Технология оценки достижений обучающихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное обшеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №10»









Выступление

на областном практико-ориентированном семинаре

«Оценка предметных и метапредметных достижений обучающихся в условиях ФГОС» (ОС «Школа 2100»)



Тема: «Технология оценивания результатов обучающихся 1 классов во внеурочной деятельности».





Технология оценки достижений обучающихся























Учитель начальных классов

Орлова Лилия Сергеевна















г. Таштагол, 2013 год







Технология оценивания результатов обучающихся 1 классов во внеурочной деятельности



Технология оценивания образовательных достижений учащихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии обра­зования в 2004-2007 гг. Научный руководитель эксперимента - ака­демик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн. Цель новой технологии - обеспечить на этапе контроля реали­зацию принципов развивающей личностно ориентированной Обра­зовательной системы «Школа 2100». Основные задачи новой технологии:

  • определять, как ученик овладевает умениями по использова­нию знаний, то есть насколько обучение соответствует современ­ным целям образования;
  • развивать у ученика умение самостоятельно оценивать ре­зультаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные'ошибки;
  • мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обста­новку, сохранить его психологическое здоровье.
По результатам экспериментальной работы 16 ноября 2005 г. технология получила официальное признание Президиума Рос­сийской академии образования. В Заключении РАО говорится: «В Образовательной системе "Школа 2100"... разработана мо­дель контроля оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процеса. Основными составляющими новой тех­нологии оценки успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов конт­роля в метапредметных таблицах требований; дифференциация оцен­ки по специальной шкале уровней успешности».

Инструкция по развитию самооценки первоклассника.

Как будем развивать адекватную самооценку? 1-й шаг (на ближайших занятиях). Даём проявить свою (неадекватную) са­мооценку:

  • В момент, когда раньше ученики получали от учителя тетради со знач­ками (наклейками), вместо готовой оценки учителя даётся установка: «Сейчас вы сами оцените свою работу!»
  • После этих слов тетради раздаются на руки и ведётся диалог с учениками.

Учитель

Ученики

- «Откройте свою работу! Я всё посмотрела. Мне очень понравилось, как вы всё сделали!» УСТАНОВКА НА УСПЕХ! НЕ ДАВАТЬ ИМ ДУМАТЬ ТО, ЧТО У КОГО-ТО ПОЛУЧИЛОСЬ ЛУЧШЕ, А У КОГО-ТО ХУЖЕ!

Открывают, смотрят, видят подписи,

но не видят никаких отметок (значков и т.п.).

- Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать ?

Кто-то (лучше если хором) говорит, какое было задание. (ОБУЧЕНИЕ 1-му пункту алгоритма самооценки).

- Смотрите, каждый из вас (по-своему), но очень хорошо сделал это задание!

Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕН­КУ,

но не ОТМЕТКУ.

- Посмотрите каждый на свою работу. Согласны, что удалось выполнить задание?

Отвечают «Да», лучше если хором (КОЛЛЕКТИВНАЯ САМООЦЕН­КА -

обучение 2-му пункту алгорит­ма самооценки).

- Теперь пусть каждый сравнит, как он это де­лал раньше (посмотрите свои первые задания).

Смотрят на соседний лист.

- И как сейчас! Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться!

(Даётся установка на успех и на

срав­нение с собой, а не с другими -

пусть даже не всегда это будет

соответство­вать действительности.)

  • Теперь пусть каждый,

кто считает, что у

него получилось выполнить задание, на­градит себя! Например, возьмёт наклейку

и наклеит, поставит значок и т.п. (раздать заранее или сейчас, по ситуации).

Наградить себя (наклеить, поставить)

ДОЛЖНЫ ВСЕ. Это и есть промежу­точная

цель - дать каждому почув­ствовать себя

успешным. При этом кто-то сделал аккуратно,

кто-то не полностью, но это на данном этапе

не­важно (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

САМО­ОЦЕНКА - чаще необъективная).

  • Если кто-то считает, что у него ОСОБЕН­НО хорошо получилось, что он сделал

что-то помимо того,

что требовалось в задании,

что он хочет показать это всем, то когда будете сдавать работы в следующий раз, поставь­те свою тетрадь на особое место (экран успе­ваемости, «папка почёта» и т.д.).

Даётся установка на САМООЦЕНКУ

ОСОБЫХ ДОСТИЖЕНИЙ -

для проявления «шустриков».

Это тоже не всегда адекватно,

но не страшно: для этого следующие шаги.


  1. - й шаг (на ближайшей неделе).
Развиваем эмоциональную рефлексию - основу для последующей адекватной оценки своих успехов:
  • В конце каждого урока (или как минимум в конце дня на последнем занятии) в тетради на полях или в дневнике напротив строки урока предлагать де­тям ставить обозначение по шкале (для этого повесить шкалу крупно в класс рядом с доской).
Подать это детям так:
  • Наше занятие заканчивается. Пусть сейчас каждый вспом­нит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!). И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в тетради (объяснить где) // или в дневник (объяснить где).
  • Если ты доволен собой, у тебя всё получалось, то рисуй улыбающееся личико // или солнышко.
  • Если тебе на занятии было временами непросто, не всё получалось, то ри­суй удивлённое личико // или солнышко, наполовину закрытое тучкой.
-Если тебе на занятии было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное ли­чико // или тучку. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше! Таким образом, каждый день рёбята будут задумываться, что у них получа­лось, а что нет. Так они будут психологически готовиться к следующему шагу.



3 - й шаг (спустя месяц после 1-го шага). Устанавливаем порядок самооценки. (К уже известным ученикам 1-му и 2-му пунктам алгоритма самооценки

добавляем 3-й и 4-й пункты.)

  • Меняем у доски плакат со шкалой эмоциональной оценки на новый плакат:


«Как оценить свою работу?»


L Какое было задание?

Карандаш и лист с пустым кружком.

2. Смог выполнить?

Карандаш и лист с закрашенным кружком.

3. Правильно или с ошибкой?

Карандаш и лист, где закрашено с выходом за границы.

4. Сам или с помощью?

Два карандаша и лист с правильно закрашенным кружком.



Такой же плакат надо дать родителям на собрании как вклейку в дневники. Выбираем занятие для самооценивания и урезаем его со­держание (отбрасываем последние задания в тетради). Это время уйдёт на вы­работку у учеников умения самооценки (в дальнейшем более сознательное отно­шение детей к учёбе компенсирует менее подробное изучение нескольких тем). Планируя занятие с самооцениванием, выбираем когда, на каком задании, какому ученику предложить показать всему классу, как он справился с ним. Первыми должны быть ученики успешные, уверенные в себе, психологически готовые к тому, что все будут разбирать их работу. Задание они должны полу­чить простое, чтобы точно справились без ошибок! - После того как ученик покажет классу, как он выполнил задание, учи­тель говорит: «А теперь давай вместе оценим твой ответ!». Учитель задаёт во­просы, показывая на плакат «Как оценить свою работу?», и подводит ученика к ответам.

Учитель

Ученик

1) Какое у тебя было задание, что надо было сделать?

Называет, вспоминая формулировку.

2) Давай сравним твой ответ и задание.

Ты справился? Сравнивает и решает - да.

Все согласны? (обращаясь к классу) -Да.

3) Правильно или с ошибкой? - Без ошибок (если надо, обратимся к классу).

4) Сам или с чьей-то помощью? - Сам!

В конце учитель предлагает ученику наградить себя за выполненное задание: «Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя- рядом с заданием (в тетради или

в дневнике) нарисуй маленький кружок и закрась его!» (Показывает на доске.) ; Рисует кружок (в тетради/ дневнике) и закрашивает его.

Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!»


  • Точно так же разбираем решение следующего ученика (на этом или другом уроке), постоянно обращая внимание класса на плакат с порядком дей­ствий при оценивании и т.д.

4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го). Учим признавать свои ошибки.
  • Предлагаем ученику {психологически готовому) при классе оценить вы­полнение задания, в котором (как мы знаем) у него есть незначительные ошиб­ки, недочёты.
  • Когда по порядку самооценки мы доходим до 3-го вопроса («Сделал пра­вильно или с ошибкой?»), необходимо добиться, чтобы ученик сам увидел у себя ошибку (сравнивая, например, с правильным образцом выполнения за­дания) или согласился с доказательными рассуждениями учителя, что здесь ошибка есть.

  • Получив такое признание, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ ученика: «Молодец, ты нашёл у себя ошибку и не постеснялся признать это! Ты чест­ный человек! Значит, в следующий раз ошибки, скорее всего, у тебя не будет!»
  • После этого учитель предлагает ученику наградить себя: «Теперь честно . награди себя!»

Учитель

Ученик

1) Как мы награждаем себя за правильно выполнен­ное задание?

- Рисуем (в тетради/дневни­ке) кружок и закрашиваем его.

2) Ты хоть и с ошибкой, но выполнил задание. Зна­чит, нарисовать и закрасить кружок можешь?

- Да, наверное, могу.

3) Но раз ты сделал с ошибкой, закрашивать будешь полностью или только часть?

- Лучше только часть!

4) Правильно! Так ты будешь помнить, где была ошибка, чтобы снова её не допустить!




  • Точно так же при ответе на 4-й вопрос, если ученик справился с задани­ем с чьей-то помощью (учителя, класса), надо получить от него признание, что помощь была (и ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОХВАЛИТЬ за это признание). И так же предложить ему закрасить кружок рядом с заданием не полностью.
  • Несколько занятий подряд предлагаем ученикам оценивать свои дей­ствия, признавая ошибки.
  • В какой-то момент надо предложить ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал пол­ностью неправильно.

Учитель

Ученик 1) Какое у тебя было задание, что надо было получить? Объясняет задание. 2) Сравни со своим ответом. Тебе удалось выполнить задание? Сравнивает и признаёт (вполне возможно, что не сразу, а после доказательных разъ­яснений), что нет - цели он не достиг. - Получается, ты делал это задание, но сделать не смог? -Да. - Молодец! Ты честно признался, что не справился. Не каждый взрослый спосо­бен на это, а ты - смог!


- Как же тебя наградить? Закрашивать кружок можно? - Наверное, нет. - А нарисовать пустой кружок рядом с заданием? - Можно!

- Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, и сможешь выполнить его заново! У тебя обязательно получится!



5 - шаг (спустя месяц после четвертого)

Используем развитое умение самооценки.

  1. Когда все ученики хотя бы раз оценивали своё задание при всём классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

  2. Помимо диалога самооценивание может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение самостоятельно.

  3. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

  4. Планируя следующие занятия, учитель перестаёт урезать его содержание.

  5. Алгоритм самооценки сворачивается - после предложения учителя: «Оцени свой ответ» следует краткая фраза ученика «Цель достигнута, ошибок не было» или «Решение я получил, но с помощью класса»

Технология оценки достижений обучающихсяТехнология оценки достижений обучающихся

Если мнение ученика и учителя Если мнение учителя отличается

совпадают, от мнения ученика, необходимо

можно вести урок дальше. пройтись целиком по алгоритму

и согласовать позиции.

Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, сможет, как минимум позволить:

- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь;

- использовать эту связь как форму поощрения, но не наказания; стимулировать умение сосредоточиться в большей степени на известном, чем на неизвестном учащимся;

- отмечать с её помощью даже незначительные успехи, позволяя школьникам продвигаться в собственном темпе;

- ориентировать ученика на успех;

- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учеников (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

Ссылки:

Вахрушев А. А. Козлова С.А., Кремлёва И.И., Пронина О.В.,тйка Е.И.

Образовательная система «Школа 2100» Реализация федерального государственного образовательного стандарта (пособие для учителей 1 класса) Москва БАЛАСС, 2011 (в том числе - технология оценивания образовательных достижений)

school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/

school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ocenka.php

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)). Д.Д. Данилов

school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php

Конспекты уроков по ФГОС для учителей 1 класса

school2100.ru/pedagogam/vdru/


© 2010-2022