- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие по внеурочной деятельности по теме «Посередине гвоздик (ножницы)». 1 класс
Занятие по внеурочной деятельности по теме «Посередине гвоздик (ножницы)». 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Немцева О.А. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе
Тема: «Посередине гвоздик (ножницы) ». Цель занятия: создать условия для знакомства обучающихся с разновидностями ножниц и их назначением, с профессиями мастеров, использующих разные виды ножниц в своей работе, ввести понятие «конструкция», определить конструкцию ножниц, вспомнить правила безопасной работы ножницами, правила их хранения; научить основному приёму резания бумаги ножницами (средней частью лезвий), правилами резания, закреплять умение поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место в конце работы. Планируемые результаты (предметные): знают о разновидностях ножниц и их назначением, о и конструкции (через проведение исследовательской деятельности), нескольких профессиях мастеров, использующих в работе ножницы, владеют основным приёмом резания бумаги ножницами, знают правила резания и умеют применять навыки работы с ножницами в практической деятельности.
Метапредметные УУД: Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют алгоритм, определяют последовательность действий, отбирают необходимые материалы для работы, отличают при сопоставлении с образцом учителя или детей выполненное задание от неверного, корректируют и контролируют свои действия, способы к саморегуляции. Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников (презентацию, работу с наглядным материалом, своего жизненного опыта, исследовательской деятельности), отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, делают выводы и обобщения, составляют алгоритм деятельности., открывают новые знания и умения -приёма резания ножницами (через практическое исследование, обсуждение, выводы); Коммуникативные: умеют выражать свои мысли по данной теме, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, задают вопросы с целью получения более полной информации по теме, умеют работать в группах, парах. Личностные: имеют мотивацию к внеурочной деятельности, понимают ценность человека, стремящегося к познанию и совершенствованию, понимают для чего нужны знания и умения, приобретённые на занятии, учится уважительно относиться к людям труда, работникам разных профессий. Методы и формы обучения: беседа, метод наблюдений, исследования, практический; групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход занятия
- Организационный момент
- Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации.
(Инструмент бывалый - не большой, не малый.
У него полно забот: он и режет, и стрижет). - Кто догадался, о чём мы с вами будем вести разговор на занятии, какой предмет будем исследовать? - А кто из вас знает, что такое ножницы? (это режущий инструмент, инструмент для резания бумаги, ткани, проволоки, металла, шерсти и т.д, он имеется в каждом доме). А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «День-ночь» - если знаете ответ, то голову держите прямо и глазки не закрываете, если нет, то глаза закрываете и голову опускаете на парту. Вопросы: (выявление знания и незнания по теме)
1. Кто знает, когда возникли ножницы?
2. Из каких материалов их делают?
3. Знаете ли вы правила безопасной работы с ножницами? 4. Кто знает, из каких деталей состоят ножницы? 5. Владеете ли вы приёмами и правилами резания бумаги ножницами? - А почему вам не удалось ответить на все данные вопросы? (не владеем необходимой информацией по данной теме, не всё знаем). Я прошу вас не огорчаться. Работая все вместе, сегодня мы сможем всё исправить. - Какие цели мы поставим на занятии? (узнать о возникновении ножниц, познакомиться с их разновидностью и конструкцией, познакомиться с приёмами и правилами резания бумаги). - - - Где нам пригодятся эти знания? - А для чего ножницы нужны нам в жизни? (резать бумагу, картон, ткань, проволоку, металл, кожу, пластмасс, волосы, шерсть). 3) Работа по изучению нового материала
А) Из истории возникновения ножниц.
Сейчас мы с вами шагнём в прошлое.
- А как вы думаете, в те далёкие, древние времена были ли ножницы?(нет)
- Что могли использовать первобытные люди вместо ножниц? (заострённые камни). Первые ножницы появились около трех с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме и предназначались для стрижки овец. Их лезвия не поворачивались вокруг центра, а соединялись пружи-нящей пластиной и просто сжимались рукой. Первые ножницы в привычном для нас виде появились около 1000 лет назад. Кто- то из ремесленников догадался соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть в виде колец. Получились ножницы. К сожалению, история не сохранила имени того человека, кто придумал соединить два разрозненных лезвия гвоздиком, а ручки изогнуть в кольцо. Шло время, конструкция ножниц в целом не изменилась, а вот внешне ножницы преобразились. Изменялась длина лезвий, форма колец. Ножницы стали делать из железа, стали, серебра. Отдельные ножницы украшались золотом.
Б) Проведение практического исследования ножниц. - Посмотрите на эти ножницы и скажите, на какие группы их можно разбить? (по размеру, по своему назначению, из каких материалов сделаны). - Рассмотрите свои ножницы. Как они устроены? Из каких деталей они состоят? (Детали изделия (2 лезвия с кольцами посредине соединены винтом с заклёпкой) - называется конструкцией ножниц). - Из каких материалов их делают? (железо, сталь, серебро, украшают золотом) - Все ли мастера, работающие с ножницами используют одни и те же? (у каждого мастера свои ножницы). - Какие детали самые опасные в конструкции? Чем они опасны? (заострённые лезвия). Г) Повторение правил работы с ножницами. Давайте вспомним правила работы с ножницами. Как вы думаете, они нам пригодятся сегодня? Задание: Вам необходимо дополнить устно предложения, вставив нужные слова.
- Не оставляй ножницы (открытыми).
- Держи ножницы горизонтально, кольцами (к себе)
- Передавай ножницы (кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями).
- Режь только (сидя).
- Не размахивай ножницами, не подноси (их к лицу).
- Используй ножницы (когда только нужно, по назначению).
- После окончания работы клади их в (футляр или подставку).
4) Физминутка
Задание: нарисуйте в воздухе кольца ножниц (пальчиком рисуют кольца ножниц: круг влево, вправо, в разные стороны, покажите какие лезвия у ножниц, поработайте ручками, выполняют упражнение «ножницы» при помощи ног»)
5) Продолжение работы по теме занятия.
А) Знакомство с рациональными приёмами резания ножницами.
Покажите при помощи пальцев, как работают ножницы (пантомима).
Выведения алгоритма действий:
А сейчас вы попробуйте составить алгоритм действий резания бумаги.
- Представьте, что вас попросили отрезать полоску от листа бумаги. Как вы это сделаете?
Расставьте числа в нужном порядке, действие за действием.
-
Взять правильно ножницы в руку.
-
В другую руку взять лист бумаги.
-
Раздвинуть лезвия ножниц не сильно широко.
-
Поднести лист бумаги к середине лезвий ножниц.
-
Резать по линии средней частью ножниц.
-
Не смыкать ножницы в конце.
Возьмите правильно ножницы в руки. Возьмите листок бумаги и попробуйте отрезать полоску от листа бумаги. У всех получилось ровная полоска? Почему нет? При работе с ножницами нужно знать некоторые секреты.
- Кто знает, как правильно резать ножницами по прямым, кривым, замкнутым и ломанным линиям? (необходимо резать серединой лезвий ножниц, лезвия ножниц широко не разводим, концы лезвий не смыкаем, режем так, чтобы можно видеть линию).
- Попробуйте разрезать по кривой линии или замкнутой. У всех получилось?
- Что нужно поворачивать ножницы или бумагу? (поворачиваем бумагу, а не ножницы.) 6) Практические действия на занятии. А) Проверка готовности рабочего места. Б) Отработка умения приёма резания бумаги ножницами (средней частью лезвий), правил резания. (режут по кривой линии, круги разных размеров) В) Сравнение с эталоном (с образцом учителя)
7) Работа с пословицами:
В народе про ножницы тоже сложено много пословиц и поговорок (работа на карточках)
- Попробуйте соединить начало пословицы с её концом. Как вы понимаете их смысл?
Семь раз отмерь (один раз отрежь)
Без ножниц платья (не скроишь)
Ножницы прямые (да руки кривые)
8) Итог занятия. Рефлексия деятельности - Что нового узнали на занятии? - Достигли ли мы поставленных целей? - Научились ли правильно держать ножницы и резать бумагу? А сейчас я вам задам те же вопросы, что и задавала в начале урока?
1. Кто знает, когда возникли ножницы?
2. Из каких материалов их делают?
3. Знаете ли вы правила безопасной работы с ножницами? 4. Кто знает, из каких деталей состоят ножницы? 5. Владеете ли вы приёмами и правилами резания бумаги ножницами? - Кто желает дома вырезать более сложную фигуру? Доп-но:
Знакомство с профессиями мастеров, использующих разные виды ножниц в своей работе, - Ребята, а вы знаете люди каких профессий в своей работе используют ножницы?(швея, портной, модельер, парикмахеры, маникюрши, жестянщики, садовники, пастухи, врачи).
Из истории возникновения ножниц Первые ножницы появились около трех с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме и предназначались для стрижки овец. Их лезвия не поворачивались вокруг центра, а соединялись пружи-нящей пластиной и просто сжимались рукой.
Из истории возникновения ножниц Первые ножницы в привычном для нас виде появились около 1000 лет назад. Кто- то из ремесленников догадался соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть в виде колец. Получились ножницы.
Из истории возникновения ножниц К сожалению, история не сохранила имени того человека, кто придумал соединить два разрозненных лезвия гвоздиком, а ручки изогнуть в кольцо.
Задание: Дополните устно предложения, вставив нужные слова.
- Не оставляй ножницы ………..
- Держи ножницы горизонтально, кольцами …..
- Передавай ножницы ………
- Режь только …….
- Не размахивай ножницами, не подноси их к …….
- Используй ножницы только по ……...
- После окончания работы клади их в ……….
Задание: Дополните устно предложения, вставив нужные слова.
- Не оставляй ножницы ………..
- Держи ножницы горизонтально, кольцами …..
- Передавай ножницы ………
- Режь только …….
- Не размахивай ножницами, не подноси их к …….
- Используй ножницы только по ……...
- После окончания работы клади их в ……….
Задание: Дополните устно предложения, вставив нужные слова.
- Не оставляй ножницы ………..
- Держи ножницы горизонтально, кольцами …..
- Передавай ножницы ………
- Режь только …….
- Не размахивай ножницами, не подноси их к …….
- Используй ножницы только по ……...
- После окончания работы клади их в ……….
Задание: Укажите последовательность операций:
-
Ход работы
№ последовательности выполнения работы
Раздвинуть лезвия ножниц не сильно широко.
Резать по линии средней частью ножниц.
В другую руку взять лист бумаги.
Поднести лист бумаги к середине лезвий ножниц.
Взять правильно ножницы в руку.
Не смыкать ножницы в конце.
Задание: Укажите последовательность операций:
-
Ход работы
№ последовательности выполнения работы
Раздвинуть лезвия ножниц не сильно широко.
Резать по линии средней частью ножниц.
В другую руку взять лист бумаги.
Поднести лист бумаги к середине лезвий ножниц.
Взять правильно ножницы в руку.
Не смыкать ножницы в конце.
Задание: Укажите последовательность операций:
-
Ход работы
№ последовательности выполнения работы
Раздвинуть лезвия ножниц не сильно широко.
Резать по линии средней частью ножниц.
В другую руку взять лист бумаги.
Поднести лист бумаги к середине лезвий ножниц.
Взять правильно ножницы в руку.
Не смыкать ножницы в конце.
Задание: Соедини начало пословицы с её концом.
-
Семь раз отмерь да руки кривые
Без ножниц платья
один раз отрежьНожницы прямые,
не скроишь
Задание: Соедини начало пословицы с её концом.
-
Семь раз отмерь да руки кривые
Без ножниц платья
один раз отрежьНожницы прямые,
не скроишь
Задание: Соедини начало пословицы с её концом.
-
Семь раз отмерь да руки кривые
Без ножниц платья
один раз отрежьНожницы прямые,
не скроишь