Конспект по русскому языку на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки». (1 класс УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки»

Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:

  • наблюдать за образованием согласных звуков;

  • правильно произносить согласные звуки;

  • учить различать в слове согласные звуки по их признакам;

  • определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;

  • наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;

  • формировать орфографическую зоркость;

  • ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»;

- метапредметных результатов:

  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;

  • развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);

- личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;

  • воспитывать доброжелательность, терпимость;

  • развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Ход урока

  • Орг.момент

  • Минутка чистописания.

- Чему мы учимся на уроке русского языка?

- На минутке чистописания мы будем писать букву, которую вы назавете отгадав загадку:

«Крот», «Качели» и «Клюка»

Начинаются на...

  • Актуализация знаний по теме «Звуки и буквы. Гласные звуки».

- Вспомним, какую большую тему мы продолжаем изучать: откройте учебник на с.45.
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка?
- Какие основные задачи стояли перед нами? Прочитайте.
-Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки. (Выстраивается часть таблицы.) СЛАЙД 1.
III. Орфографическая минутка.
- Мы учились обозначать гласные звуки буквами. Проверим - проведём орфографическую минутку.
- Рассмотрите картинки (корова, коза, собака, утка, петух). Как назвать эту группу животных? СЛАЙД 2.
- Произнесём слова-названия данных животных.
- Какое слово-название начинается с гласного звука? (утка)
- Запишите это слово. Вызвало ли затруднение написание слова? (Нет, произношение совпадает с написанием)
- Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя? (корова, петух, собака)
- Запишите эти словарные слова в любом порядке. Выделите орфограммы.
- С какой безударной гласной запишите слово «коза»? Почему?
IV. Определение темы и образовательной задачи урока.
- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше?
- Вы определили верно: тема сегодняшнего урока: Согласные звуки.
- Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного? (Вопрос появляется как заголовок таблицы.) СЛАЙД 3.
- Какие задачи будут стоять перед нами? Обратимся к стр.45.
- Будем произносить согласные звуки, слушать и выделять их главные признаки.

  • Наблюдение над согласными звуками. Выделение признаков согласных звуков

- Отгадайте загадку:
Живёт в норке.
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (мышка)
- Рассмотрите картинку (На картинке мышь ест сыр.). СЛАЙД 4. Произнесите слова-названия изображённых предметов.
- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. (Ребята поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.)
- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?
- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков, о котором мы говорили ещё в период обучения грамоте.
- А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится каждый звук и делается вывод)
- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.
- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. - Запишем предложение: Мышка любит сыр.Какие правила будете соблюдать?
- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
- Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем?
- Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков.
- Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.75. Рубрика «Мудрая сова». Прочитайте заголовок. (Выстраивается вторая часть таблицы.)
СЛАЙД 5.
- Нашли мы ответ на данный вопрос?
- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.

Как отличить
согласный звук от гласного?

Гласные звуки

Согласные звуки

Гласный звук состоит только из голоса.

Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.

При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград.

При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

- Дома вам нужно будет выполнить упр.3 с.75. Научитесь называть признаки согласных звуков.

  • Работа над произнесением звуков. Развитие речи

- Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки.
- Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
- О ком скороговорка?
- Что делал Сеня, для чего? СЛАЙД 6.
- Куда Сеня носил сено?
- Что такое «сени»?
- Где можем узнать значение слова? (Толковый словарь. Сени - в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Сени использовались для хозяйственных нужд, а летом и для ночлега.) СЛАЙД 7.
- Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки?
- В каких словах [c][c´][н][н´]?
- Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74. Дома выучите скороговорку наизусть. Поучитесь произносить её в разном темпе.

VII. Наблюдение за «работой» букв, обозначающих согласные звуки
- Может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню.
У Сени и Сани в сетях дом с усами.
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?
У Сени и Сани в сетях сом с усами. СЛАЙД 8.
- Спишите скороговорку. Подчеркните буквы согласных звуков.
- Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.
- Значения всех ли слов вы понимаете? (том - отдельная книга какого-либо сочинения; ком - кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок - повар на корабле; кочка - бугорок на лугу, на болоте; пора - время, срок.)
- Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова.

  • Итог урока.

- Подведём итог урока: Можете ли вы назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных?

стр.39 упр.1,2





дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка

дом, бок, гора, ночка, том, сок, пора, почка, ком, кок, кора, точка, сом, ток, кочка



© 2010-2022