- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающий мир 3 класс
Конспект урока окружающий мир 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колганова Т.М. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Предмет Окружающий мир Класс 3 Тип урока Урок открытия нового знания
Технология построения урока Проблемно-диалогическая
Тема Живые участники круговорота веществ Цель
Создание условий для овладения обучающимися знаниями об основных «профессий» живых организмов и их взаимной зависимостью, научить приводить примеры живых организмов разных профессий. Основные термины, понятия Круговорот веществ в природе, производители, потребители, разрушители в природе их взиамосвязь.
Планируемый результат Предметные умения - иметь представление о живых участниках круговорота веществ в природе; - уметь приводить примеры живых организмов разных «профессий»; - уметь объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; - уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция
А.А.Вахрушев. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1.
Технические средства обучения
Компьютер
Медиапроектор
Дидактические задачи этапов урока.
Этапы урока
Дидактические задачи Организационный (этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Постановка учебной проблемы Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Метапредметные (УУД):
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок окружающего мира, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно?
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»
Аааактуалиа акак
Предметные: - правильно называть предметы окружающего мира; - правильно называть предметы необходимые для жизни человека.
Метапредметные (УУД):
познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - выполнять анализ;
регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Нам сегодня предстоит подумать над очень важным проектом. Так как мы с вами живём в веке освоения космического пространства, то не за горами длительные путешествия к другим звёздным системам, вот давайте и подумаем над тем, чем оснастить космический корабль, чтобы путешествие было комфортным. Итак, что необходимо в первую очередь и почему
Обучающиеся предлагают назвать данные предметы, распределить их на группы по значимости для жизни.
Постановка учебной проблемы актуализация знаний
Постановка учебной проблемы
Предметные: - выполнять изменения свойства каждой «профессии» живого организма в зависимости от его участи я в круговороте веществ.
Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли
Каким образом можно обеспечить космонавтов этими веществами во время длительного путешествия? (Этими веществами их могут обеспечить живые организмы, например, растения можно выращивать во время путешествия, а потом их использовать в пищу.)
- Какой в связи с этим у вас возникает вопрос? (Почему нужны живые организмы разных «профессий»?) - Откройте учебники на с. 30, давайте ответим на вопросы. - Какими знаниями мы уже обладаем и каких нам не хватает, чтобы ответить на вопрос урока? (Ответы целесообразно зафиксировать на доске.) - Давайте составим план урока.
Составляется план на основе вопросов, написанных на доске.
Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих свойств.
Обучающиеся выполняют задание.
Формулирование проблемы, планирование
Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, кто они такие ? Для чего они нужны?
Производители, потребители, кормильцы - Да Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.
- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются.
Открытие нового знания
Предметные: - знать отличительные особенности живых участников круговорота веществ; - владеть способами определения производителей, потребителей, мусорщиков; - уметь проводить исследования о роли всех участников круговорота; - уметь строить цепи питания.
Мусорщики, едоки, кормильцы в экосистеме существуют сами по себе и независимо друг от друга? А как? (Нет. Они существуют совместно.) - Чем они связаны? Как нам проверить наше предположение? (Они связаны друг с другом, помогают друг другу. Прочитать в литературе.) - Давайте проведём исследование для определения роли живых организмов. Работать будем в группах. Работа в учебнике. Задание для первой группы: - Что делают кормильцы? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31. Как можно назвать их профессию, если они производят органические вещества? На что расходуются произведённые вещества? (Кормильцы - растения, поглощают из почвы воду и соли, а из воздуха - углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому они выполняют роль производителей. Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела. Ещё они выделяют кислород.)
Задание для второй группы: - Что делают едоки? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 31-32. Как можно назвать их профессию, если они получают вещества, поедая растения или животных? Что происходит с веществами? (Едоки - животные, получают вещества, поедая растения и животных. Поэтому они выполняют роль потребителей. Они возвращают растениям углекислый газ.)
Задание для третьей группы: - Что делают мусорщики? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32. (Мусорщики - разные живые организмы, питаются только умершими живыми организмами.) - Как производители, потребители и разрушители связаны? Давайте проверим по учебнику на с. 33. (Производители создают для всех питательные вещества и кислород, потребители возвращают растениям углекислый газ, разрушители превращают умершие организмы в вещества, которые используют растения.)
Обучающиеся объясняют свой ответ.
Применение нового знания
Предметные: - уметь отличать производителей, потребителей и разрушителей в природе, осознать важность каждого организма для жизни.
Метапредметные (УУД)
регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль;
познавательные: - осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Продолжи: чтобы было, если бы исчезли…? - Можем ли мы ответить на проблемный вопрос? Как? Используйте рисунок на с. 33. (Производители, потребители и разрушители вместе поддерживают жизнь на Земле, т.к. их связывает круговорот веществ.)
. Работа в учебнике. - Ответьте на вопросы на с. 33. - Выполни любые два задания из рабочей тетради.
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий, зеленый - средней степени сложности, красный - самый сложный. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.
Рефлексия учебной деятельности
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Работа в парах. -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале
Учитель МБОУ СОШ № 15 г. Кузнецк: Колганова Татьяна Михайловна.