- Преподавателю
- Начальные классы
- Технология оценки достижений обучающихся
Технология оценки достижений обучающихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова Л.С. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное обшеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №10»
Выступление
на областном практико-ориентированном семинаре
«Оценка предметных и метапредметных достижений обучающихся в условиях ФГОС» (ОС «Школа 2100»)
Тема: «Технология оценивания результатов обучающихся 1 классов во внеурочной деятельности».
Учитель начальных классов
Орлова Лилия Сергеевна
г. Таштагол, 2013 год
Технология оценивания результатов обучающихся 1 классов во внеурочной деятельности
Технология оценивания образовательных достижений учащихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004-2007 гг. Научный руководитель эксперимента - академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн. Цель новой технологии - обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100». Основные задачи новой технологии:
- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
- развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные'ошибки;
- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сохранить его психологическое здоровье.
Инструкция по развитию самооценки первоклассника.
Как будем развивать адекватную самооценку? 1-й шаг (на ближайших занятиях). Даём проявить свою (неадекватную) самооценку:
- В момент, когда раньше ученики получали от учителя тетради со значками (наклейками), вместо готовой оценки учителя даётся установка: «Сейчас вы сами оцените свою работу!»
- После этих слов тетради раздаются на руки и ведётся диалог с учениками.
Учитель
Ученики
- «Откройте свою работу! Я всё посмотрела. Мне очень понравилось, как вы всё сделали!» УСТАНОВКА НА УСПЕХ! НЕ ДАВАТЬ ИМ ДУМАТЬ ТО, ЧТО У КОГО-ТО ПОЛУЧИЛОСЬ ЛУЧШЕ, А У КОГО-ТО ХУЖЕ!
Открывают, смотрят, видят подписи,
но не видят никаких отметок (значков и т.п.).
- Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать ?
Кто-то (лучше если хором) говорит, какое было задание. (ОБУЧЕНИЕ 1-му пункту алгоритма самооценки).
- Смотрите, каждый из вас (по-своему), но очень хорошо сделал это задание!
Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ,
но не ОТМЕТКУ.
- Посмотрите каждый на свою работу. Согласны, что удалось выполнить задание?
Отвечают «Да», лучше если хором (КОЛЛЕКТИВНАЯ САМООЦЕНКА -
обучение 2-му пункту алгоритма самооценки).
- Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше (посмотрите свои первые задания).
Смотрят на соседний лист.
- И как сейчас! Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться!
(Даётся установка на успех и на
сравнение с собой, а не с другими -
пусть даже не всегда это будет
соответствовать действительности.)
-
Теперь пусть каждый,
кто считает, что у
него получилось выполнить задание, наградит себя! Например, возьмёт наклейку
и наклеит, поставит значок и т.п. (раздать заранее или сейчас, по ситуации).
Наградить себя (наклеить, поставить)
ДОЛЖНЫ ВСЕ. Это и есть промежуточная
цель - дать каждому почувствовать себя
успешным. При этом кто-то сделал аккуратно,
кто-то не полностью, но это на данном этапе
неважно (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
САМООЦЕНКА - чаще необъективная).
-
Если кто-то считает, что у него ОСОБЕННО хорошо получилось, что он сделал
что-то помимо того,
что требовалось в задании,
что он хочет показать это всем, то когда будете сдавать работы в следующий раз, поставьте свою тетрадь на особое место (экран успеваемости, «папка почёта» и т.д.).
Даётся установка на САМООЦЕНКУ
ОСОБЫХ ДОСТИЖЕНИЙ -
для проявления «шустриков».
Это тоже не всегда адекватно,
но не страшно: для этого следующие шаги.
- - й шаг (на ближайшей неделе).
- В конце каждого урока (или как минимум в конце дня на последнем занятии) в тетради на полях или в дневнике напротив строки урока предлагать детям ставить обозначение по шкале (для этого повесить шкалу крупно в класс рядом с доской).
- Наше занятие заканчивается. Пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!). И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради (объяснить где) // или в дневник (объяснить где).
- Если ты доволен собой, у тебя всё получалось, то рисуй улыбающееся личико // или солнышко.
- Если тебе на занятии было временами непросто, не всё получалось, то рисуй удивлённое личико // или солнышко, наполовину закрытое тучкой.
3 - й шаг (спустя месяц после 1-го шага). Устанавливаем порядок самооценки. (К уже известным ученикам 1-му и 2-му пунктам алгоритма самооценки
добавляем 3-й и 4-й пункты.)
- Меняем у доски плакат со шкалой эмоциональной оценки на новый плакат:
«Как оценить свою работу?»
L Какое было задание?
Карандаш и лист с пустым кружком.
2. Смог выполнить?
Карандаш и лист с закрашенным кружком.
3. Правильно или с ошибкой?
Карандаш и лист, где закрашено с выходом за границы.
4. Сам или с помощью?
Два карандаша и лист с правильно закрашенным кружком.
Такой же плакат надо дать родителям на собрании как вклейку в дневники. Выбираем занятие для самооценивания и урезаем его содержание (отбрасываем последние задания в тетради). Это время уйдёт на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем более сознательное отношение детей к учёбе компенсирует менее подробное изучение нескольких тем). Планируя занятие с самооцениванием, выбираем когда, на каком задании, какому ученику предложить показать всему классу, как он справился с ним. Первыми должны быть ученики успешные, уверенные в себе, психологически готовые к тому, что все будут разбирать их работу. Задание они должны получить простое, чтобы точно справились без ошибок! - После того как ученик покажет классу, как он выполнил задание, учитель говорит: «А теперь давай вместе оценим твой ответ!». Учитель задаёт вопросы, показывая на плакат «Как оценить свою работу?», и подводит ученика к ответам.
Учитель
Ученик
1) Какое у тебя было задание, что надо было сделать?
Называет, вспоминая формулировку.
2) Давай сравним твой ответ и задание.
Ты справился? Сравнивает и решает - да.
Все согласны? (обращаясь к классу) -Да.
3) Правильно или с ошибкой? - Без ошибок (если надо, обратимся к классу).
4) Сам или с чьей-то помощью? - Сам!
В конце учитель предлагает ученику наградить себя за выполненное задание: «Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя- рядом с заданием (в тетради или
в дневнике) нарисуй маленький кружок и закрась его!» (Показывает на доске.) ; Рисует кружок (в тетради/ дневнике) и закрашивает его.
Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!»
- Точно так же разбираем решение следующего ученика (на этом или другом уроке), постоянно обращая внимание класса на плакат с порядком действий при оценивании и т.д.
4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го). Учим признавать свои ошибки.
- Предлагаем ученику {психологически готовому) при классе оценить выполнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошибки, недочёты.
- Когда по порядку самооценки мы доходим до 3-го вопроса («Сделал правильно или с ошибкой?»), необходимо добиться, чтобы ученик сам увидел у себя ошибку (сравнивая, например, с правильным образцом выполнения задания) или согласился с доказательными рассуждениями учителя, что здесь ошибка есть.
- Получив такое признание, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, ты нашёл у себя ошибку и не постеснялся признать это! Ты честный человек! Значит, в следующий раз ошибки, скорее всего, у тебя не будет!»
- После этого учитель предлагает ученику наградить себя: «Теперь честно . награди себя!»
Учитель
Ученик
1) Как мы награждаем себя за правильно выполненное задание?
- Рисуем (в тетради/дневнике) кружок и закрашиваем его.
2) Ты хоть и с ошибкой, но выполнил задание. Значит, нарисовать и закрасить кружок можешь?
- Да, наверное, могу.
3) Но раз ты сделал с ошибкой, закрашивать будешь полностью или только часть?
- Лучше только часть!
4) Правильно! Так ты будешь помнить, где была ошибка, чтобы снова её не допустить!
- Точно так же при ответе на 4-й вопрос, если ученик справился с заданием с чьей-то помощью (учителя, класса), надо получить от него признание, что помощь была (и ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ за это признание). И так же предложить ему закрасить кружок рядом с заданием не полностью.
- Несколько занятий подряд предлагаем ученикам оценивать свои действия, признавая ошибки.
- В какой-то момент надо предложить ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал полностью неправильно.
Учитель
Ученик 1) Какое у тебя было задание, что надо было получить? Объясняет задание. 2) Сравни со своим ответом. Тебе удалось выполнить задание? Сравнивает и признаёт (вполне возможно, что не сразу, а после доказательных разъяснений), что нет - цели он не достиг. - Получается, ты делал это задание, но сделать не смог? -Да. - Молодец! Ты честно признался, что не справился. Не каждый взрослый способен на это, а ты - смог!
- Как же тебя наградить? Закрашивать кружок можно? - Наверное, нет. - А нарисовать пустой кружок рядом с заданием? - Можно!
- Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, и сможешь выполнить его заново! У тебя обязательно получится!
5 - шаг (спустя месяц после четвертого)
Используем развитое умение самооценки.
-
Когда все ученики хотя бы раз оценивали своё задание при всём классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
-
Помимо диалога самооценивание может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение самостоятельно.
-
Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
-
Планируя следующие занятия, учитель перестаёт урезать его содержание.
-
Алгоритм самооценки сворачивается - после предложения учителя: «Оцени свой ответ» следует краткая фраза ученика «Цель достигнута, ошибок не было» или «Решение я получил, но с помощью класса»
Если мнение ученика и учителя Если мнение учителя отличается
совпадают, от мнения ученика, необходимо
можно вести урок дальше. пройтись целиком по алгоритму
и согласовать позиции.
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, сможет, как минимум позволить:
- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь;
- использовать эту связь как форму поощрения, но не наказания; стимулировать умение сосредоточиться в большей степени на известном, чем на неизвестном учащимся;
- отмечать с её помощью даже незначительные успехи, позволяя школьникам продвигаться в собственном темпе;
- ориентировать ученика на успех;
- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учеников (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Ссылки:
Вахрушев А. А. Козлова С.А., Кремлёва И.И., Пронина О.В.,тйка Е.И.
Образовательная система «Школа 2100» Реализация федерального государственного образовательного стандарта (пособие для учителей 1 класса) Москва БАЛАСС, 2011 (в том числе - технология оценивания образовательных достижений)
school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ocenka.php
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)). Д.Д. Данилов
school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php
Конспекты уроков по ФГОС для учителей 1 класса
school2100.ru/pedagogam/vdru/