Проект урока по литературному чтению К. Г. Паустовский Тёплый хлеб

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Проект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлебПроект урока по литературному чтению К.Г.Паустовский Тёплый хлеб

Администрация Кстовского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой



ПРОЕКТ УРОКА

Литературное чтение 3 класс

( Л.А. Ефросинина)

Тема: « Теплый хлеб» К.Г. Паустовский

ВЫПОЛНИЛА:

Шуваева Антонина Ивановна

Учитель начальных классов

г. Кстово, 2015г.



Цель: Формировать читательские компетенции школьника.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского.

  2. Учить объяснять, анализировать поступки героев с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков, учить строить высказывания о своем отношении к герою.

  3. Продолжить работу над пониманием идеи сказки -торжество любви, добра над злом.

  4. Учить творческому пересказу от лица героев.

  5. Развивать навыки работы с текстом, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.

  6. Развивать умение делить текст на смысловые части, составлять план, делить текст на композиционные части.

  7. Развивать память, внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, закрепить понятия «эпитет», «олицетворение» и др.

  8. Развивать творческую фантазию, воображение, способность к ассоциативному мышлению.

  9. Развивать умение работать в группе, оценивать свою работу и работу товарища.

  10. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, любовь к животным.

Планируемый результат обучения, формирование УУД.

Личностные УУД

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Учиться высказывать свое предположение ;

  • Учиться составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебнике;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, моделировать;

  • Творческий пересказ от лица героя.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Выразительно читать и пересказывать текст;

  • Договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе и следовать им;

  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Структура урока.

1. Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке. Актуализация знаний.

1. Прием - прогнозирование.

2. Формулирование темы и цели урока.

3. Постановка учебной задачи.

2. Работа с текстом во время чтения. Анализ сюжета, композиции произведения.

1. Повторное выборочное чтение с комментированием, диалог с автором.

2. Словарная работа (выделение ключевых слов)

3. Составление характеристики героя.

4. Анализ сюжета, композиции произведения.

5. Игра «Верно-неверно»

6.Самостоятельная работа (работа в тетради). Работа в группах.

3. Работа с текстом после чтения

1. Обобщающая беседа.

2. Работа с пословицами

3. Творческая работа

  • Составление плана сказки.

  • Творческий пересказ от лица одного из героев.

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание.





Оборудование.

  1. Презентация.

  2. Выставка книг с произведениями К.Г.Паустовского

  3. Портрет писателя.

  4. Модели

  5. Карточки для работы в группах

  6. Учебная хрестоматия «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина Л.А.Ефросинина, 3 класс, Москва, Вентана-Граф 2013г

  7. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» (часть 2) Л.А.Ефросинина, 3 класс, Москва, Вентана-Граф 2013г

Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


1.Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке.

Актуализация

знаний.

Работа с текстом до чтения

1. Прием - прогнозирование.

2. Формулирование темы и цели урока


Сегодня на уроке литературного чтения мы, как всегда, будем продолжать рассуждать над произведением, анализировать, помня о том, что «Читать, не рассуждая, что есть, не пережёвывая» (пословица) Рассмотрите выставку книг. Произведения какого автора здесь представлены? Какие произведения К.Г Паустовского вы уже читали? Что вы можете рассказать об этом писателе? Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество К.Г Паустовского, остановим наше внимание на его замечательном произведении «Теплый хлеб», которое вы читали дома. Какая модель соответствует этому произведению? (даны несколько моделей) Почему вы так думаете? Верно. Это сказка о взаимоотношении человека с природой. Снова внимательно прочитаем название сказки «Теплый хлеб». Но ведь хлеб может быть не только теплым. Он может быть…. Каким? Все эти слова помогают нам понять, о каком хлебе идет речь. Мы называем эти слова.. А если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили. Значит, перед нами не просто определение, а художественное определение - яркое, выразительное, нужное только в этом случае. Такое определение называют… Что же хотел сказать нам автор, назвав сказку «Теплый хлеб»? Вы хотите узнать? Мы проведем «диалог с автором» через текст и попробуем в этом разобраться.

Ученики: Рассматривают выставку книгу, строят высказывания о уже прочитанных книгах, о писателе, определяют тему урока.

Определяют «границы» своих знаний по данному вопросу.

вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.









Дети находят модель этой сказки и доказывают правильность своего выбора.



Белым-ржаным

Мягким-черствым

Вкусным, добрым и др.

Определениями

..Эпитетом.

Личностные УУД: смыслообразование,развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Прогнозирование





Моделирование



К.Г.Паустовский







«Тёплый хлеб»














Работа с текстом во время чтения.

Анализ сюжета, композиции произведения

1. Повторное выборочное чтение с комментированием, диалог с автором.

2. Словарная работа (выделение ключевых слов)

3. Характеристика героя (его внешность,речь,поступки, мироощущение, мотивации)





4.Анализ сюжета, композиции произведения.











Работа над ключевой сценой.


Назовите персонажей этой сказки Вспомните, как раненый конь оказался в деревне? Зачитайте этот отрывок. Что ещё вы узнали из этого отрывка?

Абзац, из которого мы узнали о времени и месте действия, это… Вступление. Как относились к коню местные жители? Почему? Подтвердите словами текста. Главный герой сказки - Филька. Каким вы представляете его? Что о нем сообщает автор?





Как вы понимаете слово- недоверчивый? Разберите его по составу. Как об этом записано в словаре?

Как можно назвать все перечисленные вами качества? С каким цветом они у вас ассоциируются? Не забывайте, события в сказке происходят в суровое военное время. Филька живет с бабушкой, и мы не знаем, почему он так сердит. Однако, у каждого человека можно найти хорошие, положительные качества. Какие черты характера Фильки вам симпатичны? С каким цветом ассоциируются?



Как вы думаете, сразу ли изменился Филька? Проследим, с чего все началось? Начало действия или… Завязка. С чего все началось? Зачитайте этот эпизод. Что значит- ударил наотмашь? Злорадный крик? Разберите по составу слово злорадный. Составим модель отношений:

Ф. К.







Чем так провинился конь? Какова была реакция коня? Как вы думаете, что в этот момент испытал Филька? Ему было хорошо? Представьте его состояние. Конь и Филька - частицы живой природы. Однако, человек -существо разумное, на нем лежит ответственность за все живое, за все, что происходит в природе, в мире. Как выдумаете, всегда ли человек сознает эту ответственность? Докажите. А что Филька осознал?

Филька совершил зло «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов) Что последовало за этим событием? Подберите синонимы к слову сильные, используя текст (контекстуальные) Как понимаете, «лютые» морозы? Найдите объяснение в словаре. Докажите, что это были лютые морозы (невыносимо тяжкие), приносящие мучения всем жителям. Какова причина страшного мороза? Как объяснила бабушка? Прочитайте рассказ бабушки. Объясните смысл ее рассказа. Как понимаете выражение от «охлаждения сердца»? Что грозило всем людям? Как понимаете выражение «неминучая смерть»? Какие чувства вызвал этот страшный мороз у всех жителей деревни? Какие изобразительные средства использует автор?

Это самый напряженный момент или… ..Кульминация Какие новые мысли появились у Фильки?



Сумел ли Филька исправить свою ошибку? Как? Зачитайте этот эпизод. Так закончилась сказка. Это конец действия или … Развязка Рассмотрим теперь отношения между героями

Ф. К.





Что мог сказать Филька коню в этот момент? Как он говорил ему эти слова?

Итак, конь поверил Фильке. А люди? Докажите. Чему радовались люди? Почему- весна? Автор надеется, что оживут человеческие души, потеплеют сердца, все будут стремиться к добру. Добро победит зло. Правда, кто-то в сказке считает, что весна наступила не потому, что добро победило зло. Кто это? Можно ли ей верить? Почему?

Мы узнали, о времени (действия происходят во время Великой Отечественной войны) и о месте действия (деревня Бережки)

…вступление

Конь был раненым, он пострадал от врага. Конь - помощник и друг человека.

Дети дают характеристику герою, при этом доказывают свою точку зрения чтением текста.

Филька: молчаливый, недоверчивый, неласковый, сердитый, грубый, плохо ладит с людьми, у него нет друзей, он обидел коня-плохо, жестоко поступил.

Не-до- вер-чив-ый.

Корень слова - вер. Нет веры.

С.И.Ожегов «Недоверчивый-отсутствие доверия, подозрительность.»



Трудолюбивый,
он понял свою ошибку и сумел ее исправить,

сумел убедить друзей помочь ему,

стал внимательнее прислушиваться к людям.

ему стало стыдно быть плохим и др.

…Завязка.

Это эпизод, когда Филька ударил коня.

Сильно размахнувшись.

Злобная радость при несчастье, неудаче другого.

Ученики рассуждают так: конь пришел к Фильке за помощью, с надеждой, что Филька его накормит- обозначим зеленой или желтой стрелкой. Филька поступил жестоко -зло обозначим черной стрелкой.

«Конь заржал жалобно, протяжно. Слеза скатилась у коня из глаз»

У него появились угрызения совести.


Высказывания детей.

Сначала нет. Слеза коня -первый толчок. В душе Фильки стало что-то меняться, происходить.

Наступили сильные морозы.

Колючие, лютые, страшные.

Злой, свирепый, беспощадный, очень сильный; невыносимо тяжкий, приносящий мучения.

Морозы начались «от злобы людской», от «охлаждения сердца».

В сердце нет любви, есть зло, жестокость, холод.

Неминучая смерть.

«За окнами воздух был синий, густой, страшный.» Использование эпитета «страшный» передает те чувства, которые испытывают каждый житель деревни.

..кульминация

Все жители могут погибнуть. За зло последует наказание. Надо что-то делать, чтобы наказание не постигло, чтобы люди не погибли. Надо исправлять свою ошибку, свое зло.

Чтение текста.


..Развязка

Рассуждения учащихся:

Филька плачет. Это слезы раскаяния, очищения. Ему хочется, чтобы люди и конь простили его, поверили ему. На помощь Фильке пришел Панкрат. В конце конь доверился Фильке. «Конь положил голову на плечо»

Он просил прощение у коня. Все слова он произносил с любовью, нежностью, от души.

«Все радовались, улыбались»

Наступила весна.

Весной происходят преобразования в природе, все оживает, становится лучше.

Сорока.

Сорока- сказочный герой, это болтливая птица. Ей верить нельзя.



Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста сказки;

2) умение ориентироваться в тексте







Познавательные УУД:

Свободное владение знакомым материалом данной сказки. Умение ориентироваться и работать с текстом сказки и со словарем (Толковый словарь Ожегова)

Проверка своих предположений о герое





Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, используя цветовые гаммы; эмоционально «проживая» текст

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией





Формирование умения включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, умение свободно ориентироваться в тексте, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.













Личностные УУД

Умение оценивать поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

















Познавательные УУД: формируем умение представлять информацию в виде модели. схемы

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую ( на основе ассоциаций)





















































Коммуникативные УУД.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;














































Игра «Верно-неверно»


Игра 1 С чем сравнивает автор сороку, которая сердито трещала на раките? Пулемет, барабан, молотилка, трактор 2. Какому воинскому подразделению принадлежал конь? Полк, рота, взвод отряд, армия, 3 По чему, согласно выражению Панкрата, каждый потреплет Фильку, если он изобретет спасение от стужи? Щека, рукав, плечо, спина, вихры.

Создание ситуации успеха






Самостоятельная работа. Работа в группах
Самостоятельная работа (в рабочей тетради) 1 группа № 1, 4 2 группа №2, 4 3 группа №3,1 4 группа - работа с пословицами. Характеристика Фильки. 5 группа- составление плана сказки.

6 группа - творческий пересказ от лица одного из героев (на выбор)

Коммуникативные УУД.

Умение договариваться с одноклассниками о правилах работы в группе и следовать им;

умение работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Дифференциация- задания по степени сложности, по интересам


Работа с текстом после чтения

1. Обобщающая беседа.

2. Работа с пословицами

3. Творческая работа

1.Обобщающая беседа. Проверка самостоятельной работы. Отчего произошел такой лютый мороз.
Подумай, почему сказка озаглавлена «Теплый хлеб»? Выбери ответ: - потому что в деревне пахло хлебом -потому что все любят свежий хлеб -потому что Филька принес коню свежий хлеб А как вы объясните название сказки? 2. Работа с пословицами Какие пословицы характеризуют Фильку и как? Красив тот, кто красиво поступает Как аукнется, так и откликнется. Умел ошибиться, умей и поправиться. Так думай, чтобы после раздумки не было. Счастливым быть - никому не досадить. В ком правды нет, в том и добра мало. Мудрым никто не родился, а научился. Задним умом дело не поправишь. Зло натворишь - легче не станет. Обидеть легко, да душе каково? Подбери свои пословицы

3. Творческая работа Восстанови план, дополнив его: 1Раненый конь. 2? 3. Совет мельника 4. Страшный мороз. 5. Филька и бабушка 6 Спасение мельницы 7Теплый хлеб 8?

4 Творческая работа Перескажи эту сказку от лица одного из героев (от лица сороки, раненого коня, Панкрата, бабушки, Фильки)


Хлеб-это жизнь

Вместе с хлебом Филька принес коню дружбу, тепло своего сердца, жизнь,

Филька изменился и правильно поступил, он понял, как плохо быть злым, жестоким.




План: 1Раненый конь. 2 Филька ударил коня 3.Филька и бабушка 4. Страшный мороз. 5 Совет мельника. 6 Спасение мельницы 7 Теплый хлеб

8 Приход весны.

Добро побеждает зло

Коммуникативные УУД.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД.

умение делать выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя, составлять план произведения, осуществлять

творческий пересказ от лица героя

Личностные УУД:

Умение оценивать поступки людей поступки как хорошие или плохие с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения

Итог урока

Рефлексия Итог.

Достигли цели урока? Мы узнали, почему автор назвал свою сказку «Теплый хлеб»?

Подумай, для чего К.Г. Паустовский написал эту сказку? Что он хотел сказать этим произведением? Как К.Г. Паустовский относится к Фильке? А у вас изменилось ли отношение к нему? Почему вы поверили Фильке? Филька просит прощение у коня. Вспомните, а легко ли вам просить прощение? Какую победу одержали вы на этом уроке? Что удалось? Над чем задумались?

- Хотели бы вы ещё раз перечитать это произведение этого автора? Какие слова писателя затронули ваше сердце и заставят тебя ещё раз вернуться к этому произведению?

Оцени свою работу на уроке:

Выберите нужную фигурку, которая соответствует вашим знаниям:

- всё получилось, доволен своей работой

- - не всё получилось, но могу работать лучше

- ещё есть затруднения в работе

Продолжите фразы:

"Сегодня на уроке я узнал(а) ...",

"На уроке мне было ...

Предостеречь от злобы людской

Человек в ответе за свои поступки

Никогда не поздно исправить свои ошибки

Нельзя обижать животных, других людей и др.

Фильке было тяжело, но он сумел себя перебороть. Он одержал победу над собой. Важно признавать и исправлять свои ошибки.

Регулятивные УУД умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.







Личностные УУД

Умение понимать эмоции других людей, сопереживать.

Самооценка. Домашнее задание


Домашнее задание 1 вариант. Прочитай понравившийся отрывок из сказки, постарайся передать своим чтением, чем вам понравился данный эпизод. 2 вариант. Пересказ от лица одного из героев (от лица сороки, раненого коня, Панкрата, бабушки, Фильки) 3 вариант. Докажите, что данное произведение - сказка

Дифференциация-выбор задания на дом по степени сложности, по интересам



© 2010-2022