Отчет А Рефлексивный отчет об использовании одного модуля программы в планировании серии последовательных уроков

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жанбекова Жулдыз Батыровна Портфолио учителя Отчёт А

Группа № 4 3- го уровня

город Петропавловск 16.04.2015 год

Отчет А

Рефлексивный отчет об использовании одного модуля программы в планировании серии последовательных уроков


При планировании серии последовательных уроков я решила остановить свое внимание на модуле «Обучение критическому мышлению», потому что я считаю, что умение мыслить критически, является для человека особенно важным. Каждый человек должен уметь анализировать полученную информацию, делать выводы о её полезности, рассуждать, сравнивать, находить пути решения в нестандартных ситуациях, то есть уметь мыслить творчески. Что же такое критическое мышление? Чаще всего под критическим мышлением понимается конструкутивный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. [1, стр.154]. Существует очень много определений этого термина. Д. Клустер рассматривал данное определение с трех сторон. Во-первых, прежде всего критическое мышление - это есть мышление творческое, интуитивное, самостоятельное, то есть каждый сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения, независимо от мнения остальных. Во-вторых, критическое мышление стремится к доказательству, так как критически мыслящий человек находит свои пути решения проблем и подкрепляет их примерами. В-третьих, критическое мышление - это мышление социальное, так как всякая мысль проверяется и реализуется, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому я старалась использовать на своих уроках разные виды парной и групповой работы. Я тщательно анализировала идеи данного модуля потому, что раньше в своей педагогической деятельности, я заметила, что при выполнении заданий, требующих от детей размышлений, я получаю односложные ответы, у многих детей возникали трудности при ответах на вопросы высокого порядка. Исходя из вышесказанного, я решила развивать навыки критического мышления учащихся, через постановку вопросов высокого порядка с целью включения детей в процесс обсуждения, диалога и аргументации, а в итоге, помочь младшим школьникам использовать свои знания в более широких коммуникативных процессах (Wolf and Alexander, 2008). Познакомившись с идеями модуля в рамках обучения на первом этапе «Лицом к лицу» я решила продолжить самостоятельное изучение дополнительной информации. Перед собой поставила цель на своих уроках развивать у учащихся навыки критического мышления, вместе с формированием знаний, умений, навыков. Критическое мышление подразумевает умение рассуждать по различным вопросам, анализировать ситуацию, наблюдать, сравнивать, а также уметь найти подход к разных ситуациях, находить пути решения нестандартных проблем. Поэтому необходимо начать учить учащихся с вопросов низкого и высокого порядка, то есть правильно их задавать. Учить вести диалог между собой в процессе обучения. В связи с этим я решила изменить свой подход к планированию урока, если раньше постановку цели формулировала со своей позиции, то сейчас цели ставлю с позиции ученика. В школах обучаются дети с разной мотивацией, с разным видом мышления, по-разному воспринимающие информацию, поэтому одной из своих главных задач ставлю научить учащихся мыслить критически. Для этого я использую на своих уроках дифференцированные задания, с учетом возрастных особенностей детей. Серию последовательных уроков я проводила в первом классе на уроках познания мира по разделу «Весна». Идеи модуля «Обучение критическому мышлению» я попыталась включить в каждый из разработанных последовательных уроков. На протяжении всех уроков я включала задания, направленные на диалогическое обучение, так как оно способствует интеллектуальному развитию учеников. «В перечне подходов, обсуждение и диалог являются более предпочтительными, благодаря своему познавательному потенциалу» [1, с.156]. В процессе диалога учащиеся могут выслушать мнения своих одноклассников, сравнить свою точку зрения с другой. В результате чего дети более углубленно понимают и осваивают материал. Для того чтобы учащиеся смогли сформулировать тему и цель урока на стадии вызова мною была использована вводная беседа, т.к. я считаю, что когда дети определяют цель сами, они понимают к чему им необходимо стремиться. Для того чтобы подтолкнуть детей к этому я применила диалогическое обучение с наводящими вопросами. Отвечая на мои вопросы я увидела, что не все ученики могут анализировать, синтезировать, сравнивать, высказывать свое мнение и давать оценку. Более подробно я смогла это пронаблюдать на первом уроке. Это наблюдение поможет мне в будущем при составлении вопросов, я буду учитывать индивидуальные особенности учащихся. Такое задание в начале каждого урока, на мой взгляд, способствует активному восприятию информации, ученики начинают чувствовать значимость своего мнения. Я поставила перед детьми проблему на ранней стадии урока, не предлагая им лёгкого пути, которую они должны были решить коллективно. Для решения данной проблемы учащиеся должны были внимательно рассмотреть картинку, проанализировать её, сделать вывод. По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. [2, с.9].Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает. В дальнейшем в своей педагогической деятельности я буду применять диалогическое обучение, потому что ученики легче обучаются, сотрудничая друг с другом, аргументируя свое мнение, выражая тем самым свое понимание темы. При групповой беседе я тоже использовала вопросы высокого порядка с целью развития диалогового общения, но на этом уроке у детей был еще небольшой опыт совместного определения целеполагания, поэтому сразу поставить перед собой цель им было трудно, в связи с этим детям были предложены загадки, отгадав которые они должны были сформулировать тему и цель урока. Загадки выступили в виде подмостков для того, чтобы ученики самостоятельно смогли прийти к постановке темы и цели урока. Пронаблюдав за деятельностью учащихся я сделала вывод о том, что учащиеся в силу своих возрастных особенностей 1 класс (7-8 лет) не могут самостоятельно ставить перед собой цель, поэтому необходимо создавать подмостки для интерактивной поддержки ученика и для того чтобы «подтолкнуть» их к самостоятельному решению. В ходе проведения серии последовательных уроков, я увидела, как положительно влияет парная беседа и диалог на развитие критического мышления. Раньше в ходе традиционного урока, я сама подготавливала детей к работе, затем объявляла тему урока, сообщала цели, спрашивала о домашнем задании. Они вспоминали, что узнали на прошлом уроке и, затем объясняла новую тему или опрашивала учеников по пройденным темам, т.е. много говорила сама, то теперь изучив раздел о диалоговом обучении, решила пересмотреть ведение своих уроков. Ведь методы проблемного диалога способствуют лучшему усвоению нового материала. Я считаю, что использование диалога, будет способствовать тому, что дети на моих уроках будут искать решения поставленной перед ними задачи или цели. Потому что они лучше усвоят и запомнят то, что узнали сами и объяснили друг другу по-своему. На уроках с использованием диалога дети будут больше думать, будет лучше сформирована речь и мышление. Для того чтобы дети не боялись высказывать своё мнение а также активизировались на уроке и чтобы их ответы стали более полными обдуманными я на своих уроках использовала стратегию «Мозговой штурм». Данная стратегия позволила мне самой по другому взглянуть на себя со стороны и критически переосмыслить построение мною учебного процесса. На стадии осмысления учащиеся продолжают самостоятельно выстраивать цели своего обучения. Для развития навыка наблюдения и интерпретации я использовала групповую и парную работы. Это позволило мне направить учащихся на самостоятельное изучение материала, используя конкретные цели, следить за направлением своего развития и самим определять конечный результат. Дети постепенно становились главными фигурами на уроке, а я плавно перешла на «второй план», в роли рефлективного агента, позволяя учащимся самовыражаться и саморегулировать свое поведение. Они учились наблюдать, обобщать, сравнивать, творчески подходить к рассмотрению любых вопросов.

Рисунок 1 Составление постера На первом уроке дети в группах при совместном обсуждении составляли и защищали постер «Первоцветы». При выполнении этого задания развитие навыков критического мышления прослеживается через творчество, так как дети должны были в рисунке различить раннецветущие растения на основании просмотра презентации. Оценивая степень понимания учащихся при защите постеров, я выяснила, что подобная организация задания позволяет учащимся самостоятельно осмыслить новую информацию. Отчет А Рефлексивный отчет об использовании одного модуля программы в планировании серии последовательных уроков

Рисунок 2. Ученики составляют «Диаграмму Венна» Для сбора и группировки информации с целью развития навыков критического мышления я использовала стратегию «Диаграмма Венна». Данное задание детям было интересно и они с удовольствием включились в работу. При выполнении этого задания не возникло никаких трудностей. Все пары справились с заданием, но были внесены некоторые коррективы так, как не все дети правильно называли детёнышей животных.Отчет А Рефлексивный отчет об использовании одного модуля программы в планировании серии последовательных уроков Также на данном уроке с целью развития у учащихся навыка сравнения и обсуждения я применяла вопросы, однако в основном они были направлены на проверку знания изучаемого материала. Я не задумывалась о необходимости вопросов высокого уровня, которые позволяют учащимся развивать свое мышление, анализировать синтезировать, формулировать выводы. Теперь я понимаю важность таких вопросов и планирую их использовать на каждом уроке. Такие вопросы можно применять для организации и стимулирования исследовательской беседы с целью развития навыков критического мышления. Для того, чтобы развить у учащихся навык сбора и группировки информации я использовала метод составления коллажа, т.к. это ученики 1 класса, старалась как можно больше использовать ярких, красочных наглядностей. Наблюдая за работой учащихся, я сделала вывод, что в процессе этой работы дети анализировали материал учебника, обобщали, выдвигали идеи, творчески подходили к рассмотрению данного вопроса. Это всё является ступеньками к развитию навыков критического мышления.

Рисунок 3 Защита коллажа Для развития у учащихся навыков сравнения и обсуждения, которые мотивируют в учениках любознательность я применила метод « Собери мозаику». Работало 2 пары учеников. Им необходимо было составить общую картину из отдельных фрагментов. У каждой пары был разный материал, который нужно было презентовать другой паре. Детям предстояло самостоятельно рассмотреть все варианты для решения проблемы и выбрать наиболее оптимальный вариант. Отчет А Рефлексивный отчет об использовании одного модуля программы в планировании серии последовательных уроков

Рисунок 4. Ученики собирают мозайку Эту работу я проводила впервые, поэтому у меня возникли некоторые опасения, а смогут ли дети правильно распределить роли, чтобы презентовать свой материал в другой паре, найдут ли они самостоятельно необходимые стратегии для решения возникших проблем. Поэтому в качестве подмостков я разработала инструкцию с наводящими вопросами и увидела что в паре учеников Р.-К. возник спор, где ученик Р. просил доказать ученика К. доказать ему почему он решил, что подходит именно этот фрагмент. А в паре К.-Н.спора не возникло, т.к. они не были полностью включены в выполнение данного задания. На основании чего я сделала вывод, что в будущем я буду более тщательно продумывать организацию подмостков для выполнения заданий учащимися. В группе дети дискутировали, высказывали свою точку зрения. Благодаря этому методу и четкой структуре работы, мышление детей становится более сконцентрированным, развёрнутым и обоснованным. Данный прием требует от ребёнка внимательного и вдумчивого чтения. Отчет А Рефлексивный отчет об использовании одного модуля программы в планировании серии последовательных уроков С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон. Например у ученика К. завышенная самооценка и наоборот ученик Р. и Н. с заниженной самооценкой. А также выявила, кто и как понял изученный материал урока. Как ученики справились с заданиями на уроке, какие у них возникли трудности и с помощью каких стратегий они эти трудности преодолели. Применяя задания, способствующие развитию навыков анализировать, синтезировать релевантную информацию я увидела как ученица К. и ученик Р. стремятся к взаимодействию, а у ученика К.появилось желание работать в группе, так как к его мнению стали прислушиваться.

Рисунок 5. Рефлексия урока Рефлексия, проводимая в конце уроков, помогала мне понять, в каком направлении движутся мысли учеников, что осталось неясным, что необходимо мне сделать, чтобы спланировать свою дальнейшую работу. Сейчас я уже не могу обходиться без рефлексии, так как она помогает мне понять, как думают дети, ведь не все дети могут задавать свои вопросы учителю, а здесь предоставляется такая возможность всем ученикам. Также рефлексия необходима и детям, они должны учиться размышлять о своих мыслях, чувствах, выдвигать идеи, ставить перед собой цели. Я считаю, что рефлексия способствует формированию навыка оценивания как самого себя так и других участников учебного процесса.Отчет А Рефлексивный отчет об использовании одного модуля программы в планировании серии последовательных уроков Проведя серию последовательных уроков я заметила, что внедрение модуля «Обучение критическому мышлению» позволило увидеть мне минусы и плюсы в моей работе. Я старалась построить уроки так, чтобы дети становились главными фигурами на уроке и открывали знания самостоятельно, дала детям возможность самостоятельно делать выводы, оценивать свою деятельность. Я увидела, что не у всех детей развито критическое мышление, не все дети умеют проводить анализ и синтез, делать выводы, аргументировать свои ответы, мыслительная деятельность детей и постановка речи в моем классе находиться не на высоком уровне, а на начальной стадии развития, т.к. это учащиеся 1 класса. В своей будущей педагогической деятельности я буду продолжать учить детей добывать знания самостоятельно, учить давать оценку своей работе, работе одноклассников, уроку, используя, четкие критерии, а также учить планировать свою учебную деятельность, развивать гибкость мышления, не бояться ошибаться и высказывать свое мнение, приводить примеры, аргументировать свои ответы, уметь анализировать свою работу. Если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем привить учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием. (Брунер, 1993). Современный мир движется быстрыми темпами развития информационных технологии, где не только ребенку, но и взрослому человеку порой бывает сложно ориентироваться в жизни. Поэтому данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей. [1, c. 154]

Использованная литература

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. (2012) 3-е издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
  2. Сборник «Критическое мышление и новые виды грамотности О.Варшавер 2005 г.
  3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003. - с. 17 - 28.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М: Просвещение, 2004. - с. 5 - 62.
  5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя.- СПб, 2009.- с.7 - 55.

7


© 2010-2022