Урок русского языка по программе Школа-2100. Тема: Парные согласные д-т. 1-й класс

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по программе "Школа-2100".

Тема: "Парные согласные д-т". 1-й класс

Учитель: Муравьёва Ирина Ивановна, учитель 1 категории, МБОУСОШ р.п.Мухен района имени Лазо Хабаровского края.

Цели:

Познакомить с парными согласными д - т.

Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова и в середине перед глухим согласным произносятся одинаково глухо.

Познакомить со способом проверки парных согласных.

Формирование УУД.

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: карточки с печатными буквами д, т (на доску); картинка «звуковичок» у каждого ученика; схема -«звуковичок» на доске; фишки для обозначения звуков (красного, синего, зелёного цвета) у каждого ученика и для работы у доски;

иллюстрации: дуб, дятел, дом, диван, дикобраз, дорога, дыня, дверь; два детских рисунка с изображением города и карточки на доску: ГОРОД, ГОРОТ.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

- Кто готов слушать?

- Кто готов вспоминать?

- Кто готов рассуждать?

- Кто готов новые знания открывать?

II. Актуализация знаний.

1) - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (С буквой д).

- Расскажите, что узнали про букву д. (Буква д обозначает согласные звуки [д] - [д']. Согласный [д] звонкий твёрдый. Согласный [д'] звонкий, мягкий).

- Раскрасьте схему-«звуковичок». (Один ученик у доски к большой схеме прикрепляет шапочку-колокольчик, синий и зелёный башмачки).

- Что мы сейчас делали? (Дали характеристику звукам, которые обозначает буква д).

2) - Применим наши знания на практике, поработаем в парах. Приготовьте синий и зелёный карандаши для обозначения звуков. Я буду показывать иллюстрации с изображением предметов. Произнесите слово, название этого предмета, послушайте и определите звуки [д], [д'], поднимите карандаш нужного цвета.

Картинки: дуб, дятел, дом, диван, дикобраз, дорога, дыня, дверь. (Вывешиваются на доску).

- Проверка. (Ученик произносит слово, выделяет звук [д] или [д'], прикрепляет под иллюстрацией синюю или зелёную фишку).

- Оцените свою работу в парах. Поднимите руку, кто доволен работой. У кого возникли трудности в совместной работе? В чём причина? Как исправить?

3) - В какой части произнесённых слов находятся звуки [д], [д']?

- Назовите слова, чтобы звуки [д], [д'] были в середине слова. (Одуванчик, одежда, подушка, одеяло, сковорода, подарок, радуга и др.)

Физкультминутка.

4) Игра «Живые буквы» У ребят карточки с изученными буквами. Учитель называет слово, выходят дети, у которых на карточках нужные буквы и составляют слово.

5) Работа в прописи (Ч. 4, стр. 16).

а) - Рассмотрите иллюстрацию, составьте предложения о том, что видите.

- Почему к этому уроку художник нарисовал такую иллюстрацию? (Называя изображённые предметы слышим звуки [д], [д']).

- Выполним штриховку.

б) - Прочитаем слова под картинкой.

- Почему все слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей).

- Какое слово лишнее? Почему? (Раиса т.к. в этом имени нет буквы д).

- Составим и запишем предложения о каждом ребёнке. (С комментированием).

- Что общего в предложениях? (Все начинаются с предлога у).

- Что такое предлог?

- Для чего нужен предлог?

- Как предлоги пишутся с другими словами?

Физкультминутка для рук.

III. Введение в тему. Постановка проблемы.

1) - Ребята, посмотрите какие рисунки нарисовали ученики нашего класса.(на рисунках изображение города). Но один ученик подписал - ГОРОД, а другой - ГОРОТ.

- Какой вопрос у вас возникает? (Кто из мальчиков прав?)

- Какую проблему мы должны решить на уроке и что узнать? (Когда пишется буква д, а когда буква т).

2) - Определите тему урока.

3) - Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление примерного плана урока.

Чтение слогов и слов.

Наблюдение над произношением слов в написании которых есть буквы д, т.

Письмо слов с буквами д, т.

Графическое обозначение опасных мест в словах.

Чтение предложений и текстов.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

IV. Работа над темой. Открытие нового знания.

1) Работа в «Букваре» (стр. 92). Чтение двух последних строчек слогов.

- Что можно сказать о произношении слогов?

- Произнесите ещё раз слоги, понаблюдайте за произношением звуков [д], [т].

- Что можно сказать о звуках [д], [т]? (Парные согласные).

2) Работа в «Букваре» (стр. 94).

- Рассмотрите слова на левой страничке. На что обратили внимание? (Почти во всех словах голубым цветом выделены буквы д, т).

- Прочитаем первую пару слов так, как написано т.е. орфографически. ([плот], [плод])

- Теперь прочитаем эти слова так, как произносим.([плот], [плот])

- Что заметили? (Написание не совпадает с произношением).

- Прочитаем следующую пару слов так, как написано т.е. орфографически. ([род], [рот])

- Теперь прочитаем эти слова так, как произносим.

- Что заметили? (Написание не совпадает с произношением).

- Какой вывод сейчас можно сделать, в каком случае не совпадает написание и произношение звонкого согласного [д]? (Если звук [д] стоит в конце слова, то написание и произношение не совпадают. Звонкий согласный [д] стоит в слабой позиции).

- Что происходит со звонким звуком [д]? (Оглушение).

- Можно сказать, что это опасное место в слове?

- Дальше будем читать слова с парным согласным на конце слова отмечая графически опасное место. (Проводится аналогичная работа читая слова орфографически и орфоэпически).

- В какой части слова ещё выделены голубым цветом буквы д, т? (В середине слова).

- Прочитаем эти слова сначала орфографически. (лодка, кадка, палатка)

- Теперь орфоэпически, т.е. так, как произносим.

- Что заметили? (Буква д стоит в середине слова, написание и произношение не совпадает).

- Поработаем с карандашом. Подчеркните парные согласные в середине слова.

- А теперь отметьте букву, которая стоит после парной согласной. Что заметили? (Во всех словах после парных согласных д - т стоит буква к. Она обозначает глухой согласный звук).

- Давайте подведём итог, что выяснили?

Вывод: Мы выяснили, что если буква д стоит в конце слова или в середине перед глухим согласным, то происходит оглушение и произносится звук [т]. Написание и произношение не совпадает. Это слабая позиция.

- Подберём к словам лодка, кадка, палатка однокоренные слова, назовём ласково. (Лодочка, кадочка, палаточка).

- Произнесите эти слова и понаблюдайте, какие звуки слышим после парных согласных д - т. (Слышим гласные звуки).

- Можно ли сказать [лоточка] или [каточка]? Почему нельзя?

- Гласный звук помогает чётко произнести парные согласные [д] - [т]. Теперь парные согласные [д] - [т] стоят в сильной позиции.

- Как называются такие слова? (Проверочные).

V. Применение нового знания.

1) Прочитаем оставшиеся слова. Сначала будем читать, как написано, орфографически, потом, как произносим - орфоэпически, затем подберём проверочные слова. ([лошаДка], [лашаТка], [лошаДОчка], [лошаДИный]).

2) - Вернёмся к вопросу, кто из ребят правильно подписал свой рисунок. Поработаем в группах. Напомним правила работы в группах.

работать дружно;

слушать, что говорят другие;

обсуждать, но не мешать работать.

Учитель даёт инструкцию: каждая группа получает карточку с недописанным словом город. Порассуждайте, какую букву надо написать, допишите нужную букву и докажите, что вы правильно написали слово город.

- Проверим работу в группах.

- Кто из мальчиков правильно подписал рисунок?

- Давайте уберём слово, в написании которого допущена ошибка. Что вы посоветуете?

3) Работа в прописи (стр. 17).

4) Работа в «Букваре» чтение и работа над текстом Л. Толстого «Мыши» (стр. 95).

VI. Итог.

- Вспомните тему урока.

- Какую проблему решали на уроке?

- Что нового узнали?

- Что понравилось?

- Оцените свою работу. (Дети показывают смайлик - настроение).

Урок русского языка по программе Школа-2100. Тема: Парные согласные д-т. 1-й класс



© 2010-2022