- Преподавателю
- Начальные классы
- Методические разработки по русскому языку на тему Развитие речи учащихся начальных классов путём обогащения словами синонимами
Методические разработки по русскому языку на тему Развитие речи учащихся начальных классов путём обогащения словами синонимами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Межова С.А. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Тема самообразования
«Развитие речи учащихся путём обогащения словаря
учащихся словами синонимами»
Выполнила учитель начальных классов
Межова С.А.
Сыктывкар, 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основ работы по развитию речи в начальной школе
-
Речь как средство развития мышления
-
Требования к речи
-
Работа над словарём как лингводидактическая основа развития речи мышления учащихся
-
Работа над синонимами как одним из способов обогащения словаря учащихся
Глава 2. Организация работы по обогащению словаря учащихся синонимами
2.1. Система упражнений по усвоению синонимов в начальной школе
2.2. Вывод
Литература.
Введение
В духовную жизнь окружающих людей ребёнок входит посредством родного языка. Язык объясняет природу, знакомит с характером людей, дает логические понятия. Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мнениями между людьми. Поэтому очень важно научить ребёнка языку, как средству связи с внешним миром. Коммуникативная функция самая ранняя, ребёнок овладевает ею до школы. Речь совершенствуется в школьный период. В формировании речи как средства общения важная роль принадлежит начальному этапу обучения. Современное общество предъявляет большие требования к уровню развития личности. Человек должен быть коммуникативен, быть образован. А образованность подразумевает не только запас знаний, но и хорошее владение родным языком. Поэтому важно проводить работу в школе по развитию речи. Она должна быть разнообразна, многопланова, контролируема. В настоящее время русский язык стал одним из ведущих международных языков. Многие слова русского языка вошли в словарный фонд иностранных языков. Огромное число диалектных и просторечных слов, употребляющихся носителями диалектного и городского просторечия. В русском языке много профессиональных слов и фразеологизмов, используемых в речи лиц, владеющих разной профессией. Многочисленны собственные наименования, географические названия, имена собственные. А сколько названий жителей по месту их жительства? Сколько городов, посёлков, деревень имеется в нашей стране. Всё это живые слова. Помимо них, в русском языке немало слов, вышедших из активного употребления. Эти слова тоже составляют наше лексическое богатство. Русский язык обладает большим запасом многозначных слов, которые позволяют ему не расширяться беспредельно. Новые слова - это живые свидетели развития общественной жизни и достижения науки, культуры, техники. Обогащение словарного запаса языка происходит за счёт образования новых слов. Многие широко употребительные слова и выражения возникли совсем недавно. И учёным в ряде случаев удаётся проследить их историю развития. Пополнение словарного запаса языка происходит также благодаря и заимствованию слов из других языков. Языковое богатство каждого человека заключается в активном использовании разнообразных слов и выражений. Активный словарный запас зависит от степени культуры, образованности и возраста человека. Таким образом, богатство русского языка заключается также и в исключительном многообразии его стилистических возможностей . Для полного усвоения культурой речи необходимо не только знаний грамматики русского языка и правил произношения, но и усвоение его стилистических норм, умение правильно употреблять слова, формы, синтаксические обороты. Цель работы: раскрыть наиболее важные методические проблемы, касающиеся обогащения словаря учащихся, изучит приёмы обогащения словаря учащихся словами синонимами.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - изучение педагогической и методической литературы по теме; - выявить эффективные приёмы и методы обогащения словаря учащихся словами синонимами как средством развития речи. - разработать методическую систему обогащения словаря учащихся словами синонимами и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе. Для решения поставленных задач использованы следующие научно-исследовательские методы: - лингвистические (описательный, функциональный); - методические (социально педагогический - наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный ). Теоретическую основу работы составили труды ученых (А.П.Величун, А.И.Асадулин, С.Т.Сулейманова, М.И.Сажина, Д.М.Тамбиева). Научная новизна исследования заключается в том, что по-новому интерпретированы методические приёмы изучения развития речи учащихся путем обогащения словаря учащихся словами синонимами, антонимами. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы развития речи учащихся путем обогащения словаря учащихся словами синонимами, антонимами в начальной школе. Практическая значимость работы определяется тем, что её материалы могут найти применение в школах
Глава 1. Теоретические основы работы по развитию речи в школе
-
Речи как средство развития мышления
-
Требования к речи
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорения. Условия успешного развития: - Потребность общения и коммуникации. В методике развития речи должны быть предусмотрены ситуации, которые определяют мотивацию речи. - Дать образец речи ребёнку. От того, какая у него речевая среда зависит разнообразие и правильность его собственной речи. - Речь нуждается в языковом и фактическом материале. Школьник хорошо напишет или расскажет о том, что он хорошо знает; у него должен быть запас знаний. Материал должен быть значимым. Для ребёнка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. И здесь к речи предъявляются свои требования. Первое требование - содержательность речи. Говорить и писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Второе требование - логичность, последовательность, чёткость построения речи. Хорошие знания того, о чём пишет или говорит школьник, помогает ему логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же несколько раз. Под точностью речи понимают умение говорящего выбрать наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, из разнообразие, умение выбрать слова, синонимы, наиболее подходящее к содержанию рассказываемого. Для начальной школы большое значение имеет правильность речи. Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась работа лишь над отдельными сторонами речи. Осознание этих связей позволило выделить основное принципиальное положение: - связь работы по развитию речи с развитием мышления; - взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся. Речь - это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи мысли, своих чувств. Важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям: 1.Систематичность: последовательность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели. 2.Целенаправленность. Важно предусмотреть конкретную цель каждого речевого упражнения. 3.Разнообразие видов упражнений: в процессе обучения, чтобы было более или менее равномерно представлены все виды работ. Речевые упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя.
-
Работа над словарём как лингводидактическая основа развития речи и мышления учащихся
-
Работа над синонимами как одним из способов обогащения словаря учащихся
Работа над синонимами.
Лексическое богатство языка обеспечивается синонимикой. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности языка и носителя.
Синонимы - это слова, по-разному называющие одно и то же понятие. Они отличаются по эмоционально-экспрессивной окраске и по сферам их употребления. Данным исследованием занимались Л.Г.Саякова и С.Д.Ашурова. В начальной школе применяются следующие виды упражнений с синонимами на уроках русского языка: - выбор и группировка слов, близких по значению; - расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака; - подбор синонимов к данному слову; - замена синонимов в предложении; - выбор одного из данных близких по смыслу слов; Синонимы имеются во всех языках. Особенно богаты синонимами развитые литературные языки. И чем выше степень развития литературного языка, тем сложнее и тоньше, богаче его синонимика. Синонимы возникают за счёт развития новых значений в слове. Синонимы появляются в результате усвоения иноязычных слов. Наличие синонимов в словарном запасе делает речь точной и выразительной. Воспитание привычки и точности выражения мысли важно начинать с первых шагов ребёнка в школе. При помощи синонимов может достигаться и большая выразительность высказывания. При отборе в активный словарь детей можно вводить не все слова синонимы, выбирать из них более точный, уместный. Работа над уточнением и обогащением словаря включает в себя следующие этапы: - подбор слов, близких по смыслу; - выделение слов в тексте; - выяснение понимания слова учащимися; - введение слова в другой контекст - сопоставление предложения; - использование слов синонимов в связной речи (пересказ прочитанного). Чтобы вводимые слова закреплялись в активном запасе младших школьников, необходимо : включать их в речь детей, составлять предложения, связные рассказы, пересказы прочитанного; систематически проводить упражнения на подбор к слову синонимов, нахождение синонимических пар в тексте, замену слова его синонимом, выбор из нескольких слов его синонимов. Большое значение для выработки правильного употребления синонимов в речи имеют упражнения в редактировании текста. Материалом для этого могут служить детские изложения и сочинения. Понимание того, что каждое слово имеет своё значение, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи, развивает у учащихся потребность внимательно относиться к выбору слова, узнавать новые слова. В основе методики развития связной речи учащихся лежит обучению связных текстов. К средствам соединения предложений между собой в тексте относятся и синонимические замены. Синонимы, являясь средствами соединения предложений в тексте, могут иметь предметное, локальное и другие значения и выражаться любой частью речи. Пропедевтическая работа по ознакомлению школьников с синонимической заменой должна начинаться в 1 классе.
Глава 2. Организация работы по обогащению словаря учащихся синонимами
Система упражнений по усвоению синонимов Основная цель данной работы показать на примере синонимов с предметным значением их роль в сохранении смыслового единства текста и создании благозвучности речи. Во 2, 3 классах эта работа углубляется. Так, изучение склонения имен существительных дает возможность продемонстрировать аналогичную роль синонимов с пространственным значением и упражнять их в речевом употреблении. Упражнения, позволяющие формировать указанное умение, делятся на 3 группы.
- Упражнения, позволяющие проводить анализ текстов с целью наблюдения за синонимической заменой - средством соединения предложений в тексте.
- Стайка птиц пролетела над лесной поляной. Это клесты. … облетели вершину ели. Цепкими коготками они выбирали семена из шишек.
- Сашин папа работает в Африке. Он часто пишет письма домой. А недавно прислал… Саше в подарок бивень слона.
Основные типы упражнений с синонимами, которые применяются на уроках русского языка в начальных классах: - Выбор и группировка слов, близких по значению. В упражнении даны слова какой-то части речи (н-р, глаголы). Задание: из списка слов выбрать 2 группы близких по смыслу (можно дать 2-3 лишних слова). 1 группа: Бежит, несётся, глядит, спит, мчится, смотрит. (Лишнее слово - спит). 2 группа: Смотрит, глядит, глаз не сводит. Для усложнения можно дать не 2, а 3 синонимических ряда, введено 2-3 конфликтных слова, могут быть разные части речи. - Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака. Даны группы слов синонимов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный. Дети составляют ряды по возрастанию размеров: крохотный - маленький; большой - огромный - гигантский. С этими словами составляются предложения. - Подбор синонимов к данному слову. Даны слова: смешной, работать, метель (при изучении прилагательных, глаголов, существительных). Смешной - забавный, потешный; Работать - трудиться; Метель - вьюга, буран, пурга. С каждым из слов составляются предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки. - Замена синонима в предложении. Цель упражнения: Выбор более точного, более удачного слова.
- Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).
- Пограничники стреляют метко (без промаха).
- Лиса обманула медведя (косолапого).
- Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлёпнулся).
Упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка 1.Объясните, что обозначает каждое выделенное слово. Какое у них общее значение? - Кто любит труд, того люди чтут. Работа и кормит и учит. - Вьюги да метели на февраль налетели. 2. Объясните значение слова. Что общего в значении слов каждой строки? Рассказ, повествование, история; Лодка, челн; Старый, дряхлый, ветхий; 3.Соедините слова в пары слов, близких по смыслу. Метель, рубеж. Граница, вьюга 4.Подпишите картинки, подберите к этим словам, близкие по смыслу. Дом - … Лупа - … 5.Замените выделенное прилагательное словом, близким по смыслу. В школу приехал известный писатель. Широко известны его книги. 6.Запишите слова в порядке уменьшения качества: Маленький, небольшой, крохотный; Большой, огромный, гигантский. 7.Отметьте, какие ошибки допущены в рассказе ученика. Прибежали старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, прибежали старухи зайчихи. 8.Найдите слова, близкие по значению к данным: Друзья - … Аэроплан -… 9.Некоторые глаголы замените близкими по значению: Тихо реветь слегка трепетать Как белуга плакать от страха робеть 10.Объясните, какие из синонимов, называя действие, выражают наше отношение. Бродить, слоняться; Бояться, трусить. 11.Прочитайте слова, выясните, что они обозначают. Идти, шагать, брести, плестись - Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол. Спортсмены… Лошадёнка… 12.Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить. Пунцовый, кумачовый (флаг, мак) Багряная, алая (листва, роза) Горячий, знойный (лето, вода, привет) 13.Отгадайте загадку. Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновало две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
- Сколько предметов обозначает отгадка? Почему отгадка состоит их 2 слов?
Отрывки из художественных произведений дают возможность не только закрепить значение слов синонимов, но и осознать роль синонимов в речи.
Отрывки из произведений детской литературы для использования на уроках русского языка
1.Виталик был рад, что Мурзик успел удрать от него… Он нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать подальше. (Н.Носов)
- Найдите слово, близкое по значению слову убежать.
- Чем оно отличается по смыслу?
Слова для справок:
Убежать - передвигаться быстро по разным причинам;
Убежать - спастись бегством.
2.Прочитайте текст. Объясните значение слов блестеть, сверкать, сиять.
Был чудесный зимний день. Солнце светилось ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной. (По М.Ефетову)
- Можно ли употребить слово сверкать в последнем предложении вместо сиять?
3.Прочитайте отрывок из стихотворения.
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика:
Не прыгает, не скачет он
И доктора зовёт… (К.Чуковский)
- Почему автор два слова прыгает и скачет, обозначающих сходные действия, употребляет рядом?
4. Из какого стихотворения данный отрывок?
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! (К.Чуковский)
- Какие слова, близкие по значению, подчёркивают мастерство доктора Айболита? Какое из слов подсказывает, что Айболит доктор - волшебник?
5. Договорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-пама…
Нет, ги-попо-тото-папама…
Нет, ги-тото, попо-папама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама.
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его. (С.Маршак)
- Какими словами называют животное, которое смотрели мальчик и мама в зоопарке? Отличаются ли эти слова (синонимы) по смыслу?
- Зачем нужны в языке 2 слова, обозначающих одно и то же?
- Какое слово употребляется чаще?
А.М.Пешковский считал, что наблюдения над синонимами «должны» проводиться в тексте. С этой целью можно предложить следующие задания.
1).Одевать он стал пальто -
Говорят ему: не то,
Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: не ваши. (С.Маршак)
- Есть ли синонимы в этом тексте? Какая ошибка допущена в авторском тексте? Каким словом его можно заменить?
Слова для справок: надевать, натягивать (на себя); одевать, наряжать (разговорное) кого-то.
2).Бегемота бегемот однажды повстречал:
- Вы кто такой? - спросил…
- Я бегемот, - бегемот сказал.
Тут возмутился бегемот:
- Кто же я тогда такой?!
- А вы, - ему ответил тот, -
Бегемот простой.
Бегемоту бегемот сказал:
- Вы просто лжец!
С бегемотом бегемот
Рассорились вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и, и там -
Всё не решат, кто бегемот,
А кто…
- Вспомните синоним к слову бегемот. Исправьте текст так, чтобы он вновь стал стихотворением В.Бобылёва.
3). В тексте пропущены слова, обозначающие цвет. Прочитайте его.
На лугу. Как пышно цветёт и зеленеет луг. Он похож на … ковёр. Много здесь разнообразных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают … и … головки мака. Качаются колокольчики. (М.Пришвин). Слова для справок: пёстрый, разноцветный; красные, алые, кумачовые; Белые, белоснежные, лилейные, бирюзовые. - Когда нам легче представить себе описанную картину? 4). Прочитайте оба текста. К выделенным словам из первого текста найдите синонимы из второго текста.
- Чиста небесная лазурь,
- Осень… Время раздумий и грусти. Посмотри на небо. Его голубизна кажется далёкой волшебной мечтой. Где ты, яркое солнце? Иссякла твоя сила. И всё вокруг безмолвно говорит мне о том, что лето прошло. (М.Пришвин)
Литература: