- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по МПИ на тему: «Исследование коллектива и отдельной личности»
Разработка урока по МПИ на тему: «Исследование коллектива и отдельной личности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Барботкина А.А. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1. Исследование коллектива
Коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.
1. Изучение представлений сотрудников о положении дел в организации.
Результатом является характеристика социальных представлений сотрудников о различных аспектах жизнедеятельности организации; определение степени осведомленности сотрудников о положении дел в организации и выявление общей установки (позитивной или негативной) по отношению к происходящему; сравнительный анализ представлений сотрудников и представлений руководителей о положении дел в организации; описание имеющихся социально - психологических ресурсов и потенциальных угроз для эффективной деятельности сотрудников.
2. Изучение социально - психологического климата в коллективе.
Результатом является определение степени благоприятности психологической атмосферы в коллективе; выявление зон психологической напряженности в коллективе; определение сплоченности коллектива на ценностном уровне; выявление представлений сотрудников о целях организации и своего подразделения; выявление личных целей сотрудников и согласованности их с целями организации (подразделения).
3. Исследование уровня удовлетворенности условиями деятельности. Исследование мотивации сотрудников к деятельности.
Результатом является изучение степени удовлетворенности условиями труда; изучение представлений сотрудников о мотивирующих факторах, присутствующих в организации; изучение системы мотиваторов с точки зрения их значимости для эффективной деятельности; изучение направленности групповой мотивации.
4. Изучение ролевой структуры коллектива.
Результатом является: оценка каждого работника, получение концентрированного и статистически значимого мнения коллектива о конкретной личности; оценка группы сотрудников в целом и выявление лидеров по различным аспектам, авторитетных членов группы, признанных, принятых, отрицательно-средних членов группы, неавторитетных и аутсайдеров; определение группы качеств, характеризующих данный коллектив и ранжирование их по степени их выраженности; формирование рекомендаций по дальнейшей работе с данным коллективом.
Один из важных этапов исследования это аналитический этап. В его ходе происходит обобщение и анализ итоговых результатов.
Формирование выводов и рекомендаций происходит по следующим направлениям:
1. Обладает ли организация (подразделение) достаточным социально-психологическим ресурсом для изменений и достижения поставленных целей?
2. Какими ограничениями и потенциалом для эффективной индивидуальной и групповой деятельности обладает коллектив в целом?
3. Какие социально - психологические факторы влияют на повышение (понижение) эффективности деятельности персонала?
4. При каких условиях потенциал коллектива будет реализовываться в максимальной степени?
5. Как и в каких направлениях необходимо разрабатывать систему управленческих воздействий для оптимизации деятельности предприятия (подразделения)?
На заключительном этапе - итоговом- проводят подведение итогов диагностики и исследования.
2. Исследование отдельной личности.
Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается - мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания.
-
Общие сведения о личности. Социальные особенности среды обучения, воспитания, развития.
1.Имя, возраст. Физическое развитие, состояние здоровья (в частности, нервной системы).
2. Положение в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.).
3. Положение в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей).
-
Особенности познавательной деятельности.
-
Успеваемость по программе воспитания и обучения.
-
Соотношение уровня умственного развития и возрастной нормы.
-
Краткая характеристика особенностей основных познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи).
-
Степень владения умениями и навыками самостоятельного умственного труда.
-
-
Особенности мотивационно-личностной сферы
-
Наличие учебной мотивации и ее конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и другие мотивы учения).
-
Ведущий тип регуляции учебной деятельности - достижение успеха, избегание неудачи.
-
Направленность личности (жизненные цели, ценностные ориентации, убеждения, потребности).
-
Эмоционально-волевые качества личности (возбудимость, устойчивость, стабильность, настойчивость, выдержка и т.д.).
-
целеустремленность - способность ставить цели и следовать им в деятельности;
-
самостоятельность или внушаемость, зависимость от воли и мнения других;
-
активность, инициативность, настойчивость;
-
дисциплинированность, степень ее сознательности;
-
-
Особенности темперамента и типа нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность). Тип темперамента.
-
Основные черты характера, отношение к сверстникам, значимым взрослым (педагогам), другим людям, к важнейшим видам деятельности и к своей собственной личности.
-
Конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность)
-
Общие и специальные способности, которые наиболее ярко проявляются.
-
Доминирующие интересы и склонности.
-
-
Особенности поведения в ситуациях внутриколлективного взаимодействия
-
Какое положение занимает изучаемый в коллективе (лидер, популярный, принятый, непопулярный, изолированный, отверженный).
-
Взаимоотношения с активом коллектива.
-
Отношения с членами коллектива (дружелюбие-конфликтность, общительность-замкнутость, щедрость-жадность, готовность помочь другим - эгоизм и т.д.)
-
Участие в неформальных объединениях, роль в них.
-
Особенности поведения, обусловленные психодинамическими свойствами нервной системы: повышенная энергетика, высокая саморегуляция, медлительность, импульсивность, инертность и др.
-
Дезадаптивные поведенческие синдромы: уход от деятельности, нарушение общения со сверстниками и педагогами, низкая социальная нормативность поведения, двигательная расторможенность, депрессивность, эмоциональная незрелость, невротические проявления.
-
Выводы:
-
Наиболее характерные психологические особенности личности.
-
Прогноз, проектирование возможного в личности.
-
Необходимые педагогические меры в воспитании личности изучаемого.
-