Тема: Обучение изложению в начальных классах. Реферат по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение «Лицей №2»

города Михайловска











Тема: Обучение изложению в начальных классах.


Реферат по русскому языку.




Выполнила:

учитель начальных классов

МКОУ «Лицей №2»

г. Михайловска

Каракозова Оксана Валерьевна
















2015г.

г. Михайловск




Введение.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.

В работе по развитию речи выделяют следующие направления:

  • Работа над звуковой стороной речи
  • Словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса.)
  • Работа над предложением и словосочетаниями.
  • Развитие связной речи.
Связная речь - наиболее сложная сторона речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включенными в решение основной задачи. Основной единицей связной речи является текст. Для соединения предложений в тексте наиболее часто используются такие виды связи, как цепная и параллельная. Цепная или последовательная связь предполагает, что тема предыдущего предложения становится темой последующего. Этот способ связи может быть изображен в виде цепочки, где каждое звено связано с двумя соседними. Чаще такой способ используется в повествовании и тексте-рассуждении. Параллельная связь предполагает связь всех предложений текста с общей темой, подчинение ей. Эта тема может быть выражена в предложении, данном в начале или в конце текста; в заголовке. Этот вид связи наиболее активно используется при создании текстов-описаний. Текст-повествование включает три части:
  • завязка (начало действия)
  • кульминация (его развитие)
  • развязка (завершение действия)

Первая часть может начинаться словами: однажды, как-то раз, вторая - вдруг, неожиданно, затем, потом, третья- завершение, вывод, соотносимый с первой частью.

Текст - описание - это тип текста, в котором раскрываются признаки, присущие тому или иному предмету речи.

Модель текста-описания имеет следующие части:

  • указания на описываемый предмет, его функции и назначения

  • перечисление и раскрытие признаков предмета

  • отношение к данному предмету, его оценка


Рассуждение - это тип текста, в котором объясняется или доказывается определенная мысль.

Модель рассуждения:

  • тезис (что будет объясняться или доказываться)

  • основная часть ( объяснение или доказательство)

  • вывод


В первой и второй частях употребляются слова: потому что, так как, поскольку, ибо.

Во второй и третьей частях - поэтому, итак , таким образом, следовательно.




Методика работы над изложением.

  1. Постановка цели.
Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать ученика, что самое хорошее изложение (наиболее удачно составленные предложения) - прочитают в классе - повесят на стенд в классе - пошлют в газету - прочитают на родительском собрании
  1. Чтение текста учителем (перед чтением поставить вопрос по содержанию - нацелить на восприятие текста).
  2. Беседа по содержанию. Вопросы по тексту. Выборочное чтение.
(Дети дают полный ответ на вопрос. Обязательно хвалить обучающихся за наиболее точные и яркие ответы. Поощрять творческое отношение к работе.)
  1. Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.
  2. Составление заголовка (можно дать другой заголовок, обсудить)
  3. Деление текста на абзацы и составление плана
(отразить главную мысль каждого абзаца; составить план коллективно, т. к. индивидуально правильно подобрать заголовок могут 3-4 ученика).
  1. Орфографическая подготовка (дети с карандашом в руках выделяют слабые позиции в предложении, объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова).
  2. Лексическая подготовка (подбор синонимов, антонимов, нахождение более точного значения слова)
  3. Языковый анализ текста:
  • конкретные слова, действия
  • слова в переносном значении
  • эмоционально - окрашенные слова
  • выразительные средства, создающие художественный образ (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
10. Устный пересказ по плану детьми, которые имеют склонность и способность к подобному виду работы (являются примером и образцом для подражания). 11. Чтение учителем еще раз всего текста. 12. Написание изложения. 13. Проверка изложения детьми.
  • чтение 1 раз всего текста, редактирование, если пропустили какой-то абзац или предложение, делают сноску и вставку;
  • чтение 2 раз - правильное построение каждого предложения (выражение законченной мысли);
  • чтение 3 раз - выделение орфограмм зеленой ручкой или карандашом.


Виды изложений.


Изложения по вопросам, подсказывающим слова для ответа.


Цель: способствовать формированию умения, правильно строить предложения для ясной и точной передачи содержания текста. Обучающимся предлагаются карточки с текстом на одной стороне и вопросами к нему - на другой.

Катина рыбка.

Дедушка подарил Кате аквариум. Живет там розовая рыбка с пышным хвостом. Катя бросила в воду червячка и постучала по стеклу. Рыбка подплыла и схватила корм.
1. Кто подарил Кате аквариум? Д……. 2. Какая рыбка там живет? Р…. с п….. х…. 3. Кого бросила Катя в воду? Ч…… 4. Что сделала Катя? П…. по с….. 5. Что сделала рыбка? П…. и с…. к…

Цыплята.

У Марины десять цыплят. Они растут без матери. Хозяйка сделала им большую клетку. В клетке висит старая меховая шапка. Цыплята греются под мехом, как под квочкою.
1. У кого десять цыплят? У М…. 2. Что сделала им хозяйка? Б…. к…. 3. Где висит старая меховая шапка? В к… 4. Под чем греются цыплята? Под м…, как под к…

Купают медвежонка.

Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду. Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Мишку вытерли. Он опять веселый.

  1. У кого жил медвежонок? У ….
  2. Что он любил? В…
  3. Что мы часто делали? К…
  4. Что долго делал мишка? П…
  5. Что ему попало в глаза? М…
  6. Что сделал малыш? З…
  7. Кого вытерли? М…
  8. Какой он опять? В…

Слон.

Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы.

  1. Куда привез шофер сено? В з…
  2. Куда попала машина? В к…
  3. Кого послали на помощь? С…
  4. Чем он вытолкнул машину из канавы? Л…

Ёжик.

Дедушка подарил детям ёжика. Летом он жил в сенях. Зимой ёж уснул в норе. Придет ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши!

  1. Кого подарил детям дедушка? Ё…
  2. Где ёж жил летом? В с…
  3. Где он уснул зимой? В н…
  4. Какой придет ёжик весной? Г…

Галка.

Положила мама кольцо на стол. В окно заглянула галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!

  1. Куда положила мама кольцо? На с…
  2. Кто заглянул в окно? Г…
  3. О чем говорится дальше? !
  4. Что сделал Юра? З…
  5. Что сделала галка? У…
  6. Где кольцо? П…

Кормушка.

Серёжа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды Серёжа заметил среди них синичку. Мальчик стал вешать кусочки сала для синички.

  1. Что прибил за окном Серёжа? К…
  2. Кто первым стал брать корм? В…
  3. Кого однажды заметил Серёжа? С…
  4. Что стал вешать мальчик для синички? К… с…


Изложения по вопросам с более свободной передачей текста


Цель: формировать умение выражать мысли различными способами.

Лось.

В наших лесах живут лоси. Лось очень красив. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна соль. Учитель дал совет носить в лес соль. Мальчики кладут соль на камень. Лоси часто приходят лизать соль.

План.

  1. Где живут лоси?

  2. Что идет в пищу лосю?

  3. Какой совет дал учитель?

  4. Куда мальчики кладут соль?

  5. За чем лоси часто приходят?

Галка и кувшин.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Вода в кувшине была только на дне. Галке нельзя было достать. Галка стала кидать в кувшин камешки. Столько набросала, что вода стала выше. Напилась галка.

План.

  1. Что узнали о галке?

  2. Что узнали о кувшине?

  3. Что стала делать галка?

  4. Чем кончился рассказ?

Кошка и котята.

У кошки шесть котят. Они живут на печке. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их своим молоком.

Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Мать научит их ловить мышей. Они сами будут находить себе пищу.

План.

  1. Что надо вначале сказать о котятах?

  2. Как ведут себя слепые котята?

  3. Чему научит котят мать?

  4. Как будут жить котята без матери?

Птичка.

Поймал Серёжа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу.

Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло.

Поднял Серёжа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер.

С тех пор Серёжа перестал ловить птиц.

План.

  1. Кто жил у Серёжи в клетке?

  2. Что забыл сделать Серёжа?

  3. Как разбился чижик?

  4. Что стало с птичкой?

Юная героиня.

В городе был пожар. Наташа первая бросилась в горящий дом.

Девочка спасла троих детей. Сама Наташа погибла.

Люди свято чтут память юной героини. Именем Наташи названа улица в городе.

План.

  1. Где был пожар?

  2. Что сделала Наташа?

  3. Как люди чтут память героини?

Аисты.

Всю зиму стояли на лугу копны сена. Весной конюх приехал за сеном. На одной копне он увидел гнездо аистов.

Конюх отвел подводу к другой копне.

Летом ребята часто кормили молодых птиц.

Осенью аисты улетели. Тогда конюх увез сено на ферму.

План.

  1. За чем приехал конюх весной?

  2. Что он увидел на копне?

  3. Забота об аистах.

  4. Когда конюх увез сено?

Слониха заболела.

В цирке жила маленькая слониха по кличке Лили.

Простудилась Лили. У нее ангина. Лечили слониху чаем с малиной. Делали уколы. Дуров кутал больную попонами.

Наташа Дурова дружила с Лили. Скоро слониха поправилась. Наташа рада, что подружка здорова.

План.

  1. Какая слониха жила в цирке?

  2. Что случилось с Лили?

  3. Как лечили больную?

  4. Чему рада Наташа?

Изложение на основе озаглавливание частей рассказа.

Цель: обучение умению формулировать вопрос в соответствии с содержанием отрывка, соблюдать последовательность в передаче текста.

Улица Светланы.

Отец Светланы строил новый город. Дочка жила с ним в тайге.

Светлана одна гуляла между домами. Других детей в поселке не было.

Светлана была веселая и добрая. Строители полюбили девочку.

Первую улицу они назвали улицей Светланы.

Собачка.

Морда у собачки мохнатая. Хвост закорючкой.

Я её за хвост покрутил. А собака головой в разные стороны: здравствуйте и прощайте.

Эта собачка игрушечная. У нее вместо шерсти пушистая материя. В хвост вложена проволока. Вот и все.

Чудо в родничке.

Есть в горах горячий родничок. Над ним парок вьется.

А в родничке живут рыбки. Они похожи на карасей.

Это удивительно! В родничок палец окунуть страшно. А карасики весело плещутся.

Чем их ловить? На удочку или ложкой?

Одуванчики.

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и название у цветка «одуванчик».

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.

Воротник.

Убегала лиса от собак. Выбилась он из сил. Упала лисица и притворилась мертвой. Охотник отогнал собак. Повез он лису домой. Привез охотник жене воротник на шубу. Положил мертвую лису во дворе. А плутовка вскочила да и была такова.

Лисички.

Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка гриба сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Этот гриб рано появляется в лесу. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.


Митина шляпа.

Весной Митя забыл в лесу свою шляпу. Через месяц он пошел за ландышами. На суку мальчик увидел шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел.

Крылатый будильник.

Сережа сделал за окном кормушку. Ровно в восемь часов утра он сыпал в нее корм. В этот час привыкла прилетать синичка. Однажды в доме испортился будильник. Серёжа проспал. Ровно в восемь часов синичка постучала в око. Серёжа проснулся.

Булька.

У меня была собака Булька. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые. Булька был смирный, был очень силен. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, его нельзя никак оторвать. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, кидал его в стороны, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой.

Воробьи.

Люди пригляделись и не замечают воробьев. А ведь эти птицы отличаются от всех птиц мира. Воробьи не живут в клетках, не попадают в западни. Весной они меняют свой наряд без потери пера. Воробьи - хорошие защитники садов. Потому их так любил Мичурин. При постройке его дома были оставлены ниши для гнездования воробьёв.

Особый комбайн.

Для уборки сахарной свеклы, из которой на заводах варят сахар, есть особый комбайн. У этой замечательной машины снизу устроены сильные и цепкие лапки. Комбайн медленно движется по полю. А его лапки крепко захватывают, словно кулак, кустики свёклы и вытаскивают из земли. Острые ножи машины мигом отрезают ботву, а свёклу хорошо очищают от земли и ссыпают в кучки.

Вкусный обед.

Мама купила в магазине курицу. Она была большая, с костлявыми ногами, острыми когтями. На голове у курицы был красный гребешок. Бабушка сварила вкусный суп. К мясу отварила молодой картофель, приготовила салат из огурцов, помидоров и зеленого лука. Получился вкусный обед. На закуску бабушка поставила большую миску душистой сладкой малины.


Неволя.

Прилетели из далеких стран жаворонки. Свил себе жаворонок гнездо, вывел птенчиков и живет. Весело жаворонку, что семья своя есть.

Поставил мальчик сеть на жаворонка, поймал его и посадил в клетку.

Тосковал жаворонок по своей воле. Тосковал жаворонок по своей родной семье, по своим птенчикам.

Забыл однажды мальчик поставить в клетку воды и погиб жаворонок.

Погибли в поле без матери и птенчики.

Скоро осень.

Пожелтели березы и клены, покраснела листва осинок, пожухла трава. Наступила осень.

Начало осени для лесных жителей - хорошая пора. В лесу есть ягоды, грибы, орехи, жёлуди.

А почему белки в тревоге? Не уродились в этом году шишки на соснах и елях. И вот белки тронулись в далекие края. Голод гнал их все дальше. Но вот белки очутились в лесу, где ветви елей гнулись под тяжестью шишек.

Будет теперь у белок корм на всю зиму.

Сжатое изложение.


При обучении сжатому изложению необходимо соблюдать два условия:

  1. Понять основную мысль, чтобы осознанно отобрать то, что подтверждает эту мысль.
  2. Опираться на чёткий логичный продуманный план.

Цель: научиться отбирать для изложения самое главное, что подтверждает основную мысль каждой части текста.

Иса Байзаков.

Есть в Алматы улица, которая носит имя известного казахского поэта, акына исы Байзакова. С юных лет Иса Байзаков пас чужих овец. Только просторная степь слышала песни звонкоголосого юноши. Когда в Кзылорде стали собирать талантливых певцов, среди приглашенных оказался и Иса Байзаков. На концерте он импровизировал, сочинял стихи и тут же исполнял их со сцены. Так состоялось рождение актера и музыканта Исы Байзакова. Песенное творчество Байзакова пользовалось успехом в народе. В трудные годы Великой Отечественной войны он побывал во многих городах и аулах республики. Его патриотические песни вселяли веру в победу. Иса Байзаков оставил добрую память о себе, яркий след в культуре казахского народа.

Ай да муравьи!

Муравейник стоял на самом видном месте, возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но … ошибся. Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собрали свой дом. И опять кто-то разрушил муравейник. Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто. Только чуть видны на земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?! Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков.

Необычная операция.

Это произошло в Антарктиде. На полярной станции работала группа ученых. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него на станции не находилось. Никто не болел. Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто ее ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам. В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать все, глядя в зеркало. И он блестяще провел эту операцию.



История одного дерева.

Во время войны около одной небольшой деревни немцы срубили тополя, сделали из них столбы, натянули колючую проволоку. Немцев прогнали. Вскоре началась весна. И однажды деревенские ребятишки увидели, что один столб начал расти. На его изуродованном теле появились тугие клейкие почки. Ребятишки вытащили из дерева скрюченные гвозди, размотали проволоку, перебинтовали раны, взрыхлили землю вокруг столба. Кора у дерева была красная от ржавчины, но это было уже дерево, оно пустило корни и набирало силу. Вскоре тополь выбросил к солнцу новые побеги, зашумел молодой листвой. Прошло много лет. Красавец тополь разросся. Верх его оброс ветвями, обтянулся новой свежей корой. Могучие ветви, словно руки, протянулись во все стороны. Только старые серые столбы рядом с ним лучше человека рассказывают нам историю своего брата.

Теплый цветок.

На песчаных склонах рядом с молодыми сосенками встречается высокое растение с красными цветами. Это кипрей. Кипрей растет на лесных пожарищах, на вырубках. Еще недавно он считался сорной травой, и лесники вырывали его. Там, где уничтожали кипрей, молодые сосенки погибали от первых утренних морозов. Кипрей - очень теплый цветок. Он выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут без страха все соседи кипрея. Это их сторож, защитник, нянька. В сильный мороз у кипрея может отмерзнуть вся верхушка, а он все равно живет и дышит теплотой.

Тополя.

От станции до поселка более километра. Дорога была на редкость прямой. По обе стороны ее росли стройные тополя. Они украшали местность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную историю о них. Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом он рассказал другу. Ранней весной обрезАли тополя. Мальчики собрали все веточки. Ранним утром и поздним вечером ребята бежали на дорогу. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами. Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумит на дороге. Как много могут сделать настойчивые руки!


***

В заповеднике Аскания-Нова живут друзья: большой пеликан и маленький котенок. Обычно они встречаются после рыбной ловли. Пока пеликан ловит рыбу, котенок сидит на берегу. Но вот птица выбралась на берег, раскрыла клюв и широко растянула кожаный мешок под ним. Котенок быстро забирается в клюв и начинает лакомиться рыбными остатками. Однажды по берегу шел человек. Он подошел к пеликану, когда котенок сидел в клюве. Пеликан затолкал котенка в кожаный мешок, сомкнул клюв и взлетел в воздух. Он долго летал над озером. И только когда человек спрятался в кустах, птица опустилась на землю. Пеликан разжал клюв, и оттуда как ни в чем не бывало важно вышел путешественник-котенок.

*** Знаешь ли ты, что тыквы можно не только есть? В средней Азии из тыкв делают посуду: ведра, бутыли, ложки. В больших тыквах хранят воду, масло, зерно, крупу. В Африке путешественники прячут от дождя в тыкву одежду, чтобы она не намокла. В Индии тыкву используют для ловли обезьян. В небольшой тыкве просверливают маленькую дырочку, насыпают через нее в тыкву немного риса или семян и оставляют под деревом, где сидят обезьяны. Обезьяны очень любопытны. Они спускаются с дерева, запускают лапку в дырочку, нащупывают зерна и забирают их в горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, а выпустить зерна жалко. Вот и ковыляет обезьянка на трех лапках и не может далеко убежать.

***

Жил жираф Конрад в шведском зоопарке. Зоопарк хороший, о зверях там заботились. Но родился и вырос жираф в теплой Африке, а здесь - север. Климат не тот. Наступило похолодание. Стал Конрад чихать и кашлять. Ребятишкам было очень жалко жирафа. Он такой доверчивый, тянет свою голову на длинной шее через сетку к ребятам, смотрит добрыми влажными глазами, берет мягкими губами угощения у них из рук. Триста школьников решили помочь жирафу. Долго копили деньги, экономили на всем, не покупали мороженое, жвачки, конфеты, игрушки. И стали вязать. Вязали и девочки, и мальчики, все по очереди, вязали несколько недель. И вот настал торжественный день. Триста празднично одетых ребят явились в зоопарк с подарком Конраду. Служители даже сначала не поняли, что притащили ребята. А они связали жирафу теплый шарф, чтобы не простужался. Шея у жирафа длинная, по шее и шарф - двадцать пять метров.








© 2010-2022