- Преподавателю
- Начальные классы
- Выделение жанровых особенностей русской народной сказки /на примере сказки «У страха глаза велики»/
Выделение жанровых особенностей русской народной сказки /на примере сказки «У страха глаза велики»/
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коновалова Т.В. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру»
Тема урока:
Выделение жанровых особенностей русской народной сказки /на примере сказки «У страха глаза велики»/
Цель:
Организовать пространство личностного нравственного ориентирования в процессе планирования действий в соответствии с поставленной задачей, позицией участников учебной группы, обусловленной формированием логической операции «подведение под понятие». Формирование УУД: 1. Создать условия для личностного нравственного ориентирования, продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов).ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 2. Формировать учебную деятельность младших школьников: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
3. Развивать учебное сотрудничество. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 4. Формировать общеучебное умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Оборудование урока: иллюстрации русских народных сказок, шляпы с дифференцированными заданиями, воздушные шарики, куклы, ложки для инсценирования сказки, электронная физминутка для глаз, карточки с пословицами, словари, опорные слова /этапы сказки/, запись песни Никитиных «Песенка о сказке».
Ход урока:
-
Организационный момент. Приветствие обучающихся. Разминка поможет вам настроиться на урок, сориентироваться и сформулировать задачи нашего урока.
/разминка речевого аппарата, упражнение на дыхание:
Как на горке, на пригорке жили - были три Егорки…..
-
Целеполагание. Характерной чертой какого литературного жанра является употребление в тексте сочетания «жили-были»? Что вы знаете о сказке? Что хотите узнать? Сформулируйте задачи на наш сегодняшний урок.
-
Актуализация опорных знаний. Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Почему?
Какие виды сказок вы знаете?/схема: народные, литературные: бытовые, волшебные, о животных/. Назовите литературные признаки жанра «сказка».
Для того, чтобы повторить сказки, которые вы уже читали, воспользуемся помощью наших помощниц: волшебных шляп. Каждая группа выберет себе вопрос из шляпы. Вы можете взять вопрос, с которым справитесь. В серебряной шляпе - сложные вопросы, в красной - средней степени сложности, в зелёной - лёгкие.
серебряная шляпа/высокая степень сложности/
Рассмотрите иллюстрации на доске и определите, что их объединяет. Назови заголовки, исправь ошибки /они все созданы к сказкам, в них есть ошибки/
красная шляпа /средняя степень сложности/
«Угадайте героя по реплике»
- «…высоко сижу - далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)
- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка - сестричка и серый волк»)
- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)
- «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)
- «…речка - реченька - укрой меня…» («Гуси - лебеди»)
зелёная шляпа /низкая степень сложности/
«Зашифрованное название сказки»
Карточка №1
5
2
1
8
10
9
3
4
7
6
У
Н
С
Ч
А
К
Е
Г
О
Р
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Карточка №2
3
6
5
2
1
7
4
Р
О
М
Е
Т
К
Е
1
2
3
4
5
6
7
-
Открытие нового знания. Выявление этапов сказки.
Первичное восприятие сказки «У страха глаза велики». Читает учитель и хорошо читающие ученики.
Установка перед слушанием: закройте глаза и представьте события сказки.
Выявление первичного восприятия произведения.
- Какие картинки вы представили перед собой, когда слушали сказку?
- Что вас больше всего рассмешило в сказке?
Анализ сказки
- Докажите жанровую принадлежность прослушанного произведения.
- Перечитайте начало сказки вслух. Какие слова подтверждают, что это сказка?
/ Жили-были/. На доске - зачин
- Как вы считаете, почему внучку звали хохотушкой?
- Почему курочку звали клохтушкой?
- Почему мышку - норушкой?
- А теперь найдите завязку, т.е. момент, который стал причиной событий. ( На доске: ЗАВЯЗКА, СОБЫТИЯ).
/Бабушка, внучка, курочка, мышка пошли за водой, воды набрали и пошли домой/.
- Какие слова показывают, что у них была вода в вёдрах?
/Трёх-плёх-плёх/.
- Кто сидел под яблоней?
/Зайка/.
- Прочитаем, что случилось с зайкой!
- Яблоня уронила яблоко на зайку. Почему она это сделала?
- Почему яблоко упало именно на зайку?
- Что сделал зайка после того, как на него упало яблоко?
- Прочитайте абзац, который доказывает, что водоносы испугались зайку.
/"Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка взлетела, а мышка под печку схоронилась."/
- Про кого думала бабушка, когда убегала?
- А внучка про кого думала?
- А курочке кто показался?
- А зайцу кто предвиделся?
- Правильно! Но почему водоносы думали о разных нападающих?
/Потому что они представляли, прежде всего своего врага и увидели в зайце того, кого больше всего боялись, а каждый из них боится своего врага (животного/ человека)/.
- В какой строчке самый высокий момент напряжения! На доске - КУЛЬМИНАЦИЯ
/"Прыгнул зайка да прямо нашим водоносам под ноги"/.
Найдите, где происходит развязка действия.
На доске: РАЗВЯЗКА.
- Прочитайте концовку.
/"Верно говорят: "У страха глаза велики: чего нет - и то видят""/
-
Электронная физминутка для глаз.
-
Закрепление изученного материала.
Вторичный синтез.
- Согласны ли вы с выводом сказки?
- За что народ высмеивает действующие лица в сказке?
- Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик?
/ Страх, глупость, наивность/.
- Что вы можете сказать о зайце?
/ Он тоже был трусом и вообразил, будто за ним гнались охотники/.
- Какие люди в народе ценятся больше всего?
/ Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях/.
- Какие люди осуждаются, высмеиваются?
/ Трусливые, избегающие проблем, глупые/.
Развитие речи. Работа в парах. Подбор пословиц, соответствующих главной идее сказки. Работа со словарём. Объяснение смысла пословиц.
Душа в пятки ушла, дрожит как лист на осине, у страха глаза велики.
У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки. Трусливому зайке и пенек - волк. - Трус и таракана принимает за великана.
На какие сказки похожа сказка «У страха глаза велики»?
Творческая работа в группах. Представление сказки в группах: 1- Зачин, завязка./драматическое действие/, 2- развитие действия, кульминация /кукольное представление/, 3- развязка действия - театр ложек.
-
Рефлексия. Подведение итога .
Слушание песенки Никитиных «О сказке» . Иллюстрирование на воздушных шариках своего уровня комфортности на уроке. /шарики из шляп/
Мне понравился, не понравился.
???????осталось много вопросов
домашнее задание: подобрать пословицы близкие по смыслу главной идее сказки
deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру»