Развитие коммуникативной компетенции младших школьников посредством создания полноценной речевой среды

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие коммуникативной компетенции младших школьников посредством создания полноценной речевой среды»

С.И.Богоявленская, учитель начальных классов

Государственное Учреждение средняя общеобразовательная школа №21 (Г.Павлодар)


Приоритетным направлением в образовании является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция относится к базовым компетентностям современного человека. В коммуникативной компетенции выделяется несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение воспользоваться знанием истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), социальная (умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией). Развитие коммуникативной компетенции - поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат - сформированность коммуникативной компетенции определенного уровня. Мы предлагаем следующую структуру процесса развития коммуникативной компетенции, представленную в таблице 1. На коммуникативно-диагностическом этапе предполагается: диагностика реального уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении. Коммуникативно-деятельностный этап предполагает контролируемые изменения коммуникативных способностей школьников. Формирование коммуникативных умений может осуществляться педагогом, как в группе, так и индивидуально. В группе мы считаем целесообразным рассмотреть три круга проблем: - теоретические проблемы общения в педагогическом процессе
(структура общения, барьеры общения (личностные, социально-
психологические, социальные), закономерности внутригруппового
взаимодействия);

  • конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т.д.);
  • самопознание своей личности в процессе общения (как меня
    воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем
    трудности моего общения и т.д.).
На завершающем этапе проводится контроль достигнутых результатов. Таким образом, процесс развития коммуникативной компетенции нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения (коммуникация -> коммуникативные способности -> коммуникативные умения -> коммуникативная компетенция).

Таблица 1 - Этапы и пути развития коммуникативной компетенции
Цели, задачи и формы работы

Этапы Коммуникативно-диагностический (констатирующий) Коммуникативно-деятельностный (формирующий) Коммуникативно-рефлексивный (контролирующий) Цель Выявление уровня сформированности коммуникативных умений, компетенции Организация, планирование учебного процесса с акцентом на коммуникативную деятельность Диагностика уровня коммуникативной компетенции Задачи - определить уровень сформированности коммуникативных качеств у школьников; - выявить основные трудности при реализации коммуникативных функций педагогической деятельности; - уточнить педагогические условия, которые должны лечь в основу формирования коммуникативных качеств -сформировать ценностные ориентации у школьников; -организовать субъективные взаимодействия; -сформировать теоретические и практические знания и умения в области коммуникации - выявить, насколько сформировано понимание сути коммуникации; -практически реализовать полученные теоретические и практические коммуникативные знания и умения Формы организации работы Преподавательская работа: - учебные занятия; -внеклассная деятельность; - семинары; - практикуму; -научно-исследовательская работа с младшими школьниками; - беседы -организация спецкурсов; -научно-исследовательская работа со школьниками; -Деятельность педагога как образец; -организация досуга; -тренинговые занятия; -тематические семинары; -посещение открытых занятий; - организация и проведение нестандартных форм обучения Учебные занятия: - открытые занятия; -внеклассная деятельность; -научно-исследовательская работа
Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию младших школьников на логопедических занятиях можно рассматривать с позиции трех составляющих:

  • предметно-информационной;
  • деятельностно-коммуникативной;
  • личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся.
Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности. Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Целями развития коммуникативной компетенции младших школьников является:
  • коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников;
  • выработка произносительных умений и навыков;
  • развитие коммуникативных умений и навыков.
Основными задачами развития коммуникативной компетенции являются:
  • развитие информационно-предметной грамотности учащихся;
  • формирование и развитие продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи;
  • развитие речевой деятельности.
Система работы по развитию коммуникативной компетенции на логопедических занятиях осуществляется в нескольких направлениях:
  • пятиминутки общения;
  • речевые игры;
  • методы критического мышления.
В начале каждого занятия проводятся «Пятиминутки общения» с использованием игрового блока общения, а также на каждом логопедическом занятии используются методы развития критического мышления, которые эффективно способствуют развитию коммуникативных умений младших школьников. С целью создания полноценной речевой среды осуществляется:
  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  • использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы; анализировать способы работы других учеников в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
С целью создания полноценной речевой среды и развития коммуникативной компетенции младших школьников логопедическая работа строится по следующим направлениям на основе данных диагностики речевых нарушений:
  • дифференцированный логопедический массаж;
  • выработка новых произносительных умений и навыков;
  • выработка коммуникативных умений и навыков;
  • профилактика вторичных нарушений:
  • дифференцированный логопедический массаж;
  • выработка новых произносительных умений и навыков;
  • выработка коммуникативных умений и навыков;
  • профилактика вторичных нарушений.
На логопедических занятиях применяется разработанная система упражнений, заданий, игр на основе сочетания движения, музыки и слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Система упражнений, направленных на коррекцию нарушения речи детей младшего школьного возраста, включает в себя несколько направлений:
  • артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);
  • пальчиковые игры;
  • упражнения на развитие мелкой моторики с использованием разнообразных средств;
  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального ритма;
  • ритмические упражнения;
  • физкультурные минутки.
Для соблюдения принципа постепенного усложнения заданий практический материал на занятиях распределяется в определенной последовательности:
  • ритмическая разминка;
  • общеразвивающие упражнения;
  • пение;
  • музыкально-ритмические движения, игры, танцы;
  • речевые упражнения;
  • слушание музыки.
При подготовке и проведении занятий учитывается:
  • вид речевого нарушения;
  • все особенности личности, с ним связанные;
  • особенности музыкальной деятельности, также обусловленные речевым нарушением;
  • возрастные особенности, определяемые периодами логопедической работы;
  • последовательность, систематичность и усложнение заданий.
Итак, реализация системы работы по развитию коммуникативной компетенции способствует:
  • расширению словарного запаса детей;
  • формированию активной деятельности по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации;
  • формированию умений понять и осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;
  • формированию и развитию умений говорить на тему, не выходя за ее рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение, используя различные средства выразительности;
  • формированию и развитию умения осуществлять контроль за речью, вносить необходимые коррективы в созданное высказывание;
  • формированию умений использовать новые знания в соответствии с
    определенными правилами и принципами в новых ситуациях;
  • формированию умений применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, проводить разграничение между обоснованным оценочным суждением и необоснованной оценкой;
  • развитию умений выделять причинно-следственные связи;
  • развитию умений обнаруживать речевые ошибки, видеть несообразности и устанавливать рациональные способы их исправления;
  • накоплению речевого опыта;
  • развитию умения самостоятельного выполнения творческих работ;
  • воспитанию интереса к изучению русского языка.

Организуя процесс обучения, необходимо помнить:
  • каждый ребенок - неповторимая индивидуальность. В ходе обучения педагог должен ориентироваться не только на возрастные возможности и особенности детей, но и на их индивидуальные черты и качества;
  • дети вследствие своего ограниченного жизненного опыта иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают окружающий мир. У каждого ребенка своя собственная картина мира. И взрослый, прежде чем воспитывать и учить, должен постараться взглянуть на мир глазами ребенка;
  • знакомство с окружающим миром и развитие ребенка происходят не только во время организованного обучения, но и в процессе повседневного взаимодействия и общения;
  • дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поощрении.
Помня это, педагог не должен сравнивать результаты деятельности одного ребенка с результатами другого. Все усилия следует направить на то, чтобы дети испытывали радость познания и обретали уверенность в своих силах. Список литературы: 1.Логопедические занятия со школьниками. Каро-Санкт-Петербург 2008 г.,с.1-98 2.Е.Ф.Архипова «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» АСТ «Астрель» Москва 2008 г., с.1-253 3.Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. Под ред.Ляпидевского -М:МГПИ им.Лениена,1971г. С.30-62 4.Ушакова Т.Н. «О механизмах детского словотворчества. Вопросы психологии». №2 1969г. С.-62 5.Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Дефектология №1, 1996г., с.62-66 6. Ладыженская Т.А. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. Вопросы психологии №1, 1997г. С.33-34 7.Бельтюков В.И. Универсальный языковой код. Дефектология №5, 1998г. С.8-15 8.Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. Дефектология №6, 1995г. С.7-16
© 2010-2022