Разработка урока и презентация Жизнь птиц зимой 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока и презентация Жизнь птиц зимой 1 классУрок по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Жизнь птиц»

УМК: Начальная школа ХХI века Тема урока: «Жизнь птиц» Учебник: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» (М., «Вентана-Граф», в 2-х частях, ч.2, стр.9-11) Рабочая тетрадь: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» (М., «Вентана-Граф», стр.44-45) Цель урока: -провести наблюдения за изменениями в жизни птиц с наступлением зимы; обеспечить усвоение учащимися признаков, свойств, особенностей жизни птиц; воспитывать гуманное отношение к природе; развивать мышление, память, внимание. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом; Вид урока: комбинированный урок. Задачи урока: 1) рассмотреть группы птиц: перелетные, зимующие (оседлые, кочующие); 2) расширять знания о птицах, зимующих в наших краях; 3) систематизировать и обогатить знания детей о птицах; 3) проводить наблюдения, делать выводы; 4) воспитывать заботливое и бережное отношение к природе. Планируемые результаты: 1) учащиеся научатся различать перелетных, зимующих (кочующих и оседлых птиц); 2) научатся различать птиц по способу питания; 3) научатся подбирать корм для подкормки птиц в зимнее время года; 4) повторят правила бережного и заботливого отношения к окружающей их природе. Оборудование: -компьютер, мультимедиапроектор; -презентация «Как зимуют птицы»; -аудиозапись «Голоса птиц» Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач. -Ребята, сегодня вы сами попробуете определить, о чем мы будем говорить на уроке. Отга-дайте загадку: Кто в холод не боится остаться без перинки И вытряхнет на землю летящие пушинки? (зима) (слайд - картина зимнего леса) - Расскажите, какие зимние изменения в природе вам известны? (зимой холодно, всё покрыто снегом, деревья стоят голые, все в снегу). - Тихо в зимнем лесу ранним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется, нет никого в зимнем лесу. Но для животных наступило очень трудное время. Почему? (ответы детей) -Послушайте. (Звучит аудиозапись пения птиц, стука дятла.) -Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (слайды с изображением птиц) -Каких зимующих вы знаете птиц? (появляются слайды) -Какие птицы живут зимой в лесу? -Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах? -Есть птицы, которые прилетают с наступлением зимы к нам. Знаете ли вы таких? -Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку? (слайд) -Посмотрите на этих птиц. Как вы думаете, по каким признакам можно разделить птиц на разные группы? (ответы: по способу питания-одни хищные, другие насекомоядные; одни улетают, другие остаются зимовать; одни домашние, другие дикие; одни летают-другие не летают). -Правильно, групп много. А о каких птицах мы сегодня поговорим, вы узнаете, отгадав кроссворды. Давайте вспомним, как мы работаем в группах (ученики вспоминают правила поведения при работе в группах, затем дети разгадывают кроссворды). 1 вариант- ласточка, стриж, лебедь, грач, соловей, аист 1 вариант-ключевое слово перелетные 2 вариант-снегирь, свиристель, клест, ворона, галка, синица 2 вариант-ключевое слово зимующие -Итак, какие ключевые слова у вас получились?

зимующие

перелетные



-Каких птиц называют перелётными? -Объясните, как вы понимаете слово зимующие. -А вот и первая птичка 1. Хоть я птичка невеличка, У меня, друзья, привычка, Как начнутся холода Прямо с севера сюда. -Кто же это? (синица) (слайд) -К какой группе отнесем синичку? (зимующая) Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала. С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из-под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от вредителей. Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками. В них птицы ночуют. - А эту птичку знают все. 2. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (воробей) (слайд) Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название - воробей. 3. Раздается громкий стук Среди веток тук да тук. Чистишь дерево, приятель? Тук-тук-тук ответил …(дятел) (слайд) Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку. Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сып-лются удары крепкого клюва. Падают легкие семена. Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют «кузницами». «Кузница» - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны. Сюда он вставляет шишку прежде чем ее разбить. Расклюет шишку, а пустую выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется много пустых шишек. 5. Птица хищная с ушами Громко ухает ночами. (cова) (слайд) 6. Известная персона, А зовут ее ... (ворона) (слайд) 7 . Красногрудый, чернокрылый Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь) (слайд) 8.Вещунья белобока А зовут её …(сорока) (слайд) - Каких птиц мы вспомнили и назвали? (зимующих) (слайд)

Физминутка. III. Изучение нового материала. Работа с учебником. -Откройте учебник на стр.9. Прочитайте название темы урока. Давайте подумаем, каких птиц мы можем встретить зимой в городе? (ответы) - А в лесу? -Прочитайте текст на стр.9. -Почему снегирей называют «тихопевами»? -Что вам известно о снегирях и синицах? (слайды) -А теперь откройте стр. 10. Что вы можете рассказать о птичьих клювах? (ответы) -Как вы считаете, почему у птиц разные клювы? -От чего зависит строение клюва птиц? (от способа питания) (слайды) -Верно. А чем питаются птицы? -По способу питания птицы делятся:

хищные

растительноядные

насекомоядные



-Давайте подумаем, каких птиц можно назвать насекомоядными? (ласточки, стрижи, скворцы, кукушки) -А растительноядными? (ответы) -Рассмотрите на стр.10 клюв клеста. Как вы считаете, для чего ему такой клюв? -Таким клювом клест лущит шишки, достает семена. -Отгадайте загадку: «Какая птица выводит птенцов зимой?» (клест) -А почему? (Зимой созревают семена ели и сосны. Корма достаточно, чтобы прокормить малышей.) -Кого же ещё можно отнести к группе растительноядных птиц? Птицы, которые питаются семенами и плодами растений - дрозды, попугаи, голуби, куры. -На стр.11 учебника найдите и назовите хищных птиц. -Птицы, которые питаются мелкими животными, рыбой, называются хищными. Это совы, цапли, орлы, ястребы. -А теперь давайте откроем стр.12 учебника. Какие птицы не летают? -Прочитайте. Вывод: -Расскажите, с какими птицами вы сегодня познакомились? -На какие группы делятся птицы по способу зимовки? -На какие группы делятся птицы по способу питания? Работа в тетради. -Откройте тетради на стр. 44. Прочитайте задания. Как вы ответите на вопросы? -Что вы знаете об этих птицах? Расскажите. -А сейчас поработаем в парах. Рассмотрите рисунок на стр. 45. Подготовьте маленький рассказ по вопросам о клестах. (Учащиеся рассказывают о клестах по заданию в тетради)

Физминутка. IV. Беседа. -Как вы думаете, поют ли птицы зимой? А почему? -Птицам холодно и голодно зимой. Давайте подумаем, что птицам легче зимой перенести, холод или голод? -Конечно, зимующие птицы сами находят себе корм. Но мы с вами можем им помочь. Действительно, для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Давайте подумаем, как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? -Посмотрите, какие бывают кормушки (слайд) -Одна из кормушек у нас есть и мы будем всю зиму подкармливать птиц. Чем же можно угостить птичек зимой? -Синички любят сало, питаются семенами и другой растительной пищей, а вот снегири толстым клювом разгрызают семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают. Поползень питается насекомыми, реже семенами, орехами и желудями. Кормится обычно на толстых стволах деревьев, двигаясь вниз головой. Воробей питается семенами, в меньшей степени - насекомыми. Свиристель летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной. -Как вы думаете, какой корм мы можем насыпать в кормушку? -Ну а вы, ребята, можете сделать и сами кормушки и повесить их около своего дома. Очень важно не забывать вовремя насыпать туда корм, чтобы с наступлением весны наши маленькие друзья снова порадовали нас своей веселой песенкой. V. Итог урока, оценка деятельности детей. - Наше наблюдение подошло к концу. Что интересного вы узнали на уроке? -Чему вы научились на уроке? -Какие новые слова для вас прозвучали? -Как вы их понимаете? - Перечислите перелетных и зимующих птиц. - Какую помощь мы можем оказывать зимующим птицам? -Сегодня вы были очень внимательными, мне понравилась ваша работа. Молодцы.

Кроссворд «Зимующие птицы»


1




2





















3


4




5




















6


















7








По горизонтали:

2) В серой шубке перовой

И в морозы он - герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, но тоже птица.

5) Пусть я - птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Красным брюшком я сюда.

6) Розовое брюшко,

Хохолок на макушке.

7) Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу!

По вертикали:

1)Окраской - сероватая,

Повадкой - хитроватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона. Кто это?

3)Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

4)Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я - враг,

А деревьям - друг.

Ответы: 1)ворона; 2)воробей; 3)синица; 4)дятел; 5)снегирь; 6) свиристель; 7)сорока.

Кроссворд «Перелетные птицы»

1)Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.

2) За лягушками к болоту,

Прилетает на охоту.

Длинный клюв блестит как сабля,

По болоту ходит…

3) Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

4) Разносчик добрых он вестей -
Несёт родителям детей.
И, судя по всему, смекалист:
Устроился отлично…

5) Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!

6)В воде купался,
А сух остался.





© 2010-2022