Конспект урока по русскому языку на тему Знакомство с начальной формой глагола 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 3

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема: Знакомство с начальной формой глагола.

Цель: способствовать ознакомлению с начальной формой глагола.

УМК: «Гармония»

Планируемые результаты:

Предметные:

Выявлять принадлежность слова к определённой части речи.

Ставить вопросы к словам.

Выяснить, что такое начальная форма глагола.

Ставить глаголы в начальную форму (первичное освоение).

Анализировать слова с разных точек зрения; наблюдать за особенностями их употребления.

Выполнять все освоенные орфографические действия, в том числе применять изученные правила, проверять написанное.

Метапредметные результаты

  • Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • Понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • Стремление к более точному выражения собственного мнения и позиции;

  • Умение задавать вопросы.


Ход урока

  1. Организационный этап.

- Ребята, к нам на урок пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся.

А сейчас пусть поздороваются ваши пальчики друг с другом.

Пальчиковая гимнастика.

а) Здравствуй, солнце золотое! (пальцы одной руки здороваются)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок, (пальцы двух рук здороваются, постукивая)

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую! (стр. 20-21) (встряхиваем кисти рук)

Садимся.

- Ребята, у вас на парте лежат цветные кружочки. Посмотрите на них внимательно и выберите тот цвет, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Слайд 1: замечательное, радостное настроение - зелёный цвет

тревожное - красный цвет

грустное - коричневый цвет



  1. Повторение изученного материала.

  1. - Мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка. И наш урок я предлагаю начать со слов американского писателя (О. Холмза).

Слайд 2. Удел знания - говорить;

Удел мудрости - слушать.

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему я предлагаю начать урок с этого выражения?

- Чему оно нас учит?

(делиться знаниями друг с другом, слушать друг друга.)

  1. Звуковая работа.

- Ребята, послушаем слово «слушать». Назовите все согласные звуки в этом слове. Какие звуки могут быть лишними? Почему? Какой буквой обозначаем мягкий звук «т »? Буквой «Т». Эта буква и будет сегодня хозяйкой минутки чистописания.

3) Чистописание

- Вспомним, какие бывают соединения.

На доске слова: т.тра.ь ..куратный слуш.ть

- Ребята, на доске слова с буквой «т». Попробуем вставить пропущенные буквы. Это словарные слова, написание которых надо запомнить. Проверьте по орфогр. словарю - правильно ли мы вставили пропущенные буквы. Запишем их в тетрадь, выполняя правильно соединения, соблюдая все требования каллиграфии, выделим орфограммы.

- Кто всё выполнил - проконтролируйте своего соседа - загляните, не мешая, к нему в тетрадь - всё ли правильно он написал, отметил орфограммы - помогите ему.

- Записанные слова - какие это части речи? Что можете сказать о форме существительного? о форме прилагательного? (Они стоят в начальной форме).

- Что можете сказать про форму глагола? (Пока не знаем). Какие части речи нам не встретились? Молодцы!

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие во времени, и у нас, конечно, будут помощники.

Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

Интервью разыгрывают дети: - Что вы больше всего любите? - Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную всем частицу. - Что бы вы пожелали ребятам? - Чтобы русский все ребята на "пятёрку" знали. На письме и в разговоре нас употребляли. - Ребята, какая часть речи отвечала на вопросы? - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. - Почему я так сказала? (Потому что мы ещё не всё знаем о глаголе).
- Конечно, и поэтому, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать новые сведения о глаголе, научиться использовать эти сведения на уроках, учиться употреблять глаголы в речи, учиться находить глаголы в тексте, учиться изменять слова, грамотно писать…)
IV. «Открытие» учащимися новых знаний.

  1. - Итак, мы оправляемся в путешествие. (Слайд - смарт)
- Мы побываем с вами в прошлом, заглянем в будущее, и, конечно, вернёмся в настоящее. - Ребята, распределите глаголы в таблицу: 1-ая группа - действия совершаются до момента речи, 2-ая группа - в момент речи, 3-я - после разговора. - 2 глагола остались. Почему? Непонятно, когда совершаются действия. - У нас есть ещё одна группа (открываю: инфинитив). Можно ли сюда поместить эти глаголы? (Нет.) Почему? (Не знаем, что это за группа, и на какие вопросы отвечают слова из этой группы). - Как будем решать данную проблему? (Узнаем значение слова «инфинитив» и узнаем, на какие вопросы он отвечает). Где можем найти информацию?
  1. Работа в группах.
Две группы ищут значение слова «инфинитив» и вопросы инфинитива в разных словарях. - Какие нам понадобятся словари? (толковые). 3-я группа - обращается к интернету. 4-я - отправляется к специалистам. - К каким именно специалистам нужно обратиться? (Кто конкретно занимается изучением русского языка - к учителям рус. языка). Я думаю, они нам не откажут. - Ребята, сколько времени вам понадобится на выполнение этого задания? - 3 минуты. Кому необходимо - записываем полученные сведения на листочке. - Не забываем про правила работы в группах. (Слайд 3).

- Поводим итоги. Что узнали? В каком словаре работали? (Словарь иностранных слов). О чём это говорит? (Слово иностранное). Латинское.

Слайд 4: - Делаем вывод: инфинитив - это неопределенная форма глагола.

- Как вы думаете, почему такое название? Как ещё можно назвать инфинитив? Начальная форма, то есть самая первая - с которой начинаются все его изменения.

- На какие вопросы отвечает? - Что делать? Что сделать?

- Возвращаемся к нашим оставшимся глаголам - можно ли их поместить в 4-ую группу? Почему?

  1. Физкультминутка (под музыку).

Слайд 5, 6. Встать, потянуться, распрямиться,

Присесть, подняться, наклониться,

Распрямиться, повернуться, улыбнуться.

- Какие глаголы вы услышали? Обратите внимание - как оканчиваются глаголы - инфинитивы: на -ть, - ться.


  1. Первичная проверка понимания.

  1. Самостоятельная работа в парах.

- А сейчас давайте проверим, как вы поняли новый материал. На карточках найдите глаголы в неопределенной форме и подчеркните их простым карандашом. Слов немного - сколько времени вам необходимо для выполнения этого задания?

(3 минуты). - Не забываем правила работы в парах - Слайд 7.

Беречь природу - можно,

И можно не шуметь,

И можно осторожно ходить-

Не как медведь.

И можно (даже надо!)

Самим соображать,

Что можно тех, кто рядом,

Любить и уважать!(6)

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать,

Мне не надо в рот смотреть

Совесть надобно иметь! (13)

Ах, завтра старушке
Придётся опять
За мушку -летать,
За мальчишку - читать,
За кошку - мышей на охоте
Хватать,
За мышку - в норе
Под бревном хлопотать. (4)

Мила любит помогать,
Милу не за что ругать!
Мила быстро повзрослела,
Через год она умела
Как большая помогать:
Мыть посуду, подметать.
В общем, Мила молодец!
А истории - конец! (5)

Дать слово.

Пускать пыль в глаза.

Зарубить на носу.

Держать язык за зубами.

Вешать нос.

Мозолить глаза.

Наговорить с три короба. (7)

То бороздить речную гладь,

То в синем море плавать

И в свежих чащах собирать

Грибы, цветы и травы.

И видеть край перед собой,

Родной, но незнакомый,

И заходить под кров любой

И быть везде, как дома. (6)

Играть, бежит, пришёл, держать, свистеть, нарисовали, закричать, поёт, таять, отдыхаем, бежать, увидеть. (7)

  1. Проверка - устно.

VII. Первичное закрепление. (Включение новых знаний в систему знаний).

  1. - Ребята, мы уже умеем ставить в начальную форму имена существительные и прилагательные. А кто догадается - как поставить глагол в начальную форму? - Надо изменить глагол по команде вопросов: что делать? что сделать? - Проверим наши предположения по учебнику - стр.60 (сверху) - читаем правило. Слайд 8.

  2. Работа у доски - упр. 162.

- Ребята, продолжим работу с глаголами, но сначала решим орфографические задачи. Слайд 9 - по цепочке вставляем пропущенные буквы, устно объясняем орфограммы.

- Найти глаголы в начальной форме.

- Остальные глаголы выпишем и поставим их в начальную форму по команде вопросов (таблица с вопросами на доску). Обратите внимание на приставку. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её не должно быть и у глагола в неопределённой форме.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

  1. - Итак, сегодня на уроке вы расширили свои знания и умения в области русского языка. Вспомните, какова была сегодня цель урока. Что мы узнали нового о глаголе?

Слайд 10. - Продолжите предложения.

1) Я научился …

2) Я испытывал затруднения, когда …

3) Я бы хотел стать более …

4) Я могу похвалить себя за …

5) Я порадовался за …

7) Я хочу поблагодарить … за …

- Ребята, поднимите руки, кто доволен сегодня своей работой на уроке? - С каким настроением уходим с урока? (поднимаем цветные кружки) - Слайд 11.

2) Оценивание. - Я тоже довольна сегодня вашей работой. Оценки. Благодарю всех за работу на уроке.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: выписать из любой книги 10 слов-глаголов-инфинитивов.





© 2010-2022