Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Содержание


  1. Введение. Выбор темы - проблемы

    1. Область исследования, объект исследования

    2. Актуальность темы

    3. Цели и задачи исследования

    4. Этапы и методы исследования


  1. Теоретические исследования. Исследования текстов русских народных сказок

    1. Сказки о безопасности жилья

      1. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

      2. Русская народная сказка «Теремок»

      3. Русская народная сказка «Зимовье зверей»

    2. Сказки о безопасности питания

2.2.1 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

3.1 Результаты исследований

3.2 Выводы

4. Список используемой литературы





































  1. Введение. Выбор темы - проблемы

В этом году мы пошли в школу, начали читать большие тексты и книжки. С особым интересом мы читаем различные сказки. Оказывается, в русском народе сказки известны с незапамятных времён. Рассказывание сказок - старинный русский обычай, которому следовали и в крестьянской избе, и в царских палатах. Забавные и поучительные, в них всегда побеждает добро и житейская мудрость.

На уроке чтения мы обсуждали высказывание А.С. Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Мы узнали, что, сочиняя сказки про Иванушку - дурочка, Василису Премудрую, животных, наши прадеды рассказывали про обычных людей, их поступки и характеры. Читая сказки, мы удивлялись, как похожи бывают истории, описанные в сказках, на то, что мы видим по телевизору и в жизни. И ребята задумались: Чему полезному могут научить нас сказки? Какие уроки мы, дети 21 века, можем извлечь из русских народных сказок, сочинённых сотни лет назад? Не устарела ли с годами житейская мудрость наших прадедов?

И у нас появился вопрос: «Все ли сказки учат нас полезным житейским мудростям?»

И тогда мы решили:

  • изучить русские народные сказки,

  • посоветоваться с взрослыми: все русские народные сказки могут дать полезные жизненные уроки современному ребёнку,

  • предложить свои варианты завершения некоторых сказок.

Таким образом, тема нашей реферативно - исследовательской работы «Добрым молодцам урок?»

Область исследования - Русские народные сказки как житейская мудрость наших предков. Объект исследования - Поступки героев сказок. База исследования - Сборники русских народных сказок в обработке Афанасьева А.Н., Карнауховой И.В., Нечаевой А.Н.

  1. Актуальность
  • Интерес к сказкам не ослабевает со временем. Русские народные сказки печатаются, переиздаются ежегодно. По сюжетам русских народных сказок поставлены фильмы и мультфильмы. Исследование сказок поможет расширить знания об этом литературном жанре, углубит знания по литературному чтению в целом.
  • Сказки занимательно и ненавязчиво познакомят нас с бытом и традициями наших предков. А история родного народа всегда интересна «для того, кто достоин иметь Отечество»!
  • Исследование русских народных сказок позволит связать прочитанное с жизнью, разовьёт наблюдательность, научит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
  • В учебнике «Азбука» (автор Агаркова Н.Г.) есть сказка «Заюшкина избушка». Мы решили изучить другие русские народные сказки и решить: полезны ли они современным школьникам.
1.2-3 Цель исследования: изучить поступки героев русских народных сказок, найти соответствие им в современной жизни, проверить: все ли сказки дают полезные жизненные уроки. Гипотеза исследования: А.С.Пушкин утверждал: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Таким образом, существует мнение, что все сказки дают полезные жизненные уроки. Так ли это? Задачи:
  • изучить научно - популярную литературу по данной теме,
  • проанализировать действия и поступки героев русских народных сказок,
  • установить соответствие между событиями в сказках и примерами современной жизни,
  • представить, как поучительно могли звучать старые сказки на новый лад.
    1. Этапы исследования:
Декабрь
  • чтение русских народных сказок.
Январь
  • изучение действий и поступков героев русских народных сказок,
  • установление соответствия между событиями в сказках и примерами современной жизни,
  • анкетирование родителей,
  • сочинение старых сказок на новый лад.
Февраль - апрель
  • написание реферативно - исследовательской работы,
  • подбор рисунков и фотографий.
Методы исследования
  • Метод сбора информации (изучение научно - популярной литературы, наблюдение)
  • Анализ
  • Сравнение
  • Статистические исследования (подсчёт, вычисления)






2. Основная часть

Мы прочитали и обсудили 5 русских народных сказок.

2.1 Сказки про жилищные проблемы

Оказалось, что наших прадедов также как и наших родителей сейчас, волнуют жилищные проблемы. Очень интересной нам показалась сказка «Заюшкина избушка».

2.1.1 Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Анализ поступков героев сказки «Заюшкина избушка»

В «Заюшкиной избушке» ошибки допускают оба героя и лиса, и заяц. Какие уроки можем мы извлечь из их действий?

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Лиса Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Строит дом изо льда, дом весной тает.

Построить дом из подходящего материала (дерева, кирпича и т.п.) как это сделал Заяц.

1.Дом из снега или льда растает с приходом теплого времени года.

*Сначала думай, а под конец делай!

*Наскоро делать - переделывать!

Лиса

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Оставшись без жилья, нашла хорошее решение: попросилась в дом к зайцу.

2.Под лежачий камень вода не течёт!

Лиса

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Лиса выгоняет зайца из собственного дома. Против нее встают все животные.

Нельзя нарушать закон.

3.На чужой каравай рот не разевай!

Заяц

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Впускает постороннего в дом. Лиса применяет силу и хитрость и выгоняет зайца из собственного дома.

Если вы хотите помочь бездомному - предложите ему (не открывая двери) дождаться взрослых и вместе с родителями обсудите этот вопрос. Может у вас найдутся ненужные тёплые вещи, продукты.

4.Нельзя впускать в свой дом посторонних. Они могут обманным путём завладеть вашим имуществом.

В народе говорят: *«Запусти козла в огород!»

*Пришла из лесу птичница в лисьей шубке цыплят посчитать.

Заяц

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Сидит на дороге и плачет.

Обратиться за помощью в органы правосудия, к своим друзьям.

2.Под лежачий камень вода не течёт! Нужно действовать, а не ждать когда кто-то решит вашу проблему.

Заяц

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Разрешает жить в своём доме спасителю Петуху. Но Петух сильнее Зайца, и в случае ссоры, может выгнать Зайца из дома.

Петух может защитить их общее жилище. Необходимо заключить с Петухом договор об условиях проживания в своём доме.

4.Думай: кого и зачем пускаешь в свой дом!

*Семь раз отмерь, один раз отрежь!

*Хороший замок - надёжный друг.

Вывод: сказка даёт 4 важных жизненных урока.

Анкетирование родителей

Мы прочитали эту сказку нашим родителям, ребятам, учителю ОБЖ и попросили их ответить на вопросы:

Анкета

1. Почему лиса осталась весной без собственного дома?

  • По глупости (не подумала, что дом изо льда растает)

  • Из-за лени (деревянный дом строить труднее)

2. Почему заюшка оказался без жилья?

  • Нарушил правила безопасного проживания

  • Из-за своей доброты

  • Из-за наглости лисы

3. Что бы сделали Вы на месте зайца, выгнанного из собственного дома?

  • Сидели бы и плакали, как заяц

  • Обратились бы за помощью в суд, милицию, к друзьям

  • С помощью подручных средств защищали бы свой дом

  • Свой вариант___________________________________________

4.Какие полезные жизненные уроки даёт современному ребёнку сказка «Заюшкина избушка»?

Мы опросили всех родителей первоклассников (19 семей).

Итоги анкетирования родителей

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

  • Большинство опрошенных семей считают, что лиса построила ледяной домик из-за лени. Ведь деревянный дом строить труднее. (15 семей)

  • 4 семьи решили, что лиса построила домик изо льда по глупости, не подумала, что ледяной дом весной растает.

  • Все дети и взрослые понимают, что опасно впускать в свой дом посторонних.

  • Только 4 семьи считают, что заяц остался без жилья, т.к. нарушил правила безопасности проживания: (впустил врага в дом).

  • Остальные 15 семей винят наглость лисы и доброту зайца.

Если бы семьи наших первоклассников оказались на месте зайца, выгнанного из собственного дома, то

  • 12 семей обратились бы за помощью в суд, милицию, к друзьям.

  • 5 семей сами стали бы с помощью подручных средств защищать свой дом.

  • И никто бы не сидел, сложа ручки, и плакал, как заяц.

Вывод:

Сказку «Заюшкина избушка» необходимо изучать современным детям,

  • т.к. она учит безопасности проживания (11 человек)

  • т.к. в мире есть много людей, наглых как лиса (3 человека)

  • т.к она учит взаимовыручке (3 человека)

  • т.к она учит бороться со злом (1 человек)

  • чтобы не быть простофилями (1 человек)

Изучение СМИ

В Интернете мы нашли подтверждение того, что в наше время квартирные мошенники (как лиса в сказке) втираются в доверие и оставляют без жилья тысячи людей. Людьми без постоянного места жительства (бомжами) чаще всего становятся доверчивые, беспомощные, не готовые постоять за себя и свои права пожилые люди (как заяц в сказке).

  • В Краснодаре 37 семей, чтобы получить новые квартиры, продали своё жильё, отдали деньги кооперативу «Лотос» и оказались на улице. (МТРК "Краснодар Плюс")

  • В Калуге действовала целая банда по захвату квартир пожилых людей. (ОБОП г.Калуги)

  • Очень опасен обмен квартир. Вам могут подсунуть развалюху в глухой деревне.

  • Нельзя доверять тем, кто за помощь пожилому человеку просит оформить на него квартиру. В Москве около 5 тысяч бомжей. (Департамент соцзащиты г.Москвы)

Вывод: в 21 веке встречается очень много людей, желающих захватить чужое жильё!

Выводы:

  1. Сказка «Заюшкина избушка» актуальна и в 21 веке.

  2. Необходимо изучать сказку «Заюшкина избушка» на уроках ОБЖ как историю о том, как нельзя быть доверчивым.

2.1.2. Русская народная сказка «Теремок»

Анализ поступков героев сказки

Внимательное чтение всем известной сказки «Теремок» нас очень удивило. Герои совершают ошибки с первых же строк.

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Мышка

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

*Входит в чужой дом без разрешения

*Приглашает жить в чужой дом прохожих

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

*Найти хозяев дома, спросить разрешения на проживание

*Найти хозяев дома, спросить разрешения на приглашение

1.Нельзя входить в чужой дом без разрешения хозяев

2.Нельзя приглашать в чужой дом гостей без разрешения хозяев

*Не ищи жилья, ищи хозяина.

*Того не берут, чего в руки не дают!

*На чужой каравай рот не разевай!

Мышка,

лягушка,

заяц, волк

Разрешают жить в найденном доме всем желающим.

*Избегают ссоры с более сильным и крупным зверем

*Вместе веселее и теплее

3.Дом не резиновый, нельзя в нём приютить всех желающих.

*На один гвоздь всего не повесишь.

*Всем было бы место, если б не было тесно.

В доме нет настоящего хозяина, заботящегося о безопасности жилья.

4.*Всякий дом хозяином хорош!»

*Горе тому, кто непорядком живёт в дому.

Может построить свой маленький дом, в котором не сможет поместиться более крупный зверь?

Вывод: сказка даёт 4 полезных жизненных урока.

Анкетирование родителей

Мы спросили у наших родителей:

Анкета

1.Похожа ли наша квартира на «теремок», в котором живут

  • несколько человек

  • несколько семей

2. Какие правила мы соблюдаем, чтобы наш «теремок» был цел, а семья была счастлива и здорова?

3. Почему рухнул теремок в сказке?

4. Чтобы вы сделали на месте героев сказки «Теремок»

  • Не пустили в дом более крупных зверей, т.к. это опасно для вашей жизни.

  • Пустили в дом более крупных зверей, т.к. опасно спорить с более крупными животными.

  • Построили ли бы свой собственный маленький домик, в котором не сможет поместиться более крупный зверь?

  • Построили огромный дом для всех желающих.

5.Какие полезные жизненные уроки даёт современному ребёнку сказка «Теремок»?

Итоги анкетирования родителей

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!Мнения разделились:

  • 15 семей считают, что впускать в дом всех желающих опасно для дома и его жителей.

  • 12 семей считают, что безопаснее построить свой маленький дом, в котором не сможет поместиться более крупный зверь

  • 4 семьи готовы построить большой дом для всех желающих

Но все родители считают, что сказка даёт полезные жизненные уроки!

Изучение СМИ

Из газет и телевидения мы узнали, что в нашей стране часто нарушаются правила безопасности жилья:

  • В Томске в жилом доме рухнула крыша, а в школе обрушилось перекрытие между этажами.

  • В Перми в ночном клубе «Хромая лошадь» заживо сгорели люди.

Выводы:

  • Сказка «Теремок» актуальна и в наши дни. 7 ребят нашего класса (Андреев Т., Бунга О., Казаков П., Иванова С., Непомнящих М., Пащенко С., Чугуева К.) живут в квартирах (как в теремке) с бабушками, тетями, дядями и их семьями.

  • Важно соблюдать законы общежития, чтобы «теремок» остался цел, а его жители были живы и здоровы.

  • Нельзя впускать в дом всех желающих, т.к. это опасно для дома и его жителей.

  • Сказка даёт полезные жизненные уроки современным детям.

2.1.3 Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Проблемы безопасности жилья поднимаются и в сказке «Зимовье зверей»

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Свинья, баран, петух, гусь

Хотят пережить зиму без тёплого жилища

Построить теплое жилище, как это сделал Бык.

1.Зимой без теплого укрытия очень холодно. Готовься к зиме заранее, утепляй жилище, готовь тёплую одежду.

*Знает сорока, где зиму зимовать.

*Своя хатка - родная матка.

Бык

Не смог убедить Свинью, Барана, Гуся и Петуха помочь строить дом.

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Разрешает животным жить в зимовье:

*дом остаётся целым,

*впятером теплее и веселее зимовать,

*вместе смогли защитить дом от Волка и Медведя.

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!


2.Думай заранее о безопасности своего жилища: закрывайся на замок, укрепляй двери, окна, ставь сигнализацию.

Хороши хоромы, да нет обороны.

Свинья, баран, петух, гусь

Остались на зиму без теплого жилья

С помощью угроз спаслись от холода в доме быка.

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

3.Когда приходится трудно - ищи выход! Думай, как спасти свою жизнь.

Под лежачий камень вода не течёт!

Волк и медведь

Хотят захватить зимовье и съесть зверей

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Спасаются от побоев бегством

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

4.Вместе легче справиться с более сильным противником.

*Один в поле не воин!

Вывод: сказка даёт 4 полезных жизненных урока.

Анкетирование родителей

Мы посоветовались с родителями:

Анкета:

  1. Почему свинья и баран оказались зимой без тёплого жилища?

    • Из-за лени

    • Из-за глупости

  2. Почему бык впустил свинью и барана в свой дом?

  • Пожалел глупых животных

  • Побоялся, что свинья и баран разрушает его жильё

  • Решил, что вместе веселее и теплее зимой в доме

  • Решил, что в лесу жить втроём в доме безопаснее

3. Что бы вы сделали на месте быка

  • Впустил бы в дом свинью и барана, т.к. втроем безопасней.

  • Впустил бы в дом свинью и барана, т.к. втроем веселее и теплее.

  • Укрепил бы окна и двери, поставил сигнализацию и жил бы один в доме.

4. Почему волк и медведь получили травмы?

  • Не провели разведку, насколько силён враг

  • Недооценили противника

  • Понадеялись на свою силу, не проявили смекалки

5.Почему бык, баран и свинья победили хищников?

  • Боролись дружно, сообща

  • Случайно

6. Какие полезные жизненные уроки даёт современному ребёнку сказка «Зимовье зверей»?

Итоги анкетирования:

Все родители считают, что сказка «Зимовье зверей» полезна для изучения, т.к.

  • учит заботиться о своём жилище (7 человек).

  • учит взаимовыручке (12 человек)

Вывод: сказку необходимо изучать на уроках ОБЖ в разделе «Безопасность жилья».

2.2 Безопасность питания

Зимой у нашей одноклассницы было пищевое отравление, и мы решили изучить сказки про питание.

2.2.1 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Анализ поступков героев сказки

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Сестрица Алёнушка

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Не взяла в дорогу пригодную для питья воду

Предупреждала брата о том, что опасно пить воду из лужи

1.Отправляясь в дорогу, возьмите с собой запас питьевой воды.

*Запасливый беды не знает!

*Запас человека не портит!

*Не надейся, дед, на чужой обед!

Сестрица Алёнушка

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Не досмотрела за братом, а тот выпил воду из лужи

Заботилась о больном брате

2.Контролируйте действия малышей: они могут употребить в пищу опасные для жизни продукты.

Не доглядишь оком, так заплатишь боком!

Братец Иванушка

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Не послушался сестру и выпил воду из лужи

Потерпеть немного (человек без воды может прожить 3 дня)

или использовать подручную очистку воды

3.Прислушивайтесь к советам старших родственников: они желают вам добра

*Кто добрых людей не слушает, тот богу спорник.

*Кто отца, матери не слушается, тот послушается телячьей шкуры.

Братец Иванушка

Рассказывал о своих бедах сестре. Его услышали прохожие и помогли.

4.Рассказывайте родным про свои беды, советуйтесь с ними.

*Одна голова хорошо, а две лучше!

*Свой своему поневоле брат.

*Всяк за своих стоит

Вывод: Сказка даёт 4 полезных жизненных урока.

Анкетирование родителей

Мы спросили у наших родителей:

Анкета

1.Почему братца Иванушку мучала жажда?

  • Старшая сестра не взяла в дорогу питьевой воды.

  • Было очень жарко.

2.Почему малыш выпил из лужи?

  • Сестра не досмотрела.

  • Из-за собственной вредности.

3. Почему купец смог помочь брату и сестре

  • Козленок обратился к купцу за помощью.

  • Купец услышал его проблемы, когда козлёнок звал сестру на речке.

4.Какие полезные жизненные уроки даёт современному ребёнку сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

Итоги анкетирования:

Все родители считают, что сказка даёт полезные уроки, т.к.

  • учит прислушиваться к советам старших (19 человек).

Изучение СМИ

В Интернете мы нашли информацию о том, какие опасные микробы и вещества могут оказаться в водоёмах, особенно вблизи пастбищ и ферм.
Надежда Андрианова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области: Поверхность земли на 70% состоит из воды, а организм человека - на 80%. Считается, что человек выпивает 90% всех болезней.
Родниковая вода может содержать нитраты, которые не уничтожаются даже при кипячении. Особенно осторожно нужно относится к родникам, которые находятся вблизи животноводческих ферм, кладбищ, свалок. Серебряная ложка, которую используют для очищения воды, воду не фильтрует, а обеззараживает. Серебро перекрывает кислород бактериям и вирусам. А вот от хлора и тяжелых металлов серебро не спасет.

  • Самый надежный способ очистки воды - заморозить ее, а затем растопить. Тогда вредные примеси образуют ледышку.

  • Еще один способ очистки воды - дать воде сутки отстояться, профильтровать ее, а затем прокипятить.

В Детской энциклопедии газеты «Аргументы и факты» мы нашли советы, как избавиться от жажды в лесу.

  • Если поход в лес продлится несколько часов, то можно захватить с собой флягу с водой или термос с чаем - и проблема с утолением жажды решена.

  • Заметный уклон местности, появление папоротников и болотных растений, тропы, протоптанные животными и сбегающиеся в одно место, указывают путь к воде. Даже колонна муравьев, движущихся в жаркую погоду в определенном направлении, способна вывести к воде. Может быть, это будет не ручей, а всего лишь яма или дупло, заполненное дождевой водой, но это - вода!

  • Если вы видите, что собирается дождь, расстелите на полянке полиэтиленовую пленку, и через 30-40 минут на ней соберется достаточное количество небесной влаги.

  • Ранним утром при необходимости можно набрать воды, смачивая носовой платок в холодной росе, лежащей на траве и листве, и отжимая его в кружку. Много не наберете, но попить хватит.

Но как всю эту воду сделать пригодной для питья?

  • Во-первых, воду из незнакомого источника можно прокипятить.

  • А еще ее можно обеззаразить, используя йод или марганцовку из походной аптечки. Йода нужно 2 чайные ложки на ведро воды (1-2 капли на стакан), а кристалликов марганцовки - ровно столько, сколько потребуется для того, чтобы вода стала светло-розовой.

  • Воду можно обеззаразить и с помощью настоящего фильтра. Если в вашем распоряжении есть пустая консервная банка, то, пробив в ней множество мелких отверстий, заполните ее на 1/3 древесным углем, положите 2-3 слоя марли (в походной аптечке всегда есть бинт) - и фильтр готов! Уголь, взятый прямо из потухшего костра, мало подходит для устройства фильтра. Лучше всего его приготовить специально. Для этого кусочки дерева лиственных пород сжигают в закрытой посуде на сильном огне. (Сайт газеты «Аргументы и факты» Детская энциклопедия)

Выводы: 1. Пить воду из лужицы (козьего копытца) опасно и в 21 веке. 2. Сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно изучать на уроках ОБЖ в разделе безопасность питания.

Русская народная сказка «Три медведя»

Анализ поступков героев сказки

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Маша

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Входит в чужой дом

Подождать хозяев, подумать, можно ли у них попросить помощи?

Не ищи жилья, ищи хозяина!

Маша

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Пробует кашу, оставленную на столе

Посмотреть, нет ли сухой еды,

На чужой кусок не пяль роток, а свой припаси, да и в рот понеси.

Обед не в обед, коли хозяина нет.

Едешь на день, бери хлеба на неделю!

Запасливый нужды не знает!

Чужим куском подавишься.

У Варвары всё в кармане!

Маша

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Качается на стуле

Вести себя скромно в чужом доме

Того не берут, чего в руки не дают!

Маша

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Ложится спать на кровати в чужом доме

Найти укромное место в доме, чтобы хозяева вас не сразу увидели

Не думано, не гадано, а беда на дворе!

Ждала сова галку, а выждала палку.

Прогнали Варвару из чужого амбару.

За постой деньги платят!

3.1 Результаты исследований

  • Мы нашли 16 полезных жизненных уроков, которые дают русские народные сказки.

  • Установлены соответствия между поступками героев сказок и историями современной жизни.
  • К изучению на уроках ОБЖ рекомендованы сказки:
    1. «Заюшкина избушка»
    2. «Теремок»
    3. «Зимовье зверей»
    4. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    5. «Колобок»

3.2 Выводы:

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводам:

1. Русские народные сказки дают полезные жизненные уроки современным детям. Даже мы нашли 16 примеров.

2. Некоторые сказки можно изучать на уроках безопасности жизни.

4. Литература:

  • Алексеева О.Б. «Русские народные сказки» - М.: «Современник», 1988 год

  • Афанасьев А.Н. «Русские детские сказки» - М.: «Детская литература»,1987 год

  • Сборник «Мои любимые сказки о животных» - М.: «Махаон», 2005 год

  • Сборник «Пословицы русского народа» - М.: «Астрель», 1991 год

  • Учебник «Азбука» Агарковой Н.Г., 1 класс, с. 4




ПРИЛОЖЕНИЕ

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!



Содержание

Раздел №1 Безопасность жилья

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Русская народная сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Раздел №2 Безопасность питания

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»




Раздел №1 Безопасность жилья

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

  1. Прочитай сказку:

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна - красна - у лисицы изба растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась к зайчику погреться да зайчика-то и выгнала. Идёт дорогой зайчик и плачет, а ему навстречу собака: - Тяф, тяф, тяф! О чём, зайчик, плачешь? А зайчик говорит: - Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала. - Не плачь, зайчик! - говорит собака. - Я её выгоню. - Нет, не выгонишь! - Нет, выгоню! Подошли к избёнке. Собака залаяла: - Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А она им с печи: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идёт и плачет. Ему навстречу медведь: - О чём, зайчик, плачешь? А зайчик говорит: - Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала. - Не плачь, зайчик! - говорит медведь. - Я её выгоню. - Нет, не выгонишь! Собака гнала - не выгнала, и ты не выгонишь. - Нет, выгоню! Пошли гнать. Медведь как зарычит: - Поди, лиса, вон! А она с печи: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. Идёт опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой: - Ку-ку-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь? - Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала. - Пойдём, я выгоню. - Нет, не выгонишь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь! - Нет, выгоню! Подошли к избёнке: - Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! А она услыхала, испугалась, говорит: - Одеваюсь… Петух опять: - Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! А она в ответ: - Обуваюсь. Петух в третий раз: - Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон! Лисица выскочила и убежала. А петух стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать.

2. Ответь на вопросы:

1. Почему лиса осталась весной без собственного дома?

2. Почему заюшка оказался без жилья?

3. Что бы сделали вы на месте зайца, выгнанного из собственного дома?

4. Какие полезные жизненные уроки даёт современному ребёнку сказка «Заюшкина избушка»?

3. Проверь себя:

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Лиса Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Строит дом изо льда, дом весной тает.

Построить дом из подходящего материала (дерева, кирпича и т.п.) как это сделал Заяц.

Урок №1

Дом из снега или льда растает с приходом теплого времени года.

*Сначала думай, а под конец делай!

*Наскоро делать - переделывать!

Лиса

Оставшись без жилья, нашла хорошее решение: попросилась в дом к зайцу.

Урок №2

Под лежачий камень вода не течёт!

Лиса

Лиса выгоняет зайца из собственного дома. Против нее встают все животные.

Нельзя нарушать закон.

Урок №3

На чужой каравай рот не разевай!

Заяц

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Впускает постороннего в дом. Лиса применяет силу и хитрость и выгоняет зайца из собственного дома.

Если вы хотите помочь бездомному - предложите ему (не открывая двери) дождаться взрослых и вместе с родителями обсудите этот вопрос. Может у вас найдутся ненужные тёплые вещи, продукты.

Урок №4

Нельзя впускать в свой дом посторонних. Они могут обманным путём завладеть вашим имуществом.

В народе говорят: *«Запусти козла в огород!»

*Пришла из лесу птичница в лисьей шубке цыплят посчитать.

Заяц

Сидит на дороге и плачет.

Обратиться за помощью в органы правосудия, к своим друзьям.

Урок №2

Под лежачий камень вода не течёт! Нужно действовать, а не ждать когда кто-то решит вашу проблему.

Заяц

Разрешает жить в своём доме спасителю Петуху. Но Петух сильнее Зайца, и в случае ссоры, может выгнать Зайца из дома.

Петух может защитить их общее жилище. Необходимо заключить с Петухом договор об условиях проживания в своём доме.

Урок №4

Думай: кого и зачем пускаешь в свой дом!

*Семь раз отмерь, один раз отрежь!

*Хороший замок - надёжный друг.

Сказка даёт 4 полезных жизненных урока.

А как в современной жизни?

В 21 веке квартирные мошенники (как лиса в сказке) втираются в доверие и оставляют без жилья тысячи людей. Людьми без постоянного места жительства (бомжами) чаще всего становятся доверчивые, беспомощные, не готовые постоять за себя и свои права пожилые люди (как заяц в сказке).

  • В Краснодаре 37 семей, чтобы получить новые квартиры, продали своё жильё, отдали деньги кооперативу «Лотос» и оказались на улице. (МТРК "Краснодар Плюс")

  • В Калуге действовала целая банда по захвату квартир пожилых людей. (ОБОП г.Калуги)

  • Очень опасен обмен квартир. Вам могут подсунуть развалюху в глухой деревне.

  • Нельзя доверять тем, кто за помощь пожилому человеку просит оформить на него квартиру. В Москве около 5 тысяч бомжей. (Департамент соцзащиты г.Москвы)

Вывод: в 21 веке встречается очень много людей, желающих захватить чужое жильё!

Русская народная сказка «Теремок»

Прочитай сказку:

Ехал мужик с горшками, потерял большой кувшин. Залетела в кувшин муха и стала в нем жить - поживать. День живет, другой живёт. Прилетел комар и стучится: «Кто в хоромах, кто в высоких?»

- Я, муха-шумиха, а ты кто?

- А я комар-пискун.

- Иди ко мне жить.

Стали они вдвоем жить. Прибежала мышка и стучится: «Кто в хоромах, кто в высоких?»

- Я, муха-шумиха.

- А я комар-пискун. А ты кто?

- А я мышка - норушка.

- Иди к нам жить.

Вот и стало их трое. Прибежала лягушка и стучится: «Кто в хоромах, кто в высоких?»

- Я, муха-шумиха.

- А я комар-пискун.

- А я мышка - норушка. А ты кто?

- А я лягушка - квакушка.

- Иди к нам жить.

Вот и стало их четверо. Пришёл заяц и стучится: «Кто в хоромах, кто в высоких?»

- Я, муха-шумиха.

- А я комар-пискун.

- А я мышка - норушка.

- А я лягушка - квакушка. А ты кто?

- А я заюшка из-под кустышка.

- Иди к нам жить.

Стало их пятеро. Прибежала лисичка и стучится: «Кто в хоромах, кто в высоких?»

- Я, муха-шумиха.

- А я комар-пискун.

- А я мышка - норушка.

- А я лягушка - квакушка.

- А я заюшка из-под кустышка. А ты кто?

- А я лисичка - красавица.

- Иди к нам жить.

Вот и стало их шестеро. Прибежал ещё волк и стучится: «Кто в хоромах, кто в высоких?»

- Я, муха-шумиха.

- А я комар-пискун.

- А я мышка - норушка.

- А я лягушка - квакушка.

- А я заюшка из-под кустышка.

- А я лисичка - красавица. А ты кто?

- А волк - серый хвост.

- Иди к нам жить.

Вот и стало их семеро. Стали они жить все вместе. Узнал про эти хоромы медведь, приходит и стучится - чуть хоромы живы: «Кто в хоромах, кто в высоких?»

- Я, муха-шумиха.

- А я комар-пискун.

- А я мышка - норушка.

- А я лягушка - квакушка.

- А я заюшка из-под кустышка.

- А я лисичка - красавица.

- А волк - серый хвост. А ты кто?

- А я Тяпыш - Ляпыш, - сказал медведь, стукнул лапой по теремку и разбил его.

2. Ответь на вопросы:

1.Похожа ли наша квартира на «теремок», в котором живут

  • несколько человек ?

  • несколько семей?

2. Какие правила вы соблюдаете, чтобы наш «теремок» остался цел, а семья была счастлива и здорова?

3. Почему рухнул теремок в сказке?

4. Чтобы вы сделали на месте героев сказки «Теремок»

  • Не пустили в дом более крупных зверей, т.к. это опасно для вашей жизни.

  • Пустили в дом более крупных зверей, т.к. опасно спорить с более крупными животными.

  • Построили ли бы свой собственный маленький домик, в котором не сможет поместиться более крупный зверь?

  • Построили огромный дом для всех желающих.

5.Какие полезные жизненные уроки даёт современному ребёнку сказка «Теремок»?

3. Проверь себя:

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Мышка

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

*Входит в чужой дом без разрешения

*Приглашает жить в чужой дом прохожих

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

*Найти хозяев дома, спросить разрешения на проживание

*Найти хозяев дома, спросить разрешения на приглашение

Урок №1

Нельзя входить в чужой дом без разрешения хозяев

*Не ищи жилья, ищи хозяина.

*Того не берут, чего в руки не дают!

Урок №2

Нельзя приглашать в чужой дом гостей без разрешения хозяев

*На чужой каравай рот не разевай!

Мышка,

лягушка,

заяц, волк

Разрешают жить в найденном доме всем желающим.

*Избегают ссоры с более сильным и крупным зверем

*Вместе веселее и теплее

Урок №3

Дом не резиновый, нельзя в нём приютить всех желающих.

*На один гвоздь всего не повесишь.

*Всем было бы место, если б не было тесно.

В доме нет настоящего хозяина, заботящегося о безопасности жилья.

Урок №4

*Всякий дом хозяином хорош!»

*Горе тому, кто непорядком живёт в дому.

А как в современной жизни?

  • В Томске в жилом доме рухнула крыша, а в школе обрушилось перекрытие между этажами.

  • В Перми в ночном клубе «Хромая лошадь» заживо сгорели люди.

Чтобы ваш дом остался цел:

  1. Соблюдайте в доме порядок.

  2. Регулярно делайте ремонт.

  3. Думайте, сколько человек можно пригласить в гости!

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!Русская народная сказка «Зимовье зверей»

1. Прочитай сказку:

У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух. Вот говорит старик старухе:

- А что, старуха, с петухом - то нам нечего делать, зарежем его к празднику!

- Так что ж, зарежем.

Услышал это петух и ночью в лес убежал. На другой день старик искал, искал - не мог найти петуха. Вечером опять говорит старухе:

- Не нашёл я петуха, придётся нам свинью заколоть!

- Ну, заколи свинью.

Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал, искал свинью - не нашёл:

- Придётся барана зарезать!

- Ну что ж, зарежь.

Баран услышал это и говорит гусю:

- Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!

И убежали баран с гусем в лес. Вышел старик на двор - нет ни барана, ни гуся. Искал, искал - не нашёл:

- Что за чудо! Вся скотина извелась, один бык остался. Придётся, видно, быка зарезать!

- Ну что ж, зарежь.

Услыхал это бык и убежал в лес.

Летом в лесу привольно. Живут беглецы - горя не знают. Но прошло лето, пришла зима. Вот бык пошёл к барану:

- Как же, братцы-товарищи? Время приходит студёное - надо избушку рубить.

Баран ему отвечает:

- У меня шуба тёплая, я и так прозимую.

Пошёл бык к свинье:

- Пойдем, свинья, избу рубить!

- А по мне хоть какие морозы - я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

Пошёл бык к гусю:

- Гусь, пойдём избу рубить!

- Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь - меня никакой мороз не проймёт.

Пошёл бык к петуху:

- Давай избу рубить!

- Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу.

Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать.

- Ну, - говорит, - вы как хотите, а я стану избу ставить. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полёживает, греется.

А зима завернула холодная - стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может - и пошёл к быку:

- Бэ-э! Бэ-э! Пусти меня в избу!

- Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба теплая, ты и так прозимуешь.

- А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее.

Бык думал, думал: «Давай пущу, а то застудит он меня.»

- Ну, заходи!

Баран вошёл в избу и перед печкой на лавочку лёг.

Немного погодя прибежала свинья:

- Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!

- Нет, свинья. Я тебя звал избу рубить, так ты сказала, что тебе хоть какие морозы - ты в землю зароешься.

- А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню.

Бык подумал - подумал: «Подроет она углы, уронит избу.»

- Ну, заходи.

Забежала свинья в избу и зарылась в подполье. За свиньёй гусь летит:

- Гагак! Бык, пусти меня погреться!

- Нет, гусь, не пущу! У тебя два крыла, одно подстелешь, другим оденешься - и так прозимуешь.

- А не пустишь, так я весь мох из стен вытереблю!

Бык подумал - подумал и пустил гуся. Зашёл гусь в избу и сел на шесток.

Немного погодя прибегает петух:

- Кукареку! Бык, пусти меня в избу.

- Нет, не пущу, зимуй в лесу под елью.

- А не пустишь, так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, в избу холода напущу.

Бык пустил и петуха. Влетел петух в избу, сел на брус и сидит.

Вот они живут себе впятером, поживают. Узнали про это волк и медведь.

- Пойдём, - говорят, - в избу, всех поедим, сами станем там жить.

Собрались и пришли. Волк говорит медведю:

- Иди ты первый, ты здоровый.

- Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты первый.

Волк и пошёл в избушку. Только вошёл - бык рогами его к стене и припёр. Баран разбежался - да бац, бац, начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит:

- Хрю- хрю! Ножи точу, топоры точу, живого волка съесть хочу!

Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:

- А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь, и гужишко здесь… Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!

Медведь услыхал крик - да бежать. А волка рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:

- Ну, что мне было! До смерти чуть не забили… Как выскочил мужичище, в чёрном армячище, да меня ухватом к стене припёр. А поменьше мужичишко, в сером армячишке, меня обухом по бокам, да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтанчике, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишко, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит: «А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь, и гужишко здесь… Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья ещё кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого волка съесть хочу!»

Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили. А бык, баран, гусь да петух и свинья, живут там, поживают и горя не знают.

2. Ответь на вопросы:

  1. Почему свинья и баран оказались зимой без тёплого жилища?

  2. Почему бык впустил свинью и барана в свой дом?

  • Пожалел глупых животных.

  • Побоялся, что свинья и баран разрушает его жильё.

  • Решил, что вместе веселее и теплее зимой в доме.

  • Решил, что в лесу жить втроём в доме безопаснее.

3. Что бы вы сделали на месте быка?

  • Впустил бы в дом свинью и барана, т.к. втроем безопасней.

  • Впустил бы в дом свинью и барана, т.к. втроем веселее и теплее.

  • Укрепил бы окна и двери, поставил сигнализацию и жил бы один в доме.

4. Почему волк и медведь получили травмы?

  • Не провели разведку, насколько силён враг.

  • Недооценили противника.

  • Понадеялись на свою силу, не проявили смекалки

5.Почему бык, баран и свинья победили хищников?

  • Боролись дружно, сообща.

  • Случайно.

6. Какие полезные жизненные уроки даёт современному ребёнку сказка «Зимовье зверей»?

3. Проверь себя:

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Свинья, баран, петух, гусь

Хотят пережить зиму без тёплого жилища

Построить теплое жилище, как это сделал Бык.

Урок №1

Зимой без теплого укрытия очень холодно. Готовься к зиме заранее, утепляй жилище, готовь тёплую одежду.

*Знает сорока, где зиму зимовать.

*Своя хатка - родная матка.

Бык

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Не смог убедить Свинью, Барана, Гуся и Петуха помочь строить дом.

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Разрешает животным жить в зимовье:

*дом остаётся целым,

*впятером теплее и веселее зимовать,

*вместе смогли защитить дом от Волка и Медведя.

Урок №2

Думай заранее о безопасности своего жилища: закрывайся на замок, укрепляй двери, окна, ставь сигнализацию.

*Хороши хоромы, да нет обороны.

Свинья, баран, петух, гусь

Остались на зиму без теплого жилья

С помощью угроз спаслись от холода в доме быка.

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Урок №3

Когда приходится трудно - ищи выход! Думай, как спасти свою жизнь.

*Под лежачий камень вода не течёт!

Волк и медведь

Хотят захватить зимовье и съесть зверей

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Спасаются от побоев бегством

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Урок №4

Вместе легче справиться с более сильным противником.

*Один в поле не воин!

Сказка даёт 4 полезных жизненных урока.

О чём нужно помнить каждому?

1. В Сибири необходимо утеплять своё жильё на зиму.

2. Важно продумать, как будет укреплён дом:

  • двери, замок, окна,

  • сигнализация,

  • собака и т.д.

3.Бережёного бог бережёт!


Раздел №2 Безопасность питания

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

1.Прочитай сказку:

Жили-были муж и жена: у них были сын и дочь, сына звали Иванушка, а дочь Алёнушка. Вот отец с матерью умерли: остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… видят пруд, а около пруда пасётся стадо коров.

- Я хочу пить, - говорит Иванушка.

- Не пей, братец, а то будешь теленочком, - говорит Алёнушка.

Он послушался, и пошли они дальше; шли, шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.

- Ах, сестрица, если бы ты знала, как мне пить хочется!

- Не пей братец, а то сделаешься жеребёночком!

Иванушка послушался, и пошли они дальше: шли, шли и видят ручей, а возле него стерегут свиней.

- Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.

- Не пей, братец, а то будешь поросеночком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше: шли, шли и видят: пасётся у воды стадо коз.

- Ах, сестрица, я напьюсь.

- Не пей, братец, а то будешь козлёночком.

Не вытерпел Иванушка, напился из лужи и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит:

- Ме, ме!

Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то горько плачет…

Пришли они в город. Козлёночек бегал, бегал и забежал в сад к одному купцу. Люди спрашивают Алёнушку: откуда она и чьего роду-племени? Всё рассказала Алёнушка, ничего не утаила. Люди тотчас доложили всё купцу. Купец позвал Алёнушку, расспросил обо всём; она ему приглянулась, и захотел купец на ней жениться.

Скоро сделали свадьбу и стали себе жить, и козлёночек с ними - гуляет себе по саду, а пьёт и ест вместе с ними за столом.

Вот уехал купец на охоту. Пришла колдунья и навела на Алёнушку порчу: сделалась Алёнушка худая и бледная. На дворе всё приуныло: цветы стали сохнуть, трава блёкнуть. Лежит Алёнушка больная, приходит к ней колдунья и говорит:

- Хочешь, я тебя вылечу? Приходи вечером к речке и пей там воду.

Послушалась Алёнушка, пришла к речке, а колдунья схватила ее, навязала камень на шею и бросила в реку. Аленушка и пошла на дно. Козлёночек увидел это и горько заплакал. А колдунья оборотилась Алёнушкой и пошла в дом купца.

Вернулся купец, стали они обедать. Купец спрашивает:

- А где же козлёночек?

- Не надо, говорит колдунья, его пускать. От него козлятиной пахнет. Ты его лучше зарежь.

Удивился купец, жалко ему козлёночка, да делать нечего. Согласился он с колдуньей. Видит козлёночек: уж на него ножи точат булатные, заплакал он, побежал к купцу и просится:

- Купец, пусти меня на речку, водицы испить.

Купец пустил его. Вот прибежал козлёночек к речке, стал на бережку и жалобно закричал:

- Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!

Огни горят горючие, котлы кипят кипучие, ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А Алёнушка ему отвечает:

- Иванушка, братец, тяжел камень ко дну тянет.

Люта змея сердце высосала.

Козленочек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится у купца:

- Купец, пусти меня на речку, водицы испить.

Купец пустил его. Вот прибежал козлёночек к речке, стал на бережку и жалобно закричал:

- Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!

Огни горят горючие, котлы кипят кипучие, ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А Алёнушка ему отвечает:

- Иванушка, братец, тяжел камень ко дну тянет.

Люта змея сердце высосала.

Козленочек заплакал и воротился назад. Вечером опять просится у купца:

- Купец, пусти меня на речку, водицы испить.

Купец думает:

- Что бы это значило? Зачем козленочек бегает на реку? Пустил его, а сам пошёл следом. Приходит за ним на реку и слышит козлёночек вызывает сестру:

- Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!

Огни горят горючие, котлы кипят кипучие, ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А Алёнушка ему отвечает:

- Иванушка, братец, тяжел камень ко дну тянет. Люта змея сердце высосала.

Купец нырнул в воду, сорвал с шеи камень и вытащил Алёнушку на берег, да стал спрашивать: как что случилось. Она всё ему рассказала. Купец обрадовался, козленочек тоже. Прыгнул через голову и стал снова человеком. В саду у купца всё зазеленело, зацвело. А колдунью сожгли на костре.

После этого купец с Алёнушкой да Иванушкой стали жить - поживать и добра наживать.

2.Ответь на вопросы:

1.Почему братца Иванушку мучала жажда?

  • Старшая сестра не взяла в дорогу питьевой воды.

  • Было очень жарко.

2.Почему малыш выпил из лужи?

  • Сестра не досмотрела.

  • Из-за собственной вредности.

3. Почему купец смог помочь брату и сестре?

  • Козленок обратился к купцу за помощью.

  • Купец услышал его проблемы, когда козлёнок звал сестру на речке.

4.Какие полезные жизненные уроки даёт современному ребёнку сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

3.Проверь себя:

Герой

Ошибка

Правильное действие

Урок

Сестрица Алёнушка

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Не взяла в дорогу пригодную для питья воду

Предупреждала брата о том, что опасно пить воду из лужи

Урок №1

Отправляясь в дорогу, возьмите с собой запас питьевой воды.

*Запасливый беды не знает!

*Запас человека не портит!

*Не надейся, дед, на чужой обед!

Сестрица Алёнушка

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Не досмотрела за братом, а тот выпил воду из лужи

Заботилась о больном брате

Урок №2

Контролируйте действия малышей: они могут употребить в пищу опасные для жизни продукты.

*Не доглядишь оком, так заплатишь боком!

Братец Иванушка

Реферативно - исследовательская работа по ОБЖ Добрым молодцам урок!

Не послушался сестру и выпил воду из лужи

Потерпеть немного (человек без воды может прожить 3 дня)

или использовать подручную очистку воды

Урок №3

Прислушивайтесь к советам старших родственников: они желают вам добра

*Кто добрых людей не слушает, тот богу спорник.

*Кто отца, матери не слушается, тот послушается телячьей шкуры.

Братец Иванушка

Рассказывал о своих бедах сестре. Его услышали прохожие и помогли.

Урок №4

Рассказывайте родным про свои беды, советуйтесь с ними.

*Одна голова хорошо, а две лучше!

*Свой своему поневоле брат.

*Всяк за своих стоит

Сказка даёт 4 полезных жизненных урока.

О чём нужно помнить каждому?

Надежда Андрианова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области:
Считается, что человек выпивает 90% всех болезней. Врачи не рекомендуют пить воду даже из-под крана! Родниковая вода может содержать нитраты, которые не уничтожаются даже при кипячении. Особенно осторожно нужно относится к родникам, которые находятся вблизи животноводческих ферм, кладбищ, свалок.
В Детской энциклопедии газеты «Аргументы и факты» есть советы, как избавиться от жажды в лесу.

  • Самый надежный способ очистки воды - заморозить ее, а затем растопить. Тогда вредные примеси образуют ледышку.

  • Еще один способ очистки воды - дать воде сутки отстояться, профильтровать ее, а затем прокипятить.

  • Если поход в лес продлится несколько часов, то нужно захватить с собой флягу с водой или термос с чаем - и проблема с утолением жажды решена.

  • Заметный уклон местности, появление папоротников и болотных растений, тропы, протоптанные животными и сбегающиеся в одно место, указывают путь к воде. Даже колонна муравьев, движущихся в жаркую погоду в определенном направлении, способна вывести к воде. Может быть, это будет не ручей, а всего лишь яма или дупло, заполненное дождевой водой, но это - вода!

  • Если вы видите, что собирается дождь, расстелите на полянке полиэтиленовую пленку, и через 30-40 минут на ней соберется достаточное количество небесной влаги.

  • Ранним утром при необходимости можно набрать воды, смачивая носовой платок в холодной росе, лежащей на траве и листве, и отжимая его в кружку. Много не наберете, но попить хватит.

Но как всю эту воду сделать пригодной для питья?

  • Во-первых, воду из незнакомого источника можно прокипятить.

  • А еще ее можно обеззаразить, используя йод или марганцовку из походной аптечки. Йода нужно 2 чайные ложки на ведро воды (1-2 капли на стакан), а кристалликов марганцовки - ровно столько, сколько потребуется для того, чтобы вода стала светло-розовой.

  • Воду можно обеззаразить и с помощью настоящего фильтра. Если в вашем распоряжении есть пустая консервная банка, то, пробив в ней множество мелких отверстий, заполните ее на 1/3 древесным углем, положите 2-3 слоя марли (в походной аптечке всегда есть бинт) - и фильтр готов! Уголь, взятый прямо из потухшего костра, мало подходит для устройства фильтра. Сожгите в закрытой посуде на сильном огне кусочки дерева лиственных пород. (Сайт газеты «Аргументы и факты» Детская энциклопедия)


© 2010-2022