Урок-проект литературного чтения в 3 классе по рассказу В. Бианки «Неслышимка»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области»

Белянкова Елена Викторовна,

учитель начальных классов.


Сценарий урока-проекта литературного чтения (3 класс)

Раздел: «Природа летом». Урок 33. Тема урока: «Урок-практикум по развитию читательских умений В.Бианки "Неслышимка"». УМК ОС "Школа 2100": Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение». Учебник для 3го класса в 2х частях. Часть 1. - М.: Изд.: Баласс, 2012.

Цель: стимулировать учащихся к самостоятельному поиску знаний через работу с текстом.

Задачи:

  • Формировать культуру чтения через умение ориентироваться в источнике информации, систематизировать информацию.

  • Развивать речь учащихся, используя технологию критического мышления, через чтение и письмо.

  • Воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому; умение сотрудничать и работать в группе.

Оборудование: Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Литературное чтение" (В одном счастливом детстве); рабочая тетрадь к учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Литературное чтение" 3 класс; аудиозапись.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

1 Организационный момент. Погружение в проект.


Учащиеся собираются в группы, подготавливают рабочее место. Учитель определяет готовность учащихся. На плакате слова - « Где есть желание - найдётся путь». - Прочитайте слова на плакате. - Как вы понимаете эти слова? - По вашим умным и любознательным глазам я вижу, что вы с нетерпением хотите узнать, чем мы будем заниматься на уроке. - Но прежде, напомните мне, в каком разделе мы работаем. - Назовите, с какими произведениями мы познакомились в этом разделе. - К каким литературным жанрам они относятся?

- Где в жизни мы встречаемся с литературными произведениями?

- В каких ещё печатных изданиях можно встретить разные жанры литературных произведений?

- Хотите и вы побывать в роли журналистов и создать свою газету?

- Ребята, как вы думаете, какую газету мы будем создавать?

- Посмотрите на иллюстрацию (стр. 102) о ком или о чем мы будем читать?

- Придумайте название нашей газете.

- Используя текст произведения и дополнительную литературу мы вместе будем работать над проектом - создавать птичью газету.

- Готовы? Приступаем к работе.




(Один ребёнок читает вслух). - Если будем с желанием работать, у нас получится интересный урок.

- Природа летом.

Ответы детей.

- Стихи, рассказы, повести, стих. в прозе. (1 ученик работает за ПК - тест «Соедини произведение и его жанр»)

- В книгах, в учебниках.

- В газетах и журналах.

- Да

Дети выдвигают предположения.

- О природе, о птичке.

- «Птичья газета»

- самостоятельно формулировать цели и тему урока;

- вычитывать все виды текстовой информации;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схему)

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение работать в паре и группе.

Работа над проектом

- Кто автор произведения?

- Знаком он вам?

- Какие его произведения вы уже читали?

- Что интересного вы узнали об этом писателе?

- Можем ли мы эту информацию разместить в нашей птичьей газете?

- В.В.Бианки

- Да

(Работа с выставкой книг)

- Отчёт 1 группы корреспондентов.

- Да, т.к. В.Бианки писатель-натуралист

(Дети размещают свой отчёт на листе ватмана)

1 этап Анализ произведения до чтения.

- Как вы думаете, каким по жанру будет произведение? Докажите.
- Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрацию художника на стр. 102. Что можно предположить?

- А вы когда-нибудь встречали птицу с таким названием?

- Какую проблему будем решать?

- Прочитайте указание в скобках. От чьего имени будет вестись рассказ?

- Рассказ

Предположения детей

- Нет

- Существует ли птица неслышимка.

- От имени учёного

2 этап - во время чтения

Словарная работа.
- Разобраться со значение слов и выражений нам помогут ребята из группы редакторов.

Чтение первой части учащимися по цепочке. Диалог с автором.

По ходу чтения отчет 2 группы - редакторов

Исподволь занимался - неторопливо.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение работать в паре и группе.

3 этап- после чтения

Анализ текста первой части.
- О ком этот рассказ?

- Кто дал ей такое удивительное название и почему?
- Как могли появиться такие необычные имена, как Момик и Зумзик?
- Каким удивительным даром обладала девочка?
- Какой наукой занимался учёный?


- Объясните выражение учёного «включение слуха и зрения на птицу в природе».
- Прочитайте, как рассказчик учёный объясняет это выражение.
- Почему эти слова в рассказе взяты в кавычки?
- Сколько птиц девочка уже хорошо различала по голосу?
- Что значит выражение «сейчас все птицы при гнёздах»?
- Как вы думаете, какие отношения сложились между внучкой и учёным? Почему?

- О птичке

- Она была фантазёрка
- Он изучал птиц. Орнитологи - учёные, которые занимаются изучением птиц.

- Узнавать птицу по голосу, по полёту

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Чтение второй части самостоятельно про себя


Анализ текста второй части.


- Почему внучки не было в лесу с дедом?
- Что интересного вы узнали о цветах - купальницы?

- Можем ли поместить этот материал в нашу газету?


- Как понимаете выражение «поразила слух тишина»?
- Почему в лесу наступила тишина?

- Какой был ветер? Каким был дождь? Прочитайте.
- Каким контрастом был поражён учёный? Какие чувства он испытывал?
- Прочитайте, как описывает тишину рассказчик.
- Какие же звуки слышит учёный после дождя?

- Что узнали натуралисты о кузнечиках. Чем же интересен кузнечик?

- В какой период летний или весенний кузнечик начинает стрекотать?

- Почему эту информацию можно поместить в нашей газете?
- Почему тишину луга нельзя назвать «мёртвой»?
- Как бы вы назвали такую тишину? Какое сравнение нашёл В. Бианки, говоря о волшебной тишине луга?

- Чьи ещё голоса мы услышали?
- Прочитайте описание поведение дрозда.
- Как автор называет оркестр кузнечиков?

Поразила слух тишина - очень тихо.
Шквал - резкий, сбивающий с ног ветер.
Пожня - заливные луга.
Контраст - резкая противоположность.
Аккомпанемент - музыкальное сопровождение.

- Отчёт 3 группы корреспондентов.

Демонстрируют картинки цветов, рассказывают и располагают свою работу на листе ватмана.

- Перед дождём

- Отчёт 4 группы корреспондентов

(Звуки кузнечика - аудио запись)

- Кузнечики начинают трещать только в июле

- Звуки природы

-Волшебной

Группа художников демонстрируют

картинки зяблика и дрозда и размещают их на ватмане. (Наша группа нашла голоса этих птиц)


- формируем умение работать в паре и группе.

Чтение третьей части вслух хорошо читающими детьми
- Что же произошло с учёным? Кого он увидел?
- А что вы узнали об этом немом певце?

- Вспомните, какую проблему мы ставили в начале урока?

- Какой же вывод можем сделать?

Абсурд - бессмыслица, нелепость

Отчёт 5 группы корреспондентов

(Звуки камышовки - аудио запись)

- Существует ли птица неслышимка.

- Неслышимка - птичка, которая действительно существует в природе.

- формируем умение работать в паре и группе.

Физминутка с использованием музыкального сопровождения

Вторичное погружение в текст.

Ответы на вопросы (стр.105 учебника)

№1. какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки?

№2 Что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ?

1. С помощью внучки главный герой открыл для себя, что птичка "неслышимка" существует - камышовка - сверчок.

2. Ответы детей

(птичка камышовка может подражать голосам насекомых)

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Личностные УУД:

- формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Работа в рабочей тетради

- Выполните задание 7 на стр.15 в рабочей тетради.

- Найдите в тексте и выпишите, с чем сравнивает автор песенку камышовки - сверчка.

Вывод детей: со стрекотанием кузнечика.

( В газете можно провести сравнительную стрелку)

Познавательные УУД:

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Итог урока

- Какова основная идея этого произведения

- Всегда ли человек бережно относится к природе?

- Объясните, для чего существуют птицы в природе. Возможно, ли без них обойтись?

- Чем мы с вами можем помочь птицам? Обсудите в группах и придумайте знак в нашу газету.

- Умение слышать и видеть прекрасное в природе.

- Нет.

- Ответы детей

Работа в творческих группах.

Экологическое воспитание

Рефлексия

- Какую ставили перед собой учебную задачу?

- Удалось её решить?

- Что мы должны были создать в ходе работы над проектом?

- Получилась она у нас?

- Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха. Выберите картинку с изображением птички по своему настроению.

- Вы подарили мне тепло и радость хорошей работы. Всем за урок спасибо.

- Узнать существует ли птица неслышимка.

- Птичью газету

Дети выбирают либо весёлую птичку, либо грустную.

Регулятивные УУД:

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Домашняя работа

- Подготовить пересказ самого интересного отрывка (обоснуйте свой выбор)


© 2010-2022