Особенности работы учителя начальных классов по приобщению учащихся к чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление



"Особенности работы

учителя начальной школы

по приобщению

уч-ся к чтению"













ГБОУ лицей №504

учитель начальных классов:

Ломоносова О.А.





Москва 2014

Слайд№1

В наше время развития телевидения, мобильной связи, компьютерных технологий всё труднее обращать наибольшее внимание современного школьника к книге как к основному источнику развития духовности и культуры человека. Развитие ребёнка без книги всегда будет неполным.

Только чтение способно привить ребёнку навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к собственным умозаключениям.

. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. В смысле интеллектуального развития человека, книга, как источник знаний, занимает ведущее место. Без неё невозможно ни образование, ни самообразование. Книга - это самый терпимый учитель в нашей жизни, который может бесконечное количество раз объяснять материал даже самым непонятливым своим ученикам. Перефразируя применительно к детям знаменитую фразу Д. Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», можно сказать, ребёнок начинает мыслить, когда начинает читать. Не приобщая детей к чтению, мы рискуем оставить их за бортом не только интересных профессий, но и интересной духовной жизни.

Слайд№2

Главная цель современной школы - формирование образованной, культурной личности.

Путь к достижению этой цели - введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно - мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам.

Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образы, делает их своими, усваивает нравственные ценности.

Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения.

Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом по курсу «Окружающий мир» на должном уровне или без посторонней помощи.

А подготовить доклад или сообщение по какой либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.

Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача учителя начальных классов.

Слайд №3

Организация работы учителя начальной школы определяется следующими направлениями:

  • формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению;

  • - приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов;

  • - введение ребенка в мир нравственных ценностей;

  • - обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков;

  • - приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество;

  • - формирование у ребенка эмоционально-нравственной отзывчивости.

Слайд№4

Чтение -это прежде всего труд и довольно тяжёлый.

.

Темп чтения от40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами даёт возможность воспринять только фактическую сторону текста.

Смысловое понимание прочитанного возникает при темпе чтения от 60 слов в минуту вслух при способе чтения целыми словами.

И только овладение техникой чтения на уровне 90 слов в минуту вслух обеспечивает углублённое понимание прочитанного.

Плохо читающий школьник обычно не справляется с учебным материалом в старших классах, он явный кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций, отрицательно влияющих на важные системы жизнедеятельности организма. Однако научить ребенка правильно, бегло, выразительно читать порой труднее, чем обучить математике.

В. А. Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать».

Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.

Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтений в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90 - 100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 130 слов в минуту.

Третья точка зрения принадлежит В.А Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение - это чтение в темпе 150 - 300 слов в минуту».

Г.Д. Боразнова в своей статье «Техника обучения чтению» пишет о том, что учащиеся, читающие к концу начальной школы 130 - 150 слов в минуту, могут в старших классах стать отличниками; читающие 110 - 120 слов - хорошистами; те, кто читает 80 - 100 слов в минуту, обычно успевают удовлетворительно. Г. Д. Боразнова обращает внимание на тот факт, что именно первые два года обучение являются решающими в становлении техники чтения. И если после двух лет обучения, ребенок читает 30 - 40 слов в минуту, то в старших классах у него будут серьезные проблемы с учебой.

Научить ребенка читать - эта задача осуществляется на протяжении четырех лет обучения в школе.

Техника, темп чтения, осознание прочитанного - основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще.

Но в то же время необходимо помнить, что темп чтения - не главный компонент обучения, он соотносится с индивидуальными особенностями учащегося, силой и подвижностью нервных процессов, темпераментом. Поэтому количество прочитанных слов в минуту для каждого ребенка будет индивидуальным.

Отсюда вывод: от овладения техникой чтения зависит становление самостоятельного грамотного читателя.

В начальной школе на уроках чтения имеет место целая система упражнений по развитию техники чтения:


  • слоговые таблицы;

  • чтение на скорость;

  • жужжащее чтение;

  • упражнение «Буксир» и т.д.

Совершенствование навыков техники чтения - объёмный и глубокий вопрос, требующий отдельного рассмотрения.

Мы же остановимся на вопросах приобщения уч-ся к литературе, как к искусству слова и азам читательской самостоятельности.

Слайд№5

В центре урока литературного чтения находятся в единстве личность ребенка и художественное произведение. Первоначальная задача учителя предварительно разобраться в художественном произведении и подготовиться к уроку.

Для этого можно использовать эффективно - функциональный анализ текста, который выполняется с опорой на возрастные и индивидуальные интересы и личный опыт каждого ученика.

Жизненные проблемы, составляющие суть конфликта произведения, их причины, нравственные мотивы героев, внутренние и внешние мотивы их поступков, отношение автора к героям, его позиция в конфликте, средства проявления авторской позиции (язык, подтекст, детали или лиризм и т.д.) - во всем этом и заключается специфика и сила возможного воздействия произведения на читателя.

Определяя направленность анализа художественного произведения, необходимо ориентироваться на личность каждого ученика и видеть все особенности произведения, способные вызывать определенные чувства эмоции, переживания, реакции. Активная творческая деятельность ученика, развивающая, углубляющая его впечатление о произведении, побуждающая сформулировать и выразить свое отношение к героям, дать свою интерпретацию - один из самых актуальных и значимых методических и организационных принципов.

Слайд№6

Большое значение для учителя в подготовке к уроку имеет литературно-методический анализ, который включает следующие этапы.

1. Выявление темы произведения.

Тема и проблема. О чем это произведение? Какие важные вопросы в нем рассматриваются? Что вас особенно привлекло, тронуло при слушании (чтении)? Знаете ли вы другие произведения на эту тему? Чем они похожи , а чем отличаются?

2. Определение идеи (главной мысли) произведения, проблемы (важного вопроса, поднимаемого автором).

Идея. Какая главная мысль произведения? Какое настроение вам передалось? Какое желание возникло? Что можно посоветовать героям произведения?

.

3.. Работа над художественными образами, способствующая раскрытию идеи произведения: выявление главных героев, их нравственно-эстетической нагрузки в произведении (портрет, поступки и их мотивы, отношения, речь)

Образы. Кто главный герой (герои) произведения? Опишите, каким вы его представляете. Какие поступки он совершил? Нравятся вам его поступки, поведение, высказывания или нет? Почему? Как относятся к нему другие персонажи? Как относится к нему автор? Можно ли по речи героя определить, какой он ( добрый, злой, доверчивый, хитрый и т.д.)? Помогает ли описание места, где происходят события, почувствовать настроение произведения? Помогает ли описание места понять характер героя?

4. Определение роли композиции в сюжете: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Композиция. На какие части можно разделить текст? Какая главная сцена, эпизод, часть произведения? Что самое важное в главной части? Как можно озаглавить каждую часть? Определите, сколько картин, сменяющих одна другую, поставлено в произведении.

5. Анализ языковых средств, авторского стиля. В лексическом составе текста выделяются словарные слова и разные выражения. Проводится работа над образными выражениями.

Языковые средства. Веселое или грустное произведение вы прочитали? Почему? Какие слова вас затронули, не оставили равнодушными? Какие выражения помогли лучше представить написанное? Можно ли заменить эти слова, выражения другими? С чем или кем можно сравнить героя, предмет, картину? Какими красками вы бы нарисовали героя, картину? Почему?

Слайд№8

6. Определение жанровой разновидности произведения. Основные признаки жанра произведения влияют на выбор методики работы над ним.

Например, в рассказе главное - наличие событий, система образов, определенный нравственный потенциал;

в басне - сатира, юмор, ирония, аллегория, мораль;

в сказке - фантастика, вымысел, борьба добра и зла;

в стихотворении - лиризм героя, его чувства, переживания, выраженные в эмоционально-образном содержании.

Жанр. Что вы прочитали: рассказ, сказку, басню, стихотворение? Как можно это доказать? Какие особенности произведения данного жанра вы знаете? Придумайте произведение этого жанра (загадку, сказку, песенку и т.д.)

7. Разметка текста для выразительного чтения: определение ударных слов, пауз (логических и психологических) темпа чтения, участников, где необходимо повышения и понижения тона.

Выразительное чтение. Когда и какие паузы нужно делать при чтении? Почему? Когда повышают, а когда понижают голос? С каким темпом, скоростью (быстро или медленно, средним темпом) нужно читать строчки, предложения? Почему?

Структура урока зависит от цели, типа урока и связана с учебным материалом.

Слайд№9


Загадки.


Загадка-это замысловатый вопрос, требующий ответа.

Первые загадки появились на земле в глубокой древности.

Это были загадки о природе. Ведь всё, что окружало человека было удивительным, неизвестным и таинственным. В древности люди использовали загадку как тайный знак, чтобы уберечься от «нечистой силы.»

Потом с помощью загадки испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Поэтому мы часто встречаем загадки в старинных сказках.

Правила работы над загадкой.

1).Слушай внимательно.

2).Определи тему.

3).Найди подсказку.

4).Правильно читай загадку.

«Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешками,

Петю - сыроежками,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой».

- Что же это за богатырь? («Илья Муромец» ?)

«Зимой и летом одним цветом» (сосна,ель,пихта)

- Правильно ли ответил мальчик, сказав, что это крокодил?

Вывод:Если мы не определим тему загадки, то отгадать её будет достаточно трудно.

Загадки развивают у детей любознательность, интерес к родному языку, способствуют развитию речи, заставляют ребёнка вдумываться в каждое слово, уметь сравнивать, выделять главное.

В работе над загадками возможно осуществление разных видов деятельности:

  • слушание

  • анализ текста

  • выразительное чтение

  • самостоятельное составление загадок.(СЛАД№10,СЛАЙД№11)

СЛАЙД№12

Пословицы и поговорки.

На уроках чтения мы формируем у школьников умение понимать пословицы и поговорки, поскольку понимание пословиц можно считать одним из критериев владения языком, развития речи.

В то же время это наиболее трудный для понимания жанр: все виды информации (фактуальная, подтекстовая,концептуальная) в пословице тесно переплетены, практически слиты воедино.

Кроме того,переход от конкретного информационногосодержания к смыслу неалгоритмичен (имеет сходство с озарением).

Конкретное явление в пословице приобретает в ней обобщающий смысл, а частный факт применяется к общему явлению.

В работе с пословицами уч-ся трудно извлечь фактуальную информацию из-за бедности словарного запаса. Особенно это касается устаревшей лексики.

(Ботвинья, бузина, лыко, пожнёшь)

Приёмы работы:

  • соотнесение пословицы и определённой жизненной ситуации,

  • соотнесение сказки, рассказа и пословицы,

  • собери пословицу из рассыпанных частей,

  • сочинение собственного рассказа к данной пословице.(3-4кл.)


Слайды№13-26

Сказки


Сказка-вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

Сказки:

  • о животных

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. В них медведь -добродушный, заяц- трусливый
лиса- хитрая, волк- злой.

  • Волшебные

Волшебные сказки могут все. Превратить лебедя в девицу, молодца в комара, лягушку в царевну; в них вы можете прочитать о змее - горыныче.

  • Бытовые

  • В бытовой сказке рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными.

Приметы сказки:

  • присказка

  • зачин

  • троекратные повторения

  • волшебные предметы

  • концовка

Иллюстрирование сказок -творческая работа на уроках изобразительного искусства.

Создание собственной сказки - развитие воображения, фантазии, читательского интереса.

Слайд№27

Басня.

Басня - короткий рассказ , в стихах или прозе, нравоучительное повествование с скрытым смыслом.

Слайд№28

В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.


  • Приём, когда баснописцы изображают животных, а имеют ввиду людей.-иносказание.

  • Иносказание придумал Эзоп, который жил около трёх тысяч лет назад в Древней Греции.

  • До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.

На уроках изучения басен особое место отводится анализу языковых средств баснописцев -погружение в лексику устаревших слов и выражений, авторских пословиц.

Ребята узнают, что многие пословицы пришли в нашу речь именно из басен И.А. Крылова.

«А воз и ныне там»-«Лебедь, рак, да щука»

«А Васька слушает да ест».-«Кот и повар»

«Ты всё пела - это дело, так поди же - попляши» - «Стрекоза и муравей»

«А вы, друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» - «Квартет»

Воспитательный аспект работы над басней - огромен.

Ребята наблюдают над характерами героев, их поступками, задумываются над такими нравственными категориями, как справедливость,сочувствие…

По ФГОС школьники должны обладать универсальными учебными действиями, которые, согласно образовательным стандартам второго поколения определяются как совокупность способов действий уч-ся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Формирование учебной самостоятельности невозможно без становления таких важных её компонентов, как самоконтроль и самооценка.

Один из приёмов -работа по шкале оценивания.

Слайд №29

Стихи.

Через стихи дети учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, обогащают свой словарный запас.

Особенна важна работа над средствами выразительности языка-расставляем пометы в тексте простым карандашом (пауза.,запятые,многоточие).

Перед чтением обсуждаем, с какой интонацией, каким голосом, в каком ритме нужно читать определённые места.

Поскольку в классе 16 человек, а читать хотят все, практикую чтение хором, квартетом, трио, дуэтом. При этом настраиваю детей, чтобы слушали все.

(Помогает работа по шкале оценивания).


Памятка

:

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ

К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

1. Внимательно прочитай текст.

Представь себе то, о чём прочитал.

2. Определи своё отношение к событиям,

героям, описаниям картин природы.

3. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям,

что они должны понять.

4. Продумай и выбери интонационные

средства: тон, темп чтения, пометь паузы,

логические ударения.

5. Прочитай сначала текст для себя вслух.

Проверь ещё раз, со всем ли согласен.

6 Не забудь, что ты произносишь текст

перед слушателями и общаешься с ними.

Слайд №30-31

Сочинение собственных стихов - результат возникновения желания ребёнка самому создать произведение поэтического жанра, получить эстетическое наслаждение от самого процесса творчества.

Слайд №32

Рассказ.

1.Приёмы работы на уроке.

  • беседа;

  • словарная работа;

  • приём антиципации (предугадывания, предвосхищения);

  • чтение по ролям, инсценирование;

  • выборочный пересказ;

  • составление плана;

  • иллюстрирование;

  • творческие работы…

Трудности в пересказе обусловлены речевыми нарушениями наших школьников:

  • ограниченный словарный запас

  • нарушение ОНР (искажения, аграмматизмы)

Например: «Школа была за «кремлём»-за селом.

«Филипок подскользнулся»-споткнулся.

«Дядя отогнал собак»-мужик.

«В избе раздавались голосы ребят» - голоса.

«Мальчик побил свой страх.- победил.

Слайд №33

Чтобы работа над литературным произведением была более понятна и близка ребятам ,возможен такой приём, как организация классного уголка по чтению.(Страничка чтения)-


Слайд №34


Пропаганда книги.

  • Выставки книг.

  • Списки рекомендуемой литературы.

  • Связь со школьной библиотекой.

  • Посещение районной библиотеки.

  • Просветительская работа с родителями.

  • Создание уголка по чтению в классах начальной школы.

  • Организация литературных экскурсий.

Эффективность литературного образования в начальных классах зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности.

В первом классе дети узнают буквы, учатся читать сначала по слогам, затем словами, понимать прочитанное. Это своеобразный подготовительный этап на пути к литературному чтению.

Во 2 - 4 классах чтение продолжает функционировать как учебная деятельность, но появляется и новый ракурс - удовлетворение познавательных интересов и потребностей, осознанное получение эстетического наслаждения от чтения.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

При этом учитель должен помнить, что каждый ребенок - это вновь родившаяся планета.

Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир - это наша общая задача в решении которой помогает литературное образование.












Литература:


  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М.: Просвещение, 1997.
  2. Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. - М.: Просвещение, 1984.
  3. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. - 1994. - №6.
  4. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. - 2005. - №7.
  5. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2006.


© 2010-2022