Доклад Учить детей через игру

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учить детей через игру. Игра- это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Цель игр и упражнений - развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно воспринимать ее. Играть на уроке, это значит увлекать учащихся. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и Т.д., и т.п.). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас). Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям. Внимание и запоминание (особенно у 6-7-летних) слабые, тем более, если учение не захватывает. Значит, надо вводить в урок и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. Ведь первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы отлично ни справлялись дети со своими школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали они новую школьную жизнь. А от того, как будет себя чувствовать ребенок в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь. Все начинается с первых дней ... Малыши очень эмоциональны, впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение - не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями, а главное - двойками. Кстати, отметки должны стать лишь показателем деловых отношений между учителем и учеником (не больше!). Воля и сознательность развиты у детей слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Даже если вокруг - и учителя, и родители, и сам ребенок - будут твердить: « Ты должен!», - все равно очень скоро наступит или охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа, проявляя природную импульсивность). Тут бы сменить вид работы, провести игру, физкультминутку, а мы: «Слушай! Не вертись! Не лови ворон! Лентяй!» и Т.д. (Кстати, маленькие дети чрезвычайно внушаемы и вскоре и впрямь могут стать лентяями, видя себя в зеркале наших слов.) Да и при этом еще прибавляем: «Вечно ты ... », «Ты вообще ... », «Ты всегда ... ». Нет, наши ученики всегда и во всем хороши, вот только сегодня сделали не совсем так, не слушали, вертелись, ссорились. Нет, не они виноваты, а мы: не успели, не смогли, не научили, не заинтересовали, а потому простим им сегодня все их промахи. Дети чрезмерно подвижны, они не могут, спокойно высидеть на уроке и десяти минут ­значит, надо давать выход их энергии в физкультминутках.

Физкультминутки Лесная лужайка. Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто высоко так шагал - Не споткнулся, не упал.
Раз, два, три, четыре, пять ­Можно пальцы сосчитать. На другой руке опять - Раз, два, три, четыре, пять. Десять пальцев - пара рук, Разве это мало, друг? Десять пальцев - пара рук. Вот мое богатство, друг! (Можно дополнительно задать детям вопрос: - Какие пары вы еще знаете?)
Мы дружно трудились, (дети сидят) Немного устали. Быстро все сразу За партами встали. Руки поднимем, Потом разведем И очень глубоко, Всей грудью, вдохнем. И левую ногу поднимем вперед, И дальше пойдем мы в поход.
У них повышенная утомляемость - не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности. А это игры, загадки. Подбор загадок для детей имеет свои особенности и зависит от их умственного и психического развития. Для детей, например, характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, вызывающие у них положительные эмоции. Поэтому малышам предлагают загадки, в которых названы яркие характерные признаки внешнего вида предмета (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (чем питаются животные, где живут, их повадки и др.). Например: Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, ест морковку. (Зайка) Далее дети учатся наблюдать явления природы, знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, узнают о назначении предметов домашнего обихода, некоторых орудий труда, транспорта. Характеристика предметов в этих загадках может быть дана полно, подробно, и тогда загадка выступает в качестве рассказа о предмете (например, загадка о лисице). Рекомендуются также загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами, например: С неба падают зимою и кружатся над землею Мягкие пушинки белые ... (Снежинки). Учащиеся 1-2 классов владеют более широкими представлениями о живой и неживой природе, труде людей, об орудиях и предметах труда, транспорте, современной технике и ее назначении. В этом возрасте у детей продолжает развиваться мыслительная деятельность: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы. Поэтому Здесь повторяются понятия «выше ­ниже», «высоко - низко»). характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди других признаков обязательно должен быть назван самый существенный, характерный. Жираф железный за окном. Многоэтажный строит дом. (Подъемный кран) Отгадывание многих загадок предполагает знание таких качеств и свойств предметов, которые постигаются только в процессе неоднократных действий с ними. Поэтому в разных видах деятельности - в труде, игре - следует знакомить детей с названиями предметов и их частей, с материалами, из которых они сделаны. К загадке можно обращаться при обучении ребенка умению кратко и образно выражать свои мысли, составлять рассказ по картинке. Загадка в этом случае может служить образцом описательной характеристики. Работа по составлению рассказа проводится в такой последовательности: дети рассматривают картину; выделяют признаки предмета, называют их, сравнивают, устанавливают связь между ними; наконец, составляют краткое описание предмета в виде загадки, основываясь на известных им образцах. Подобная работа может быть проведена при рассматривании картин с изображением овощей, фруктов, предметов домашнего обихода, транспорта, домашних и диких животных. На занятиях по развитию речи картины можно использовать для составления тематических рассказов: «Зима», «На лугу», «В лесу» и Т.п., в которые вводятся соответствующие загадки. Цель наглядности загадок - повысить интерес к теме программы. ЗАГАДКИ Явления природы Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер) Туда-сюда ходит, а следов не видно. (Ветер) Падают с ветки золотые монетки. (Листья) Растут- зеленеют, упадут- пожелтеют, полежат- почернеют. (Листья) Крупно, дробно зачастил И всю землю напоил. (Дождь) Целый день он шлепал, Ямы лужами заштопал. (Дождь) Одеяло белое не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег) Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег) с неба- звездой, на ладошку- водой. (Снежинка) Мы знаем, что приходится иногда по много раз повторять с учащимися один и тот же материал и все же он остается не усвоенным. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, при водят примеры, но в диктантах - ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли, решить задачу. В чем же причина? Одна из причин просматривается особенно хорошо. Мы не научили ребенка видеть опасность. Отправляя его в плавание знаний, чтобы он выжил в этой стихии, надеемся по-прежнему на «авось». Поэтому наша главная задача- помочь ему. Нам помогают игра, наглядность- учить детей, усвоить материал, тревожить его мысли, вызывать интерес. Практически, все мы учителя изготавливаем сами, привлекая школьников, родителей, массу различных раздаточных материалов: тексты с разного рода заданиями, картинки, рисунки для развития речи, кроссворды, загадки и т.п.; текстовые задачи на местном материале, примеры; раздаточный природный материал, гербарии, образцы почв, рисунки, самодельные диапозитивы; образцы материалов, изделий и т.д. Самодельное учебное оборудование не заменяет, а дополняет фабричное. Стремление учителя пополнить материальную базу учебного процесса «своим» оборудованием является проявлением творчества учителя, его профессионального мастерства. Начало обучения детей с шестилетнего возраста потребовало оснащения учебного процесса особым оборудованием: игрушками, играми, макетами. На уроках широко используют игрушки - действующие лица: куклы (Буратино, Незнайка, Чебурашка и т.д.) или их изображения (рисунки), которые в определенной мере помогают создать ту или иную ситуацию, предложить детям выполнить какое-либо задание, поощрить за усердие, прилежание. Введение в учебный процесс кукол оживляет уроки, помогает развитию интереса, поддержанию внимания учащихся. Для проведения дидактических игр нужны динамические модели цветов (лепесток ­задание), машин, ракет (ступень-задание), часов, которые изготавливаются учителем или родителями. Для проведения устного счета, составления слов, предложений нужны изготовленные из папье-маше или картона фрукты, овощи, цветы, геометрические фигуры разных размеров и расцветки. В работе с шестилетними детьми используем так называемые ролевые игры, для их проведения оборудование частично изготовляется самостоятельно.«Класс», «Аптека», «Почта», «Кабинет врача» и т.д. оборудуются характерными предметами, которые являются существенными и главными признаками тех или иных учреждений и позволяют детям, играя определенные роли, знакомиться с жизнью, готовиться к ней. Меняются времена, меняются нравы, методы обучения, мы должны овладевать новой методикой обучения, проводить электронные уроки, работать с интерактивной доской это ново, удобно, интересно. «Сеять разумное, доброе, вечное».

© 2010-2022