Рабочая программа по литературному чтению (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение» Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
  • формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Изучение предмета способствует решению следующих задач:
  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Система оценки достижений учащихся. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: •качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом; •степень самостоятельности в выполнении работы; •уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.). Срок реализации программы-1 год. 2.Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления). Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного). Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную - безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь; третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное. Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов. В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. На уроках чтения развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин. В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой. 3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет рассчитан на 132 ч (4 ч в неделю): из них - 92 ч отводится урокам обучения грамоте и 40 ч - урокам литературного чтения. 4.Личностные, метопридметные и предметные результаты учебного предмета Личностные результаты:
  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на ми в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  4. Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:
  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообра-зии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимания учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) правил речевого этикета.
  5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  6. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

5. Содержание учебного предмета Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92 ч.)
Виды речевой деятельности: Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Фонетика. Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, парные - непарные. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Графика Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Блок «Литературное чтение» (40 ч.)

Введение (1 ч)


Жили-были буквы (7 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.


Сказки, загадки, небылицы (8 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и всерьез (6 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (6 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (5 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

Резерв (2 ч)


6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Примечание

1

Введение

1 Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Пользоваться словарем в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Знать фамилии, имена, отчества писателей прочитанных произведений.

2

Жили-были буквы

7 Выбирать книгу по заданному параметру. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

3

Сказки, загадки, небылицы

8 Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать нравственную оценку поступкам. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; классифицировать их по темам.

4

Апрель, апрель! Звенит капель

5 Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

5

И в шутку и в серьёз

6 Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

6

Я и мои друзья

6 Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

7

О братьях наших меньших

Резерв

5

2 Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок - несказок; придумывать свои собственные сказки - несказки; находить сказки - несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

7. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Используемая литература: 1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2011 2. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1 сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.-М.: Просвещение, 2013
3.Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2 сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская.-М.: Просвещение, 2013
4.Планируемые результаты начального общего образования /(Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). 5.Обучение грамоте:1 класс: КИМЫ/ О.Н.Кралова.-М.: Издательство «Экзамен», 2013.-64 с. 6.Обучение грамоте: электронное приложение.

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Словари по русскому языку. Портреты поэтов и писателей. Классная доска. Персональный компьютер с принтером. Ксерокс.





8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Темы

Содержание темы

Планируемые предметные результаты по теме

Способы оценки планируемых результатов (текущая/тематическая, устно/письменно/практика)

Введение 1ч.

Жили-были буквы - 7 ч.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

С. Черный «Живая азбу-ка»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородиц-кая «Разговор с пчелой»,

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

Учащийся научится:

-пересказывать текст с опорой на картинку;

- находить заглавие текста, называть автора произведения, в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы.

-выразительно читать произведение,

Учащийся получит возможность научиться:

понимать содержание прочитанного;

отвечать на вопросы по содержанию.

Процессе изучения темы - текущая оценка :

Устный опрос, пересказ прочитанного,

беседа по вопросам

В конце изучения темы - тематическая оценка :

Тест,чтение наизусть

Сказки, загадки, небылицы - 8 ч. Е. Чарушин «Теремок». Загадки, песенки. Русские народные потешки.

Учащийся научится:

-читать текст художественного произве-дения про себя (без учета скорости), делиться впечатлениями по поводу прочитанного.

- различать в практическом плане сказку, стихотворение.

- рассказывать наизусть 1-2 стихотворения,

Учащийся получит возможность научиться:

различать фольклорные жанры.

Процессе изучения темы - текущая оценка :

Устный опрос , пересказ по картинному плану, беседа по вопросам

В конце изучения темы - тематическая оценка :

Тест, викторина,чтение наизусть

Апрель, апрель! Звенит капель - 5 ч. А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?»

Учащийся научится:

-определять жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию;

- находить заглавие текста, называть автора произведения; различать рассказ, стихотворение;

- рассказывать наизусть стихотворение (по выбору).

Учащийся получит возможность научиться:

- приводить примеры художественных произведений по изученному материалу.

Процессе изучения темы - текущая оценка :

Устный опрос , пересказ, выразительное чтение,беседа по вопросам

В конце изучения темы - тематическая оценка :

Тест, чтение наизусть

И в шутку и всерьёз - 6 ч. И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник».

Учащийся научится:

-читать целыми словами с элементами слогового чтения; отвечать на вопросы.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать содержание прочитанного.

- различать жанры литературы.

Процессе изучения темы - текущая оценка :

устный опрос, пересказ по опорным словам,беседа по вопросам

В конце изучения темы - тематическая оценка :

Тест, чтение наизусть

Я и мои друзья - 6 ч. Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

Учащийся научится:

- выразительно читать произведения; отвечать на вопросы; работать с иллюстрациями;

- различать жанры литературных произведений.

- рассказывать наизусть 1-2 стихотворения, содержание произведений, отвечать на вопросы по тексту.

Учащийся получит возможность научиться:

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя».

Процессе изучения темы - текущая оценка :

Устный опрос, пересказ по опорным словам,беседа по вопросам

В конце изучения темы - тематическая оценка :

Тест, чтение наизусть

О братьях наших меньших - 5 ч.

Резерв- 2ч.



С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет». М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж».

Учащийся научится:

-читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного;

- выразительно читать; отвечать на вопросы.

- находить заглавие текста, называть автора произведений.

- в совместной дея тельности с учителем получит возможность научиться делить текст на части; составлять план; пересказывать по рисункам.

Учащийся получит возможность научиться:

пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку.

Составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному

Процессе изучения темы - текущая оценка :

Устный опрос, пересказ по опорным словам, беседа по вопросам


В конце изучения темы - тематическая оценка :

Тест, викторина, чтение наизусть


© 2010-2022