- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Внеурочной деятельности по информатике
Программа Внеурочной деятельности по информатике
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дементьева М.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Забайкальский край г. Краснокаменск
Рассмотрено Утвержден
на заседании ШМНС Приказ № _______
Протокол №_______ /Директор МАОУ «СОШ №4»
От « » ___ 2014 _____________Ж.А.Ельцина
От « » ___ 2014
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Юный информатик»
Автор: учитель начальных классов
Дементьева Марина Викторовна
срок реализации: 2 года
возраст учащихся 9-10 лет
г. Краснокаменск, 2014 год
1. Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии. Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах. Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.Направленность: Два основных направления обучения информатике:
- обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).
- это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить, что по утверждению психологов, основные логические структуры мышления формируются в начальной школе и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа.
описание объектов - атрибуты, структуры, классы; описание повеления объектов - процессы и алгоритмы; описание логических рассуждений - алгебра высказываний; создание информационной модели объектов - приемы формализации и моделирования. Для достижения цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (информатика), направленную:
- на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Информатики», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5-11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление.
- на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
- на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты , исследовать их структурный состав, описывать ситуации, моделировать, прогнозировать результаты, контролировать правильность и полноту выполнения действий, планировать решение деятельности, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, конструировать и пр.
- на умение работать с такими программами, как:
- Операционная система Linux
- Графический редактор Kolour Paint или XPaint
- Текстовый редактор LibreOffice Writer
- Редактор LibreOffice Impress
- Мультимедиа приложение Imagination
- Логические и обучающие игры
Практическая значимость
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 3 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 2 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах. Актуальность Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах. Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств. Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера. В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др. В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру. Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества. Целью начального курса информатики является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).
Таким образом, цель начального курса информатики - не только обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения образования в основной школе, но и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания. Задачи направлены на:
- воспитание у учащихся эстетического вкуса.
- развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
- привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Срок реализации: 2 года
Формы и режим занятий:
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы - постоянный. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (34 часа в год). Вид деятельности группы - профильная. Количество детей в группе 8 - 10 человек. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры. Примерная структура занятия
- Организационный момент (1-2 мин)
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Работа за компьютером (10-15 мин)
- Релаксация (1 мин)
- Подведение итогов (2 мин)
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- сбор информации;
- обработка информации (с помощью ИКТ);
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез;
- сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- построение рассуждения.
- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение выполнять учебные действия в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- называть вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
- называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
- приводить примеры количественной и качественной информации;
- определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта;
- ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
- применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
- называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
- уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
- уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
- иметь элементарные навыки работы на компьютере.
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах:
- контрольные работы.
-
Содержание программы
-
Знакомство с информатикой (8 ч)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.
Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. -
Графический редактор Paint (5 часа)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
-
Технология обработки числовой информации. (2 часа)
-
Технология обработки текстовой информации (12 ч.)
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOfficeWriter. Настройка рабочей среды. . Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованныесписки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие текстового документа.
-
Программа Power Point (8 часов)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания
Решение логических задач -
Повторение (2 ч)
Второй год обучения (34 ч)
-
Компьютер, информация, операционная система. (4 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Виды информации. Информационные процессы(получение, хранение, обработка, передача).Компьютер - универсальное устройство для работы с информацией.
-
Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)
Повторение основных правил набора текста. Редактирование текста. Действия с фрагментами текста. Форматирование символов.. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование и форматирование таблицы. Вставка в текстовый документ фигурных надписей. Дизайн текстового документа(создание рамок, применение заливки).
- Создание компьютерных презентаций(17 ч.)
- Обобщающее занятие. (2 ч.)
Учебно - тематический план
№ Тема занятия Количество часов Общее количество теоретических практических
3 класс
Знакомство с информатикой 8часов 1. Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ Компьютер - помощник 1 0,5 0,5 2. Человек и информация Текстовый редактор Word (LibreOffice Writer). Первое знакомство. Вызов программы. Что умеет делать компьютер ? 1 0,5 0,5 3. Источники и приёмники информации Из чего состоит компьютер? Клавиатура. Основные клавиши 1 0,5 0,5 4. Искусственные и естественные источники информации Редактирование текста. Word (LibreOffice Writer). Меню «Главная» Понятие и назначение курсора. Управление мышью. 1 0,5 0,5 5. Носители информации. Инструментарий программы. Меню «Файл» Редактирование текста Word (LibreOffice Writer). 1 0,5 0,5 6. Что мы знаем о компьютере Меню «Вставка». Редактирование текста Word (LibreOffice Writer). 1 0,5 0,5 7. Повторение по 1 разделу «Знакомство с информатикой» 1 0,5 0,5 8. Самостоятельная работа 1
1
Графический редактор Paint (5часа) 9. Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы 1 0,5 0,5 10. Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы 1 0,5 0,5 11. Функция раскрашивания в графическом редакторе 1 0,5 0,5 12. Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет) 1 0,5 0,5 13 Самостоятельная работа 1
1
Технология обработки числовой информации. (2 часа) 14 Калькулятор - помощник математиков. Выполнение арифметических действий в программе Калькулятор. 1 0,5 0,5 15 Освоение совместных действий при работе с двумя программами 1 0,5 0,5
Технология обработки текстовой информации 8 часов 16 Назначение и функции текстового процессора OpenOfficeWriter. Знакомство с интерфейсом. 1 0,5 0,5 17 Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. 1 0,5 0,5 18 Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу. Изменение шрифта текстового документа. 1 0,5 0,5 19 Набор текста по образцу. Редактирование текста. 1 0,5 0,5 20 Действия с фрагментами текста. 1 0,5 0,5 21 Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Рисование таблицы. 1 0,5 0,5 22 Графические изображения в текстовом документе. Создание рисунка с помощью панели Рисование. 1 0,5 0,5 23 Самостоятельная работа 1
1
Программа Power Point (8 часов) 24 Знакомство с программой PowerPoint 1 0,5 0,5 25 Основные возможности программы PowerPoint 1 0,5 0,5 26 Добавление в презентацию картинок, арт текстов. 1 0,5 0,5 27 Творческий проект. «Мой класс» 1 0,5 0,5 28 Добавление эффектов анимации в презентацию 1 0,5 0,5 29 Добавление эффектов анимации в презентацию 1 0,5 0,5 30 Составление презентации с вложениями. Гипперсылки. 1 0,5 0,5 31 Составление презентации с вложениями. Гипперсылки. 1 0,5 0,5 32 Творческий Проект. «Моя семья» 1
1
Повторение (2 часа) 33 Контрольная работа 1
1 34 Обобщающее занятие. Подведение итогов. 1
1 Итого 34 16,5 17,5
Второй год
№ Тема занятия Количество часов Общее количество Теоретических практических
4 класс
Компьютер, информация, операционная система. 4 часа 1. Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ Компьютер - помощник 1 0,5 0,5 2. Виды информации. 1 0,5 0,5 3. Информационные процессы. 1 0,5 0,5 4. Компьютер - устройство для работы с информацией. 1 0,5 0,5
Технология обработки текстовой информации - 12 часов 5. Ввод и редактирование текста 1 0,5 0,5 6. Действия с фрагментами текста. 1 0,5 0,5 7. Форматирование символов. 1 0,5 0,5 8 Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. 1 0,5 0,5 9 Редактирование таблицы. 1 0,5 0,5 10 Изменение положения текста в таблице 1 0,5 0,5 11 Графическое оформление таблицы. 1 0,5 0,5 12 Вставка в текстовый документ фигурных надписей. 1 0,5 0,5 13 Дизайн текстового документа. (Создание рамок, применение заливки) 1 0,5 0,5 14 Создание«Почетной грамоты». 1
1 15 Создание открытки«приглашение». 1
1 16 Создание открытки к Новому году. 1
1
Создание компьютерных презентаций - 17 часов 17 Понятие компьютерной презентации. Назначение и функциональные возможности программы Open Office Impress 1 0,5 0,5 18 Знакомство с интерфейсом программы Open Office Impress. 1 0,5 0,5 19 Добавление новых слайдов. Макет презентации. 1 0,5 0,5 20 Дизайн слайда 1 0,5 0,5 21 Ввод и редактирование текста. 1 0,5 0,5 22 Вставка в слайд рисунков, схем. 1 0,5 0,5 23 Вставка в слайд таблицы. 1 0,5 0,5 24 Настройка анимационных эффектов. 1 0,5 0,5 25 Настройка анимационных эффектов. 1 0,5 0,5 26 Настройка времени показа презентации 1 0,5 0,5 27 Переход между слайдами с помощью гиперссылок. 1 0,5 0,5 28 Подготовка презентации к показу. 1
1 29 Создание презентации«Геометрические фигуры» 1
1 30
- 32 Разработка и создание собственной презентации. 3
3
Повторение (2 часа) 33 Контрольная работа 1
1 34 Обобщающее занятие. Подведение итогов. 1
1 Итого 34 13,5 20,5
Формы занятий Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- Демонстрационная - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
- Фронтальная - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
- Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
- Творческий проект - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
- Работа консультантов - ученик контролирует работу всей группы кружка.
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый). Частнодидактические методы обучения
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;
3. В зависимости от конкретных дидактических задач (Б. П. Есипов): подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;
4. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;
5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
Перечень учебно-методических средств обучения Основная: 1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика. Учебник для 3 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса. №1, 2 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Дополнительная: 1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Л.П. Панкратова. Информатика. Методическое пособие. 3 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. 2. Матвеева Н.В. и др. Электронное приложение. Информатика и ИКТ. 3 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. 3. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru).
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 3 класс (school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19) - ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( metodist.lbz.ru/lections/8/)
- standart.edu.ru/
- zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm
- koshki-mishki.ru/n4-9.html