Конспект урока по теме: «Экологическая безопасность»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУСОШ № 3 г. Невинномысска Ставропольского края











Конспект интегрированного урока

окружающий мир + математика

в 3 классе

обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида


Тема: Экологическая безопасность.













Выполнила:

Ворукова Фатимат Инальевна

учитель начальных классов













2013




Интегрированный урок:

окружающий мир + математика в 3 классе обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида

Тема: Экологическая безопасность.

Цель:

Коррекционные: обогащать словарный запас; учить сравнивать, обобщать.

Развивать речь путем беседы. Развивать логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру школьника (бережное отношение к окружающей среде).

Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей об экологии;

Познакомить детей с терминами «Экология», «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения».

Предметные: формировать представление детей формах и методах защиты окружающей среды, расширить знания детей об окружающей среде, о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.;

Доказать детям, что Земля - наш дом. Бережем дом, бережем здоровье.

Закрепить вычислительные навыки.

Метапредметные:

Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

Оборудование: Плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные школьниками.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

УУД

I.ОРГ. ЭТАП

Создание мотивации к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сегодня у нас необычный урок, потому мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова. «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. Это-Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно»

(Звучит музыка П. И. Чайковского: «Времена года. Март.»

Как вы думаете, какая тема нашего урока, если нам нужно ответить на вопрос:

Как сохранить красоту Земли?

Желаю успехов в работе на уроке.

Чтобы каждый в конце урока смог сказать:

Я понял…

Я умею…

Я знаю…

Коммуникативные и личностные УУД

формируются личностные ууд -мотивация к учебной деятельности.


познавательные - получение новой информации

II ЭТАП ПОДГОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ:

Вопросы классу: что подразумевается под всем живым?

Что необходимо для жизни?

Как вы понимаете слово «охрана»? (прочитать детям толкование из словаря)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Зачем нужно знать эти сведения? Нужны ли эти знания для достижения цели урока?

Коммуникативные и личностные УУД

формируются личностные ууд -

формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения

Познавательные

получение новой информации

III ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Отгадаем кроссворд, который поможет ответить на вопрос, без чего невозможна жизнь?

1 Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.

2 Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях.

3 Плодородный слой Земли.

4 Смесь газов.

(Солнце, вода, почва, воздух.)

Мы часто говорим окружающий мир и окружающая среда. Как вы считаете - это одно и тоже или нет?

-Кто сможет назвать тему урока? («Экологическая безопасность»)



Вопрос классу,

Что называется окружающей средой?

(Слайд 4)

- Как изменилась жизнь на Земле с развитием науки и техники?

(Слайд 5)

личностные - умение сотрудничать, регулятивные - умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, познавательные -

получение новой информации, умение вычленять нужную информацию из общей информации, коммуникативные - умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.

IV ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:

Рассказ учителя.

Почему же перед нами встала такая проблема охранять природу? От чего ее нужно охранять?

Человек распахивает все новые земли, для того чтобы больше сеять и выращивать. Чтобы было больше, электричества строит гидроэлектростанции, для этого строят новые плотины, изменяют русла рек, затапливают большие территории земли.

При этом мы получаем свет и тепло, губим множество животных и растений. Все больше загрязняются воздух и вода, хотя известно, что они необходимы для жизни растений, животных, конечно же, для нас с вами, т.е. для человека. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в водоемы - сточные воды с различными вредными веществами.

Люди часто рвут красивые растения просто так, а животных убивают ради меха или мяса, иногда ради забавы. Например: подснежники, ландыши лесные, соболь, песец и т.д.

Природа переживает немалые потрясения. Чаще стали звучать слова «экологический кризис», «неблагоприятная экология», «экологическая катастрофа». Что объединяет эти слова, что у них общего? (Экология)

Да. Их объединяет слово экология. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Человек выбросил сухие листья, ветки в одну кучу. Через год это все перегнило. Получился перегной - естественное удобрение. С этой проблемой природа справилась сама. Но так бывает не всегда.

Каждый из вас знает, как должно выглядеть идеальное рабочее место, Сверкающая чистотой комната. А вот для наведения поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты

- экологи. Обратимся к толковому словарю. Экос - по - гречески значит дом, логос - наука или учение. Получается наука о нашем общем доме. Нашим общим домом является окружающая среда. Значит экология - это наука об окружающей среде. ЭКОЛОГИ - изучают жизнь растений, животных, влияние человека на окружающую среду. (Слайд 9)

В природе все взаимосвязано. То, что делает человек в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки в природе, они могут нанести ей большой вред. Послушайте рассказ. (Пример из Китая - стр. 27 Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 3 класс ).

(Вопросы классу).






От чего загрязняется окружающая среда?

От чего загрязняется вода? (Слайды 6-7)

Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

(Слайд 8)




Оцените поступок китайцев. Думали они о последствиях или нет когда решили уничтожить всех воробьев?

Как вы думаете, с кем они должны были проконсультироваться прежде чем принять такое важное решение.?

познавательные -

получение новой информации

умение использовать знаково - символические средства,

регулятивные - умение оценивать свои знания и делать выводы.

V. ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Работа с сенсорными крестами).

VI. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ: (Слайд 10)

1.Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека. ( Воздух, вода, продукты питания.)

2.Как защититься от грязного воздуха в квартире? (Не курить взрослым в квартире, проветривать помещение, разводить комнатные цветы.)

3. Какую воду можно пить в целях самозащиты? (Кипяченую воду.)

Экологические задачки.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды - дни, а без воздуха - минуты.

Мы дышим воздухом, а для того чтобы не болеть, нужен чистый воздух. Послушайте интересную и познавательную задачу.

Семье из 3человек требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг чистого воздуха потребуется для группы людей изчеловек? для нашего класса?

  1. чел. - 51 кг.

10 чел - ? кг.

51 : 3 = 17 (кг.) -потребуется одному человеку.

17 * 10 = 170 (кг.)

Ответ:170 кг чистого воздуха потребуется для группы людей из 10 человек в сутки.

Задача 2 Вяз и клен выделяют в год 16 кг кислорода, это в 8 раз больше, чем выделяет клен. Сколько килограмм кислорода выделяет вяз, если известно, что клен выделяет в 7 раз меньше?

16 : 8 =2 (кг) кислорода выделяет клен в год.

2 * 7 = 14 (кг)

Ответ: 14 кг кислорода выделяет в год вяз.

ИГР А «Отгадай слово» Выполните действия и расположите ответы в порядке возрастания.

940: 2+ 60: 12= Л

540:6+982= О

170 * 9 - 530 = Г

17*3*1= К

160 * 8 : 40= Э

350 * 2 - 38 : 2 = О

Какое слово получилось у вас? Кто он такой? Чем занимается эколог? (Эколог это человек, который не допускает загрязнения окружающей среды.)

Сколько кг чистого воздуха мы потребляем в сутки?



А сколько килограмм чистого воздуха потребляет наш класс в сутки, если у нас в классе 12 учеников и еще я?

(17 * 10+17*3= 221 (кг))

(Можно вычислить, сколько килограмм чистого воздуха потребляет человек в месяц, в год.)


Ребята, а теперь сопоставьте, пожалуйста, полученные данные предыдущей задачи с данными этой задачи и сделайте вывод: какое значение имеют растения для жизни?

Как нам надо относиться к растениям?

Познавательные и регулятивные -

формирование умения устанавливать причинно - следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию,

получение новой информации;

личностные - проявление интереса и терпения при выполнении, познавательные - выделение общих признаков, классификация, регулятивные -удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные - формировать умение сотрудничать для достижения цели.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. (Слайд 11)

А. Работа по вариантам. Первый вариант читает начало предложения, а второй вариант дополняет. (См. приложение )

-Почему вы так думаете?

-Что нового было в этом задании для вас?

-Откуда вы узнали сведения, полезные для вас?

-Как поступить, если вы заметили на дороге (в лесу, на воде) мусор (пластиковые бутылки, пакеты и др.)

Где вам в жизни эти знания пригодятся?

- Нужны ли эти сведения вам и для чего?

Познавательные:

- формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов в Толковом словаре, находить значение незнакомых слов в словаре,

получение новой информации

познавательные ууд - выявлять особенности разных предметов в процессе их рассматривания, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

получение новой информации

регулятивные - оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, коммуникативные - формирование умения сотрудничать, приводить доказательства, личностные - формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества

регулятивные-

формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью.

IX ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ


(Ученик читает стихотворение Р.Рождественского)

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше - окружающей природы.
Всё больше - окружающей среды.


- Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений.

Природа - это чудо. Человек - её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу - сохранить жизнь.

Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, который вырос на земле. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...

М.Дудин

- Что для себя нового вы узнали?

Знали ли эти сведения раньше?

Где могут пригодиться в жизни они?

-Какая была тема нашего урока?

-Какие цели и задачи мы поставили перед собой?

-Достигли ли мы задач урока? Цели?

-Что вы узнали для себя нового на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения?

-Ответим на вопрос:

- Что приятнее всего? (Достичь желаемого).

личностные - уважение к мнению другого, освоение роли проверяющего, познавательные - получение новой информации и

регулятивные - способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности, коммуникативные - учет другого мнения, умение работать в группе.

X. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Какое задание больше всего понравилось на уроке?

Какое задание вызвало затруднения? Почему?

Что нового узнали на уроке?

Что вспомнили?

Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

Самооценка.

На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

Зеленый - «Я понял».

Желтый - «Я знаю».

Красный - «Я умею».

Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы.

личностные -

формирование оценки своих эмоциональных реакций, проявление интереса и терпения при выполнении самооценки, познавательные - выделение общих признаков, классификация, регулятивные -удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные - формировать умение сотрудничать для достижения цели.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выписать из словаря значения слов прогноз, охрана, эколог.

Нарисовать рисунок «Каким я хочу видеть планету»

Литература

  1. Толковый словарь

  2. Рассказ П. Надеждиной «Твое и наше» (интернет ресурс)

  3. М.Дудин «Берегите Землю!..»

  4. Р.Рождественского «Сборник стихов» М. «Просвещение 1884г.

  5. Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч./ Плешаков А.А. - Москва «Просвещение», 2012г.

  6. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Плешаков А.А. - Москва «Просвещение», 2012г.

  7. Окружающий мир: тесты для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 класс/ Москва «Просвещение» 2012г.

  8. Энциклопедия «Я познаю мир» 2009г.

  9. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»/ Дмитриева О.И., Максимова Т.В. 3кл./ Москва «Вако» 2006г.

  10. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций . В 2 ч./ Моро М.И., Бантова М.А. и др. - Москва «Просвещение», 2011 г.

Приложение

КАРТОЧКИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Изучая природу,

Починив подтекающий кран,

Охраняя растения,

Следя за чистотой окружающей среды,

бережешь воздух.

бережешь свое здоровье, узнаешь, как ее сберечь.

бережешь чистую воду.

Изучая природу,

Починив подтекающий кран,

Охраняя растения,

Следя за чистотой окружающей среды,

бережешь воздух.

бережешь свое здоровье, узнаешь, как ее сберечь.

бережешь чистую воду.

Изучая природу,

Починив подтекающий кран,

Охраняя растения,

Следя за чистотой окружающей среды,

бережешь воздух.

бережешь свое здоровье, узнаешь, как ее сберечь.

бережешь чистую воду.



© 2010-2022