объекту;
  • приобретать навыки творческого видения и корректного обсуждения;
  • уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
  • различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;
  • проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках;
проявлять следующие отношения:
  • наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру и к самим себе;
  • деятельную помощь ближним;
  • интерес к обсуждению выставок собственных работ;
  • эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
  • слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
  • понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно: [2] Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода собственной звучащей речи на русском языке; Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ литературных текстов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится:
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Духовно-нравственные качества личности, которые сформируются у обучающегося по программе «Живое слово»: честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Работа на уроках с текстами позволяет ученикам самим оценивать те или иные события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть настоящими людьми. Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является личность. Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум обучающегося и ведёт к просветлению души. [8] Результативность работы по духовно-нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей.

Сформированность моральных норм и правил поведения Показатель: знает основные моральные нормы и правила поведения Измерители:

  1. Диагностика нравственной самооценки
Учитель. Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, - в 3 балла; если вы немножко согласны -в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т. д.
Высказывания:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно доставлять людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные высказывания) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки;
от 24 до 33 единиц - средний уровень;
от 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего;
от 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

  1. Диагностика нравственной мотивации

Учитель. Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из данных на

них ответов один.
1. Если кто-то плачет, то я…
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания;
г) буду смеяться над ним.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет шести-семи и говорит, что у него нет такой игры, а я скажу ему…
а) чтобы он не приставал;
б) что не могу ему помочь;
в) чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру…
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Мой одноклассник на меня обиделся, а я…
а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
б) обижусь в ответ;
в) докажу ему, что он не прав;
г) не обращу на его обиду внимания.
Обработка результатов

Ключ положительных ответов:
1 - а); 2 - г); 3 - в); 4 - а).
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
2балла - высокий уровень; 2, 3 балла - средний; 0, 1 балл - низкий уровень.

3.Наблюдения педагогов и родителей.


Показатель: соблюдает моральные нормы и правила поведения Измерители:

  1. Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина). Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Я оцениваю себя Меня оценивает учитель Итоговые оценки
  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки


  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома


  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу


  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми


  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек


Оценка результатов: По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

5 - всегда.

4 - часто.

3 - редко

2 - никогда

1 - у меня другая позиция Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Средний балл 5 - 4,5 - высокий уровень (в) 4,4 - 4 - хороший уровень (х) 3,9 - 2,9 - средний уровень (с) 2,8 - 2 - низкий уровень (н)

  1. Наблюдения педагогов и родителей.


Показатель: ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.

Измерители: 1.Анкета «Оцени поступок» Методика «Кто прав?»(методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет озиции собеседника (партнера). Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 8-10 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы. Текст 1. Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил а месте Саши и Володи? Почему? Текст 2. После школы три подруги решили готовить уроки вместе. Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа. Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя. А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Текст 3. Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. Давай купим ему это лото, - предложила Лена. Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему? Критерии оценивания: - понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма),ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; - понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Уровни оценивания: Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ - ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

2. Диагностика нравственной самооценки Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание». Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

7

Если кого - то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2


Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д. Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

3. Наблюдения педагогов и родителей.













Тематический план

1 класс Задачи: 1. Приобщить обучающихся к христианским ценностям. 2. Донести до обучающихся красоту, богатство, уникальность поэтического русского слова. 3. Заложить основы христианского сознания и поведения, приобщить обучающихся к истокам православной духовности. 4. Научить выражать свои мысли.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел № 1

Куда ведет дорога

6 4 2 1. О таланте читателя.

1

+


2. Поэты, писатели - хранители великого русского слова. А. Ахматова «А каждый читатель как тайна…»

1

+


3. Поэты, писатели - хранители великого русского слова. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1


+ 4. Золотая осень в Пушкинской поэзии.

1

+


5. 19 октября - день рождения Царскосельского лицея.

1

+


6. Золотая осень в Пушкинской поэзии. Литературная гостиная.

1


+

Раздел № 2

Бог - Слово.

10 6 4 7. Библия. Новый завет. Воплощение слова.

1

+


8. А.С. Пушкин о Евангелие.

1

+


9. Притча о талантах.

1

+


10. Притча о Сеятеле.

1

+


11. Притча. Беседа со священником.

1


+ 12. ИЗО - практикум. Я рисую притчу о талантах и о Сеятеле.

1


+ 13. Николай Гумилев «Слово»

1

+


14. Послание. Д. Кугультинов. «Он - златоуст…»

1

+


15. Составление устного послания.

1


+ 16. Составление устного послания.

1


+


Раздел № 3

Библия - учебник жизни.


7
3
4 17. Сотворение мира.

1

+


18. Сотворение мира. Экскурсия.

1


+ 19. Сотворение мира. Изо - практикум.

1


+ 20. Книги пророков. М. Лермонтов «Пророк»

1

+


21. Ноев ковчег.

1

+


22. Проба пера. Послание.

1


+ 23. Проба пера. Послание.

1


+

Раздел №4

Зима с ее радостями и испытаниями

5 4 1 24. К. Паустовский «Теплый хлеб»

1

+


25. К. Паустовский «Теплый хлеб»Грех - злое, жестокое дело.

1

+


26. К. Паустовский «Теплый хлеб» Урок жизни от бабушки.

1

+


27. Крещение. Сретение. Пушкинские послания

1

+


28. Крещение. Сретение. Проба пера.

1


+

Раздел №5

Весна: Благовещение, Вербное воскресение.

5 1 4 29. Ангельское приветствие. А. Пушкин «Птичка» А. Блок «Вербочки». Музыкальная гостиная.

1

+


30. Вербное воскресение в русской поэзии. Конкурс чтецов.

1


+ 31. Мой внутренний мир. Послание совести.

1


+ 32. Храм и церковь. Храм науки.

1


+ 33. Посещение православного храма.

1


+
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать: 1.стихотворения А. Ахматовой, Ф. Тютчева, А. Пушкина, Н. Гумилева; 2. правила составления устного послания; 3. зимние и весенние православные праздники; 4. притчи о талантах и о Сеятеле; 5. знать и понимать значения ключевых слов, раскрывающих курс (талантливый читатель, Библия, завет, Евангелие, притча, заповедь, благость, благодать, риторика, гармония, хаос и др.); уметь: 1. уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими; 2. раскрывать некоторые евангельские притчи и наставления Иисуса Христа; 3. составлять устное послание; 4. выражать грамотно свои мысли; проявлять следующие отношения:

  1. наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру и к самим себе;
  2. эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;

2 класс Задачи: 1.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе. 2. Познакомить с речевыми стилями родного языка на высочайших образцах русской классической и духовной литературы. 3. Развивать у обучающихся мотивации к познанию окружающего мира и самого себя. 4. Приобщить обучающихся к проектной деятельности.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел № 1

Дорогу осилит идущий.

9 5 4 1. Прощание с осенью в русской поэзии. И. Бунин.

1

+


2. Прощание с осенью в русской поэзии. Н. Некрасов.

1

+


3. Прощание с осенью. Проба пера.

1


+ 4. Осенние Богородичные праздники. Успение.

1

+


5. Осенние Богородичные праздники. Рождество Богородицы.

1

+


6. Осенние Богородичные праздники. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Библейские чтения.

1


+ 7.

М. Кузмин «Введение»

1

+


8-9. Паломническая поездка к святому озеру с. Максимовка.

2


+

Раздел № 2

Славянская азбука: история жизни.

8 3 5 10. Азбука - отражение гармонии мира Божьего в Слове.

1

+


11. Подвиг просветительства свв. Кирилла и Мефодия. А. Хомяков.

1

+


12. Ф. Тютчев «Великий день Кирилловой кончины!...»

1

+


13. Проект: «Православная азбука»

1


+ 14. Проект: «Православная азбука»

1


+ 15. Проект: «Православная азбука»

1


+ 16.

Проект: «Православная азбука»

1


+ 17. Защита проекта.

1


+


Раздел №3

«Памятник», память и памятование.


7


3


4 18. О памяти. А. Пушкин «Памятник»

1

+


19. Славянизмы в поэзии Пушкина. Спас нерукотворный.

1


+ 20. Экскурсия в кладовые городской детской библиотеки.

1


+ 21. Молитва - послание Богу. А. Ахматова. «Молитва»

1

+


22. Проба пера. Послание Богу.

1

+


23-24. В мире мудрых мыслей. Литературный конкурс.

2


+

Раздел №4

Страстная неделя

10

4

6 25. Тайная вечеря. Книжники и фарисеи.

1

+


26. Великий четверг.

1

+


27. Страсти Господни.

1

+


28. Страстная суббота.

1

+


29.

Детское поэтическое творчество - образец для подражания. Проба пера.

1


+ 30.

В мире мудрых мыслей.

1


+ 31. В мире мудрых мыслей.

1


+ 32-33.

В мире мудрых мыслей. Литературный конкурс.

2


+ 34. Обзор курса за год. ИЗО-студия. 1
+ В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  1. евангельское повествование о рождении, жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа;
  2. что такое православный храм, молитва и православная икона;
  3. знать создателей православной азбуки свв. Кирилла и Мефодия;
  4. стихи поэтов золотого и серебряного века;
понимать:
  1. что человек наделен Богом свободой выбора;
  2. что зло побеждается только добром;
  3. «золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;
  4. как важны дела милосердия в любой ситуации;
  5. речевые стили родного языка;
уметь:
  1. раскрывать содержание и смысл классической русской и духовной литературы, православных праздников;
  2. проявлять способность к речевому творчеству;
  3. постигать глубину предлагаемых текстов;
  4. работать в группе, создавать проекты, организовывать конкурсы и викторины;
  5. передать в творческой работе не только настроение, но и собственное отношение к объекту;
  6. приобретать навыки творческого видения и корректного обсуждения;

проявлять следующие отношения:
  1. наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру и к самим себе;
  2. интерес к обсуждению выставок собственных работ;
  3. слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
  4. понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

3 класс Задачи: 1. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе примеров житий святых и поэтического слова русской литературы. 2. Развивать индивидуальные способности к речевому творчеству. 3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадания к чужому горю. № п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических

Раздел №1

Подвиг Преподобного Сергия Радонежского.

9

4

5 1. А. Майков «Пустынник».

1

+


2. Детство Сергия Радонежского.

1

+


3. Проба пера. Послание отроку Варфоломею.

1


+ 4. И. Шмелев «Свет разума»

1


+ 5. Куликовская битва.

1

+


6. Куликовская битва. ИЗО -студия.

1


+ 7.

Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский.»

1

+


8. Троице-Сергиева лавра.

1


+ 9. Литературная гостиная. Все, что я запомнил о Преподобном Сергие Радонежском.

1


+

Раздел № 2

Заповеди Божии и поучительные произведения в русской литературе и народном творчестве.

17

6

11 10. Заповедь - указание Божье. Беседа со священником.

1


+ 11. Сказка - урок жизни.

1

+


12. Литературная гостиная. Сказочные герои.

1


+ 13. Проба пера. Учимся сочинять сказку.

1


+ 14.

Конкурс «Лучший сказочник»

1


+ 15-19. Постановка сказки «Морозко»

5


+ 20. Что роднит притчу с басней?

1

+


21. И. Крылов «Стрекоза и муравей»

1

+


22. Литературная гостиная. Постановка сюжетов басен.

1


+ 23. Притчи Соломоновы. Беседа со священником.

1


+ 24. Притчи Соломона и изречения В. Даля.

1

+


25. Поучения Владимира Мономаха.

1

+


26. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

1

+



Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

8

2

6 27.

«Как сердцу высказать себя?»

1


+ 28.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


+ 29.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


+ 30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

+


31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


+ 32.

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1


+ 33.

Афоризмы.

1

+


34.

Чему мы научились на занятиях.

1


+
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать: 1.житие Сергия Радонежского; 2. заповеди Божии и поучительные произведения в русской литературе и народном творчестве; 3.каким должен быть воспитанный человек; 4. краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний; 6. правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям; уметь: 1. проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии; 2. быть сострадательными к чужому горю; 3. различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию; 4. проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках; проявлять следующие отношения:

  1. наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру и к самим себе;
  2. деятельную помощь ближним;
  3. эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
  4. слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
  5. понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

4 класс Задачи:
  1. Развивать индивидуальные способности к речевому творчеству.
  2. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе примеров житий святых и поэтического слова русской литературы.
  3. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.



п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел №1

Культура общения

26

6

20 1. Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

+


2. Культура общения в современной семье.

1


+ 3. Культура общения в современной семье.

1


+ 4. О терпимости к ближним.

1


+ 5. О терпимости к ближним.

1


+ 6-10. Родительское благословение. Проект.

1


+ 11. О ладе и гармонии. П. И. Чайковский.

1


+ 12. О ладе и гармонии. Зима, воспетая поэтами.

1

+


13. О ладе и гармонии. Зима, воспетая поэтами.

1


+ 14. Праздник Рождества Христова. С. Есенин «Рождественская звезда»

1

+


15- 19. Праздник Рождества Христова.

1


+ 20.

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

1

+


21.

Заветы предков.

1

+


22.

Россияне о любви к Родине.

1


+ 23.

Твоя малая родина.

1


+ 24.

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1


+ 25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+


26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


+

Раздел №4.

Притчи Христа

8

3

5 27.

Кто наш ближний?

1

+


28.

Возвращение в Отчий дом.

1

+


29.

Пастырь Добрый.

1


+ 30.

Доброе семя и сорняк

1


+ 31.

Дивное зерно

1


+ 32.

Бесценный дар

1

+


33.

Не спи, душа!

1


+ 34.

Елей для светильника души

1


+
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  1. некоторые заповеди и самую общую - о любви к ближним;
  2. правила создания проекта;
  3. историю праздника Рождества Христова;
  4. историю родного края;
  5. родословную свою;
  6. стихи поэтов золотого и серебряного века: Г. Державина, П. Вяземского, В. Бенедиктова, м. Цветаевой и др.
понимать:
  1. что человек наделен Богом свободой выбора;
  2. что зло побеждается только добром;
  3. что у каждого человека есть совесть - голос Божий, который, если к нему прислушиваться, помогает совершать добрые дела;
  4. «золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;
  5. что ближние - это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;
  6. как важны дела милосердия в любой ситуации;
  7. речевые стили родного языка;
уметь:
  1. раскрывать некоторые евангельские притчи и наставления Иисуса Христа;
  2. понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи - как ее искажение;
  3. видеть связь заповедей и евангельских притч с повседневной жизнью;
  4. раскрывать содержание и смысл классической русской и духовной литературы, православных праздников;
  5. проявлять способность к речевому творчеству;
  6. постигать глубину предлагаемых текстов;
  7. работать в группе, создавать проекты, организовывать конкурсы и викторины;
  8. выражать мысли, используя различные риторические жанры, составлять послания;
  9. составить приветственное, поздравительное слово (послания), сочинение-рассуждение, инструктивный (обучающий чему-либо) текст;
  10. передать в творческой работе не только настроение, но и собственное отношение к объекту;
  11. приобретать навыки творческого видения и корректного обсуждения;
проявлять следующие отношения:
  1. наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру и к самим себе;
  2. деятельную помощь ближним;
  3. интерес к обсуждению выставок собственных работ;
  4. эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
  5. слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
  6. понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.


Содержание программы 1 класс (33 часа) Раздел 1. Куда ведет дорога (6ч.) Теоретические занятия (4ч.) О таланте читателя. Поэты, писатели - хранители великого русского слова. А. Ахматова «А каждый читатель как тайна…». Разве бывает талантливый читатель? Да. Бывает. Это читатель-собеседник, тот, кто умеет внимательно читать и стремится понять прочитанное. Такой читатель все равно, что задушевный друг, с которым можно говорить обо всем на свете и доверить ему самое сокровенное… знакомство с А. Ахматовой и ее стихотворением. Заучивание стихотворения наизусть. Золотая осень в Пушкинской поэзии. 19 октября - день рождения Царскосельского лицея. Знакомство с А. Пушкиным и его «золотой» осенью. Послания поэта друзьям ко дню 19 октября рассказывают о лицейском братстве больше, чем книги об этом учебном заведении. Практические занятия (2ч.) Поэты, писатели - хранители великого русского слова. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Литературный практикум: много ли нужно слов, чтобы описать картину осеннего дня, да еще попытаться передать при этом все чувства, которые ты испытываешь, любуясь его красотой и радуясь последнему теплу уходящего лета? Постигнуть и освоить нам это помогут поэты и писатели - хранители русского слова. Ф. Тютчев. Золотая осень в Пушкинской поэзии. Литературная гостиная, ИЗО - практикум: читаем стихи Пушкина, составляем рисунок-послание.

Раздел 2. Бог - слово (10ч.) Теоретические занятия (6ч.) Библия. Новый завет. Воплощение слова. А. С. Пушкин о Евангелие. Притча о талантах. Притча о Сеятеле. Н. Гумилев «Слово». Послание. Д. Кугультинов «Он - златоуст…». «Бог-Отец, любя и жалея каждого человека, послал на землю Сына Своего - Иисуса Христа. Ради спасения людей Бог-Слово принял на себя человеческую плоть…» Далее тема раскрывается с помощью произведений А. С. Пушкина, Н. Гумилев. Слово Иоанна Богослова.[4] Практические занятия (4ч.) Притча (беседа со священником). Я рисую притчу о талантах и о Сеятеле (ИЗО - практикум). Составление устного послания. В форме ролевой игры ведем разговор при помощи посланий. Правила для послания. Раздел 3. Библия - учебник жизни(7 ч.) Теоретические занятия (3ч.) Сотворение мира. Книги пророков. М. Лермонтов «Пророк». Ноев ковчег. Знакомство с Библией. Короткие, лаконичные библейские стихи рассказывают о днях творения. «Гармония Божьего слова и дела отзывается и нашей душе переживанием счастья…»[4] Практические занятия (4ч.) Сотворение мира (экскурсия в храм). Сотворение мира (ИЗО - практикум: изображаем последовательно дни творения, литературный практикум: составление посланий каждому дню. Проба пера (игра - продолжи мою строчку) Раздел 4. Зима с ее радостями и испытаниями (5ч.) Теоретические занятия (4ч.) К. Паустовский «Теплый хлеб». Грех - злое, жестокое дело. Урок жизни от бабушки (по К. Паустовскому). Крещение. Сретение. Пушкинские послания. К. Паустовский сочинил несколько сказок для детей. Может показаться, что они не похожи на сказки - события в них реальные, жизненные. Только добавлено чуть-чуть чего-то неуловимо волшебного, чудесного… Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках…Читаем и устанавливаем связь между повествованием в деревне Бережки и учением Иисуса Христа. Практические занятия (1ч.) Крещение. Сретение. Проба пера (вечер отдыха ). Раздел 5. Весна: Благовещения, Вербное воскресение (5ч.) Теоретические занятия (1ч.) Ангельское приветствие. А. Пушкин «Птичка». А. Блок «Вербочки». «Легки и прозрачны эти строчки - как весеннее голубое небо, в которое летит птичка..»[4] Раскрывается смысл праздника Благовещения Практические занятия (4ч.) Вербное воскресение в русской поэзии (конкурс чтецов). Мой внутренний мир. Послание к совести (беседа со священником). Храм и церковь. Храм науки (паломническая поездка в г. Самару в Иверский монастырь). Посещение храма Великомученицы Варвары.
2 класс (34 часа) Раздел 1. Дорогу осилит идущий (9ч.) Теоретические занятия (5ч.) Прощание с осенью в русской поэзии. И. Бунин. Н. Некрасов. Осенние Богородичные праздники. Успение. Рождество Богородицы. В. Кузмин «Введение». «…припомним, какие картины природы мы наблюдали во время пути к храму слова, как меняла свои одежды наша спутница-осень: от парадных, пышных багряно-золотых риз до скромного, черно-серого монашеского платья…[4]
Практические занятия (4ч.) Прощание с осенью. Проба пера (литературный практикум). Осенние Богородичные праздники. Введение во храм пресвятой Богородицы (утренник). Паломническая поездка к святому озеру с. Максимовка. Раздел 2. Славянская азбука: история жизни (8ч) Теоретические занятия (3ч.) Азбука - отражение гармонии мира Божьего в Слове. Подвиг просветительства свв. Кирилла и Мефодия. А. Хомяков. Ф. Тютчев «Великий день Кирилловой кончины…» Для наших предков азбука была не просто собранием букв, а отражением гармонии мира Божьего в слове. Житие святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Практические занятия (5ч.) Проект «Православная азбука». Защита проекта (презентация). Продукт - церковнославянская азбука. Раздел 3. «Памятник», память и памятование (7ч.) Теоретические занятия (3ч.) О памяти. А. Пушкин «Памятник». Молитва - послание Богу. А. Ахматова «Молитва». Проба пера. Послание Богу. Память - это связующая нить всех поколений от отцов и матерей - к детям и детям детей их. Чтобы удержаться от греха - Господь даровал нам молитву, с которой мы и обращаемся к нашему Небесному Отцу. Практические занятия (4ч.) Славянизмы в поэзии Пушкина. Спас нерукотворный (беседа со священником). Экскурсия в кладовые городской детской библиотеки. В мире мудрых мыслей (литературный практикум: «думки» о молитве). Раздел 4. Страстная неделя (10ч.) Теоретические занятия (4ч.) Тайная вечеря. Книжники и фарисеи. Великий четверг. Страсти Господни. Страстная суббота. «Последняя седмица перед Пасхой посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения, почему она и называется Страстной.»[4]. Тихие беседы и разговоры о Великих днях. Практические занятия (6ч.) Детское поэтическое творчество - образец для подражания. Проба пера (конкурс сочинений). В мире мудрых мыслей (беседа со священником). В мире мудрых мыслей (встреча с библиотекарем). В мире мудрых мыслей (литературный конкурс: что я думаю о жизни Христа). Обзор курса за год (ИЗО - практикум: я рисую Мир).
3 класс (34 часа) Раздел 1. Подвиг преподобного Сергия Радонежского (9ч.) Теоретические занятия (4ч.) А. Майков «Пустынник». Детство Сергия Радонежского. И. Шмелев «Свет разума». Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». «Благодарные россияне хранят память о духовных подвигах святого Сергия. Мирный и смиренный человек, он благословил князя Дмитрия Донского на смертную битву с…Мамаем… И во время кровавой битвы на поле Куликовом святой заступник земли Русской, не выходя из стен монастыря и беспрерывно молясь Святой Троице и Пречистой Богоматери, рассказывал братьям-монахам о том, как идет бой и кто уже пал смертью храбрых.»[4] Практические занятия (5ч.) Послание отроку Варфоломею (проба пера). Куликовская битва (ИЗО - практикум). Все, что я запомнил о Преподобном Сергие Радонежском (светские беседы). Раздел 2. Заповеди Божии и поучительные произведения в русской литературе и народном творчестве (17ч.)
Теоретические занятия (6ч.) Сказка - урок жизни. Что роднит притчу с басней. И. Крылов «Стрекоза и муравей». Притчи Соломона и изречения В. Даля. Поучения Владимира Мономаха. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Даже совершенное Божественное слово люди, зачастую, пропускают мимо своего сознания - что же говорить о несовершенном слове человеческом! Потому всегда Церковь и святые отцы ее, искали разные способы, формы такой поучительной речи, чтобы суть ее дошла до сердца, до самых глубин души…[4] Практические занятия (11ч.) Заповедь - указание Божье (беседа со священником). Сказочные герои (утренник). Учимся сочинять сказку (проба пера). «Лучший сказочник» (конкурс). Сказка «Морозко» (постановка). Постановка сюжетов басен (литературная гостиная). Притчи Соломоновы (беседа со священником). Раздел 4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч.) Теоретические занятия (2ч.) «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Практические занятия (6ч.) «Как сердцу высказать себя» (литературный практикум). В трудной ситуации попытаемся разобраться (деловая игра). «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки» (проба пера). Чему мы научились на занятиях (диспут).
4 класс (34 часа) Раздел 1. Культура общения (26ч.) Теоретические занятия (6ч.) Традиции общения в русской семье. «Домострой». О ладе и гармонии. Зима, воспетая поэтами. Праздник Рождества Христова. С. Есенин «Рождественская звезда». «Досадно мне, что слово честь забыто». Заветы предков. Афоризмы о совести, о Родине, о дружбе. Подведение обучающихся к осознанию того, что каждый человек является неповторимой личностью, обладающей сильными и слабыми сторонами; формирование способности концентрировать внимание на успехах и достижениях (своих и одноклассников), избегать конфликтных ситуаций.»… То были времена чудес, сбывалися слова пророка: Сходили ангелы с небес; Звезда катилась из Востока…[4] Практические занятия (20ч.) Культура общения в современной семье (игра - викторина, 3 семьи). О терпимости к ближним (беседа со священником). Родительское благословение (проект). О ладе и гармонии П. Чайковский (музыкальная гостиная). Зима, воспетая поэтами золотого и серебряного века (литературная гостиная). Праздник Рождества Христова (праздник с приходом Св. Варвары). Россияне о любви к Родине (высказывания великих, литературная гостиная). Моя малая Родина (проба пера). «Мой первый друг, мой друг бесценный» (музыкальная гостиная). «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» [4] (деловая игра). Раздел 4. Притчи Христа (8ч.) Теоретические занятия (3ч.) Кто наш ближний? Возвращение в Отчий дом. Бесценный дар. Господь часто выражал свои мысли в особой, самой интересной и действенной форме: это притчи. Мысли, поучения Иисуса Христа записывали его ученики. Практические занятия (5ч.) Пастырь добрый (беседа со священником). Доброе семя и сорняк (диспут). Дивное зерно (диспут). Не спи, душа (паломническая поездка). Елей для светильника души (поход в соседний приход).


Список литературы для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение, 2009.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др. Москва. Просвещение, 2008.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва. Просвещение, 2011.
  4. Введение во храм слова: книга для учителя с детьми в школе и дома. С. Ф. Иванова. Москва. Отчий дом, 2006.
  5. Короли поэзии золотого века. Нижний Новгород. ОлмаМедиаГрупп, 2011.
  6. Праздники в православии. Священник В. Мешков. Москва. Вече, 2007.
  7. Православная школа. Протоиерей Евгений Шестун. Самара, Самарский Дом печати. 2004.
  8. Жизнь по вечным законам любви. Иоан Гончаров. Самара, Самарский Дом печати. 2004.
  9. Психопатический круг в семье. А. Гармаев. Волгоград. Вестник церковной педагогики, 2002.
  10. Терапия души. В. Невярович. Москва. Русский хронограф, 2001.
  11. Воспитание личности на культуре и традициях своего народа (модель организации учебно-воспитательного процесса в школе на этнокультурных традициях русского народа). Брюзова Т. Методист, 2005. N2.
  12. В союзе с природой. Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми. Грехова Л.И. Москва. Ипекса, 2000.
  13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк, А.Я. и др. Вестник образования №17, 2009.
  14. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Воспитание школьников №8, 2009..
  15. За гранью урока. Н.Н. Щуркова. Москва. Центр гуманитарной литературы, 2004.
  16. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола». Волгоград. «ОПТИМ», 2006.
  17. Человек развивающийся. Зинченко В. П. , Моргунов Е. Б. Москва. Тривола, 1994.
  18. Ангел на башне. Монах Лазарь. Москва. Русский хронограф, 2010.

Литература для обучающихся 1. Введение во храм слова: книга для учителя с детьми в школе и дома. С. Ф. Иванова. Москва. Отчий дом. 2006. 2. Короли поэзии золотого века. Нижний Новгород. ОлмаМедиаГрупп. 2011. 3. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. М. Вече. 2009. 4. Сергей Александрович Есенин. М. Русское слово.2012. 5. И. Бунин в жизни и творчестве. М. Русское слово.2012. 6. И. Крылов Басни Русская классика. М. Русское слово.2012. 7. Русские писатели XX века о России и природе. М. Русское слово.2010. 8. Искорки света. Б. Ганаго. Минск. Братство в честь Святого Архистратига Михаила. 2010. 9. Воскресное чудо. Б. Ганаго. Минск. Белорусская православная церковь. 2008. 10. Я вернусь: сборник рассказов. Минск. Братство в честь Святого Архистратига Михаила. 2010. 11. Родник. Б. Ганаго. Минск. Белорусская православная церковь. 2008. 12. Твой Ангел хранитель. Сборник рассказов. Москва. Отчий дом. 2009. 13. Заступники земли Самарской. Самара, 2005. 14. Пастырские беседы с детьми. Фонд «Благовест» подворье Троице-Сергиевой лавры. Москва, 1997

Мультимедийное обеспечение

  1. Аудиозапись колокольных звонов; песнопений.
  2. Ангелочек: Православное видео для детей.
  3. Горбунов-Посадов И.И. Цветник духовный для детей (Аудиозапись).
  4. Библейские притчи. Сборник мультфильмов для всей семьи.
  5. Детские сказки (Аудиозапись).
  6. Детям о Боге: сборник повествований (Аудиозапись).
  7. История Иисуса Христа для детей: худ. фильм.
  8. Изображения православных икон Праздников; Пресвятой Троицы; Иисуса Христа; Богородичных икон; Страстной седмицы и др. (Картины или слайды).
  9. Изображения православных храмов (Картины или слайды).
  10. Иллюстрации евангельских притч (Картины или слайды).
  11. Протоиерей Артемий Владимиров. Десять пальчиков: из цикла бесед «Милым деткам» (Видеозапись).
  12. Протоиерей Сергий Николаев. Ангелы детства (Аудиозапись).
  13. Суперкнига: цикл мультипликационных фильмов.
  14. Шишкин лес: Православные телепрограммы (Видеозапись)






1


© 2010-2022