- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование навыка чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы
Формирование навыка чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сайкова С.И. |
Дата | 16.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Сайкова С.И.
Выступление на МО
8.02.2013.на тему
«Формирование навыка чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы»
« Обучать чтению - значит готовить ребёнка к жизни,
формировать определённое отношение к ней,
обогащать жизненный и эмоциональный опыт
растущего человека».
К. Д. Ушинский.
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет обучение чтению. Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. К сожалению, большинство детей предпочитает чтению книг, игры в компьютер, просмотр телепередач. Они берут пример с родителей. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя. Чтобы поддержать интерес к чтению необходимо у учащихся выработать полноценный навык чтения. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. Процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. На базе этих трех качеств формируется выразительность как самое сложное звено в цепи, составляющей навык чтения. Формирование навыка чтения проходит в несколько этапов. Я их условно разбила на 3 этапа. Они представлены в таблице. Этапы читательской подготовки. Класс Подготовительный. 1 класс 1 полугодие Начальный. 1 класс 2 полугодие - 2 класс Основной. 3 - 4 класс
- подготовительный; Подготовительный этап - это этап обучения детей читательской азбуке, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. Обучение чтению начинается с узнавания букв. Здесь хотелось бы акцентировать внимание на том, что буквы необходимо учить не их полными алфавитными названиями (например, «ка», «эм», «ча»), а звуковым обозначением: «к», «м», «ч» и т.д. Алфавитное название букв только затрудняет процесс чтения. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «ма» читают «мэа» или «эма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в слог. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи. - начальный; Начальный этап - это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. - основной. Третий, основной этап - это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя на основном этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме. К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание - «понимать чтение… составляет главную задачу при обучении грамоте», т.е. обучение пониманию надо начинать буквально с первых школьных шагов. «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное дело». Литературная деятельность - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. В основе лежит разносторонняя работа с текстом. Остановлюсь на некоторых приёмах и упражнениях по развитию навыка чтения, которые использую в своей работе:
- развитие беглости чтения: Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Упражнения для развития беглости чтения (их можно разделить на несколько групп) Первая группа - упражнения для увеличения поля зрения.
- Читай быстро целыми словами "по кругу" столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом - зуб, дом - зуб - нос, ...
- «Капельки» с использованием алфавитов, которые лежат на столах у каждого ученика.
- «Найди меня». На доске написана строчка букв, между буквами «спрятано» слово. Его нужно найти.
- «Обгонялки». Один текст читают два ученика одновременно.
- «Пальма», «Посади бабочку». На доске висит картинка с изображением пальмы, а по краям написаны гласные буквы. Учитель держит в руке карточку с сочетанием нескольких букв и прикладывает её к разным гласным, а дети должны быстро называть вновь полученные слоги . Например, стр-а, стр-о, стр-я, стр- и, стр-ю.
- «Буксир»: учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
- Игра «Собери слово». На карточке написаны слоги, нужно составить из слогов слова.
- «Бегущая строка». Называется слово, которое надо отыскать (звездочка, синяя, второе снизу, и т.д.).
- «Пирамидки слогов и слов»:
- «Кто быстрее»? Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения.
- Артикуляционная гимнастика:
- Скороговорки. (Проворонила ворона воронёнка).
- Чистоговорки. ( Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро.)
Третья группа - упражнения для развития смысловой догадки. При чтении мы с вами многие слова до конца не дочитывает, а догадываемся. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца.
- Чтение слов с пропущенными буквами.
К. Ш. А С. Б. КА
- Чтение слов с перепутанными буквами.
-
Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.
Гроза.
- «Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.
- Различные виды чтения:
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
- «Кто быстрее?» У каждого ученика по 2 - 3 текста. Требуется найти данное предложение.
- «МОЛНИЯ»- упражнение заключается в чередование чтения в медленном темпе с чередованием в быстром темпе. По команде «МОЛНИЯ» ребенок начинает читать в максимальном темпе.
- «БУКСИР» - учитель читает текст, варьирует скорость чтения. Ребенок читает про себя, стараясь успевать за учителем.
- «МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ» - учитель читает текст вслух. Затем ученик читает этот текст в течение 1 минуты. Отмечает место остановки. Здесь следует внушить мысль о том, что второй раз будет лучше.
- развитие правильности чтения Правильность чтения - умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Первая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
- Прием сравнения:
- Приём «фотографирования»
- письмо или рассказ по памяти.
- Чтение слов на карточке за короткое время.
- Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. Дело в том, что неопытные чтецы часто «теряют» окончания при чтении. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.
- Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
- Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
- Выбери из всех слогов - слоги слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги и т.д.
- Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
- Заучивание четверостиший.
- Чтение слов, отличающихся одной буквой.
- Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
- «Сквозная буква», «Лесенка»
- Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», т.к. она согласная).
- Найди лишний слог :
- Найди лишнее слово:
- Раздели слова на две группы :
- Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память).
- Игра « Успей запомнить за минуту» .Эта игра развивает зрительную память. Начиналась она с простого: «Сколько слияний ты запомнил с гласной о?» (На доске дано 10 слияний). «Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?» ( Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите ). «Кто больше всех запомнит слов - описаний котёнка?»
- Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.
- «Добавь следующее».
- Чтение «перевёртышей»: Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
- развитие понимания чтения Литературная деятельность (осмысление и понимание прочитанного): Понимание прочитанного - важнейший аспект навыка чтения . Осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Упражнения для развития осознанного чтения можно также разделить на несколько групп: Первая группа - логические упражнения.
- Что общего в словах и чем они отличаются?
- Назови одним словом.
- Какое слово лишнее и почему?
- Чем похожи следующие слова?
- Путем перестановки букв составь слово.
- Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
- Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
- Составь новое слово, взяв последний слог.
- Раздели слова на группы.
Вторая группа - игры по составлению слов.
- Найди слово в слове
- Закончи предложение.
- Шарады.
- Ребусы.
- Загадки.
- Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.
Третья группа - работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
- Составь текст (перестановка предложений).
- Составь предложения к теме.
- Закончи рассказ.
Четвертая группа - работа с текстом (учебник).
- Самостоятельное чтение текста и ответы на вопросы, записанные на доске.
- Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.
- Задай вопросы по тексту или по части текста.
- Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
- Работа над заголовком.
- Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
- Пересказ по вопросам.
- Составление плана текста.
- нахождение кульминационного момента;
- определение темы, главной мысли;
- определение типа текста;
- Составление кроссвордов по тексту.
- составление ребусов, загадок;
- Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
- Пересказ по вопросам и без них.
- Подбор иллюстрации к тексту.
- По иллюстрации определить содержание текста.
- работа над лексическим значением слов, используя словари;
- фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;
- составление диафильма;
- викторины по произведениям;
- мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;
- развитие выразительного чтения. Выразительное чтение - интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. В выразительном чтении активно проявляются мысли, отношение учащихся к тому, о чём они читают. Об особенностях выразительного чтения можно судить по ряду показателей, /тон, темп, тембр, ударения и т.п/
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
- Чтение с различными оттенками интонации.
- Чтение небольших стихов.
- Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
- Чтение по ролям в лицах.
- Упражнения для дыхания. ( «Надуем шарик»)
- Упражнения для развития голоса. ( «Громко - тихо»)
- Упражнения для дикции
- Прочитай предложение или часть текста с интонацией, соответствующей той мимике, которую тебе покажут.
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- ыделение голосом различных слов в предложении;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- чтение с изменением голоса героя;
- разметка текста (паузы, логическое ударение);
- инсценирование;
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
- конкурс чтецов.
Чтение- это лучшее учение в любом возрасте - гласит народная мудрость. Поэтому научить ребёнка читать, увлечь его чтением, по моему мнению, одна из самых главных задач стоящих перед учителем. Главное в этой работе - добиваться оптимальной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся. Необходимо следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Для совершенствования навыка чтения необходимо: - вызвать интерес к чтению у младшего школьника. В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие. - создавать ситуацию успеха для каждого. - на каждом уроке выполняются разнообразные виды заданий по развитию навыка чтения: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение и т.д.. - прием щадящего чтения. - самозамер скорости чтения. - особое значение придаётся эмоционально-выразительной речи учителя. И помните, что это последовательная работа, поэтому не стоит требовать от ребенка слишком многого и сразу. Однако только регулярные занятия помогут достичь желаемого результата в обучении правильному беглому сознательному и выразительному чтению. В.А.Сухомлинский писал: «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Литература 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение 2010 2. Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М., Просвещение, 1991. 3. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69. 4. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. - 2005. - №7. 5. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению». М., Ось - 89, 2001. 6. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: Вако,2004. 7. Ресурсы Интернета.