- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по программе Школа-2100. Тема: Парные согласные д-т. 1-й класс
Урок русского языка по программе Школа-2100. Тема: Парные согласные д-т. 1-й класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Муравьёва И.И. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по программе "Школа-2100".
Тема: "Парные согласные д-т". 1-й класс
Учитель: Муравьёва Ирина Ивановна, учитель 1 категории, МБОУСОШ р.п.Мухен района имени Лазо Хабаровского края.
Цели:
Познакомить с парными согласными д - т.
Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова и в середине перед глухим согласным произносятся одинаково глухо.
Познакомить со способом проверки парных согласных.
Формирование УУД.
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение работать в паре, в группе.
Регулятивные УУД:
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: карточки с печатными буквами д, т (на доску); картинка «звуковичок» у каждого ученика; схема -«звуковичок» на доске; фишки для обозначения звуков (красного, синего, зелёного цвета) у каждого ученика и для работы у доски;
иллюстрации: дуб, дятел, дом, диван, дикобраз, дорога, дыня, дверь; два детских рисунка с изображением города и карточки на доску: ГОРОД, ГОРОТ.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
- Кто готов слушать?
- Кто готов вспоминать?
- Кто готов рассуждать?
- Кто готов новые знания открывать?
II. Актуализация знаний.
1) - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (С буквой д).
- Расскажите, что узнали про букву д. (Буква д обозначает согласные звуки [д] - [д']. Согласный [д] звонкий твёрдый. Согласный [д'] звонкий, мягкий).
- Раскрасьте схему-«звуковичок». (Один ученик у доски к большой схеме прикрепляет шапочку-колокольчик, синий и зелёный башмачки).
- Что мы сейчас делали? (Дали характеристику звукам, которые обозначает буква д).
2) - Применим наши знания на практике, поработаем в парах. Приготовьте синий и зелёный карандаши для обозначения звуков. Я буду показывать иллюстрации с изображением предметов. Произнесите слово, название этого предмета, послушайте и определите звуки [д], [д'], поднимите карандаш нужного цвета.
Картинки: дуб, дятел, дом, диван, дикобраз, дорога, дыня, дверь. (Вывешиваются на доску).
- Проверка. (Ученик произносит слово, выделяет звук [д] или [д'], прикрепляет под иллюстрацией синюю или зелёную фишку).
- Оцените свою работу в парах. Поднимите руку, кто доволен работой. У кого возникли трудности в совместной работе? В чём причина? Как исправить?
3) - В какой части произнесённых слов находятся звуки [д], [д']?
- Назовите слова, чтобы звуки [д], [д'] были в середине слова. (Одуванчик, одежда, подушка, одеяло, сковорода, подарок, радуга и др.)
Физкультминутка.
4) Игра «Живые буквы» У ребят карточки с изученными буквами. Учитель называет слово, выходят дети, у которых на карточках нужные буквы и составляют слово.
5) Работа в прописи (Ч. 4, стр. 16).
а) - Рассмотрите иллюстрацию, составьте предложения о том, что видите.
- Почему к этому уроку художник нарисовал такую иллюстрацию? (Называя изображённые предметы слышим звуки [д], [д']).
- Выполним штриховку.
б) - Прочитаем слова под картинкой.
- Почему все слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей).
- Какое слово лишнее? Почему? (Раиса т.к. в этом имени нет буквы д).
- Составим и запишем предложения о каждом ребёнке. (С комментированием).
- Что общего в предложениях? (Все начинаются с предлога у).
- Что такое предлог?
- Для чего нужен предлог?
- Как предлоги пишутся с другими словами?
Физкультминутка для рук.
III. Введение в тему. Постановка проблемы.
1) - Ребята, посмотрите какие рисунки нарисовали ученики нашего класса.(на рисунках изображение города). Но один ученик подписал - ГОРОД, а другой - ГОРОТ.
- Какой вопрос у вас возникает? (Кто из мальчиков прав?)
- Какую проблему мы должны решить на уроке и что узнать? (Когда пишется буква д, а когда буква т).
2) - Определите тему урока.
3) - Давайте составим план сегодняшнего урока.
Составление примерного плана урока.
Чтение слогов и слов.
Наблюдение над произношением слов в написании которых есть буквы д, т.
Письмо слов с буквами д, т.
Графическое обозначение опасных мест в словах.
Чтение предложений и текстов.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
IV. Работа над темой. Открытие нового знания.
1) Работа в «Букваре» (стр. 92). Чтение двух последних строчек слогов.
- Что можно сказать о произношении слогов?
- Произнесите ещё раз слоги, понаблюдайте за произношением звуков [д], [т].
- Что можно сказать о звуках [д], [т]? (Парные согласные).
2) Работа в «Букваре» (стр. 94).
- Рассмотрите слова на левой страничке. На что обратили внимание? (Почти во всех словах голубым цветом выделены буквы д, т).
- Прочитаем первую пару слов так, как написано т.е. орфографически. ([плот], [плод])
- Теперь прочитаем эти слова так, как произносим.([плот], [плот])
- Что заметили? (Написание не совпадает с произношением).
- Прочитаем следующую пару слов так, как написано т.е. орфографически. ([род], [рот])
- Теперь прочитаем эти слова так, как произносим.
- Что заметили? (Написание не совпадает с произношением).
- Какой вывод сейчас можно сделать, в каком случае не совпадает написание и произношение звонкого согласного [д]? (Если звук [д] стоит в конце слова, то написание и произношение не совпадают. Звонкий согласный [д] стоит в слабой позиции).
- Что происходит со звонким звуком [д]? (Оглушение).
- Можно сказать, что это опасное место в слове?
- Дальше будем читать слова с парным согласным на конце слова отмечая графически опасное место. (Проводится аналогичная работа читая слова орфографически и орфоэпически).
- В какой части слова ещё выделены голубым цветом буквы д, т? (В середине слова).
- Прочитаем эти слова сначала орфографически. (лодка, кадка, палатка)
- Теперь орфоэпически, т.е. так, как произносим.
- Что заметили? (Буква д стоит в середине слова, написание и произношение не совпадает).
- Поработаем с карандашом. Подчеркните парные согласные в середине слова.
- А теперь отметьте букву, которая стоит после парной согласной. Что заметили? (Во всех словах после парных согласных д - т стоит буква к. Она обозначает глухой согласный звук).
- Давайте подведём итог, что выяснили?
Вывод: Мы выяснили, что если буква д стоит в конце слова или в середине перед глухим согласным, то происходит оглушение и произносится звук [т]. Написание и произношение не совпадает. Это слабая позиция.
- Подберём к словам лодка, кадка, палатка однокоренные слова, назовём ласково. (Лодочка, кадочка, палаточка).
- Произнесите эти слова и понаблюдайте, какие звуки слышим после парных согласных д - т. (Слышим гласные звуки).
- Можно ли сказать [лоточка] или [каточка]? Почему нельзя?
- Гласный звук помогает чётко произнести парные согласные [д] - [т]. Теперь парные согласные [д] - [т] стоят в сильной позиции.
- Как называются такие слова? (Проверочные).
V. Применение нового знания.
1) Прочитаем оставшиеся слова. Сначала будем читать, как написано, орфографически, потом, как произносим - орфоэпически, затем подберём проверочные слова. ([лошаДка], [лашаТка], [лошаДОчка], [лошаДИный]).
2) - Вернёмся к вопросу, кто из ребят правильно подписал свой рисунок. Поработаем в группах. Напомним правила работы в группах.
работать дружно;
слушать, что говорят другие;
обсуждать, но не мешать работать.
Учитель даёт инструкцию: каждая группа получает карточку с недописанным словом город. Порассуждайте, какую букву надо написать, допишите нужную букву и докажите, что вы правильно написали слово город.
- Проверим работу в группах.
- Кто из мальчиков правильно подписал рисунок?
- Давайте уберём слово, в написании которого допущена ошибка. Что вы посоветуете?
3) Работа в прописи (стр. 17).
4) Работа в «Букваре» чтение и работа над текстом Л. Толстого «Мыши» (стр. 95).
VI. Итог.
- Вспомните тему урока.
- Какую проблему решали на уроке?
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
- Оцените свою работу. (Дети показывают смайлик - настроение).