Формирование навыка чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сайкова С.И.

Выступление на МО

8.02.2013.на тему

«Формирование навыка чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы»

« Обучать чтению - значит готовить ребёнка к жизни,

формировать определённое отношение к ней,

обогащать жизненный и эмоциональный опыт

растущего человека».

К. Д. Ушинский.
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет обучение чтению. Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. К сожалению, большинство детей предпочитает чтению книг, игры в компьютер, просмотр телепередач. Они берут пример с родителей. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя. Чтобы поддержать интерес к чтению необходимо у учащихся выработать полноценный навык чтения. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков. Процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. На базе этих трех качеств формируется выразительность как самое сложное звено в цепи, составляющей навык чтения. Формирование навыка чтения проходит в несколько этапов. Я их условно разбила на 3 этапа. Они представлены в таблице. Этапы читательской подготовки. Класс Подготовительный. 1 класс 1 полугодие Начальный. 1 класс 2 полугодие - 2 класс Основной. 3 - 4 класс
- подготовительный; Подготовительный этап - это этап обучения детей читательской азбуке, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. Обучение чтению начинается с узнавания букв. Здесь хотелось бы акцентировать внимание на том, что буквы необходимо учить не их полными алфавитными названиями (например, «ка», «эм», «ча»), а звуковым обозначением: «к», «м», «ч» и т.д. Алфавитное название букв только затрудняет процесс чтения. Такая ошибка чаще всего и вызывает у ребенка трудности со сложением букв в слоги. Дети вместо «ма» читают «мэа» или «эма». В данном случае ребенку кажется, что он делает все правильно, и ему трудно понять смысл сложения букв в слог. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи. - начальный; Начальный этап - это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. - основной. Третий, основной этап - это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя на основном этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме. К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание - «понимать чтение… составляет главную задачу при обучении грамоте», т.е. обучение пониманию надо начинать буквально с первых школьных шагов. «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное дело». Литературная деятельность - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. В основе лежит разносторонняя работа с текстом. Остановлюсь на некоторых приёмах и упражнениях по развитию навыка чтения, которые использую в своей работе:
- развитие беглости чтения: Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Упражнения для развития беглости чтения (их можно разделить на несколько групп) Первая группа - упражнения для увеличения поля зрения.

  • Читай быстро целыми словами "по кругу" столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом - зуб, дом - зуб - нос, ...
  • «Капельки» с использованием алфавитов, которые лежат на столах у каждого ученика.
( Дети простукивают - «собирают» названные учителем буквы, слоги или слова.)
  • «Найди меня». На доске написана строчка букв, между буквами «спрятано» слово. Его нужно найти.
вокирсказкивпез
  • «Обгонялки». Один текст читают два ученика одновременно.
  • «Пальма», «Посади бабочку». На доске висит картинка с изображением пальмы, а по краям написаны гласные буквы. Учитель держит в руке карточку с сочетанием нескольких букв и прикладывает её к разным гласным, а дети должны быстро называть вновь полученные слоги . Например, стр-а, стр-о, стр-я, стр- и, стр-ю.
  • «Буксир»: учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
  • Игра «Собери слово». На карточке написаны слоги, нужно составить из слогов слова.
  • «Бегущая строка». Называется слово, которое надо отыскать (звездочка, синяя, второе снизу, и т.д.).
  • «Пирамидки слогов и слов»:
р 1 о пар 1 та н 2 у кар 2 та с 3 е бал 3 кон м 4 и друж 4 ба к 5 а дос 5 ка
  • «Кто быстрее»? Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения.
Вторая группа - упражнения для активизации органов речи. С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Система упражнений по дикции включает в себя тренировку артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков.
  • Артикуляционная гимнастика:
-назвать гласные; согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; - прочитать слова, трудные для произношения.
  • Скороговорки. (Проворонила ворона воронёнка).
  • Чистоговорки. ( Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро.)
Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стол стоит в углу. Ул-ул-ул - у нас сломался стул. Оль-оль-оль - мы купили соль.
Третья группа - упражнения для развития смысловой догадки. При чтении мы с вами многие слова до конца не дочитывает, а догадываемся. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца.
  • Чтение слов с пропущенными буквами.
    К. Ш. А С. Б. КА
Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.
  • Чтение слов с перепутанными буквами.
В начале работы слова с перепутанными буквами разгадывались с опорой на цифры: ФИТЛУ ПИГАСО ПАКТИ 35142 3652 14 32415 Далее задание усложняется, не давая опоры на цифры. Здесь лексическая тема задавалась заранее. Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА
  • Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.
    Гроза.

Гроза надвига.... Огромная лиловая ту... медленно выплыва... из-за ле.... Для развития этого умения можно использовать упражнения с пропущенными окончаниями, словами. Удобно использовать решетку с вертикальными столбцами шириной 0,5 см. с прорезью 1-2 см. Четвёртая группа - упражнения для развития скорости и гибкости.
  • «Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.
  • Различные виды чтения:
- чтение шёпотом, затем громко, затем про себя; - жужжащее чтение; - чтение в парах; - чтение одновременно с учителем; - чтение с ускорением темпа; - чтение с переходом на незнакомый текст; - чтение в темпе скороговорки; - скачкообразное чтение «Кенгуру». - хоровое чтение; - чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
  • «Прыжки» (через слово, через строчку);
  • «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
  • «Кто быстрее?» У каждого ученика по 2 - 3 текста. Требуется найти данное предложение.
  • «МОЛНИЯ»- упражнение заключается в чередование чтения в медленном темпе с чередованием в быстром темпе. По команде «МОЛНИЯ» ребенок начинает читать в максимальном темпе.
  • «БУКСИР» - учитель читает текст, варьирует скорость чтения. Ребенок читает про себя, стараясь успевать за учителем.
  • «МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ» - учитель читает текст вслух. Затем ученик читает этот текст в течение 1 минуты. Отмечает место остановки. Здесь следует внушить мысль о том, что второй раз будет лучше.
Затем повторно читает текст и снова через 1 минуту отмечает место, до которого дочитал. Обязательно похвалите! И читаете третий раз. Обнаруживайте, что скорость выросла. Если читать ежедневно три раза по три отрывка, то прибавка скорости чтения за 2 недели составит 10-15 слов.
- развитие правильности чтения Правильность чтения - умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Первая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
  • Прием сравнения:
- парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается. - Игра «Что пропало?». На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети должны назвать, что пропало. Второй вариант: картинки не убираются, но изменяется их последовательность. Задача детей -восстановить измененную последовательность предметов. Далее вариант усложняется: вместо игрушек и картинок выкладываются карточки (или кубики) со знакомыми буквами. Работа продолжается по той же схеме.
  • Приём «фотографирования»
- картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить те предметы, которые запомнили. - карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв. В Л О Н Далее количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Затем переходим к запоминанию - слогов. Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду... - слов. Лев, мак, слон, тигр. Ну а далее
  • письмо или рассказ по памяти.
- Зрительные диктанты. Зрительные диктанты способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого чтения и орфографическую грамотность. При проведении детям дается установка, что нужно запомнить не только фразу дословно, но и как правильно пишутся слова. Ребенку дается предложение и при этом определенное время на запоминание. Затем предложение закрывается, и дети называют это предложение или записывают его в тетрадь. Примеры используемых зрительных диктантов: Тает снег. Небо хмурое.
  • Чтение слов на карточке за короткое время.
Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Предъявляем слово и быстро убираем. Если не получилось, можно предъявить его еще раз на то же время.
  • Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. Дело в том, что неопытные чтецы часто «теряют» окончания при чтении. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.
Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение. При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. При этом с ребенком необходимо выяснить значения слов.
  • Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
  • Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
  • Выбери из всех слогов - слоги слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги и т.д.
  • Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
  • Заучивание четверостиший.
  • Чтение слов, отличающихся одной буквой.
  • Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
  • «Сквозная буква», «Лесенка»
___ - з - ч__ ___ - з - ч ____ ___ - з - ч______ ___ - з - ч ________
  • Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», т.к. она согласная).
  • Найди лишний слог :
бо, но, ко, со, кы, ро ( «кы», т.к. остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы» ).
  • Найди лишнее слово:
река слон речка лев ручей мак ручка тигр ручеёк ягуар
  • Раздели слова на две группы :
а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока. 1 группа - «Домашние животные» 2 группа - «Птицы» . б) заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец. 1 группа - «Животные» 2 группа - «Овощи».
  • Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память).
  • Игра « Успей запомнить за минуту» .Эта игра развивает зрительную память. Начиналась она с простого: «Сколько слияний ты запомнил с гласной о?» (На доске дано 10 слияний). «Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?» ( Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите ). «Кто больше всех запомнит слов - описаний котёнка?»
( Шёрстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, тёплая, ходит тихо. Крадучись, неслышно, царапается, прыгает).
  • Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.
Мы не девочки, не мальчики, Все сейчас мы попугайчики. Попугай, не зевай, Вместе с нами повторяй: «Соне в оконце светит солнце».
  • «Добавь следующее».
Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже по два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т.д. ( 1.Слон.2.Слон, тигр.3.Слон, тигр. медведь. 4.Слон, тигр, медведь, волк и т.д. )
  • Чтение «перевёртышей»: Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

- развитие понимания чтения Литературная деятельность (осмысление и понимание прочитанного): Понимание прочитанного - важнейший аспект навыка чтения . Осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Упражнения для развития осознанного чтения можно также разделить на несколько групп: Первая группа - логические упражнения.
  • Что общего в словах и чем они отличаются?
Мел - мель, мал - мял, мыл - мил
  • Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
  • Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый;
  • Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. (одинаковое кол-во букв, одного рода, 2 слога)
  • Путем перестановки букв составь слово.
У к л к б о (клубок), с н о а с (сосна), у п к с (пуск).
  • Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
  • Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама;
  • Составь новое слово, взяв последний слог.
Лиса, бельмо, полет;
  • Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;
Вторая группа - игры по составлению слов.
  • Найди слово в слове
Гроза, газета, поднос, щепка, кустарник, шоколадка, ярмарка, и т.д.
  • Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы: З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы , о ы б б р.
  • Шарады.
Начало - голос птицы, Конец - на дне пруда. А целое в музее Найдете без труда. (Картина)
  • Ребусы.
  • Загадки.
Любые, которые подходят к теме урока.
  • Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы М.
Ма ти ма си ра му ло ка до
Третья группа - работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
  • Составь текст (перестановка предложений).
  • Составь предложения к теме.
Школа. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
  • Закончи рассказ.
Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Четвертая группа - работа с текстом (учебник).
  • Самостоятельное чтение текста и ответы на вопросы, записанные на доске.
  • Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.
  • Задай вопросы по тексту или по части текста.
  • Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
  • Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. Выбери заголовок из предложенных. Расставь заголовки частей по порядку содержания текста. Подбери к заглавию часть текста. Озаглавь части.
  • Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
  • Пересказ по вопросам.
  • Составление плана текста.
  • нахождение кульминационного момента;
  • определение темы, главной мысли;
  • определение типа текста;
  • Составление кроссвордов по тексту.
  • составление ребусов, загадок;
  • Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  • Пересказ по вопросам и без них.
  • Подбор иллюстрации к тексту.
  • По иллюстрации определить содержание текста.
  • работа над лексическим значением слов, используя словари;
  • фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;
  • составление диафильма;
  • викторины по произведениям;
  • мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;
Пятая группа - работа с книгой Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, «чтение-рассматривание» и т.д.); знание элементов книги.
- развитие выразительного чтения. Выразительное чтение - интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. В выразительном чтении активно проявляются мысли, отношение учащихся к тому, о чём они читают. Об особенностях выразительного чтения можно судить по ряду показателей, /тон, темп, тембр, ударения и т.п/
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
  • Чтение с различными оттенками интонации.
  • Чтение небольших стихов.
  • Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
  • Чтение по ролям в лицах.
  • Упражнения для дыхания. ( «Надуем шарик»)
  • Упражнения для развития голоса. ( «Громко - тихо»)
  • Упражнения для дикции
  • ПФормирование навыка чтения и литературной деятельности учащихся начальной школыФормирование навыка чтения и литературной деятельности учащихся начальной школырочитай предложение или часть текста с интонацией, соответствующей той мимике, которую тебе покажут.

  • выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
  • ыделение голосом различных слов в предложении;
  • «Эхо» (за учителем);
  • чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);
  • «Голоса» (подражая кому-либо);
  • чтение с изменением голоса героя;
  • разметка текста (паузы, логическое ударение);
  • инсценирование;
  • работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
  • конкурс чтецов.

Чтение- это лучшее учение в любом возрасте - гласит народная мудрость. Поэтому научить ребёнка читать, увлечь его чтением, по моему мнению, одна из самых главных задач стоящих перед учителем. Главное в этой работе - добиваться оптимальной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся. Необходимо следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Для совершенствования навыка чтения необходимо: - вызвать интерес к чтению у младшего школьника. В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие. - создавать ситуацию успеха для каждого. - на каждом уроке выполняются разнообразные виды заданий по развитию навыка чтения: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение и т.д.. - прием щадящего чтения. - самозамер скорости чтения. - особое значение придаётся эмоционально-выразительной речи учителя. И помните, что это последовательная работа, поэтому не стоит требовать от ребенка слишком многого и сразу. Однако только регулярные занятия помогут достичь желаемого результата в обучении правильному беглому сознательному и выразительному чтению. В.А.Сухомлинский писал: «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Литература 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение 2010 2. Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М., Просвещение, 1991. 3. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69. 4. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. - 2005. - №7. 5. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению». М., Ось - 89, 2001. 6. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: Вако,2004. 7. Ресурсы Интернета.
© 2010-2022