Экологическая страничка - безопасность окружающей среды

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическая страничка - безопасность окружающей среды.

Цель занятия: Познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь заражения», «Бытовой фильтр» «Эколог», доказать детям, что « Земля» - наш дом, бережём - здоровье. Выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Сегодня на занятии мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было. Кроме тьмы. И было так, до тех пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это - земля. Жизнь начинается…

Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно»

- Что подразумевается под всем живым?

- Что необходимо для жизни?

- Как вы понимаете слово «охрана»?

- Без чего невозможна жизнь. Вспомним, ответив на вопросы:

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле? (солнце).

2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях? (вода).

3. Плодородный слой земли? (перегной).

4. Смесь газов? (воздух).

2. Ввод в тему занятия. Дети послушайте стихотворение и помогите мне его закончить.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса

Человек и время года -

Это всё вокруг ………(природа)

Всё что нужно год от года

Нам даёт сама природа

И поэтому все мы

Жить не можем без воды

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережём

Наш земной природный …….(дом)!

- И не случайно наше занятие называется «Экологическая страничка». Мы поговорим, как беречь наш « Общий Дом», имя которому «Земля». Я хочу услышать от вас всё, что вы уже знаете, но и вы от меня услышите, что-то новое и увидите то, что еще не видели. Внимательно слушайте мои вопросы, дружно отвечайте, тогда на занятие будет всем интересно. Желаю вам удачи!

3. Актуализация новых знаний.

-Дети, скажите, без чего не может жить человек? (солнце, воздух, вода, растения).

- Для чего нужно Солнце? Воздух? Вода?

Всё это и многое другое дала человеку природа. Но человек забыл, что сам он часть природы и обращается со всей этой природой - по варварски. И вот когда человек задумался, что надо быть не хозяином природы, а её другом или даже сыном, который решил заняться наукой, которая называется «Экология».

«Экология» - это наука о нашем общем доме. Она подсказывает, как лучше поступить, чтобы сохранить природу, не навредить человечеству. «Экос» по- гречески значит - «Дом», «Логос»- «Ученье, наука», одним словом - это наука об окружающей природе.

Дети, как вы думаете, а кто такой «Эколог»? ( Человек, занимающийся этой наукой).

1 «Разговор о загрязнении воздуха».

Ребята, мы с вами говорим, что человек загрязняет то, что ему самому необходимо для жизни и наносит вред своему организму. Вот об этом мы сейчас поговорим и составим схему неправильной деятельности человека. ( В центре доски прикрепляется фигура человека, и дети по-очереди прикрепляют круги с рисунками: грязная вода, грязный воздух, вредные вещества, вырубка деревьев.)

  1. «Сообщение о Волге»

Волга! Много ласковых слов сказал об этой реке русский народ, называя её кормилицей, красавицей, матушкой. О ней складывались легенды, сказания, песни, книги. Это одна из самых великих рек мира и самая большая река в Европе. Но сегодня уже не написать о ней так красиво, т.к. красота её сведена на нет. Над Волгой нависла страшная угроза, жизнь в ней может полностью погибнуть, если люди не прекратят отравлять её воду вредными веществами. А их выбрасывается в великую русскую реку, как подсчитали ученые. Каждый год 871 тысяча тонн вредных веществ. Они попадают туда с заводов, фабрик, полей, ферм, из городов и посёлков, с судов плавающих по реке.

«Волгу надо спасать!»

Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и возможно и мы сами.

-Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли такого и с вами? С. Михалков «Прогулка».

1.Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

2.Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят.

Сотни взрослых и ребят.

3.Мы по берегу пошли

И поляночку нашли

4.На солнечной полянке

Тут и там - пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

5.Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

6.Но и здесь до нас сидели:

Жгли костры, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

7.Мы прошли, конечно, мимо….

- Эй, ребята! - крикнул Дима-

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

8.Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли-

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

9.И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора!

10.Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

- Правильно ли вели дети себя на прогулке?

- Какой вред они нанесли окружающей природе?

- Какой вред нанесли другим людям?

- Назовите пути поступления загрязненных веществ в организме человека. (Вохдух, вода, продукты).

- Как защититься от грязного воздуха в квартире? (Разводить комнатные растения, приобрести кондиционер, попросить взрослых проветривать помещение).

- Какую воду можно пить в целях самозащиты? (Кипяченую воду.)

- Вы, наверно слышали и знаете, какие продукты покупают ваши родители? (Экологически чистые).

4. Практическая работа. Ученики делятся на три группы. Каждой группе даются три задания:

1. Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог» (термины записаны на карточках и стоят на столе).

2. Составить памятки экологической безопасности (Одна группа составляет памятку о воде, вторая - о воздухе, третья - о продуктах).

3. Собрать водяной фильтр (План работы лежит на столе у каждой группы).

Памятка экологической безопасности «Воздух».

Если в твоем городе находится предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, предвидеть возможные неприятности, например:

Аварии, не заниматься спортом вблизи автомобильных дорог , а то ты будешь вдыхать большое количество вредных веществ.

Не ходи по туннелям, где воздух загрязнён.

Не гуляй по улице во время тумана - это может быть смог.

Разводи комнатные растения, увлажняй воздух, попроси взрослых не курить в квартире.

Памятка экологической безопасности «Вода».

Нельзя купаться возле промышленных стоков.

Если ты живёшь недалеко от предприятия -загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор.

Пей только кипяченую воду.

Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если их нет, то отстаивай воду в течение суток.

Более надежное средство обеззараживания воды - это вымораживание. Поставить кастрюльку в морозилку и заморозить воду.

Памятка экологической безопасности «Продукты».

Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов.

Перед едой мой фрукты и овощи теплой кипяченой водой.

Не ешь продукты, у которых истек срок хранения.

Все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.

План работы «Как очистить грязную воду?»

  1. Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой, в крышке сделай отверстие диаметром равным толщине соломинки для коктейлей ( отверстие в крышке заранее проделывает педагог).

  2. Вставь соломинку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего четыре сантиметра.

  3. Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз.

  4. На дно горловой части положи слой ваты, на него поочередно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Все это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги.



  1. Закрепление. Проведем игру «Если был бы я….»

Представьте о себе, вы уже выросли, выучились, приобрели профессию и стали работать и вас назначили директором крупного автомобилестроительного завода, который расположен на берегу крупной реки Волги, очистительные воды от производства завода стекают в реку.

- Какие будут ваши первые действия по охране окружающей среды?

- Что нужно срочно предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы?

Игра «Чем помочь тебе Земля?»

Плачут, плачут берега,

Просит помощи река,

Я попала в сети

Помогите дети!

В речке чистой нет водицы

Ни поплавать, ни напиться

Отравляют, захламляют,

В речке рыбы погибают!

- Давайте ребята позовём «Золотую рыбку»!

-( Все говорят) Приплыви к нам «Золотая рыбка» - 3 раза.

- Надо невод бросить!

- Ой смотрите бутылка, а в ней записка.

Записка от «Золотой рыбки» : «Я потеряла волшебную силу, помочь вам ничем не могу!»

- Кто же нам может помочь, сохранить окружающую природу?

- Никто! Только мы сами люди, можем и должны сделать это!

Обобщение по теме занятия. Дети заполняют тест ( листок лежит у каждого ученика)

«Будь природе другом»

1 Экология - это

А) Наука, которая изучает животных и человека.

Б) Наука, изучающая исчезновение животных и растений.

В) Наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

2. Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников?

А) Деревьям больно.

Б) Растение может погибнуть.

В) Оно будет некрасивым.

3. Почему в лесу весной и ранним летом нельзя шуметь?

А) Звери и птицы выводят в это время своё потомство.

Б) Звери могут на вас напасть.

В) звери убегут и потеряют свои дома.

4. Почему нельзя ловить бабочек, шмелей и других насекомых?

А) Они могут нанести вред человеку.

Б) Они опыляют растения.

В) Насекомые нужны природе.

5. Почему говорят, что нельзя ловить лягушек и жаб?

А) На руках появятся бородавки.

Б) Будет плохая погода.

В) Они приносят определённую пользу природе.

6. Почему нельзя ловить диких животных и уносить домой?

А) В неволе они погибнут.

Б) Этим наносится вред природе.

В) Они вырастут и могут сделать человеку больно.

Вывод:-Какой вывод сделаем? Как должен вести себя человек по отношению к окружающей природе? В завершении занятия послушайте стихотворение С. Крупина

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом.

Под названием Земля,

Где живём и ты , и я!





© 2010-2022