Гимнастика для пальчиков (методическая разработка)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Гимнастика для пальчиков (методическая разработка)Гимнастика

для пальчиков


Маркова Валентина Александровна Охрана и укрепление здоровья учащихся первоочередная задача, стоящая перед школой. Здоровый ребенок жизнерадостен, активно усваивает знания, бесконфликтно общается со сверстниками, другими словами благополучно развивается. Младшие школьники в силу возрастных особенностей нуждаются в повышенной двигательной активности; учителю важно обеспечить активные перемены, подвижные игры, физкультминутки. Однако есть такие физические упражнения, которые напрямую связаны с развитием интеллекта ребенка. Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Мой многолетний педагогический опыт показывает, что зачастую в школу приходят дети, которые не умеют правильно держать карандаши, кисти рук слабые, движения неточные. Отсюда возникают трудности в письме, рисовании, формируется некрасивый почерк. Неудачи порождают устойчивое негативное отношение к учебе, дети быстро устают, их не радуют свои результаты, они становятся капризными и агрессивными, теряют интерес к занятиям. Для предупреждения таких нарушений я использую в своей практике пальчиковую гимнастику в виде игры, которая оказывает неоценимую пользу в развитии психического и физического здоровья. «Пальчиковые игры»- это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму, активизирует память, внимание, учит детей общаться друг с другом, со сверстниками. Я много знакомилась с методическими разработками ведущих специалистов в области педагогики и психологии, а так же с разработками логопедов, которые связывают становление речи с развитием тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, непроизвольно высовывает язык? Известный исследователь детской речи М.М. Колокольцев пишет: «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Таким образом, есть основание рассматривать кисть руки как орган речи, такой же артикуляционный аппарат. Учеными - физиологами доказано, что двигательные тренировки пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияют на подвижность органов артикуляции, отчего речь ребенка становится более четкой и правильной. Ученые считают, что систематическая тренировка пальцевых движений является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. К примеру, работая с первоклассниками необходимо уделять особое внимание развитию тонкокоординированных движений кистей рук, стимулирующих развивающийся мозг ребенка. Недаром мы цитируем утверждение Канта: «рука- это вышедший наружу мозг человека». Я изучила комплексы упражнений для пальцев рук, внесла в них собственные доработки с использованием коротких стихотворений, которые сопровождают движения пальцев рук и кистей. Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков, которые потом можно постепенно усложнять. Гимнастика для пальчиков стала помогать моим ученикам при освоении навыков письма и рисования, так как в ходе выполнения упражнений кисти и пальцы рук приобретали силу, хорошую подвижность и гибкость. Упражнения с пальчиками создают благоприятный фон и для развития коммуникативных способностей школьников, улучшают эмоциональные взаимодействия между детьми, они становятся более доброжелательными. Мало людей, которые серьезно сегодня относятся к мелкому массажу пальцев руки, хотя в специализированных группах здоровья, данные упражнения являются обязательными для воздействия на работу внутренних органов. Например, массируя мизинец, мы благотворно воздействуем на работу нашего сердца и тонкого кишечника. Безымянный палец-это эндокринная система; на среднем пальце находятся точки, влияющие на сосуды тела; на указательном - на толстый кишечник; а на большом пальце - точки, влияющие на работу органов дыхания. Выполняя точечный массаж с проговариванием стихотворных строчек, стимулируется работа внутренних органов, развивается речь, у детей создается благотворное эмоциональное состояние.
Я люблю свои ладошки, Помассирую немножко. Вот мизинчик - мой дружок Я потру его разок. Безымянный пальчик-друг Помассирую вокруг. Средний - я потру слегка И помну ему бока. Этот пальчик - указательный При письме такой старательный. А большой - он всех милей, Я потру его сильней.
Пальчиковая гимнастика помогает развивать координацию движений, внимание, память, зрительное восприятие, так как они учатся запоминать определенные положения рук, а это является составляющей психического здоровья школьников. Упражнения для кистей рук учат напрягать и расслаблять мышцы, переключаться с одного движения на другое. Динамичные упражнения развивают точную координацию движений. Она в начальной школе является хорошим продолжением занятий проводимых в детском саду воспитателями и логопедом. Пальчиковая гимнастика вызывает живой интерес у школьников, развивает творческие возможности детей при составлении речевых инструкций к упражнениям, учит работать в коллективе. Мои ученики придумывают целые сказки, где ярко проявляется воображение и детская фантазия. Пальчиковая гимнастика, превращенная в сказку, является системным комплексом упражнений, направленным на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, совершенствование координации движений, памяти, внимания, становление коммуникативных способностей детей через обогащение речи, укрепляя физическое и психическое здоровье младших школьников.


Практическая часть


Я составила комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики, который помимо речи и мелкой моторики пальцев рук способствует развитию коммуникативных способностей школьников. При поведении подобных упражнений улучшаются эмоциональные взаимодействия между детьми, они становятся более доброжелательными.

Здравствуй, мой любимый друг

(Берут друг друга за руки и хлопают друг друга в ладоши)

Посмотри скорей во круг.

(Поворот вокруг себя)

Друг любимый, будь со мной

(Хлопки)

Повернись ко мне спиной.

(Один ученик поворачивается спиной к другому)

Посмотри пока в окошко, Я помну тебя немножко.

(Делаем лёгкий массаж верхней части спины пальчиками)

Пальчиками пробегу

(Движения пальцев вверх от поясницы до шейного отдела)

Быть здоровым помогу,

(Ещё раз пробегаем пальчиками по спине друга)

А ладошкой постучу,

(Ребром ладони стучим по левой лопатке)

И чуть-чуть поколочу.

(Стучим по правой лопатке)

Будь здоров, расти большой

(Поворачиваемся лицом друг к другу, берёмся за руки, поднимаем руки вверх)

И не ссорься ты со мной!

(Сцепляемся мизинцами (перемирие))

Руки мы сожмём в кулак

Не разжать его никак!

Ловко веером их сложим,

На лучи они похожи.

Ими рубим, ими бьём.

В детский сад сестру ведём.

Пальцы сложим мы в замок,

Снежный вылепим комок.

Крышку термоса закроем.

В танце щёлкать ловко будем.

На рояле поиграем

И, как хвостик, повиляем.

Поплывём мы по волне,

И довольны всем вполне.

Надо руки нам любить,

Чаще руки с мылом мыть!

Все на свете руки могут!

И за всё спасибо Богу!

Под строчки этого стихотворения легко выполнять упражнения для кистей рук. В данном случае, кроме речевой разминки и двигательных упражнений мобилизуется внимание школьников, так как одно движение рук, быстро чередуется с другим, а смысловые строчки стихотворения поднимают настроение детей. Эти упражнения ребята выполняют с удовольствием, в результате чего улучшается эмоциональное состояние учащихся.


Сказка "На лесной полянке" - это коллективный творческий труд первоклассников, который демонстрирует, что пальчиковая гимнастика развивает творческие способности детей, их речевую активность, воображение и фантазию. 1). Стоял густой и дремучий лес (Дети поднимают руки вверх) 2). Деревья качались от ветра (Дети начинают качать кистями рук вправо и влево). 3). Ветки деревьев тянулись к солнцу (Дети раскрывают ладошки, тянутся вверх). 4). Под деревьями собрались звери. Прилетели птицы (машут руками).
Гимнастика для пальчиков (методическая разработка)
ПРИШЕЛ МЕДВЕДЬ И НАЧАЛ РЕВЕТЬ Гимнастика для пальчиков (методическая разработка) Гимнастика для пальчиков (методическая разработка) Гимнастика для пальчиков (методическая разработка) И в кадушечку кладем (пальцами надавливаем на парту). Все в порядке, все успели на лесной полянке звери И готова на закуску очень вкусная капустка. (Хлопаем в ладоши, поднимаем руки вверх, встряхиваем кисти рук).

9


© 2010-2022