Конспект учебного занятия по литературному чтению на тему: В. Ф. Одоевский

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебное занятие по литературному чтению. «Школа России». 3 класс. Тема: «Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»). Главная цель: воспитание трудолюбия силой художественного слова.

Цели:

1) освоить художественное содержание сказки В. Ф. Одоевского; формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.

2) развивать умение аргументировать свою точку зрения; умение видеть проблему и намечать пути её решения; качества навыка чтения, логическое мышление, коммуникативные способности, критическое мышление.

3) воспитывать трудолюбие, доброту, уважение, интерес к чтению.

Задачи:

-научить анализировать текст сказки, комментировать эпизоды, чтобы определить основные проблемы произведения;

-способствовать развитию речи обучающихся, обогащению их словарного запаса.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, документ-камера, магнитная доска, презентация, плакат с темой урока, задания для работы в парах, группах, жетоны из мягкой фольги (серебряные монетки), серебряный слиток (фольга), шоколадный Дед Мороз, микрофон, цифра 3, леденцы в корзинке.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация.


Настрой на урок. - Здравствуйте, ребята! Рада всех видеть! Всем доброго дня! Как сегодня холодно на улице. Настоящие крещенские морозы. Так хочется согреться. Давайте согреем друг друга, передадим своё тепло (потереть ладошки, в парах касаются ладошек друг друга). -Ребята, вы, любите подарки? У меня сегодня для вас есть подарок (показать шоколадного Дед Мороза). -Как этот подарок связан с нашим занятием? (ответы детей: прочитали сказку «Мороз Иванович»). -Кто автор этой сказки? (В. Ф. Одоевский) -У сказки есть автор, значит сказка какая? (Авторская, литературная) -Чтобы заслужить этот подарок, поиграем в игру «Аукцион». -Этот предмет достанется тому, кто расскажет о Морозе Ивановиче. Какой он? (Дед Мороз вручается тому ученику, кто последним ответил).

-Ребята, а кто ещё является главными героями в сказке? (Рукодельница и Ленивица)

-А что получили Рукодельница и Ленивица за свою работу от Мороза Ивановича? (Серебряный слиток, брильянт, серебряные пятачки, брильянтик косыночку закалывать)

-А какой подарок или награду выбрали бы, вы? (Ответы детей)

-Так вот сегодня за работу вы тоже будете получать награду (На столах у детей жетоны-монетки из фольги).

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II.Постановка темы и задач.


ΙΙΙ. Получение необходимой информации.


ΙV. Физминутка.

V. Интерактивное задание.

-А почему девочки в сказке получили такие разные подарки? (Ответы детей)

-А как говорит об этом сам Мороз Иванович? (Строчки из текста)

-Попробуйте определить тему нашего занятия? (Какова работа, такова и награда).

-Сегодня мы постараемся ответить на вопросы В. Ф. Одоевского, которые он задаёт нам в конце сказки.

-Найдите и прочитайте самый конец сказки. (Чтение детьми)

(«А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье.») Подтвердить текстом.

-Как вы думаете, над чем заставляет задуматься нас автор? Над чем мы будем работать на уроке? Нам нужно найти ответы на эти вопросы. Для этого нам придётся поработать над содержанием сказки и проверить какими, вы, были читателями.

Разминка.

а) Прочитать «по - разному» (с.202, 2 абзац прочитать с восхищением, вопросительно, как скороговорку, выразительно. Сначала дать задания по рядам, подготовиться, читают вместе по рядам, 1ряд - вопросительно, 2 ряд- как скороговорку, 3 ряд- выразительно).

б) Работа в парах (Даётся 3 варианта заданий по уровням, дети должны между собой договориться, выбрать задание и выполнить его, 1задание-2 жетона, 2задание-1 жетон, 3задание-3жетона).

Проверка правильности выполнения заданий. (Слайды 1-3)

-Молодцы, хорошо поработали! Оцените работу, возьмите то количество жетонов, которое вы заработали. А сейчас немного отдохнём.

Игра «Актёры». « (Показать действия героев сказки. Ленивица: долго спала, потягивалась,зевала, мух считала, ничего не делала. Рукодельница: вставала, подметала, вязала, штопала, пирожок доставала, яблочки стряхивала, складывала, перину взбивала, ладошки тёрла, чтобы руки не отзнобить. Мороз Иванович тряхнёт головой, иней посыплется, духом дохнёт, пар валит, по головушке Рукодельницу погладит, а вы себя по голове погладьте за работу).

-Продолжаем работу.

-Сколько главных героев в сказке? ( 3)

-Сколько дней попросил служить Мороз Иванович Рукодельницу и Ленивицу? (3)

-Сколько заданий должны были выполнить девочки? (3)

-Сколько вопросов задала Рукодельница Морозу Ивановичу?(3)

-Что это означает цифра 3? (в сказке есть троекратный повтор).

( 3 - знак загадочности, исключительности. В сказках герой имеет 3 желания, которые исполняются на третий раз. Или нужно выдержать 3 испытания или 3 попытки, чтобы добиться благоприятного результата).

-А сколько вопросов задаёт автор сказки?

-Вспомним конец сказки, над чем просит задуматься автор, на какие вопросы ответить, сколько их?) Прочитать.

-Чтобы ответить на вопросы, нам нужно разделиться на группы.

(Деление по рядам, в каждом ряду по две группы. Работу представить в виде кластера. Схема кластера даётся и варианты ответов. Правила работы в группе).

1 ряд - Что правда, что неправда?

1 четвёрка - правда, 2 четвёрка - неправда.

2 ряд - Что сказано впрямь, что стороною?

1 четвёрка - впрямь, 2 четвёрка - стороною.

3 ряд - Что шутки ради, что в наставленье?

1 четвёрка - шутка, 2 четвёрка - наставленье.

Выступления групп. Каждая группа оценивает свою работу, другие группы могут исправлять, дополнять. Кластеры увеличить через документ - камеру (1-2 штуки).

-Молодцы! Оценить работу групп. Оцените свою работу и возьмите жетоны.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

VΙ. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия -Ребята, вы так дружно работали, трудились, были терпеливыми. Говорят, терпение и труд всё перетрут. Ой, я пословицами с вами заговорила. -А как вы думаете, какие пословицы подойдут к сказке? (ответы детей) -Вот эти пословицы. Давайте мы их соберём и прочитаем вместе (читают хором вслух). (Слайд 4) -Посмотрите, а тема нашего занятия тоже пословица (Какова работа, такова и награда). (Слайд 5) - А сейчас посмотрим на результат вашей работы. Покажите сколько жетонов-монеток вы заработали? - Посмотреть количество жетонов и оценить работу (5 и 4).

-Если вы хотите увеличить свою награду, то хорошо поработайте над домашним заданием? (Слайд 6)

- Всё в жизни создаётся человеком, нелёгким повседневным трудом, а лень губительна, с ней надо бороться.

- А, как?

1). Дать совет, как бороться с ленью и скукой?

2). Пересказать самый яркий эпизод.

3). Как называли Мороза Ивановича в разных сказках? (Рисунок героя). Игра «Микрофон» -А сейчас я хочу взять у вас интервью. (Используется микрофон) 1. С кем из героев вы бы хотели дружить? Почему? 2. Что вам сегодня понравилось на занятии? 3. Чему вас научило занятие? -Аплодисменты! Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Вам в награду сладости и мультфильм «Мороз Иванович» 1981г.

Деятельность учащихся:

- Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

_Сотрудничать в паре, группе.

- Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

- Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.



© 2010-2022