- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока 1 класс Школа России
Конспект урока 1 класс Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Уржумова Т.А. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Согласные звуки [б], [б'], буквы Б,б
УМК: Школа России. Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука: уче6ник для 1 кл./ М.: Просвещение, 2011. Класс: 1 класс Учитель: Т.А.Уржумова
Цели урока:
- образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; учить делать звуковой анализ слов; различать понятия «форма слова» и «родственные слова», обогащение и активизация словарного запаса;
- развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
- воспитательные: воспитание интереса к родному языку, к чтению детской художественной литературы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Оборудование урока:
- учебник «Азбука» (авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., ., Виноградская Л.А., Бойкина.М.В., 2011г);
- детские рисунки;
- сборник басен И.А.Крылова.
- набор карточек с буквами и слогами;
- наборное полотно;
- цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов;
- слайдовая презентация «Буквы Б, б. Звуки [б], [б']»;
- компьютер;
- проектор;
- экран.
Ход урока
- Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания. 1. Выставка рисунков. - На ваших картинках нарисованы животные. Назовите первый звук каждого слова. Охарактеризуйте его. 2. Работа с лентой букв(с.103 «Азбука»). -Прочитайте слоги на с.98 -Почему буквы Б-П называют парными согласными буквами? III. Упражнения для развития речевого аппарата.
- Дыхательная гимнастика.
- Артикуляционная разминка.
- Работа над дикцией.
- Чтение слогов разным темпом. (Презентация - слайд 3)
- Игра «Лото» (Презентация - слайд 4)
Работа над значением слова - быль: 1. То, что было в прошлом (устар.). 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). Быль - небыль.
III. Физкультминутка. (Презентация - слайд 5)
Игра «Потопаем, похлопаем». - Если услышите в начале слова звук [б] - потопайте, если услышите звук [б ,] - похлопайте: булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.
IV. Постановка темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы продолжим учиться читать тексты со словами содержащими буквы Б, б, составлять с этими буквами слова, разгадывать ребусы, играть со словами и буквами и конечно узнаете новое о словах. - У кого из вас есть родственники? Перечислите ваших родственников. Оказывается, что и у слов есть родственники. Сегодня будем учиться узнавать родственные слова.
V. Наблюдение над различиями: формы слова - родственные слова. 1. Чтение текста и слов на с. 104 (вверху), наблюдение над словами в столбиках. - Чем различаются слова второго (третьего) столбика? (написанием - последними буквами, т. е. окончаниями и обозначают разное количество одного и того же названия, предмета) - Такие слова называют формами слова.
2. Упражнение в различении форм слова и родственных слов . Формы слова: Родственные слова: дуб дуб два дуба дубок у дуба дубрава под дубом дубовый в дубе дубинка - В каком столбике написаны формы одного слова? - Дуб, два дуба, у дуба, под дубом - это формы одного слова. Всё что мы говорим, происходит вокруг одного и того же предмета, вокруг одного и того же названия. Давайте подберем признак к слову «дуб». (Могучий, столетний, старый, зеленый.) Подставьте слово «могучий» к словам первого столбика. Что получилось? Подставьте слово «могучий» к словам второго столбика. Что получилось? - Мы не говорим «могучая дубрава», да и «могучий дубок» звучит нелепо. - Что общее в написании слов: «дуб», «дубок», «дубрава», «дубовый»? - Составьте с этими словами предложения. -Что ещё общего у этих слов? (Смысл) Такие слова называют однокоренными. - На с. 103 прочитайте слова в столбиках. Какие из них родственные, а какие являются формами слова?
VI. Чтение текстов. Словесные игры. 1. Чтение текстов «Барсик» на с. 102, « Виталик и Бобик» на с. 103. - Чем похожи эти тексты? (Шуточные) - Кому Виталик показывал буквы? - Как повёл себя Бобик? - Как Барсик получил слово «кот»? 2. Игра «Полсловечка за вами» (Презентация - слайд 6) а) БАЛ - (-да, -ка, -кон); б) ☼ + КА : добавьте первый слог, чтобы образовались слова, обозначающие: - стеклянный сосуд; - помещение, где парятся по русскому обычаю; - её пекут из белой муки и подают к чаю; - пушной зверёк в дупле; - она задерживает мяч в воротах; - её увидишь на любом дереве; - домик для птички в твоей квартире.
3. Составь имя сказочного героя из первых звуков каждого слова. (Презентация - слайд 6) 4. Ребусы (Презентация - слайды 8, 9,10) 1) Работа над значением слова - изба. ( Деревянный крестьянский дом.) Не красна изба углами, а красна пирогами (посл.) Избушка, избёнка, избяной. 2) Работа над многозначностью слов: баранки, бабочка.
VII. Физкультминутка. (Презентация - слайд 11)
Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. VIII. Чтение и анализ текста «В библиотеке» - с. 101. - Где были дети в субботу? - Какие книги им показали? _Что они рассматривали? - Знакомы ли вы с писателем Крыловым? Краткое сообщение учителя о баснописце.(Презентация - слайд 12) - Какие басни Крылова вы знаете? Демонстрация сборника басен И.А.Крылова и чтение учителем басни «Ворона и лисица». (Презентация - слайд 13) - К каким басням нарисованы эти иллюстрации? (Презентация - слайд14)
IX. Развитие мышления, памяти, внимания.
- Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква?
Жучка будку (булку) не доела - Неохота, надоело. Ехал дядя без жилета (билета), Заплатил он штраф за это. На остров налетел ураган, На пальме остался последний баран (банан). 2. Рассеянный наборщик. (Презентация - слайд 18 ) - Правильно расставь буквы и получи названия животных. Составить полученные слова на наборном полотне из разрезных слогов и букв и записать слова в тетрадь. - Чем похожи слова? Чем интересны эти животные? - Как надо относиться к животным? - Какое животное можно назвать лишним? Почему? - Какое слово можно назвать лишним? Почему? (собака - 3 слога; белка - [б ,] мягкий) 3.Доскажи словечко. (Презентация - слайд19) - Составить у доски из разрезных карточек схему слова берёзка и нарисовать схему в тетради. 4. Стихотворение «Белая берёза» С.Есенина - с. 100 1) Выразительное чтение и заучивание наизусть. 2) - Что нарисовано на рисунке? - О каком времени года написано стихотворение? -С чем сравнивает поэт снег? Задание в учебнике с.100 X. Подведение итогов урока 1. Работа с лентой букв. 2. - Что такое «форма слова»? - А какие слова называются родственными?
- Словесная оценка деятельности учеников на уроке.
Список использованной литературы:
1. Голубь В.Т. Уроки обучения грамоте: Практическое пособие. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009. - 160 с. 2. Волина В.В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009, - 384 с. 3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. - 944 стр. 4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. Новое изд. испр. и доп. - М.: ВАКО, 2013. - 448 с. - (В помощь школьному учителю)
6