- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическое пособие по познанию мира
Методическое пособие по познанию мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Островская Н.И. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическое пособие по познанию мира
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!
☼
- Какие предметы предназначены для личного пользования? Нарисуй.
?
- Используя слова для справок, допиши правила и запомни.
- Чистить зубы надо 2 раза в день:________________________
- Перед едой нужно обязательно__________________________
- Во время еды нельзя __________________________________
- Никогда не ешь немытые_______________________________
- Свет при письме должен падать __________________________
Слова для справок: помыть руки, утром и вечером, слева, читать и разговаривать, овощи и фрукты.
Я И ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК
☼ Нарисуй членов своей семьи и расскажи о взаимоотношениях в ней.
ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЖИТЬ?
ЖИВОТНЫЕ
ВОДА
КАМНИ
НЕБО
ВОЗДУХ
ПИЩА
ДОМ
ЛЕС
ТЕПЛО
ГОРИЗОНТ. КОМПАС.
СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
-
Расставь правильно стороны горизонта (основные и промежуточные)
Основные стороны это- ____________________________________________
Промежуточные это _______________________________________________
?
-
Догадайся, можно ли совершить кругосветное путешествие, если двигаться все время на север? Впиши необходимые слова: двигаясь к северу, путешественники попадут к Северному ________________________, а дальше они могут двигаться только на_________________________________________________.
-
Нарисуй, как будет выглядеть лодка с берега, которая приближается к горизонту
-
а) А теперь нарисуй лодку, которая от линии горизонта приближается к берегу.
б).Нарисуй небо и воду, подпиши, где будет линия горизонта.
? 5
.С. За один день путники проходили расстояние одной клеточки. В первый день, выйдя из точки С, они пошли на север, во второй - на запад, в третий - на север, в четвертый, пятый, шестой - на восток, в седьмой - на юг, в восьмой - на запад, в девятый- на юг, в десятый - на запад. Нарисуй их маршрут. С Ю
?6.Прибор для определения сторон горизонта - это _____________________________.
Для людей какой профессии необходим компас? Перечисли:___________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Полярная звезда показывает направление на _________________________________.
Солнце в полдень находится на ____________________________________________. Мох и лишайники растут чаще с ____________________________ стороны деревьев, камней, скал. Ветви деревьев на ________________стороне гуще, чем на _____________________.
ВОЗДУХ
ЗАДАНИЕ 1. ? Какими свойствами обладает воздух? Ненужное зачеркни.
- Прозрачный, бесцветный.
- Имеет запах, не имеет запаха.
- Имеет вес, занимает место.
- Сжимаем и упруг.
Задание 2. ? Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с воздухом?
- Летит без крыльев и поет, прохожих задирает.
- Без крыльев летят, без ног бегут,
- Пыль с дороги захватил, а потом, набравши сил,
- Что за чудо-красота: расписные ворота показались на пути,
- По дороге мчится автомобиль, вдруг- стоп; спустилась шина;
Задание 4. ? Что может навредить воздуху? Отметь галочкой: сажа, пыль, дым, выхлопные газы, свинцовая пыль, аэрозоли, кислород.
Задание 5. Заполни схему.
Использование Значение
ВОДА
1.Заполни пропуски:
Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом (………, ……) и газообразном (….).
2.Найди лишнее слово: ?
а) Дождь, роса, туман, снег. б) Снег, лед, град, пар.
3. Определи, какие вещества растворяются в воде, а какие - не растворяются : ? сахар, глина, соль, сода, песок, мука, нефть, кислород.
4. Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?
- Вечером на землю слетает, ночью на земле пребывает,
- Над рекою, над долиной повисла белая холстина.
- Пушистая вата плывет куда-то:
- Без рук, без ног, а рисовать умеет.
- На дворе переполох, с неба сыплется горох.
5. Рассмотри таблицу. Расскажи, почему вода играет важную роль в природе.
Свойства воды
Значение воды в природе Не имеет запаха, вкуса, прозрачна. Благоприятная среда для обитания водных организмов Хорошо растворяет другие вещества Необходима для питания растений, животных, человека. В природе находится в твердом, жидком и газообразном состояниях. Возможен круговорот воды в природе. Медленно нагревается и медленно остывает Защищает Землю от перегрева и от переохлаждения
6. Используя схему, расскажи о мерах по охране вод
строительство очистных сооружений экономия воды ОХРАНА ВОД посадка и охрана растений по берегам водоёмов
использование для очистки воды растений и животных, являющихся живыми фильтра
контроль за уровнем загрязнения воды ☼
7. Подумай!
а) При утечке из крана воды за сутки набегает одно ведро. Сколько ведер воды набегает за неделю, за месяц?
б) Что ты знаешь о реке Тобол? В каком экологическом состоянии находится вода? Как вода реки используется человеком?
в) Нарисуй экологические знаки « Охрана вод».
8. Ответь на вопросы «Почемучки»
-
Почему вода в морях соленая?
-
Почему на морозе разрывается бутылка с водой?
-
Какая вода называется минеральной?
-
Можно ли воду нести в решете?
ПОЧВА
?
-
Разгадай ребус.
?
2. Вставив пропущенные буквы, вы узнаете правильный ответ.
Что является основным свойством почвы?
М….сква, в…р..на, дев….чка.
о - плодородие
а - способность пропускать воду
ПОЧВА3. Заполни схему.
☼
4. Почему почву называют « чудесной кладовой»?
Напиши ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ
-
Вода - это :
а) твердое тело;
б) жидкое тело;
в) газообразное
-
Свойства воды:
а) прозрачная;
б) голубого цвета;
в) имеет запах
-
В воде растворяется :
а) мел;
б) песок;
в) соль;
-
При охлаждении вода превращается в
а) дым;
б) пар;
в) лед.
-
При испарении пар превращается в -
а) пар
б) дым
в) облако
-
Что такое почва ?
а) рыхлый плодородный слой земли
б) перегной, в котором есть остатки растений
в) черный слой земли, на котором растут растения
-
Какие основные свойства почвы?
а) имеет черный цвет
б) состоит из глины, песка и перегноя
в) плодородие
-
Что необходимо для того, чтобы почва стала плодородной?
а) песок
б) глина
в)перегной
-
Какую роль играет почва в жизни животных?
а) жилище
б) питание
в) развитие
-
Как уберечь почву от разрушения?
а) уничтожение растений
б) сажать растения
в) рыхлить почву
г) поливать почву
критерии оценок : «5» - 10 баллов «3» - 5-7 баллов
«4» - 8-9 баллов «2» менее 5 баллов
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ
?
-
Виды растений
-
Раскрась деревья! Укажи, какие из них осенью и зимой остаются зелеными?
-
Напиши названия растений:
-
Лиственные деревья__________________________
-
Хвойные (игольчатые листья) деревья_______________________
-
Кустарники ____________________________________
-
Травянистые растения _______________________
-
Корнеплоды ________________________________
-
-
Осенью, ___________________ месяце на деревьях, кустарниках стал меняться цвет листьев, начался листопад. ( Разукрась соответствующим цветом осенние листья
-
Какое растение из какого плода выросло?
?
Соедини стрелкой растение и соответствующий плод.
☼
6. Выбери комнатное растение в классе или дома, ухаживай за ним, наблюдай. Спроси у взрослых или учителя, как нужно за ним ухаживать _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название растения __________________________________
Опиши это растение, его строение: стебель, листья, цветы. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты ухаживаешь за растением? Сколько раз поливаешь? Как и чем разрыхляешь почву?_________________________________________________________________
Если цветет, опиши цветок________________________________________________
Нарисуй его и раскрась.
☼
7.Нарисуй овощ так, чтобы были видны все части этого растения.
8.Перечисли условия, необходимые для жизни растений: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ
-
Сколько всего органов у растений?
а) 5
б) 6
в) 7
-
Что такое корень?
а) орган, который поглощает углекислый газ
б) часть, которая находится в почве
в) часть, которая находится на поверхности
-
Какие стебли бывают по своему внешнему виду?
а) прямые, вьющиеся, стелящиеся
б) древовидные и травянистые
в) прямые
-
Как называется вещество, которое придает листья зеленый цвет?
а) пигмент
б) хлорофилл
в) меланин
-
Из какого органа растения развивается плод?
а) из цветка
б) стебля
в) корня
-
Как растения получают воду из почвы?
а) через стебель
б) через листья
-
Откуда растения получают питательные вещества?
а) из почвы
б) из воздуха
в) из воды
-
Необходимые растению питательные вещества, которые вносятся в почву, называются…
а) перегноем
б) удобрениями
в) минеральными веществами
-
Для чего нужно разрыхлять почву?
а) чтобы почва имела достаточное количество воздуха
б) уничтожать паразитов
в) чтобы лучше просачивалась вода
-
В какое время года начинается усиленный рост растений?
а) летом
б) осенью
в) весной
критерии оценок «5» - 10 баллов «3» - 5-7 баллов
«4» - 8-9 баллов «2» менее 5 баллов
ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ
Задание 1. Распредели данных животных по группам ( кит, пингвин, щука, жаба, крокодил, бабочка, заяц, дрофа, воробей, сом, тритон, черепаха, пчела, медведь, морская игла, лягушка, ящерица, жук-олень, змея, муравей).
Группы животных
представители
млекопитающие
птицы
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Насекомые
Задание 2.
Заполни таблицу (поставь знак «+» в соответствующей графе).
Представи-тели животного мира
Дикие
Домашние
Травоядные
Хищные
Зимой спит
Зимой бодрствует
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ
убегает
убигает
Прячется
Оберегающая окраска
Химичес-кий способ
Бабочка
Корова
Сова
Тигр
Кузнечик
Божья коровка
Скунс
☼
Задание 3.
Опиши животное по плану:
-
Название.
-
К какой группе относится?
-
Где обитает?
-
Чем питается?
-
Когда и как выводит потомство?
-
Роль в природе и для человека.
?
Задание 4.
Размножение - это свойство непрерывности жизни.
Кто из чего появился?
(Соедини стрелками)
1. Яйцо - гусеница - куколка МЕДВЕДЬ
2. Яйцо - ЛЯГУШКА
3. Живородящийся БАБОЧКА
4. Икринка КУКУШКА
5. Икринка - головастик ОКУНЬ
Задание 5.
Викторина для любознательных « НАЙДИ ОТВЕТ!»
(один вопрос - три ответа, найди правильный)
-
Какое животное было одомашнено первым?
а) кошка
б) лошадь
в) собака
-
Кто такие тяжеловозы?
а) ездовые собаки
б) верблюды
в) лошади
-
Что называется табуном?
а) стадо овец
б) стадо лошадей
в) козье стадо
-
В какой стране корова - священное животное?
а) в Египте
б) в Индии
в) в Англии
-
Кто такой дутыш?
а) аквариумная рыбка
б) крупная овца
в) породистый голубь
-
Когда кошка нос хвостом прикрывает?
а) она так не делает
б) когда вздумается
в) к морозу
-
Как называется самец утки?
а) селезень
б) гусак
в) петух
ТЕСТ
-
Какие из данных условий необходимы для жизни животных (подчеркни)?
-
Свет
-
Пища
-
Тепло
-
Одежда
-
Воздух
-
Вода
-
-
К какой группе принадлежат данные животные - медведь, заяц, кит?
-
Пресмыкающиеся
-
Млекопитающие
-
Птицы
-
Рыбы
-
-
Какие из перечисленных животных являются насекомыми?
-
Пчела
-
Воробей
-
Жук
-
Мышь
-
-
Кто из данных животных обладает таким способом защиты как оберегающая окраска?
-
Медведь
-
Бабочка
-
Хамелеон
-
-
Кто из данных животных является живородящим?
-
Кукушка
-
Сазан
-
Собака
-
-
Из чего появились на свет щука и лягушка?
-
Из яйца
-
Из икринки
-
Из личинки
-
Живородящиеся
-
Критерии оценок «5» - 6 баллов
«4» - 5 баллов
«3» - 3-4 балла
«2» - менее 3 баллов
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
-
Перечисли все составные герба РК.
-
Что обозначают, соедини стрелочками:
ШАНЫРАК верный друг и помощник человека
ДВА МИФОЛОГИЧЕСКИХ КОНЯ символ высоких помыслов и зовущей
за собой мечты
ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА народы, живущие в мире и согласии
КОЛОСЬЯ название страны
НАДПИСЬ «КАЗАХСТАН» богатство Родины
?
-
Закончи предложение:
Герб - это знак, _________________________________________
Герб нашей страны выражает ______________________________
☼
4. Раскрась флаг РК
?
5.Чему равна длина флага? _______________м.
Чему равна ширина флага? _______________м.
?
6. Закончи предложение: Флаг РК обозначает _______________________________________________________________________________
_
Золотое солнце в центре обозначает _____________________________________________
Орел, парящий под солнцем,обозначает_________________________________________
☼
-
Флаги каких государств ты знаешь? Нарисуй.
ЗАКОН ТВОЕЙ ЖИЗНИ
?
-
Продолжи:
Великий Закон нашего государства, охраняющий человека с момента рождения до последнего вздоха, называется ___________________________________________
?
-
Перечисли, какие права гарантирует Конституция РК:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
?
-
Назови главную обязанность школьников _____________________________________________________________________________
?
-
Какие еще обязанности возлагаются на всех жителей Казахстана? Перечисли основные:_____________________________________________________________
?
-
Чем проникнута каждая строка Конституции РК? _________________________
?
-
Когда наша страна празднует День Конституции? Обведи кружком правильный ответ.
30 августа 25 октября 16 декабря 22 марта
ТЕСТ
-
В каком году Верховный Совет объявил о независимости Республики Казахстан?
а) 16 декабря 1990 года
б) 16 декабря 1991 года
в) 30 декабря 1995 года
-
Каким государством стал Казахстан?
а) капиталистическим
б) демократическим
в) коммунистическим
-
Какие государственные символы в Казахстане?
а) государственный флаг РК
б) государственный герб РК
в) государственный гимн РК
г) государственные гимн, герб, флаг РК
-
Напиши фамилии поэтов и музыкантов, написавших государственный гимн РК
КОМПОЗИТОРЫ
АВТОРЫ СЛОВ
-
Как называется верхняя сводчатая часть юрты?
а) уык
б) шанырак
в) крыша
-
Что обозначают уыки (опоры) в гербе РК?
а) поддержку юрты
б) народы, живущие в мире и согласии в РК
-
Что обозначают мифологические рогатые кони?
а) рабочий скот кочевников
б) верные друзья и помощники человека
-
Что обозначает пятиконечная звезда на гербе РК?
а) название звезды
б) символ счастья, света, ведущего по жизни
в) высоких помыслов и зовущей за собой мечты
-
Что обозначает надпись «Казахстан»?
а) название нашей республики
б) название народов, населяющих РК
-
Что обозначают колосья на гербе РК?
а) счастье
б) богатство
в) вид растения, дающее пищу человеку
-
Что раскрывает герб?
а) историю и традиции государства
б) характер автора рисунка
-
Какова длина флага РК?
а) 1м 80 см
б) 2м
в) 2м 50 см
-
Какова ширина флага РК?
а) 80 см
б) 1 м
в) 1м 50 см
-
Каковы основные цвета флага РК?
а) синий
б) голубой с золотистым
в) желтый
-
Назови столицу РК
а) Алматы
б) Астана
в) Костанай
-
Назови научный, политический, экономический и культурный центр РК
а) Караганда
б) Алматы
в) Астана
-
Какое месторождение угля обнаружил чабан?
а) Караганда
б) Мангыстау
в) Экибастуз
-
Где добывают уголь открытым способом?
а) Мангыстау
б) Караганда
в) Экибастуз
критерии оценок «5» -17-18 баллов
«4» - 14-16 баллов
«3» - 9-13 баллов
«2» менее 9 баллов
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
?
-
Какой вид народного хозяйства дает продукты питания, материалы для промышленности, корма для животных?
-
Какие культурные растения ты знаешь? Напиши
_________________- __________________________
__________________ ___________________________
☼?
-
Что из чего? Нарисуй.
Масло сахар ткань вата халва
4. Составь цепочку выращивания хлопка.
Засеивают семена __________________________ ___________________
__________________ собирают коробочки.
5.Какие профессии заняты выращиванием хлеба? Подчеркни.
Комбайнеры, продавец, шофер, пекарь, доярка, тракторист, агроном.
САДОВОДСТВО.
ВИНОГРАДАРСТВО.
ОВОЩЕВОДСТВО.
-
РАСПРЕДЕЛИ РАСТЕНИЯ В ДВЕ ГРУППЫ:
Яблоня, томат, картофель, слива, груша, огурцы, вишня, персик, лук, капуста
ОВОЩЕВОДСТВО
САДОВОДСТВО
☼
-
Как садоводы борятся с вредителями? Напиши и нарисуй.
-
Волшебный виноград. Реши кроссворд.
-
Красные сапожки в земельке лежат.
-
Красная матрешка, беленькое сердечко.
-
Сладкие ягодки на дереве висят.
Головой кивают, а падать не хотят.
-
Крупное, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки.
-
Без окон, без дверей полна горница людей.
-
Сам алый, сахарный
Кафтан зеленый, бархатный.
-
Карета Золушки.
-
На зеленом шнурке
Среди летней жары
Подрастают шары.
ТЕСТ
-
Растениеводство - это отрасль народного хозяйства, которая занимается разведением
а) скота
б) овощей
в) культурных растений
-
Кто борется с сорняками, пыльными бурями, вредными насекомыми?
а) хлеборобы
б) комбайнеры
в) животноводы
-
Что называют « белым золотом»?
а) соль
б) сахар
в) хлопок
-
В какой области развито хлопководство?
а) Костанайской
б) Северо-Казахстанской
в) Южно-Казахстанской
-
Для чего белят деревья?
а) для красоты
б) от насекомых
в) от собак
-
Какая ткань хорошо красится?
а) льняная
б) хлопчато-бумажная
в) шерстяная
-
Какое растение используют при изготовлении сахара?
а) свекла
б) морковь
в) яблоня
-
Назови бахчевые культуры
а) арбуз
б) огурец
в) дыня
-
Что полезное содержится в ягоде?
а) витамины
б) кислород
в) минеральные соли
-
Продолжи пословицу: « Без труда хлеб …………»
а) всему голова
б) никогда не родится
в) слаще сахара
критерии оценок «5» -10 баллов
«4» - 8-9 баллов
«3» - 5-7 баллов
«2» - менее 5 баллов
ЖИВОТНОВОДСТВО
1. Какие ассоциации возникают у тебя, когды ты слышишь слово «животноводство»? Запиши их.
-
Заполни таблицу по статье учебника на стр. 122-123
Название животного
Что получают от животного
Как используют
3. Отгадай-ка кроссворд.
-
С
1
2
4
3
5
6 бородой, а не старик,
С рогами , а не бык,
Доят, а не корова,
Лыки дерёт, а лаптей не плетет.
-
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
-
У нашей Малашки 33 рубашки,
А ветер подул - все рубашки раздул.
-
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
-
Пятак есть, а ничего не купит.
-
Вся мохнатенькая, четыре лапки,
Сама усатенька, два яхонта под шапкой.
Если ты решишь кроссворд правильно, то в выделенных клетках по вертикали прочтешь отгадку к такой загадке:
Два- ста ухаста, два-ста рогаста,
Четыре-ста ходаста, один пыхтун,
Один вертун.
-
Кто что делает? Дополни:
Доярка - ………….
Телятница - …………….
Ветеринарный врач - ………….
Зоотехник - …………..
Чабан - ……………..
☼* Напиши мини-сочинение об одной из профессий. К своему рассказу нарисуй
иллюстрацию.
Как ты понимаешь пословицу « Труд человека кормит, а лень портит» . Объясни._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Запиши этапы изготовления одежды и обуви, используя статью (схематично)
Шерсть ……. ……. и т.д. одежда
Шкура …….. …….. и т.д. обувь
-
Соедини стрелками: какая отрасль животноводства занимается разведением данных животных?
Отрасль животноводства
Животные
Верблюдоводство свиньи
Коневодство верблюды
Овцеводство коровы
Птицеводство лошади, кони
Свиноводство овцы
Разведение крупного рогатого скота куры,утки,индюки, гуси
ТЕСТ к теме « Животноводство»
-
Для чего предназначены животноводческие фермы?
1. Для хранения кормов
-
Для разведения животных.
-
Для продажи животных.
2.Какие птицы относятся к домашним?
-
Лебеди
2. Куры
-
Перепелки
3.Какие корма используют для крупного рогатого скота?
1. Клевер, кукурузу, комбикорм.
-
Овощи, фрукты.
-
Листья деревьев.
-
Из молока какого животного вырабатывают кумыс?
1.Коровы
2.Верблюдицы
3.Кобылы
-
Из молока какого животного вырабатывают шубат?
1.Коровы
2.Верблюдицы
3.Кобылы
критерии оценок : «5» -5 баллов
«4» - 4 балла
«3» - 3 балла
«2» - менее 3 баллов
Литература
-
Я познаю мир : Детская энциклопедия.
М : ООО «Фирма «Издательство АСТ»;
ООО «Издательство Астрель», 2000 г.
-
Все обо всем : Популярная энциклопедия для детей
М : Филологическое общество «Слово», 1993 г.
-
Дитрих А. - «Почемучка».
Москва, «Педагогика», 1987 г.
-
Ильин М. - «Сто тысяч почему».
Ленинград, «Детская литература», 1989 г.
-
Сухин И.Г. - «800 загадок и 100 кроссвордов»
Москва, Новая школа, 1997 г.
-
Учебник «Познание мира» 2 класс
Издательство «Атамура»,1999г.