Все падежи в гости к нам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

«Все падежи - в гости к нам!»

Цель: создать эмоционально-ценностное отношение к предмету,

обеспечить полное усвоение понятий об антонимах, синонимах,

омонимах, о родственных словах, о склонении имени существитель-

ных, расширять кругозор учащихся;

развивать творческие способности, речь, память, умение анализиро -

вать;

воспитывать чувство товарищества, коллективизма, доброты.

Оборудование: проектор, компьютер, слайды, дидактические игры,

таблица падежей.

Вид: урок-праздник.

Форма работы: групповая работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя. Приветствие гостей.

Слайд 1.

  1. Выступление уч-ся.

Склонение.

Я-грозное склонение! Вношу я изменение!

Велю я существительным-

Стоять! Сидеть! Скакать!

Я доброе склонение, всем людям без сомнения,

Я помогаю в жизни друг друга понимать!

Мои славные Падежи! Скорее сюда! Пора начинать парад в честь его Величества Русского Языка!

Глашатай 1.

Внимание! Внимание! Его Величество Русский Язык приглашает всех жителей королевств Выдумляндии, Фантазерии и островов Стихосло-

жения на праздник!

Сегодня праздник творчества!

Вы все приглашены,

Из города, деревни, из любой страны!

Сегодня праздник творчества!

Вас приглашаю я!

Все прыгайте в кареты-

И в гости к нам, друзья!

Спешите фантазировать!

Спешите сочинять!

Ведь праздник скоро кончится,

И можно опоздать.

Склонение.

А теперь пора и начинать, но мне необходимо посмотреть, прибыли ли гости. А вы, ребята, следите, чтобы нам никто не помешал.

(крадучись, появляются Ошибки)

Ошибка 1. Ну, что? Собрались, отличники? Разрядились, как новогодние елочки! А про нас - лучших друзей Русского Языка- совсем забыли, даже приглашение на праздник не прислали.

Ошибка 2. А ведь он нас так любит, так уважает. (Притворно всхлипывает.) А некоторые умные дети без нас вообще прожить не могут. Смотри, какой я себе костюмчик на праздник сшила. (На костюме надпись «Ашыпка».)

Ошибка 1.

Кстати! Жи-ши пишите с буквой ы - не ошибитесь! Ну ладно, как говорят великие труженики: меньше дела, больше слов. Давай-ка праздник им испортим. Все падежные вопросы перепутаем. (Путают на столах падежи и убегают.)

Появляется именительный падеж (увидев хаос, хватается за сердце и просит о помощи ребят.)

Падеж я - самый главный,

Служу я вам исправно.

Кто действует? Кто главный?

Кто главный, тот герой!

Всегда я- подлежащее,

К успеху приводящее.

(учащиеся называют падеж и вопрос)

Выходит родительный падеж.

Кого же нет?..

Я очень беспокоюсь.

Чего же нет?..

Отправляюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите!

И как зовут меня скажите!

(учащиеся собирают родительный падеж)

Появляется дательный падеж с подарками.

Я- щедрый, удивительный.

И самый расточительный.

Я всех всегда благодарю…

И всем дарю! Дарю! Дарю!

Собаке- кость!

А стенке- гвоздь!

А Васе, Маше, Леше, Пете

Дарю по сказочной конфете!

Скорее помогите!

И как зовут скажите!

Дательный падеж раздает детям подарки.

Появляется сердитый и высокомерный Винительный падеж.

Люблю я всем пенять

И многих обвинять.

Я обвиню погоду - не вовремя с дождями;

Я обвиняю горы - не сорят пусть камнями.

Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь запомнит эту фразу.

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну, скорей скажите,

Как меня зовут?

Ученики успокаивают рассерженный падеж, напоминают его имя и рассказывают о нем.

Выходит творительный падеж.

А я- умелец и творец,

Художник, композитор и певец!

Один волнует лишь меня момент:

Чем мне творить?

Скорее дайте инструмент!

Чем мне творить?

Смычком, резцом, умением…

Чем мне довольным быть?

Хорошим настроением!

Но не весел нынче я-

Имя позабыл, друзья.

Дети помогают Творительному падежу вспомнить его имя.

Предложный падеж (грустно, плача)

Я петь люблю, стихи слагать

И постоянно сочинять.

О чем поведать мне сейчас?

О ком мне начать мне свой рассказ?

О Пете? Он любил конфеты

И в Африку купил билеты…

И та река зовется Нилом,

Где был он съеден крокодилом.

О зайце? Он любил капусту…

Ах! Это грустно! Очень грустно…

А самое ужасное, друзья,

Что имя я забыл своя.

Ой, нет, свое. (Тихо всхлипывает.)

Дети помогают ему вспомнить название и вопросы, рассказывают об их роли в предложении.

Слайд 2.Таблица склонения существительных.

Учитель

-Ребята, проверьте, правильно ли вы назвали падежи и их вопросы?

Слайд 3.

«Заколдованные слова»

-Найдите и прочитайте слова.

-Назовите слова 1,2,3 склонения и просклоняйте их.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

4.Выступление двух персонажей.

Шумно споря и жестикулируя, появляются два контрастно одетых персонажа. Даже остановившись, они продолжают свои взволнованные речи, обращаясь сначала друг к другу, а затем к присутствующим.

Персонаж 1(умиротворенно). Прекрасная, отличная погода.

Персонаж 2(возмущенно). Я хуже и дождливей не встречал.

Персонаж 1. Я предлагаю спор закончить.

Персонаж 2. А у меня есть предложение- начать!

Персонаж 1. Как вы добры, милы, красноречивы.

Персонаж 2. Нет! Молчалив и хмур я, как всегда.

Персонаж 1(умоляюще). Хотел я завершить наш спор красиво.

Персонаж 2(торжествующе). И не надейтесь! Не закончим никогда!

Персонаж 1. Друзья мои! Какое наказание!

Напомните нам имена и звания.

Пусть все развеются сомнения,

Мы согласимся с вашим мнением.

Учитель.

-Ребята о чем они спорили?

-Напомните им их имена и звания.

-А еще какие бывают слова? Ваши примеры.

-А зачем в нашей речи нужны антонимы, синонимы, омонимы?

Дети рассказывают об их роли в нашей речи.

Работа учащихся в группах

  1. 2 3

Антонимы Синонимы Омонимы

5.Появляются Миролюбие и Красноречие.

-Ребята, помогите нам разобраться в себе.

Миролюбие.

Сложите уменье и старание,

Найди сначала окончание!

Красноречие.

Как люди любят наряжаться,

Так части речи - изменяться.

Миролюбие.

Вот корень спрятался - проказник.

Ну что же! Это не беда!

Красноречие.

Есть родственники слова,

Знаем, они помогут нам всегда.

Миролюбие.

Осталось лишь выделить суффикс…

Дети изменяют слова по падежам и находят окончания -е.

Ученики подбирают родственные слова и выясняют, что в словах «миролюбие» и «красноречие» два корня. Это- сложные слова.

Учитель.

-Приведите примеры сложных слов.

Учащиеся: мореход, книголюб, винодел, самолет, овощеводство, земледелие, водолаз, глазомер, ясновидящий, хоровод, трудолюбивый…

Слайд 4.

5.Проведение игры «Одень корень». Составление кластера.

Образец: снег- снежные, снеговик, заснеженные, Снегурочка, наснежить,

подснежник.

1группа 2группа 3группа

ум люб труд

Учитель.

-Посмотрите на стрелки и объясните, как связаны эти слова по смыслу? Используйте любые изречения, поговорки, пословицы, высказывания.

Выступление учащихся в группах.

Вывод: ум достигается любовью к труду.

7. Рефлексия.

Учитель.

-Ребята, вам понравился урок? Давайте оценим свои работы. Поставьте оценки своим товарищам в группах. Если понравилось, то подарите им в ладошках «красное сердце» - если нет серое. Оно означает, что им еще нужно повторить темы. Посмотрите на свои результаты.

-Ты приложил стараний столько!

Что? Было трудно?

Учащиеся.

-Нет! Нисколько!



© 2010-2022