- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО 1 класс ПНШ
Рабочая программа по ИЗО 1 класс ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Буславьева М.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО
на заседании
МО учителей
начальных классов
Протокол № ____
от«___»______2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.В. Костылева
Приказ № _______ «___»_______2015г
Рабочая программа
по изобразительному искусству
1 «А» класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Буславьева Марина Валерьевна
Мужи, 2015.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Целью курса является общеэстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности. Основные задачи курса
- Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).
- Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).
- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).
- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»).
- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»).
- Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»).
- Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения. 2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии. 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики. 4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. 5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе. В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане Согласно учебному плану всего на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 ч. (1 ч. - в неделю, 33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
- Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
- Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
- Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» Личностные результаты освоения курса ИЗО: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; г) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; д) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно, работать в группе:
- понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
- понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
- знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
- учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
- учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
- рисунка;
- аппликации;
- построения геометрического орнамента;
- техники работы акварельными и гуашевыми красками.
- живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
- композиция, рисунок, цвет для живописи;
- композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Цвет и форма (31 час) I. Основные художественно-эстетические понятия. Эстетическое в действительности и в искусстве. Эстетический идеал в искусстве разных народов. Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества. Сюжет. Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне. II. Основы композиции. 1. Мера - соотношение части и целого. 2. Тождество - абсолютное равенство. Зеркальность изображения. 3. Гармония в жизни и искусстве. 4. Соотношение частей. III. Из истории развития искусства. Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость. Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника - закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах программы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление. Понятия: 1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. 2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале. Познакомить со средствами графического рисунка: карандаш, уголь, сангина, тушь, мелки, пастель и техникой работы с ними. Учить использовать в рисунке линии разной толщины и характера. Компоненты изобразительной деятельности: - изготовление и подготовка к работе палитры; - способы разведения и смешивания красок; - нанесение точек, линий, мазков; - выполнение простейших узоров, орнаментальных рисунков; - передача в рисунках простейших форм предметов, общего пространственного положения и основного цвета предмета; - работа по мокрому листу; - штриховка (не выходя за контур, по контуру, изображая пушистую фактуру.) Виды работ: Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.). Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, штриховка) карандашом. Знакомство с орнаментами. Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, растушевка). Декорирование интерьера. Работа пастелью (нанесение, втирание). Знакомство с сангиной. Гризайль. Первобытная живопись. Работа с гуашью (смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно). Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение). Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью). Знакомство с городским пейзажем. Передача представлений о величине предметов, об их строении. Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник). Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи. Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа). Мозаика. Работа локальными мазками. Бумагопластика. Создание портфолио
Описание материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- репродукции картин русских и зарубежных художников;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
- иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.);
- художественно-графические материалы;
- средства фиксации достижений учащихся (фото-, видеокамера);
- видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме);
- аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме);
- цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы;
- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, DVD-проигрыватель, аудио-проигрыватель).
Календарно-тематическое планирование учебной деятельности по изобразительному искусству
№ п/п
Тема урока
УУД
Деятельность учащихся
Дата
по плану
Дата по факту
1 «Кто такой художник. Фантазируем и учимся.
Первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
ознакомить учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные УУД:
Иметь понятия о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер)
Коммуникативные УУД:
Учиться распределять работу между участниками проекта
2 «Городок». Рисуем животных.
3 Чудо-радуга.
Ознакомить учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии.
4 «Чудо-дерево». Закрепление изученного.
5 Изучаем линии. «Коврик»
6 Линии - какие они бывают.
Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке;
Познавательные УУД:
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.) Учиться чувствовать образный характер различных видов линий
Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Согласованно работать в группах.
Знать, что такое симметрия;
уметь соблюдать ее при вырезании листьев деревьев
Уметь определять симметричность
фигуры
7
Коллективная работа «Солнечный денек».
8
Какие бывают фигуры? «Мое счастливое детство».
9 Аппликация «Любимая игрушка».
10
Понятие о симметрии. «Осень».
11 Симметрия в жизни
12 Геометричесий орнамент.
13 Как получаются разные орнаменты.
14 Коллективная работа «Осенний букет»
Знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.
Регулятивные УУД:
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
15 Знакомство с гуашью. «Разноцветные узоры».
Ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выпол-нять творческие задания
Коммуникативные УУД: понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы
16 Построение разных по композиций орнаментов.
17 Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». «Плоды на столе»
18 Что такое композиция. «Фрукты на тарелочке»
Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса Коммуникативные УУД: уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме
Иметь представление о родственных и дополнительных цветах
Иметь понятие о натюрморте. Определять, что хотел показать нам художник.
Знать, что такое композиция и её простейшие правила.
Уметь использовать в своих работах фон
19 Декоративное панно «С Новым годом!» или « С Рождеством!»
20 Чёрно-белая композиция «Зимний лес».
21 Зимний лес.
22 Народные художники. «Морозные узоры».
23 В чём секрет хохломской росписи? Волшебное превращение тарелочки.
24 Учимся работать акварелью. «Чудесная радуга».
25 Секреты акварели: работа слоями. «Витраж».
26 Насыщенность цвета. «Рыбка в море».
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь работать акварелью слоями
Уметь выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним
Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски
Иметь представления об искусстве Древнего мира.
27 Открытка «Букет» в технике акварели.
28 Рисуем стилизованные человеческие фигурки «Рисунок на скале»
29 Из истории искусства. Древний мир. «Рисунок на скале».
30 Проект: открытка «Праздничный салют»
31 Проект: Кто живёт в игрушечной стороне Дымково?
32 Проект: Филимоновская игрушка.
33 Урок-образ «Нежные весенние цветы».