- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие коммуникативной компетенции младших школьников посредством создания полноценной речевой среды
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников посредством создания полноценной речевой среды
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богоявленская С.И. |
Дата | 18.10.2012 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Развитие коммуникативной компетенции младших школьников посредством создания полноценной речевой среды»
С.И.Богоявленская, учитель начальных классов
Государственное Учреждение средняя общеобразовательная школа №21 (Г.Павлодар)
Приоритетным направлением в образовании является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция относится к базовым компетентностям современного человека. В коммуникативной компетенции выделяется несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение воспользоваться знанием истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), социальная (умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией). Развитие коммуникативной компетенции - поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат - сформированность коммуникативной компетенции определенного уровня. Мы предлагаем следующую структуру процесса развития коммуникативной компетенции, представленную в таблице 1. На коммуникативно-диагностическом этапе предполагается: диагностика реального уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении. Коммуникативно-деятельностный этап предполагает контролируемые изменения коммуникативных способностей школьников. Формирование коммуникативных умений может осуществляться педагогом, как в группе, так и индивидуально. В группе мы считаем целесообразным рассмотреть три круга проблем: - теоретические проблемы общения в педагогическом процессе
(структура общения, барьеры общения (личностные, социально-
психологические, социальные), закономерности внутригруппового
взаимодействия);
- конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т.д.);
- самопознание своей личности в процессе общения (как меня
воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем
трудности моего общения и т.д.).
Таблица 1 - Этапы и пути развития коммуникативной компетенции
Цели, задачи и формы работы
Этапы Коммуникативно-диагностический (констатирующий) Коммуникативно-деятельностный (формирующий) Коммуникативно-рефлексивный (контролирующий) Цель Выявление уровня сформированности коммуникативных умений, компетенции Организация, планирование учебного процесса с акцентом на коммуникативную деятельность Диагностика уровня коммуникативной компетенции Задачи - определить уровень сформированности коммуникативных качеств у школьников; - выявить основные трудности при реализации коммуникативных функций педагогической деятельности; - уточнить педагогические условия, которые должны лечь в основу формирования коммуникативных качеств -сформировать ценностные ориентации у школьников; -организовать субъективные взаимодействия; -сформировать теоретические и практические знания и умения в области коммуникации - выявить, насколько сформировано понимание сути коммуникации; -практически реализовать полученные теоретические и практические коммуникативные знания и умения Формы организации работы Преподавательская работа: - учебные занятия; -внеклассная деятельность; - семинары; - практикуму; -научно-исследовательская работа с младшими школьниками; - беседы -организация спецкурсов; -научно-исследовательская работа со школьниками; -Деятельность педагога как образец; -организация досуга; -тренинговые занятия; -тематические семинары; -посещение открытых занятий; - организация и проведение нестандартных форм обучения Учебные занятия: - открытые занятия; -внеклассная деятельность; -научно-исследовательская работа
Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию младших школьников на логопедических занятиях можно рассматривать с позиции трех составляющих:
- предметно-информационной;
- деятельностно-коммуникативной;
- личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся.
- коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников;
- выработка произносительных умений и навыков;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
- развитие информационно-предметной грамотности учащихся;
- формирование и развитие продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи;
- развитие речевой деятельности.
- пятиминутки общения;
- речевые игры;
- методы критического мышления.
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы; анализировать способы работы других учеников в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
- дифференцированный логопедический массаж;
- выработка новых произносительных умений и навыков;
- выработка коммуникативных умений и навыков;
- профилактика вторичных нарушений:
- дифференцированный логопедический массаж;
- выработка новых произносительных умений и навыков;
- выработка коммуникативных умений и навыков;
- профилактика вторичных нарушений.
- артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);
- пальчиковые игры;
- упражнения на развитие мелкой моторики с использованием разнообразных средств;
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального ритма;
- ритмические упражнения;
- физкультурные минутки.
- ритмическая разминка;
- общеразвивающие упражнения;
- пение;
- музыкально-ритмические движения, игры, танцы;
- речевые упражнения;
- слушание музыки.
- вид речевого нарушения;
- все особенности личности, с ним связанные;
- особенности музыкальной деятельности, также обусловленные речевым нарушением;
- возрастные особенности, определяемые периодами логопедической работы;
- последовательность, систематичность и усложнение заданий.
- расширению словарного запаса детей;
- формированию активной деятельности по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации;
- формированию умений понять и осмыслить тему, подчинить теме и замыслу ее раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;
- формированию и развитию умений говорить на тему, не выходя за ее рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение, используя различные средства выразительности;
- формированию и развитию умения осуществлять контроль за речью, вносить необходимые коррективы в созданное высказывание;
- формированию умений использовать новые знания в соответствии с
определенными правилами и принципами в новых ситуациях; - формированию умений применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, проводить разграничение между обоснованным оценочным суждением и необоснованной оценкой;
- развитию умений выделять причинно-следственные связи;
- развитию умений обнаруживать речевые ошибки, видеть несообразности и устанавливать рациональные способы их исправления;
- накоплению речевого опыта;
- развитию умения самостоятельного выполнения творческих работ;
-
воспитанию интереса к изучению русского языка.
- каждый ребенок - неповторимая индивидуальность. В ходе обучения педагог должен ориентироваться не только на возрастные возможности и особенности детей, но и на их индивидуальные черты и качества;
- дети вследствие своего ограниченного жизненного опыта иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают окружающий мир. У каждого ребенка своя собственная картина мира. И взрослый, прежде чем воспитывать и учить, должен постараться взглянуть на мир глазами ребенка;
- знакомство с окружающим миром и развитие ребенка происходят не только во время организованного обучения, но и в процессе повседневного взаимодействия и общения;
- дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поощрении.